Культура Древней Америки. «Художественная культура Древней Америки». Художественная культура Древней Америки
Скачать 31.46 Kb.
|
Доклад на тему: «Художественная культура Древней Америки» Из многочисленных земледельческих цивилизаций, сложившихся в I тыс. до н.э. на территории Америки, наиболее известной является цивилизация индейцев Центрально-Мексиканского плато и полуострова Юкактан: науа, ацтеков, майя и инков. Культура наиболее значимых древних племён индейцев Древней Америки включает культуру Теотиуакана (I тыс. до н.э. – VIII в.н.э.), майя (II тыс. до н.э. - XV в.), ацтеков (XIII – XVI вв.) и инков (XI – XVI вв.) Основу религиозного культа этих племён составляет жертвенный ритуал. Он направлен на обеспечение плодородия земли и жизнедеятельности людей, а священные города и храмы, воссоздававшие образ мировой горы, были связаны с поклонением различным богам, в первую очередь солнечным. На месте преображения богов возник религиозный центр Теотиуакан («город богов») с храмами Солнца и Луны, многочисленными дворцами, святилищами и алтарями. В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин Теотиуакан - означает «место превращения в бога». Строительство Теотиуакана, как полагают учёные, началось примерно во втором веке до н.э. и продолжалось примерно до середины третьего века нашей эры. Считается, что численность население этого древнего поселения составляла около 200 тыс. человек, что делает этот город самым крупным в доколумбовой Америке. Пирами́да Со́лнца — крупнейшая постройка города Теотиуакан и одна из самых крупных в Мезоамерике. Она располагается на Тропе Мёртвых между пирамидой Луны и Цитаделью в тени массивной горы Серро-Гордо и является частью большого храмового комплекса. Пирамида находится в 40 км от столицы Мексики — Мехико, в северо-восточном направлении. Высота пирамиды 64,01 метра (200 футов). Пирамида состоит из двух уровней. Первый, построен в приблизительно 100 году н. э. и длина его основания лишь на 3 % меньше пирамиды Хеопса в Гизе, Египет. Площадь основания пирамиды 225×225 м, а высота составляет 64 м. Это делает Пирамиду Солнца третьей по размеру пирамидой в мире после Великой Пирамиды в Чолулу в Мексике (77 м.) и пирамиды Хеопса в Египте (146 м). На втором уровне некогда существовал не сохранившийся до наших дней алтарь, построенный в начале III в., приблизительно в то же время, когда были возведены Цитадель и храм Пернатого Змея в Шочикалько. Разрушение храма на вершине пирамиды природой или человеком до начала археологических исследований не позволяет идентифицировать храм, как место поклонения определённому божеству. Поверхность пирамиды теотиуаканцы покрасили раствором извести, добываемой неподалёку, и покрыли яркой настенной росписью. Время смыло за века штукатурку и краски. Сохранились лишь обрывочные изображения лап и головы ягуара, гремучей змеи. (5 слайд) Пирами́да Луны́ — второе по размеру строение после пирамиды Солнца в городе Теотиуакан. Одно из самых больших зданий в Месоамерике, высота пирамиды — 42 метра, ширина основания — 150 метров. Пирамида Луны была построена между 200 и 450 годом н. э., завершив двустороннюю симметрию храмового комплекса. Лестница пирамиды ведёт к Дороге Мёртвых, на вершине располагается площадка, использовавшаяся для ритуальных церемоний в честь Чальчиутликуэ, богини воды и Луны. В глубине пирамиды Луны археологи нашли погребальную камеру с останками 12 человеческих тел. У всех них были связаны руки за спиной, однако 10 из них были обезглавлены и брошены в беспорядке посередине камеры. Согласно одной из версий, это были враги обитателей Теотиуакана. Две другие жертвы, по-видимому, относились к местной элите, так как были аккуратно посажены, на них были украшения из нефрита, ожерелья из изделий, имитирующих человеческие челюсти и другие знаки высокого положения. Пока не выяснено, в честь чего были принесены в жертву эти люди, но известно, что ритуал был совершён во время существенной перестройки этого древнего сооружения. Видимо, он символизировал растущее религиозное и политическое влияние города-государства. Об этом же говорит и центр камеры, в котором установлена большая мозаика из нефрита, окруженная 18 обсидиановыми ножами. Ничего подобного в Месоамерике не было найдено прежде. Также в камере были найдены скелеты пяти волков (или койотов), три скелета пумы или ягуара и 13 останков орлов. Возможно, эти животные были символами воинов (воинских союзов). Пирамида Кецалькоатля – Пернатого Змея. Свое название комплекс получил из-за огромного количества голов драконов. Головы драконов представлены как горизонтально – на каждой ступени, так и обрамляют с двух сторон лестницу, ведущую от подножия к вершине пирамиды. Фасад храма очень необычен. На нем представлены горельефы больших голов драконов, вырезанных из камня. Они выступают из воротников перьев. Каждое изображение головы весит 4 тонны. Головы драконов установлены так же с двух сторон лестницы, ведущей от подножия к вершине пирамиды. Понизу вертикальной части (подступенок) каждой ступени пирамиды так же показаны барельефы драконов с длинными извивающимися телами, состоящими из отдельных перьев. Ацте́ки — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, («плодовое дерево, растущее из камня»), или Мехико, вблизи Теотиуакана, посреди озера Тескоко. Центр города был построен на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанных каналами. В начале XVI в. город был разрушен испанскими завоевателями – конкистадорами. Уицилопочтли (аст. Huitzilopōchtli; [wi.