анализ. И. А. Бунин Кавказ Произведение Бунина Кавказ принадлежит к эпическому жанру рассказу. Произведение небольшого объема, в центре событий одна сюжетная линия (возлюбленные, которые тайком едут на Кавказ), кол
Скачать 21.14 Kb.
|
И.А. Бунин «Кавказ» Произведение Бунина «Кавказ» принадлежит к эпическому жанру – рассказу. Произведение небольшого объема, в центре событий одна сюжетная линия (возлюбленные, которые тайком едут на Кавказ), количество центральных и второстепенных персонажей ограничено. Повествование в рассказе ведется от первого лица – от лица главного героя. Имен в рассказе нет, что придает ситуации типичность. Лишь по ходу повествования становится понятно, что рассказчик сбегает со своей возлюбленной на Кавказ, где они хотят на время спрятаться от её мужа. Кавказ, взятый в название рассказа, здесь изображен с двух сторон – для одних героев это место, которое приносит счастье, уединение, любовь; для другого героя Кавказ – место смерти, трагедии. Построение сюжета таково: экспозиция (герой останавливается в гостинице в Москве), завязка (короткие встречи рассказчика и его возлюбленной, их план побега на Кавказ), основная часть (осуществление плана, описание дней возлюбленных, проведенных на Кавказе), кульминация и одновременно развязка (самоубийство офицера, мужа героини, который узнал об измене жены). В основе сюжета лежит история любви двух людей, стремящихся обрести долгожданное счастье. И мысль об этом счастье затуманивает разум, заставляет забыть о третьем участнике конфликта – муже главной героини. Офицер не может смириться с предательством, неверностью жены, в связи с чем стреляет себе в голову из револьвера. Тема любви является главной темой рассказа и касается всех героев рассказа - героиня, которая ради любви, страсти идет на предательство; рассказчик, который ради своей любви вынужден скрываться и бояться; и офицер, чья любовь была предана. И сама любовь в рассказе разная – офицер любит мужественно, честно, а любовь героини к рассказчику показана мимолетной, страстной, эгоистичной, лживой, хотя и нельзя утверждать, что ненастоящей. Также звучат темы чести, ответственности, верности и предательства. Рассказ «Кавказ» написан лёгким языком, который позволяет читателям и увидеть удивительную природу кавказских гор, и понять сложный мир человеческих взаимоотношений. Для этого автор использует эпитеты (нестерпимое сухое солнце, холодные серые волны, предвечная белизна снежных гор, безнадежно-счастливый вопль), метафоры (воровски остановился в номерах, бледна прекрасной бледностью, раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома), сравнения (небо, подобное пыльной туче). Также передать настроение помогают такие фразы как: холодные дожди, все внутри у меня замирало от тревоги и холода, шумно лил дождь по крыше, ледяной рукой – в первой части рассказа, когда герои находятся в Москве и ждут роковой минуты. Было солнечно, нагретыми окнами, нестерпимое сухое солнце, горячее солнце, я проходил по знойному и пахнущему из труб горящим кизяком базару, лежали на солнце – во второй части, где герои уже были свободны, счастливы и наслаждались друг другом. Такой контраст помогает понять внутренние переживания героев. М.Ю. Лермонтов «И скучно, и грустно…» И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы! Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно… Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг — Такая пустая и глупая шутка… Стихотворение относится к жанру элегии – грустному философскому размышлению о смысле жизни. В нем лирический герой говорит о своем одиночестве, усталости, тоске. Его некому поддержать в трудную минуту, он не может найти «родной души», поэтому уныние овладевает им – лирический герой не видит больше смысла в своем будущем, не стремится ни к чему. Стихотворение проникнуто грустью, тоской, меланхоличным настроением героя. Звучит не только тема одиночества, но и быстротечности времени. И герой понимает, что время неподвластно ему – жизнь проходит, и этого не изменить. Тема любви тоже звучит с печалью – герой размышляет, что любить вечно невозможно, и это добавляет ему страданий и приводит к выводу, что жизнь без любви, дружбы «пустая и глупая шутка». Усталость лирического героя, его тоска и скука передается такими средствами выразительности, как эпитеты - душевной невзгоды, сладкий недуг, с холодным вниманьем, пустая и глупая шутка. Метафоры - минута душевной невзгоды, вечно желать, годы проходят, сладкий недуг исчезнет при слове рассудка. Смысл стихотворения «И скучно, и грустно» в подведении печального итога бессмысленной жизни одинокого и опустошенного человека, который лишен дружбы, любви и призвания. Д.Н. Фонвизин «Недоросль» Комедия «Недоросль» принадлежит литературному направлению классицизм. Признаки классицизма – говорящие имена (например, Простакова – от «простой, простак», в 18 веке слово имело значение «пустой»; Митрофан – с греческого «матерью данный»; Стародум – означает «думающий по-старому», Софья – с греческого «мудрость»), строгое деление героев на положительных и отрицательных (Софья, Стародум, Правдин, Милон – положительные; Простакова, Простаков, Скотинин, Митрофан - отрицательные), единство времени, места, действия (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой), статичность героев (их поведение, характеры не меняются на протяжении всего действия). Жанр – комедия. Через смех и сатирическое изображение помещиков Фонвизин обличает и осуждает героев, желая направить людей на путь исправления. Построение сюжета в комедии: экспозиция (представление героев), завязка (чтение письма Стародума о том, что Софья – богатая наследница. Начинается борьба Скотинина и Митрофанушки за Софью, как за видную невесту), основная часть (сцены обучения Митрофана, быта в поместье Простаковой, диалоги героев), кульминация (экзамен Митрофана, демонстрация системы образования, бесполезности, нелепости, ненужности знаний), развязка (Софья становится невестой образованного офицера Милона, Простакова терпит поражение; обличение Простаковой как плохой матери и хозяйки – Митрофан отворачивается от матери, имение берут под опеку). В основе пьесы лежат два конфликта – социально-политический и любовный. Социально-политический заключается в осуждении самодурства и невежества, которые царят в имении Простаковой. Но в финале разум одерживает верх. Любовный конфликт играет второстепенную роль и лишь дополняет социально-политический. Через него Фонвизин доносит идеи о недопустимости принуждения и силы истинной любви. Этими конфликтами Фонвизин подчеркивает, что российское дворянство неоднородно – в нем есть достойные люди и бесчеловечные тираны. Воспитание – основная тема комедии. «Вот злонравия достойные плоды» - на примере Простаковой и Митрофана Фонвизин показал, как не стоит воспитывать детей. Драматург показал, что происходит, когда любовь к ребёнку доходит до крайности – из него вырастает неблагодарный, необразованный, эгоистичный, избалованный, капризный, не способный любить человек. Получение знаний также занимает важную часть драмы. Только образованный человек может быть по-настоящему благородным. Стародум говорит, что только нравственному человеку знания идут на пользу. Для него нравственность (доброта, справедливость и честность) – это основа образования и воспитания. Стародум является героем-резонером – тем, чьими устами высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина. |