Главная страница
Навигация по странице:

  • Почитание святых Основная статья: Святой

  • Доникейский период (I — начало IV века) Основная статья: История раннего христианства

  • «Апостольские мужи» Основная статья: Апостольские мужи

  • Христианизация Армении Основная статья: Армянская апостольская церковь

  • Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине

  • Разделение церквей ( формально

  • Критика христианства

  • христианство. Христианство


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеХристианство
    Анкорхристианство
    Дата02.03.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлахристианство.rtf
    ТипРеферат
    #964711
    страница2 из 3
    1   2   3

    Христианская антропология

    Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремлённым к Богу. Между тем, человек един, поэтому спасению (воскресению и обожествлению) подлежит не только душа, но весь человек, включая его тело. Совершенным человеком, неслиянно соединённым с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в адураю и в чистилище (только у католиков).

    Учение о таинствах

    С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие таинства как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.

    Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществлённых в тело и кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё пять таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви в соответствии с библейским текстом из Послания к ефесянам (Еф. 5:225:32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.

    Почитание святых

    Основная статья: Святой



    СвятыеФра Беато Анджелико, XV век

    Более 150 тысяч человек причислены христианскими церквями (Православной, Католической и др.) к лику святых (см. Канонизация). Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.

    История

    Основная статья: История христианства

    Христианство сыграло важнейшую роль в развитии западной цивилизации, начиная с поздней античности и Средневековья[35][36][37][38].

    Доникейский период (I — начало IV века)

    Основная статья: История раннего христианства

    Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.

    Апостольский век

    I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение двенадцати лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.

    С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов почил около 100 года, и с ним закончился апостольский век.

    «Апостольские мужи»

    Основная статья: Апостольские мужи

    Время первохристианства I—II веков отмечено деятельностью так называемых «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов.

    «Апологеты»

    Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к так называемым апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 года) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонении императора Марка Аврелия в 166 году.

    Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 годы), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.

    Христианизация Армении

    Основная статья: Армянская апостольская церковь



    Татевский монастырь в Армении, IX век

    Основателями Армянской церкви считаются апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей, проповедавшие христианство в Армении в I веке[39].

    В начале IV века (традиционная дата — 301 год) Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии[40][41], что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Тиридата III Великого.

    Политика гонений на христиан императора Диоклетиана заставляет общину девичьего аскетерия бежать из Рима в Армению[42]. Однако святые девы были замучены армянским царём Тиридатом III (тогда ещё язычником). Но впоследствии эти события способствовали обращению его царства в христианство через проповедь святого Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом царства. Таким образом, Армения стала первым в истории христианским государством[43].

    Христианизация Грузии

    Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным[44][45]. В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви[46]. Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире[47][48][49][50].

    IV—VIII века

    См. также: Арианский спор



    Полемика Нестория и Кирилла Александрийского по поводу почитания Богородицы завершилась победой последнего (изображён на иконе)

    При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией в Риме. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает духовно-нравственный уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (например, монофелитство — типичная императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV веке быстро расцветает монашество и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов общепризнанного вероучения на семи Вселенских Соборах.

    Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине

    Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 году удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 года первый египетский монастырь в Тавенисси.

    В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е годы) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 года).

    В Сирии — преподобный Иаков Низибийский (ум. 340-е годы) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 год), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.

    IX—XI века

    В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.

    Разделение церквей (формально 1054 год)

    Основная статья: Раскол христианской церкви (1054)



    Православные священнослужители

    Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.

    В действительности разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII век), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.

    Новое время



    Христианография — карта распространения христианских конфессий, составленная Эфраимом Пейджитом (англ. Ephraim Pagit) в 1635 году.

    После Великих географических открытий (XV—XVII века) христианство распространилось в АмерикеОкеаниитропической Африке и остальном мире посредством миссионерской деятельности и европейского колониализма, особенно в период нового империализма[51][52][53].

    Критика христианства

    Основная статья: Критика христианства

    Христианская мифология

    Основная статья: Христианская мифология



    Святая Гора Афон, из цикла «Славянская эпопея» Альфонса Мухи, 1926. Изображено незримое присутствие святых

    Христианская мифология — комплекс представлений, образов и символов, связанных с христианством и развивающихся во взаимодействии христианской доктрины с фольклорными традициями христианских народов[54].

    Соотношение между христианской доктриной и христианской мифологией весьма противоречиво. Христианская доктрина в своём обязательном для верующего виде, теология, представляет собой систему догматов и моральных принципов, сознательно противопоставленных чувственной наглядности и житейским ценностям. Эта система стадиально отлична от мифологии и противоположна принципу мифологии как обобщения архаического обычая, поскольку противопоставляет данности обычая потустороннюю «истину». Уже иудаистическая мифология представляет собой сложный феномен, определённые черты «обычной» мифологии в ней отсутствуют. Целые пласты мифологического материала (например, подробные сведения по фантастической космологии и др.), богато представленные в буддийскойджайнской мифологии и др., практически отсутствуют в каноне христианского Священного Писания и Священного Предания. Они имеются в христианских апокрифах, в фольклорных и полуфольклорных текстах. Они обособлены от официальной, общеобязательной доктрины[54].

