Индивидуальный проект ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗА НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА. Художественное проектирование образа. Художественное проектирование образа на основе творческого источника
Скачать 0.64 Mb.
|
Министерство общего и профессионального образования … государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение … «…» (ГБПОУ «») ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗА НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА Индивидуальный проект …
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №493, зарегистрирован в Минюсте 07.06.2012г. №413. В соответствии с учебным планом, по специальности среднего профессионального образования 43.02.13 Технология парикмахерского искусства, выполнение индивидуального проекта предусмотрено при изучении дисциплины общеобразовательного цикла «Основы композиции». Методические указания по выполнению индивидуального проекта разработаны на основании рабочей программы учебной дисциплины «Основы композиции». Целью настоящих рекомендаций является оказание помощи студентам в подготовке и защите индивидуального проекта. Основной целью выполнения индивидуального проекта является формирования способности и готовности обучающихся: - к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; - к сотрудничеству и коммуникации; - к использованию ИКТ в целях обучения и развития; - способности к самоорганизации и саморегуляции; - развитию исследовательской деятельности обучающихся; - выработки умения пополнять знания из разнообразных источников информации; - распространение опыта творческой деятельности обучающихся; - приобретение обучающимися опыта публичных выступлений. Введение Композиция — одна из основных категорий художественного творчества. В отличие от рисунка, цвета, линии, объёма, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность — наиболее сложный и совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны между собой. Такая целостность в архитектуре, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне имеет иррациональную природу, достигается художником интуитивно, она оригинальна и неповторима. Иными словами, единственное, уникальное сочетание элементов и составляет суть композиционной целостности. Эта специфическая целостность основана на следующих принципах: новизны, ясности, целостности, развития. Композиция — открытая модификационная структура «со многими степенями свободы». Это духовный феномен, материализующийся лишь частично и несовершенно. Закономерности композиционной организации носят не абсолютный, как в технических системах, а относительный характер. Они проявляются в форме тенденций, мера осуществления которых зависит от многих объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов. Композиционная целостность может быть исследована рациональными приемами лишь частично. Например, конструкция живописной картины, система пропорционирования в архитектуре, антропометрические данные или психо-физиологические особенности зрительного и тактильного восприятия. Компоновка - это распределение элементов будущего изображения в листе или холсте, то есть составление единого целого изображения из отдельных его элементов, заданных в натуре. Компоновка осуществляется в соответствии с законами зрительского восприятия, максимальной компактности и соразмерности частей друг по отношению к другу, с учётом зрительского разнообразия и цельности как всего изображения, так и его частей. Теоретические основы композиции 1.1. Основные законы композиции Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником, так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. При нахождении конструктивной идеи вначале следует сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции. Другой чертой, или свойством, закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали. Этого требует закон целостности, вытекающий из закономерностей зрительного восприятия действительности. Закон целостности требует неповторимости элементов композиции, включая сюда формы, размеры, интервалы, характеры, типы, жесты и т. д. Все похожее должно либо объединиться в силуэт, либо резко отличаться, индивидуализироваться. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Контрасты — это необходимое условие для того, чтобы зритель увидел изображение, так как без них изображение сольется с фоном по тону или цвету. Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции. Основная работа над произведением связана с проблемой определения характера контрастов в связи с созданием художественного образа. Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров (больших и малых), характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями, контрасты в построении сюжета. Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ — это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию. Новизна в искусстве, поскольку искусство является формой эстетического познания мира, проявляется, прежде всего, в эстетическом «открытии мира». Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства. Этот закон требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого. 1.2 Композиционный центр Композиционный центр - это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя - центральный элемент рисунка. Художнику очень важно уметь определить композиционный центр и сделать на нем акцент в своей работе. Рисунок 1. Композиционный центр. При отсутствии в изображении композиционного центра визуальный ряд теряет конкретность. Зритель не может адекватно прочитать сообщение автора, так как приходит в состояние растерянности перед выбором означающих. Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров: - геометрический, - оптический, - сюжетный (семантический), - композиционный, который мы можем обозначить как логический. Художественные средства создания композиции Симметрия, асимметрия, диссимметрия Симметрия – одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к числу наиболее сильных средств организации формы. Симметричность строения воспринимающих органов является одной из причин ее активного воздействия на восприятие. Простейший вид симметрии — зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. Ассиметричная композиция – это несимметричная композиция. Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени. Рисунок 2. Симметрия и асимметрия. Диссимметрия – явление, широко распространенное в живой природе. Она характерна и для человека. Человек диссимметричен, несмотря на то, что очертания его тела имеют плоскость симметрии. Диссимметрия сказывается в лучшем владении одной из рук, в несимметричном расположении сердца и многих других органов, в строении этих органов. Рисунок 3. Диссимметрия. Динамика и статика в композиции Стабильность и статика имеют особые ассоциации у человека. Весь мир вокруг стремится к движению и поэтому что-то постоянное, неизменное, неподвижное воспринимается как некая ценность. Рассматривая законы композиции, исследователи обнаружили, что статика присутствует практически во всех видах искусства. Художники с древности видели особое искусство и сложную задачу в том, чтобы уловить красоту какого-то предмета или объекта. Статичные композиции воспринимаются как эмоции покоя, гармонии, равновесия. Поиск такого баланса – настоящий вызов художнику. Для решения этой задачи художник использует разнообразные средства. Динамика и статика в композиции, определение которых мы представляем, решаются при помощи традиционных выразительных средств: линий, цветов, размерности. Динамика в искусстве – это стремление отразить быстротечность жизни. Как и статика, передача движения является серьезной художественной задачей. Так как оно имеет многообразные характеристики, то у этой задачи, в отличие от статики, существует гораздо больше решений. Динамика вызывает разнообразную гамму эмоций, она связана с движением мысли и сопереживанием. Рисунок 4. Динамика и статика. Контраст и нюанс в композиции Контраст является одним из основных средств композиции. Он помогает выявлять главный элемент композиции, подчиняющий себе все остальные. Контраст - это закономерное противопоставление однородных свойств, при котором различий больше, чем сходств. Так, противопоставляют живое и не живое, твердое и мягкое, светлое - темное и т.д. Важное условие заключается в том, что сходства все же должны быть. Иначе объекты будут принадлежать к различным группам и их будет невозможно сравнить. Например, мы не можем сравнить красное и соленое. В некоторых работах контраст выступает главным способом организации формы. В других же случаях является вспомогательным средством. Рисунок 5. Контраст. Нюанс - это закономерное противопоставление однородных свойств, при котором сходств больше, чем различий. Нюанс, в отличие от контраста, не «кричит», а тихо заявляет о себе. Это тонкое различие, последовательный переход. Формы, построенные на нюансах, спокойные и заметны не сразу. Нюанс - это минимальное изменение качеств объекта. Активное противопоставление можно смягчить количеством переходов и нюансов - если присутствуют очень темный и светлый цвета, то, расположив между ними множество различных оттенков (своеобразная «растяжка»), удастся сгладить контраст. Рисунок 6. Нюанс. Метр и ритм в композиции Ритм – выражается в количественных измерениях в ряде элементов, чередующихся в постепенной, закономерной смене одного или нескольких свойств формы в определенном направлении. Происходит нарастание или затухание динамичности элементов, или цветовой насыщенности или изменение их величины формы, интервалов между ними и т. д. Ритмически построенные композиции бывают очень выразительны. Ритм присутствует практически в любой станковой композиции более или менее явно. Ритмические закономерности характерны не только для изобразительного искусства. На них построены музыка, архитектура, важны они и в других видах искусства. Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы. Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд. Рисунок 7. Ритм и метр. Разработка графического эскиза художественного образа на основе творческого источника Описание творческого источника Олень относится к хордовым, парнокопытным млекопитающим, семейству оленевых. Название этого зверя «олень» происходит от древнеславянского «елень», как наши предки называли это стройное животное. Некоторые олени могут похвастаться тонкими изящными ногами, у других они короткие, но у всех без исключения оленей отлично развита мускулатура ног, что служит для них и средством выживания. Ведь недаром он входит в двадцатку самых быстрых животных мира, скорость оленя, убегающего от хищников, может достигать до 55 км в час. Зубы оленя являются ярким показателям его возраста, по степени их изношенности хороший зоолог без проблем определит, сколько ему лет. Кожа оленя покрыта шерстью, которая может быть, как тонкой в летний период, так и густой согревающей зимой. Цвет шерсти оленя обычно бурый, коричневый, серый или рыжий. Ветвистые рога оленя, пожалуй, заслуживают отдельного упоминания, ведь это самое заметное украшение этого животного, которым обладают все виды оленей, (за исключением безрогих оленей) и только самцы. Самки оленей рогов не имеют, но опять-таки за исключением оленей северных, у которых рогами обладают, как самцы, так и самки. Заключение Основной задачей проекта является углубленное изучение дисциплины "Основы композиции", развитие творческого навыка студентов-технологов парикмахерского искусства. Цель моего творческого проекта достигнута, задачи в ходе работы выполнены полностью. Нa данный момент cтилиcтaми пpидyмaнo oгpoмнoe paзнooбpaзиe пpичёcoк кaк для длинныx, тaк и для кopoткиx вoлoc. В кaждoй из ниx ecть cвoя изюминкa. Длинныe вoлocы-пpизнaк жeнcтвeннoй и poмaнтичнoй нaтypы; кopoткaя нeoбычнaя пpичёcкa гoвopит o cмeлoй и любящeй экcпepимeнты дeвyшкe. Глaвнoe, пpaвильнo выбpaть пpичёcкy, чтoбы oнa пoдxoдилa и для типa внeшнocти и для тeмпepaмeнтa. Самые актуальные стрижки - на средние волосы, так как короткие волосы не всем подходят, а длинные требуют должного ухода. Это каре, удлиненный боб и его классические вариации. Список рекомендуемой литературы Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», учебник для СПО, стр.153-164 Беспалова Т.И., Гузь А.В., «Основы художественного проектирования причёски. Специальный рисунок», учебник для НПО, стр.20-39 Волкотруб И.Т., «Основы художественного конструирования», стр.19-48 Лекции. |