Художественная культура мусульманского востока. Художественная культура мусульманского Востока. Художественная культура мусульманского Востока
Скачать 17.46 Kb.
|
Художественная культура мусульманского Востока Религия с искусством в мусульманской культуре тесно связаны. Строгие законы веры наложили вето на многие виды искусства. В главной священной книге мусульман - Коране – записаны речи Муххамеда. Считается, что текст священной книги хранится на небесах. Главным украшением священных текстов была арабская каллиграфия, которая являлась высоким искусством. Вязь арабского письма превратилась в одну из форм орнамента. Высоким сакральным смыслом наполнен для мусульман образ здания для молитвы – мечети. Одна из самых древних мечетей возведена в Иерусалиме в 687-691 гг. В ансамбль исламской религиозной архитектуры входили минареты – башни, с которых муэдзин призывал верующих к молитве. По традиции минареты были круглыми или квадратными. Центрами средневековой художественной культуры мусульман были разные города – Багдад, Каир, Бухара, Самарканд и др. Здесь строили не только мечети и минареты, но и дворцы, крытые рынки, учебные заведения и т.д. Здесь же получила свое развитие декоративно-прикладное искусство, расцвела техника орнамента, который, благодаря своим формам и ярким краскам, стал символом «восточной красоты» в искусстве. Узорами украшали стены зданий, ткани, ковры, ювелирные украшения. Сложное плетение узора называется арабеской. В ней в основном соединялись растительные узоры, геометрические фигуры и буквенные мотивы. В Багдаде, основанном в 762 г., правила династия Аббасидов. Первые сто лет их правления стали «золотым веком» культуры. Багдада славился роскошью убранства дворца халифа и домов богатых людей: вазы из золота, оружие, украшенное драгоценными камнями, блюда и кувшины, покрытые ярким орнаментом. Так же они тратили огромные средства на строительство учебных заведений и библиотек. В середине IX века был открыт «Дом мудрости», где занимались переводами на арабский язык классических произведений мировой литературы. В процветающий двор багдадского халифа стекались поэты, зодчие, музыканты. Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабы высоко ценили музыкальную импровизацию: арабский певец должен при пении сочетать разные способы воспроизведения песни., уметь извлекать звуки легко. Не меньшего мастерства требовало и инструментальное исполнительство. Музыкальные инструменты арабов были разнообразны: всевозможные ударные, уд, смычковый ребаб. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати, они утопали в зелени садов; о красоте внутренних покоев ходили легенды. В 785 году в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых каменных блоков. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком». В конце X века испанцы стали теснить арабов к югу. Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират, в который вошел архитектурный ансамбль Альгамбры. Большой вклад в развитие исламской художественной культуры внесли народы Ирана, Азербайджана, Средней Азии, отражением которой является иранская (персидская) класическая поэзия. Ее родоначальником считается Рудаки, который прослужил 40 лет при дворце правителя и сочинил, по преданию, около миллиона стихов. Всесторонне одаренным человеком был Омар Хайям – ученый, астроном, создатель точного календаря, математик, но в истории его ценят как поэта. В конце XIV века Иран вошел в состав державы Тимура. Тимур пожелала видеть свою столицу – Самарканд – самым красивым городом мира. Грандиозные памятники зодчества, возведенные в Самарканде, принадлежат к шедеврам искусства, но не все они сохранились до наших дней. В мусульманских странах развивалось прикладное искусство. У каждого народы были любимые темы творчества. Иранские мастера преуспели в художественных ремеслах: изделия из стекла, металла, дерева, ткани, глины, оружие высоко ценились во всем мире. Но более всего славились иранские ковры. Персидский ковер стал символом восточной культуры. Главные мотивы ковровых росписей были почерпнуты из окружающей жизни. Картина художественной культуры мусульманского Востока была бы неполной без книжной миниатюры. В ней соединились мастерство каллиграфа-переписчика и профессионального живописца. Живописцы воплощали сюжеты из классической литературы. Памятники художественной культуры мусульманского Востока пережили века и даже сегодня кажутся необычайно современными. |