    Примечания

    ↑ Показывать компактно

      1.  Пучков, 1999, с. 855.

      2.  Briggs Ch. A. The fundamental Christian faith: the origin, history and interpretation of the Apostles' and Nicene creeds. — C. Scribner’s sons, 1913.

      3. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 Кузенков, Аверинцев, 2017, с. 194.

      4.  Presentation of the Pontifical Yearbook 2019 and the Annuarium Statisticum Ecclesiae 2017, 06.03.2019. Дата обращения: 18 сентября 2019. Архивировано 7 марта 2019 года.

      5. ↑ Перейти обратно:1 2 Пучков, 1999, с. 859—860.

      6.  The Oxford Dictionary of the Christian Church / Ed. by F. L. Cross, E. A. Livingstone. — Oxford University Press, 2005. — P. 107.

      7.  Энциклопедия Британника. Статья: Armenian Apostolic Church;

    Armenia became the first country to adopt Christianity about 300 ce, when St. Gregory the Illuminator converted the Arsacid king Tiridates III.

      1.  Энциклопедия Британника. Статья: Saint Gregory the Illuminator;

    He returned to Armenia in the midst of a Christian persecution pressed by King Tiridates III (who was a zealot for the regional idols) and was imprisoned in a burial pit. After being rescued, Gregory reputedly converted the king about 300, and Tiridates then became the first monarch in history to impose Christianity on his people. He did so about 20 years before Constantine I.

      1.  Большая советская энциклопедия. Статья Аршакиды армянские;

    При Тиридате III Великом [287—332] христианство стало около 301 государственной религией в Армении.

      1.  Карташёв А. В. Вселенские соборы. — М.: «Эксмо», 2006. — 672 с. (С. 66)

      2.  Christianity 2015: Religious Diversity and Personal Contact (англ.). International Bulletin of Missionary Research (январь 2015). Дата обращения: 8 октября 2019.

      3.  Adherents.com: By Location. Дата обращения: 13 марта 2008. Архивировано из оригинала 28 января 2014 года.

      4.  Largest Religious Groups in the USA. Дата обращения: 13 марта 2008. Архивировано из оригинала 20 августа 2018 года.

      5.  Adherents.com: By Location. Дата обращения: 13 марта 2008. Архивировано из оригинала 28 января 2014 года.

      6.  Annuario Pontificio. Дата обращения: 14 апреля 2010. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года.

      7. ↑ Перейти обратно:1 2 Worldwide Adherents of All Religions // Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2013

      8.  Global Christianity A Report on the Size and Distribution of the World's Christian Population (англ.). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 декабря 2013). Дата обращения: 19 мая 2013. Архивировано 23 мая 2013 года.

      9.  Global Christianity A Report on the Size and Distribution of the World's Christian Population (англ.). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 декабря 2011). Дата обращения: 21 мая 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.

      10.  Status of Global Mission 2011. Дата обращения: 24 ноября 2011. Архивировано из оригинала 10 июня 2012 года.

      11.  Statistical report. Annual council of the General Conference Committee, October 9-14, 2009. Дата обращения: 24 мая 2012. Архивировано из оригинала 15 апреля 2010 года.

      12.  Eastern Orthodox Church — Information on the Eastern Orthodox Church Denomination

      13.  Carl S. Tyneh. Orthodox Christianity: Overview and Bibliography. ― Nova Publishers, 2003.

      14.  Juergensmeyer M., Roof W. C., ed. (2012), Encyclopedia of Global Religion, vol. 1, Los Angeles: SAGE Publications, p. 319.

      15.  The Armenian Church TodayАрхивная копия от 5 июля 2011 на Wayback Machine  (недоступная ссылка))

      16. ↑ Перейти обратно:1 2 Global Christianity – A Report on the Size and Distribution of the World's Christian Population. Pew Research Center.

      17.  Henderso, Errol A. Scriptures, Shrines, Scapegoats, and World Politics: Religious Sources of Conflict and Cooperation in the Modern Era / Errol A Henderso, Zeev Maoz. — Michigan : University of Michigan Press, 2020. — P. 129–130. — ISBN 9780472131747.

      18.  Bouteneff P. C. Oriental Orthodox // The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity. — Blackwell Publishing, 2011.

