Главная страница
Навигация по странице:

  • Начало — 1825

  • Модерн — 1898

  • Авангард как пощечина общественному вкусу — 1910

  • Десятилетие авангарда как официального искусства.

  • 1930: десятилетие этикеток и книг

  • Послевоенный период

  • Конец 1940-х — начало 1950-х Начинается возрождение школ шрифтового дизайна и декоративного оформления товаров.Начало 1950-х

  • 1970–1991

  • 1977 Первая публичная выставка работ художников-оформителей комбината «Союзпродоформление». 1980

  • 1987 Организован Союз дизайнеров СССР. 1988

  • После 1991: разватие частных компаний и дизайн-студий

  • Нулевые — время новых образовательных и культурных проектов

  • 2008 В Санкт-Петербурге проходит конференция Международной шрифтовой ассоциации ATypl . 2012

  • Хронология. Хронология и эволюция графических стилей в дизайне


    Скачать 29.67 Kb.
    НазваниеХронология и эволюция графических стилей в дизайне
    АнкорХронология
    Дата04.03.2022
    Размер29.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла801993333Hronologiya_1_zadanie.docx
    ТипДокументы
    #383256

    Эссе на тему : Хронология и эволюция графических стилей в дизайне

    Подготовил студентка 2 курса

    группы ВИ-22-3д

    Фрейганг Ксения

    Начало — 1825

    Граф Строганов открывает в Москве «Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Почти два века своего существования учебное заведение выпускает как оформителей, декораторов и создателей оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства, так и тех, кого сегодня назвали бы графическими дизайнерами.

    Пятьдесят лет спустя подобное учебное заведение появляется и в Санкт-Петербурге: в 1876 году Александр II издает указ, предписывающий на средства, пожертвованные меценатом бароном Штиглицем, открыть в Петербурге Центральное училище технического рисования. Там закладываются основы русского дизайна и оформительского искусства.

    За годы существования школа и училище претерпевают многочисленные структурные преобразования: открываются и закрываются филиалы, не раз меняются их названия и основные направления деятельности, — но все это время они остаются одними из главных мест получения образования в области дизайна.

    Модерн — 1898

    Основано художественное объединение «Мир искусства». Начинается выпуск одноименного журнала, посвященного вопросам эстетики и переосмысляющего наследие народных ремесел в духе стиля модерн. Художники-«мирискусники» — Сомов, Бакст, Бенуа и другие — не только занимаются декоративными объектами и живописью, но и уделяют большое внимание книжному и журнальному дизайну.

    Иван Билибин почти целиком посвящает себя книжной иллюстрации и оформлению. Из-под его руки выходят роскошные издания русских народных сказок и множество художественных произведений как уже ставших классиками авторов, так и его современников-символистов.

    «Мирискусники» принимают активное участие и в выпуске символистской и акмеистской периодики, например в оформлении таких журналов, как «Золотое руно» и «Голубая роза», а также в создании афиш для балетов «Русских сезонов» Дягилева, гастролирующих в Париже.

    Немало внимания уделяется и дизайну рекламы — этикеток, плакатов и других носителей. Среди участников «Мира искусства» в разное время оказываются такие оформители, как Чехонин, Нарбут и Гапонов.

    Авангард как пощечина общественному вкусу — 1910

    Авангардное художественное объединение «Бубновый валет» публикует свой манифест и, в атмосфере скандала, проводит первую выставку.

    Два года спустя публике представлен и первый манифест русского футуризма — «Пощечина общественному вкусу». В футуристское объединение входят такие фигуры, как Маяковский, Бурлюк и Шемшурин. Следом за поэзией они приносят идеи футуризма в живопись, а после нее — и в массовые искусства, в частности оформительское и декоративное.

    Десятилетие авангарда как официального искусства.

    1918

    Казимир Малевич возглавляет подотдел художественной промышленности, созданный в рамках отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения.

    1922

    Эль Лисицкий отправляется в Европу с миссией — восстановить контакты с мировой художественной и дизайн-средой. Он проводит множество лекций, посвященных новым «индустриальным искусствам», в Голландии вступает в международную дизайнерскую группу Де Стейл. Во время своего пребывания в Германии в 1923 году Лисицкий оказывает заметное влияние на школу Баухаус и основывает в Берлине журнал Gegenstand (Objet, «Вещь»), в котором публикуются наравне с советскими дизайнерами и архитекторами Ле Корбюзье и Леже. В тот же период он выступает оформителем нескольких номеров издания Merz и запускает в Швейцарии журнал АВС.

