методичка. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву
Скачать 0.99 Mb.
|
Конспект урока по предмету «Технология» в 9 классе на тему: «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву».Цели урока: ознакомление учащихся с традиционными видами декоративно – прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной, профессиями, связанными с художественной обработкой древесины; формирование представлений об оборудовании и инструментах для резьбы по дереву; ознакомление с правилами безопасного труда при выполнении художественно – прикладных работ с древесиной; формирование у учащихся знаний видов резьбы по дереву, технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы; формирование умений и навыков выполнения приемов художественной резьбы по дереву; изготовления изделий декоративно – прикладного творчества по эскизам и чертежам; воспитание эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия.Ожидаемый учебный результат:- общее представление о технологиях художественно – прикладной обработки древесины, инструментах для резьбы по дереву;- приобретение опыта самостоятельного выбора и обработки заготовок для последующей художественной резьбы по дереву;- приобретение навыков резьбы по дереву;- развитие внимания, трудолюбия, точности исполнения, самостоятельности в принятии решений, эстетического мышления;- приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.Дидактические средства обучения: образцы изделий художественной обработки древесины; плакаты с изображением изделий с художественной резьбой; оборудование и инструменты для резьбы по дереву, эскизы и чертежи изделий, имеющих декоративное оформление резьбой, заготовки из древесины, копировальная бумага, карандаши, дрели, сверла, стамески, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, шило, лак, кисти, рабочая тетрадь, учебник технологии.Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.План урока:Из истории художественной обработки древесиныОборудование и инструменты для резьбы по дереву.Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.Практическая работа.Ход урока:І Организационная частьКонтроль посещаемости.Проверка готовности учащихся к занятию.Сообщение темы, целей и задач урокаАктуализация знаний учащихся.Учитель:- Расскажите кратко об изученных ранее технологиях выпиливания лобзиком и выжигания по дереву- Что такое эстетичность изделия?- Имеются ли в вашем доме изделия из древесины с декоративной резьбой (предметы мебели, кухонные принадлежности, игрушки)- Назовите область применения изделий из древесины, обработанных художественной резьбой;ІІ Теоретическая частьИз истории художественной обработки древесины.Художественная обработка древесины – один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома, посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры. Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью. Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др. Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой. В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчеств является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью. Наибольшее развитие получила резьба по дереву в конце XIX –начале XX в древних Абрамцево и Кудрино. Для абрамцево – кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются декоративные изделия: солонки, лоточки, черпаки, ковшики, сухарницы, конфетницы, блюда, вазы. В настоящее время резьба применяется в убранстве домов для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок. При изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения. Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную резьбу. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой. Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами (рис. 6) украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек. Плосковыемчатая резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую. Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создается выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чернолаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают черным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создается узор. Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, - треугольники, квадраты, окружности и др. Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух -, трех - и четырехгранных, сочетания которых дает причудливый узор на поверхности древесины. Данный вид резьбы относительно простой в освоение, не требует применен6ие сложного и разнообразного инструмента. Все многообразие элементов геометрического орнамента выполняется одним ножом, так называемом «ножом – косяком» Основным элементом геометрической резьбы является треугольник, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз. Треугольники могут иметь самые разнообразные формы и размеры. Стороны треугольники могут быть не только прямолинейными, но и являться частью дуги окружности. Сочетание различных треугольников образует мотивы геометрической резьбы Рассмотрим каждую фигуру в отдельности: Сколышки – Ромб и витейка – Пирамида – Звездочка и розетка – Сочетая различные фигуры можно создавать различные композиции Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево – кудринскую. Основателем кудринской резьбы является российский мастер – резчик В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу – мастерскую по обучению резьбе по дереву. Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона. Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают и подрезают контур. После этого вырезают весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4….5 мм . Затем прорабатывают рельеф рисунка. Скульптурная резьба имеет много направлений. Одно из них – лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер. Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба. Она получила свое название от села Богородское, где еще с XV века занимались резьбой по дереву. В Богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика. Оборудование и инструменты для резьбы по дереву.Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки применяют для выполнения прямых и закругленных линий вырезаемого рисунка. Их изготовляют из качественной стали.