Художественная культура России конца XIX – начала XX веков 1. Художественная культура россии конца xix начала xx веков 1
Скачать 1.41 Mb.
|
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ 1Художественная культура рубежа веков – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общественного сознания, возросший интерес к личности, духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, "всеобщей переоценки ценностей", поисков новых форм. Характерными чертами художественной жизни начала века становятся одновременное существование различных направлений, течений, группировок, синтез искусств. Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В продолжающемся развиваться реалистическом направлении появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности. В эти годы еще жил и работал Л. Н. Толстой. В 1899 г. был опубликован его последний роман "Воскресение". В этот период лучшие свои произведения создал А. П. Чехов. В 90-е годы начался творческий путь А. М. Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна, В. Г. Короленко. В русле реализма работали Н. Гарин-Михайловский, В. В. Вересаев, С. Сергеев-Ценский. Особое место в литературе начала ХХ века занимал Л. Андреев. Л. Андреев. Новые явления в литературе и искусстве конца ХIХ – начала ХХ века были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре ХIХ века. Среди таких явлений было декадентство (от фр. –упадок), отмеченное настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям. Понятие "модернизм" (фр. – новейший, современный) включало явления литературы и искусства, рожденные на рубеже веков, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Модернизм был сложным явлением: внутри него можно выделить несколько течений, отличных по эстетике и программным установкам (символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и др.). Искусство и литература модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляют наше богатейшее культурное наследие и прежде всего воплощают в себе серебряный век русской культуры. Символизм сформировался в 90-е годы и получил преобладающее развитие в первом десятилетии ХХ века. Эстетические принципы нового течения были изложены в работах Д. С. Мережковского и К. Д. Бальмонта. В преобладании реализма Мережковский усматривал причину упадка литературы, будущее ее связывал с "божественным идеализмом", провозгласив "мистическое содержание", "символы" и "расширение художественной впечатлительности" основой нового искусства. Наряду с увлечением "чистым", "свободным" искусством, символисты воспевали индивидуализм, доходящий до самолюбования, таинственный мир, им близка тема "стихийного гения", близкого по духу к ницшеанскому "сверхчеловеку". Символизм получил развитие в творчестве таких поэтов как В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. Белый. В кругу символистов начался творческий путь А. А. Блока. А. Блок В 1910 г. в среде художественной интеллигенции происходила полемика вокруг символизма, его жизнеспособности. На смену ему пришел акмеизм (от греч. "акме" – цветущая пора). Основоположниками акмеизма считают Н.С. Гумилева и С.М. Городецкого. Поэтами-акмеистами были А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин, Г. В. Иванов и др. В отличие от символистской туманности акмеисты провозглашали культ реального земного бытия, пытаясь вместе с тем утвердить эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем. Особое место в поэзии акмеизма занимает творчество А. А. Ахматовой. Ее поэзия глубоко лирична, эмоциональна, отличалась при этом сдержанностью интонаций, камерностью тематики, психологизмом. В значительном литературном наследии Н. С. Гумилева преобладали экзотическая и историческая тематика, он был певцом " сильной личности". А. А. Ахматова Одновременно с акмеизмом возник футуризм. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций, осуществляли интересные эксперименты в области слова. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Маяковский и других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина. В первое десятилетие ХХ века в русскую поэзию приходит плеяда новокрестьянских поэтов (С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков и др.). В русской поэзии начала века были яркие индивидуальности, которых трудно отнести к определенному литературному течению М. А. Волошин и М. И. Цветаева. В. В. Маяковский Огромную роль в художественной жизни России рубежа веков играл театр. Усложнялась театральная жизнь: возникли различные театральные организации (среди которых выделялось Русское театральное общество во главе с известной актрисой М. Т. Савиной), проходили съезды деятелей театра. Центрами театральной жизни продолжали оставаться Большой и Малый театры в Москве, Мариинский, Александринский и Михайловский – в Петербурге, но значительное место в развитии русского театра начала века занимали частные театры. Событием большого культурного значения стало открытие в 1898 г. в Москве Художественного театра. Здание театра было построено на средства крупнейшего российского мецената С. Т. Морозова по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. У истоков нового театра стояли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Под их руководством театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Основу репертуара театра в первые годы составила драматургия Чехова и Горького. Чеховская "Чайка", первая постановка которой состоялась в декабре 1898 г., стала эмблемой нового театра. Ведущими актерами театра были В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова. С. Станиславский |