    1920-е

    Наравне с авангардом активно развивается агитационное искусство, а вместе с ним и дизайн, оформляющий товары массового потребления. Важной вехой становится создание в 1922 году Моссельпрома, в который входят мастерские по художественному оформлению продукции. Помимо того, что с трестом сотрудничают Родченко и Маяковский, среди работающих в его мастерских оформителей — такие художники-прикладники (как тогда называлась эта профессия), как Эрдман, Шлепянов и Телингатер.

    1925

    Объекты упаковочного дизайна, разработанные для Моссельпрома, получают серебряные медали парижской Международной художественно-промышленной выставки.

    Десятилетие проходит под знаком основанных в 1920-м Высших художественно-технических мастерских — ВХУТЕМАС. Его преподавателями успевают побывать Татлин, Родченко и Эль Лисицкий. В 1922 году бывшее училище Штиглица становится частью Петроградского отделения ВХУТЕМАС. В 1926 году ВХУТЕМАС переименовывают во ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт.
    В этот период русский дизайн оказывается на переднем краю мировых тенденций и становится определяющим их развитие на ближайшее десятилетие.

    1930: десятилетие этикеток и книг

    1930-е начинаются с закрытия ВХУТЕИН. Начинается поворот к подражанию эстетике ампира и псевдоклассицизма, затянувшийся на полтора десятка лет. Отдушиной для многих художников, декораторов и оформителей остается детская книжная иллюстрация, которой удается сохранить некоторую свободу и пространство для эксперимента.

    На этом фоне дизайн упаковки, бывший инструментом скорее пропагандистским, нежели рекламным, продолжает развиваться. К концу 1930-х — началу 1940-х в Москве при Министерстве пищевой промышленности начинает работу комбинат «Продоформление». В тот же период принято решение о внедрении патентованных торговых знаков. Одним из первых зарегистрирована водка «Столичная». Ее знаменитая этикетка была выполнена дизайнером Владимиром Яковлевым в 1938 году.

    Но не все так плохо и в области образования: уже в 1930 году из факультетов полиграфии закрывшегося ленинградского и московского ВХУТЕИН выделяют Московский полиграфический институт. Во второй половине 1930-х годов его передают в ведение Объединения государственных книжно-журнальных издательств РСФСР.

    Послевоенный период

    1946

    Издательство «Гизлегпром» публикует книгу А. А. Сидорова «История оформления русской книги», дающую обзор развития книжного дизайна с XIX до середины XX века.

    Конец 1940-х — начало 1950-х

    Начинается возрождение школ шрифтового дизайна и декоративного оформления товаров.

    Начало 1950-х

    Товары, выпускаемые в различных регионах и отдельных республиках, получают стандартизированное типовое оформление. Работой по стандартизации занимается бывшее «Продоформление», получившее название «Союзпродоформление». Отсюда выходят этикетки пива «Жигулевское», конфет «Мишка», треугольные пакеты молока, дизайн банок черной икры и сгущенки. Среди дизайнеров комбината особого упоминания заслуживают Б. и В. Сенновских, С. Вериченко, А. Куртенко, Е. Сапунова, С. Чуминой, С. Логвинова и В. Сапкина.

    1954

    В Московском союзе художников организуется секция «Промграфика» — объединение оформителей, работающих с производствами. Членами коллектива «Промграфики» были такие дизайнеры, как Г. А. Щетинин, А. Д. Крюков, В. С. Акопов.

    Оттепель. Возвращение в общемировое русло дизайна.

    1960

    Начинается выпуск серии «Искусство книги», ставшей альманахом шедевров книжного оформления за определенные отчетные периоды. Первая часть посвящена изданиям 1955 года. Активный выпуск серии продолжается до конца 1970-х.

    1962

    ЦК КПСС выпускает постановление, обязывающее все предприятия СССР разработать и использовать зарегистрированные товарные знаки. За разработки логотипов производителей и товаров и их визуальную идентификацию берутся художники-оформители «Промграфики». Особых высот они достигают при создании этикеток для товаров, экспортируемых за границу.

    В этом же году Юрий Соловьев возглавляет открывшийся годом ранее Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Первые полтора-два года в коллективе идут постоянные перестановки и текучка кадров — Соловьев ищет по всей стране людей, которые разбирались бы в предметных областях, за исключением более-менее развитого полиграфического дизайна (сам он как раз был выпускником Московского полиграфического института). В середине 1960-х филиалы ВНИИТЭ начинают открываться в республиках СССР.

