Художественное мастерство Фазиля Искандера. Художественное мастерство Фазиля Искандера
Скачать 16.15 Kb.
|
Художественное мастерство Фазиля Искандера Преподаватель ФерГУ Нематжонова Н.Б. Художественное творчество Фазиля Искандера является одной из самых ярких и самобытных страниц в российской литературе второй половины XX века. Своеобразие его дарования была оценена критиками, исследователями, читателями с первых произведений. Он начинает свою художественную деятельность как поэт, но литературную славу ему приносит проза. Новеллой «Первое дело», название которой оказалось символичным, Ф. Искандер входит в литературу. Поэтому вопрос об изучении мастерства Ф. Искандера актуален как с точки зрения анализа непосредственно творчества писателя, так и с теоретико-методологических позиций в изучении природы и эволюции жанра новеллы. Новелла, с ее жесткой структурированностью, приводящей, по словам Е. М. Мелетинского, к «концентрации, заострению, использованию символики, богатству ассоциативных связей и четкой организации», к стремлению «на минимуме площади выразить максимум содержания» [11, с. 246], как никакой другой жанр, отражает степень художественного дарования писателя, способного небольшой эпизод поместить в центр вселенной. Под пером истинного мастера этот эпизод должен приобрести «значение судьбоносности мига, от которого зависит все счастье или несчастье человека, лад или разлад в Космосе людском» [10, с. 256]. Несмотря на достаточно неустойчивую репутацию жанра новеллы (рассказа) в процессе развития литературы, «он, - отмечает критик И. Крамов, - остается неизменным хранителем заветов литературного мастерства,. памятью о накопленных навыках и понятиях, составляющих драгоценное достояние художественной культуры» [8, с. 251]. В литературоведческой науке не существует полного и четкого определения новеллы. Во многом это объясняется наличием самых разнообразных модификаций новелл, обусловленных культурными и историческими различиями. Поэтому теория новеллы, при достаточно большом количестве исследований, фрагментарна. История жанра ведет свое начало с эпохи раннего Возрождения (XIV в.), в частности, с "Декамерона" Джованни Боккаччо (XIV в.), хотя в Италии в XIII веке существовали небольшие рассказы, изображающие бытовые сцены. Часто они объединялись в сборники. Это известные "Novellino" и "Cento novelle antiche ". Но только Боккаччо возводит новеллу в ранг литературного жанра. В отличие от схематизма, «зачаточности в фразе и плане» произведений предшественников, у великого итальянца, как отмечал А.Н. Веселовский, «все развито, чувствуется стремление к полноте, переходящей в излишество» [9, с.321]. Первое и наиболее глубокое теоретическое обоснование проблемы жанровой специфики новеллы принадлежит немецким писателям и философам. И. Гете в беседе с Эккерманом дал характеристику эстетической природе новеллы, оказавшую сильное влияние на последующие интерпретации ее жанровой сущности. По мнению Гете, новелла — это «свершившееся неслыханное событие» [9, с.211]. Но неординарность, неповседневность дается в плане «возможного». Ф. Шлегель, обращаясь к "Декамерону", указывает на следующую особенность новеллы: во-первых, способность передавать символически, косвенно самые глубокие, субъективные взгляды и настроения поэта, во-вторых, стремление к объективно точному определению места и времени происходящих событий, но удерживая их «в общих чертах» [2, с.420]. Наконец, Шлегель считает, что для писателя существуют два пути создания новеллистического произведения. В первом случае новелла должна представлять собой «еще неизвестную историю» [2, с.420], анекдот, содержащий нечто привлекательное, при этом не затрагивающий глобальных событий из истории человечества. Другой путь - обыгрывание, преобразование общеизвестных случаев в новой, присущей только этому писателю манере. Именно данный вид новеллы представляется писателю «вершиной и расцветом жанра». И он определяет его как «аллегорический» («символический») [2, с.422]. Л. Тик в сюжете новеллы обнаруживает наличие так называемого «поворотного пункта» (Wendepunkt), благодаря которому возникает эффект удивительного, в то же время происходящего естественно и при иных обстоятельствах способного стать повседневным: «Новелла представляет в самом ярком свете незначительный или значительный случай, который хотя и вполне возможен, тем не менее является удивительным, пожалуй, единичным» [2, с.115]. М. Шпильгаген раскрывает понятие новеллы с точки зрения характера ее персонажей. Если роману свойственно изображение характера героя в его становлении, то новелла, по его мнению, «имеет дело с готовыми характерами» [2, с. 116], чья истинная природа раскрывается благодаря особому сцеплению обстоятельств, разрешенных в одном конфликте. Список литературы 1. Аврукина М.М. Художественное время в рассказе Ф. Искандера «Большой день большого дома» // Проблематика и поэтика современной советской прозы. Ташкент, 1988 .С. 66 67. Деп. В ИНИОН РАН 12.01.89, № 36644. 2. Акаба Л.Х. Из мифологии абхазов. Сухуми: Ашара, 1976. 456 с. 3. Акаба Л.Х. О пережитках древних верований в культе кузницы у абхазов // Известия Абх. ин-та языка, литературы и истории, 1973. Т.2. С. 175-179. 4. Алексанян Е. К.Г Паустовский новеллист: Автореф. дис. канд. филол. н. М, 1965.18 с. 5. Андреева Т.Н. Жанрово-стилевое своеобразие рассказов В.И. Белова: Автореф. дис. канд. филол. н. Горький, 1986. 18 с. 6. Искандер Ф.А. Глоток кислорода: Беседа с писателем // Московский комсомолец. 1989. 21 мая. 7. Искандер Ф.А. Два рассказа // Знамя. 1996. № 4. С. 125-164. 8. Искандер Ф.А. День жизни отличать от ночи: Беседа с писателем // Хронограф. М., 1989. С.41-54. 9. Искандер Ф.А. «Жизнь так устроена, что она сама себя защитит.»: Беседа с писателем // Независимая газета. 1997. 14 января. 10. Искандер Ф.А. Идеи и приемы. Пластичность прозы: Встреча за «круглым столом» // Вопросы литературы. 1968. № 9. С.73-76. 11. Искандер Ф.А. Искренность покаяния порождает энергию вдохновения // Литературная газета. 1994. № 3. С. 5. |