ʦi.lo.ˈpoːʧ.tɬi]) — «колибри юга» или «колибри левой стороны») — бог солнца, бог войны и национальный бог ацтеков, покровитель города Теночтитлан. Название связано с тем, что птица колибри олицетворяет солнце у многих племён Центральной Америки. Матерью Уицилопочтли была Коатликуэ, а отцом — комок перьев колибри (или по другой версии Мишкоатль). Его сестра Малинальшочи, прекрасная волшебница, также была его соперником. Посланником служил Пайналь. Легенда Уицилопочтли записана в «Хронике Мешикайотль». Его сестра Койольшауки пыталась убить его мать за то, что она забеременела от перьев. Однако прознав про это, Уицилопочтли выпрыгнул из чрева матери в полном воинском облачении и убил Койольшауки, а также множество из 400 своих братьев и сестёр Сенцонуицнауа. Затем он забросил отрубленную голову сестры высоко в небо, где та стала луной, а брошенные следом братья и сёстры — звёздами. Уицилопочтли был племенным богом и легендарным волшебником ацтеков. Изначально его важность для народов науа была невелика, но после появления империи ацтеков, её правитель Тлакаелель внёс изменения в пантеон богов, поставив Уицилопочтли на один уровень с Кетцалькоатлем, Тлалоком и Тескатлипокой и назначив его богом солнца. Таким образом, Уицилопочтли занял место бога Нанауацина из легенд науа. Утверждалось, что Уицилопочтли постоянно сражался с тьмой и требовал постоянного пополнения сил через жертвоприношения, которые позволяли солнцу продержаться ещё один 52-летний цикл. Из 18 фестивалей, проводимых ацтеками в году, один посвящался Уицилопочтли. Во времена правления Тлакаелеля ацтеки верили, что человеческие жертвоприношения смогут задержать конец света хотя бы ещё на 52 года. Храм Темпло Майор в Теночтитлане был посвящён Уицилопочтли и Тлалоку, поскольку их силы считались равными. Темпло Майор был выполнен в виде пирамиды с двумя храмами-близнецами — Уицилопочтли слева и Тлалоку справа Ма́йя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в 2000 г. до н. э. , большинство её городов достигло пика своего развития в 250—900 гг. н. э. К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Храм Солнца. Величественное культовое сооружение древнего народа майя, руины которого были обнаружены в заброшенном городе под условным названием Паленке, поражает своей продуманностью, инженерной точностью и богатством убранства. Протяженность храмового комплекса составляет около тринадцати метров. Фасадная часть здания обращена к восходящему солнцу, то есть на восток. Переднюю стену разделяют три массивных входных проема, так что центральная часть стены напоминает скорее колонны, украшенные лепниной. Внутренние залы представляют собой протяженные галереи с каменными полами, выполненными из отшлифованных плит. На противоположной стене галереи имеются небольшие окна, пропускающие лучи света. В задней части храма имеется три комнаты, одна из которых изолирована от остальных. Вполне вероятно, что здесь было молельное помещение. Дверной проем этого святилища украшен орнаментом из лепнины, а в простенке, возле двери, вырезаны надписи. Храм Креста (англ.: Temple of the Cross) – это самая большая и значимая пирамида комплекса пирамидальных храмов, расположенного в разрушенном древнем городе майя Паленке на территории современного мексиканского штата Чьяпас. Вышеупомянутый комплекс Храма Креста находится на юго-восточной окраине Паленке и состоит из 3 главных сооружений: Храма Солнца (англ.: Temple of the Sun), собственно Храма Креста и Храма Лиственного Креста (Temple of the Foliated Cross). Храм Креста представляет собой ступенчатую пирамиду с имеющимися внутри неё резными барельефами. Он был построен в ознаменование восшествия на престол Чан-Балума после смерти его отца, правителя Баакульского царства майя Пакаля Великого. На резных барельефах изображён Чан-Балум, получающий великий дар от своего предшественника. Храм имел несколько предназначений, в частности, в нём должны были располагаться панели с надписями, рассказывающими о родословной правителя, истории его вступления на престол, а также о божественности происхождения его рода. Кроме того, в святилищах, находящихся внутри храмовых пирамид комплекса, имеются каменные панели, по одной в каждой пирамиде, с высеченными на них иероглифическими надписями, рассказывающими о предназначении каждого из 3 храмов, а также о триаде богов Паленке (БI, БII и БIII) и их праве на главенство. При этом главная из пирамид, Храм Креста, ассоциируется с богом БI, первородным божеством триады, также известным как Хунапу. Мотив креста, присущий комплексу, является намёком на названия пирамидальных храмов, однако в действительности крест символизирует Древо мира, которое, согласно мифологии майя, расположено в центре мироздания. Комплекс Храма Креста был построен в поздний классический период истории Мезоамерики при