ІІІ Практическая частьВводный инструктаж.Правила безопасности при выполнении резьбы. 1. Работать можно только хорошо заточенным инструментом. 2.Во время резьбы следует прижимать заготовку к упору на верстаке. 3. Запрещается работать косяком с треснувшей или неплотно насаженной ручкой. 4. Во время работы нельзя низко наклоняться над заготовкой. 5.При выполнении резьбы ножом-косяком нельзя держать свободную руку перед режущим инструментом. 6. Приступать к резьбе только с разрешения учителя. 7. Не ходить по мастерской с режущим инструментом, если появилась необходимость, несите его в футляре или кромкой вниз. 8. Во время работы не отвлекайся, говорить тихо и только о деле. Выполнение резьбы. Показ учителем основных приемов работы режущими инструментами. Вначале производят накалывание вырезаемых элементов. Нож держат в кулаке , кончик ножа вонзают в дерево в центр трёх угловых лучей с таким расчётом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трёхгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы - трёхгранно выемчатая. Трёхгранно-выемчатая, геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков: треугольник , ромб, змейка, витейка, ёлочка, квадрат, соты, звёздочка, сияние, розетка и др. Композиция узоров в геометрической резьбе в основном создаётся из сочетания этих элементов. Но тот, кто занимается резьбой, могут вырабатывать и свои узоры. При срезании треугольников, небезразлично в какой последовательности это делать. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою. Если же удалить сначала два других треугольника, то этот не срежется, а сколется, т.к. вокруг него всё будет углублено. Плоскость будет волокнистой, шероховатой, неопрятной. Нужно будет обязательно делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности. Когда же первым срезают треугольник, расположенный по волокнам, по слою то у него есть опора. Поэтому, не скалываясь, он срезается нормально. Следует иметь в виду, что трудность выполнения разных элементов зависит не только от твёрдости древесины, но и от расположения рисунка узора по отношению к годичным слоям. Наиболее сложно выполнить различного рода сияния. Тут есть ряд особенностей. Накалывают сияния при резьбе по-разному. Если порода мягкая, однородная (липа, осина, ольха) можно делать наколку лишь по коротким лучам треугольника. Затем, срезав этот маленький треугольничек, сразу без центрального надреза, удаляют длинные треугольники. Если же резьбу делают на хрупких или твёрдых породах, то нужен и центральный надрез по длинному лучу треугольника. Только надрез нужно делать так, чтобы нож постепенно и равномерно выходил из глубины дерева на поверхность к центру сияния. Около центра, где сходятся узкие треугольники, ни в коем случае нельзя делать глубокий надрез. Иначе в этом месте волокна сколятся и центр сияния будет выщербленным. Исправить этот дефект будет очень трудно. Выразительный эффект возникает от игры светотени на наклонных гранях. Чем глубже резьба и больше угол наклона, тем плотнее теневые участки и резче выделяется узор. Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку , направляет острие ножа, сдерживает движение или, наоборот, дополняет усилие правой. Напоминание строгого соблюдения правил безопасности труда.Самостоятельная работа учащихся – выполнение полученного задания. Каждому учащемуся раздается заготовка размерами 200х100х20 мм и нож-косячок для выполнения практической работы Выбор учащимися орнамента геометрической резьбы (из представленных учителем образцов) или самостоятельное выполнение орнамента. Нанесение (копирование) орнамента резьбы. Динамическая пауза Отработка приемов и навыков выполнения геометрической резьбы (под фронтальным наблюдением учителя) Проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы;Проверка правильности выполнения элементов геометрической резьбы;Обучение самоконтролю и взаимоконтролю.IV Организационно-заключительная часть: 1.Вопросы на закрепление: - дайте определение геометрической резьбы; - назовите виды геометрической резьбы; - перечислите основные виды узоров в геометрической резьбе. 2. Прием учителем выполненных работ 3. Заключительный инструктаж(подведение итога работы за урок, анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы). 4. Сообщение оценок работы каждого учащегося. 5. Домашнее задание:составить орнамент из элементов геометрической резьбы в рабочей тетради на поле размером 150х50мм. Приведение в порядок рабочих мест. Приложение Кудринская резьба Ажурная прорезная резьба Контурная резьба Плоско-выемчатая резьба Рельефная резьба Инструменты для резьбы по дереву Резаки: а, б, в – ножи - резаки; г - нож – косяк Рис. 9. Геометрическая резьба: а – элементы геометрической резьбы: 1 – треугольники; 2 – глазок; 3 – елочка; 4 – фонарик; 5 – четырехгранники; 6 – лучи; 7 – ромб; б – кухонная доска с элементами геометрической резьбы Процесс работы: Используя линейку и карандаш, на заготовке рисуется прямоугольная фигура, состоящая из двух одинаковых квадратов, в каждом из которых следует начертить диагонали: Теперь следует соединить середины каждой из сторон квадратов таким образом, чтобы линии пересекались с пересечением диагонали в общей точке. Теперь каждый квадрат состоит из восьми треугольников. При помощи косяка, который необходимо поставить углом в центре одного из треугольников таким образом, чтобы лезвие соединяло эту центральную точку с прямым углом треугольника, делается первый разрез с наибольшей глубиной в центре и с наименьшей в конце. Должен получиться следующий разрез: Далее середина соединяется со вторым углом: Третья линия должна соединить центр с последним углом. Поскольку этот отрезок самый длинный, может потребоваться для его выполнения два движения. Необходимо следить, чтобы локоть не отрывался от стола, чтобы предотвратить порез и не испортить рисунок на заготовке. Теперь делается надрез под углом в 45 градусов. Разрез должен соединить углы треугольника и середину. Необходимо следить, чтобы глубина надрезов в центре была больше, чем по краям. Так должен выглядеть первый элемент: Далее, ориентируясь на предыдущие фото, вырезаются последующие треугольники |