    Уже в 1962 году институт инициирует запуск массового, но при этом профессионально ориентированного журнала «Техническая эстетика», обложки и внутреннее оформление которого на долгие годы становятся форпостом полиграфического дизайна в Советском Союзе.

    1970–1991

    1975

    Под девизом «Максимум содержания — минимум формы» объединение «Электроприбор» разрабатывает дизайн-программу «Электромера», призванную унифицировать оформление всех советских приборов как массового, так и промышленного использования.

    1977

    Первая публичная выставка работ художников-оформителей комбината «Союзпродоформление».

    1980

    Впервые на русском публикуется классическая работа Яна Чихольда «Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении».

    1987

    Организован Союз дизайнеров СССР.

    1988

    Бывший глава «Электромеры» Дмитрий Азрикан становится основателем первой в стране частной студии дизайна. В этом же году на ВДНХ «Союзпродоформление» и Союз дизайнеров проводят под эгидой Агропрома выставку прикладной графики: «Графический дизайн. Упаковка. Этикет. Интерьер».

    После 1991: разватие частных компаний и дизайн-студий

    1992

    Распадается Союз дизайнеров СССР; часть его бывших членов организует Союз дизайнеров России.

    1994

    Дизайнеры и оформители из круга журнала «Тара и упаковка» проводят международную выставку «Этикетка» и первый всероссийский конкурс на лучший дизайн этикетки.

    1995

    Артемий Лебедев основывает студию WebDesign, ставшую первой в России компанией, специализирующейся на коммерческой разработке сайтов. Два года спустя Лебедев переименует студию, включив в ее название свои имя и фамилию.

    1996

    Шрифтовой дизайнер Юрий Гордон создает свою первую цифровую гарнитуру «FaRer». Через год он становится одним из основателей первой в стране частной студии разработки шрифтов Letterhead. Она занимается также графическим дизайном и айдентикой.

    1998

    Дизайнер Владимир Константин из рекламного агентства Euro RSCG Maxima первым в России получает награду конкурса рекламы «Каннские львы» за графический дизайн, а не рекламный ролик. Его работы — серия принтов для водки Smirnoff — выигрывают «Бронзового льва».

    Отдел разработки шрифтов фирмы «ПараГраф» выделяется в отдельную компанию «ПараТайп». «ПараТайп» становится первым частным дизайн-бюро, занимающимся исключительно шрифтовым дизайном. Это событие знаменует собой начало возрождения шрифтового искусства в России.

    1999

    По инициативе журнала «Тара и упаковка» создается некоммерческое объединение «Центр упаковки, этикетки, дизайна», включившее в себя наиболее значимые на тот момент студии дизайна и предприятия, занимающиеся печатью в этой области.

    Нулевые — время новых образовательных и культурных проектов

    2003

    В Москве начинает свою работу Британская высшая школа дизайна. В ее преподавательский состав входят ведущие российские дизайнеры; приглашенными лекторами выступают звезды мирового масштаба. Многие из выходцев «Британки» и сами становятся основателями важных для российского рынка компаний, обладателями международных наград и лауреатами премий.

    2005

    Издательство «Вагриус» выпускает тиражом 999 экземпляров книгу «Век русского книжного искусства» в богато украшенном подарочном оформлении.

    В Санкт-Петербурге Петр Чобитько открывает при художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Школу каллиграфии, позже получившую название «От аза до ижицы». Это первое в России учебное заведение, сосредоточившееся на изучении и популяризации визуального наследия древнерусской письменности. Уже в мае 2006 года школа проводит первую приуроченную ко Дню славянской письменности выставку «Образ и Буква».

    2006

    В Москве открывается Школа фотографии и мультимедиа имени Родченко. Изначально сосредоточенная на фотографическом искусстве, с годами школа становится одним из ключевых мест преподавания широкого круга визуальных искусств и ремесел — от графического и интерактивного дизайна до сайнс-арта.

    2008

    В Санкт-Петербурге проходит конференция Международной шрифтовой ассоциации ATypl.

    2012

    В Москве начинают проводить международный фестиваль каллиграфии, леттеринга и шрифтовых искусств Typomania.

    2013

    Центральный банк утверждает разработанное по инициативе и усилиями независимого дизайн-сообщества международное обозначение российской валюты — «знак рубля» — с формулировкой: «Графическое обозначение рубля в виде знака представляет собой прописную букву „Р" кириллического алфавита, дополненную в нижней части горизонтальной чертой, создающей впечатление присутствия двух параллельных линий, что символизирует устойчивое положение российского рубля»


    написать администратору сайта