      19.  Армянская Церковь и ХалкидонАрхивная копия от 8 января 2009 на Wayback Machine  (недоступная ссылка)

      20.  Encyclopedia Coptica

      21.  Вероучение // Булгаков С. Н., прот. Православие: Очерки учения Правосл. Церкви. — М., 1991

      22. ↑ Перейти обратно:1 2 Зайцев А. А. Вероучение // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VIII : «Вероучение — Владимиро-Волынская епархия». — С. 8-11. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.

      23.  Квливидзе Н. В. Иисус Христос // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 674-713. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.

      24.  Greenspoon, Leonard. The Historical Jesus Through Catholic and Jewish Eyes / Greenspoon, Leonard, Hamm, Dennis, Le Beau, Bryan F.. — A&C Black, 1 November 2000. — P. 78. — ISBN 978-1-56338-322-9.

      25.  Rainer Kampling, 'Deicide,' in Richard S. Levy (ed.), Antisemitism: A Historical Encyclopedia of Prejudice and Persecution, Vol. 1 ABC-CLIO, 2005 ISBN 978-1-851-09439-4 pp. 168—169.

      26.  Religions in Global Society. p. 146, Peter Beyer, 2006

      27.  Cambridge University Historical Series, An Essay on Western Civilization in Its Economic Aspects, p. 40: Hebraism, like Hellenism, has been an all-important factor in the development of Western Civilization; Judaism, as the precursor of Christianity, has indirectly had had much to do with shaping the ideals and morality of western nations since the christian era.

      28.  Caltron J.H Hayas, Christianity and Western Civilization (1953), Stanford University Press, p. 2: «That certain distinctive features of our Western civilization—the civilization of western Europe and of America—have been shaped chiefly by Judaeo — Graeco — Christianity, Catholic and Protestant.»

      29.  Fred Reinhard Dallmayr, Dialogue Among Civilizations: Some Exemplary Voices (2004), p. 22: Western civilization is also sometimes described as «Christian» or «Judaeo-Christian» civilization.

      30.  Официальный сайт Армянской апостольской церквиHome Page/The Armenian Church Today/Who We Are

    Founded in the first century by two of the Apostles of Jesus Christ, Saints Thaddeus and Bartholomew, we are one of the five ancient Eastern Oriental Orthodox churches. At the beginning of the fourth century, Armenia became the first nation in the world to declare Christianity as our state religion…

      1.  Всемирный совет церквей. Профиль страны: Армения (архивированная версия). Дата обращения: 20 ноября 2008. Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 года.

      2.  National Geographic

      3.  Схематическая история христианства

      4.  Всемирный совет церквей. Профиль страны: Армения

      5.  Грузинская Православная Церковь // Patriarchia.ru

      6.  Грузинская православная церковьАрхивная копия от 14 октября 2007 на Wayback Machine  (недоступная ссылка)

      7.  Рональд Робертсон. Восточные христианские церкви: церковно-исторический справочник

      8.  Краткая история Грузинской Православной Церкви. Дата обращения: 16 сентября 2009. Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года.

      9.  Официальный сайт Грузинской православной церкви

      10.  Ломинадзе Б. Р. Грузинская Православная церковь // Большая советская энциклопедия

      11.  Бессонов М. Н. Православие в наши дни. — М.:Политиздат, 1990. — С. 80.

      12.  Muslim–Christian Relations. — Amsterdam University Press, 2006. — «The enthusiasm for evangelization among the Christians was also accompanied by the awareness that the most immediate problem to solve was how to serve the huge number of new converts. Simatupang said, if the number of the Christians were double or triple, then the number of the ministers should also be doubled or tripled and the role of the laity should be maximized and Christian service to society through schools, universities, hospitals and orphanages, should be increased. In addition, for him the Christian mission should be involved in the struggle for justice amid the process of modernization». — ISBN 978-90-5356-938-2.

      13.  Kammer, Fred. Doing Faith Justice. — Paulist Press, 1 May 2004. — P. 77. — «Theologians, bishops, and preachers urged the Christian community to be as compassionate as their God was, reiterating that creation was for all of humanity. They also accepted and developed the identification of Christ with the poor and the requisite Christian duty to the poor. Religious congregations and individual charismatic leaders promoted the development of a number of helping institutions–hospitals, hospices for pilgrims, orphanages, shelters for unwed mothers–that laid the foundation for the modern large network of hospitals, orphanages and schools, to serve the poor and society at large». — ISBN 978-0-8091-4227-9.

      14.  Christian Church Women: Shapers of a Movement. — Chalice Press, March 1994. — «In the central provinces of India they established schools, orphanages, hospitals, and churches, and spread the gospel message in zenanas». — ISBN 978-0-8272-0463-8.

      15. ↑ Перейти обратно:1 2 Аверинцев, 1988.

    Литература

    ↑ Показывать компактно
    1   2   3


    написать администратору сайта