Чан-Балуме, который правил Баакульским царством в период с 684 по 702 год нашей эры. Строительство пирамид осуществлялось в соответствии с основными традициями мезоамериканской архитектуры. Использованные при их возведении каменные блоки с замысловатой резьбой придают их ступенчатой конструкции особое великолепие. Благодаря содержащимся внутри надписям, три эти храма являются единственными в государстве майя сооружениями, которые как три отдельные части выполняют ту же функцию, что и так называемые Кодексы майя (рукописный иероглифический жреческий требник, написанный на лубочной бумаге). На панелях внутри пирамидальных храмов описана и реальная, и мифическая история майя. Содержащаяся на них информация изложена связно: переходя от храма к храму, вы можете, словно в книге, прочитать историю этой цивилизации. Пакаль Великий, «Сияющий … Щит») (23 марта 603 — 28 августа 683) — правитель Баакульского царства майя со столицей в Лакам-Ха (Паленке) с июля 615 года по август 683 года. Самостоятельное правление Пакаля начинается после смерти родителей (его мать скончалась в 640 году, отец — в 642 году). Согласно интересному наблюдению З. Груби и М. Чайлда, приблизительно с середины VII века в языке паленкских надписей появляются грамматические признаки, характерные для языков чонталь, носители которых жили к северу и северо-западу от Паленке. Это может быть следствием того, что к этому времени К’инич Ханааб Пакалю удалось достичь союза с чонтальцами, и какая-то часть говорящего по-чонтальски населения, причём, достаточно влиятельная, чтобы повлиять на язык царских надписей, появилась в Паленке. Признаком усиления Баакульского царства в средине 650-х годов является также смена титула правителя: в надписи 654 года Ханааб Пакаль имеет высший среди правителей майя титул «западного кало’мте». Кроме того, правитель Паленке принимает титул «священного Матавильского владыки». Матавиль (или Матвиль) — название некой прародины, поэтому за названным титулом могли скрываться определённые политические претензии, но он может указывать и на территориальные приобретения. Стабилизация экономического и политического положения Паленке позволила К’инич Ханааб Пакалю начать в столице реализацию масштабной строительной программы. Его первой известной постройкой является законченный в марте 647 года «Забытый Храм», сооружённый, вероятно, как усыпальница отца. К весне 654 г. было завершено строительство или перестройка цокольных сооружений Дворца и парадного тронного зала в нём («Корпус. В»), осенью того же года — «Корпуса Е», в 661 — «Корпуса С», позже были сооружены дворцовые корпуса «A» и «D». В посмертных надписях Ханааб Пакаля называют «обладателем пяти пирамид». По всей вероятности, именно в это время в Паленке произошли усовершенствования строительной техники, позволившие расширить размер перекрываемого каменной кровлей пространства и создать отличающийся изяществом и гармоничностью местный архитектурный стиль. Степень личного участия правителя в строительстве определить, конечно, невозможно, однако, очевидно, что царский дворец и храмы-усыпальницы членов царской семьи строились в соответствии с его вкусами, из чего следует, что Пакаль имел безукоризненный художественный вкус. В 1952 году археологами при исследовании Храма Надписей на развалинах города Паленке (Мексика) был обнаружен таинственный саркофаг, который, как выяснилось, служил царский усыпальницей. В саркофаге была найдена мумия правителя древнего города индейцев майя – Пакаля Великого. Удивительным оказалось то, что тело царя было мумифицирована по технологии, которая применялась в Древнем Египте для захоронения фараонов. Кроме того, саркофаг был установлен в гробнице поразительно похожей на египетскую пирамиду. Особый интерес вызвала крышка саркофага, представляющая собой монолитную плиту, имеющую массу в 20 тонн. Исследованием этой плиты занимались не только историки и археологи, но и специалисты по уфологии, а так же эксперты в области построения летательных аппаратов и космонавтики. Столь большой ажиотаж вызвал рисунок, нанесенный на поверхность плиты. Было высказано вполне резонное предположение, что поскольку в центре рисунка изображена реальная личность, то и все окружающие его предметы должны быть существующими и имеющими к нему отношение. Эта теория позволяет предположить, что человек, изображенный на плите, пребывает внутри пилотируемого космического аппарата. Эта версия была с энтузиазмом встречена учеными палеоуфологами, которые ищут доказательство того, что наша планета в глубокой древности посещалась представителями инопланетных цивилизаций. Эрих фон Дэникен – палеоуфолог из Швейцарии, тщательно изучил изображение на плите саркофага и предложил свое описание. По его мнению, на плите изображен человек, сидящий в кресле летательного аппарата, слегка наклонившись вперед. Голова человека защищена прозрачным шлемом, от которого отходят провода. Впереди находится аппарат, который напоминает кислородный. Руки человека вытянуты перед собой и находятся на панели управления. Одной рукой он сжимает рукоятку рычага, а второй нажимает на клавишу или тумблер. Левая нога расположена так, словно человек нажимает на педаль. |