Вакхическая песня урок. И божество, и вдохновенье (анализ стихотворения А. С. Пушкина Вакхическая песня) Цели урока Образовательные
Скачать 43 Kb.
|
И божество, и вдохновенье (анализ стихотворения А.С. Пушкина «Вакхическая песня») Цели урока: Образовательные: проверить уровень подготовленности учащихся по работе со средствами выразительности, познакомить школьников с особенностями творчества А.С. Пушкина. Воспитательные: Содействовать в ходе урока воспитанию культуры речи, внимательного отношения к слову, творческому подходу к решению поставленных задач. Развивающие: формировать умение анализировать художественное произведение и выявлять закономерности в использовании художественных средств, развивать познавательный интерес, умение выделять главное, творческую активность. 1. Вступительное слово учителя. Ребята, в декабре люди в нашей стране часто живут в ожидании чуда, ведь приближаются новогодние праздники, когда люди будут собираться за праздничными столами, загадывать желания и произносить тосты. И сегодняшним уроком мы открываем это замечательное время, ведь у нас «Вакхическая песня» - стихотворение-праздник, где герой в дружеской обстановке произносит торжественную речь. - Название произведения обращено к временам Древней Греции, когда принято было произносить Вакху дифирамбы – стоя в кругу, петь хором хвалебные песни. Что вы знаете о боге Вакхе? Недаром у стихотворения Пушкина такое название – здесь есть и хор (вакхальны припевы), и круг – «Подымем стаканы, содвинем их разом» - это действие возможно только в кругу. 2. Беседа с классом. 2.1 Биографическая основа. Тема дружеского пира была очень популярна во времена Пушкина, и он сам не раз к ней обращался, начиная с лицейских времён. Для Пушкина тема пира – это тема дружбы. Круг друзей за праздничным столом – символ братства, объединяющего людей. - Скажите, в каком году создана «Вакхическая песня»? - Как связано оно с биографией поэта? Где в это время находился Пушкин? Какие события, возможно, вдохновили поэта на его создание? О навестивших его друзьях он напишет в стихотворении «19 октября 1825 года». 2.2 . Жанр, тема рассвета. Прежде чем анализировать стихотворение, мы выполнили по плану его разбор. Его жанр – лирика не только дружеская, но и общественная. Как в ст-ии «К Чаадаеву», здесь тоже после тьмы наступает рассвет, но только в ст. «К Чаад» рассветёт ещё нескоро, а «Вакх песня» исполняется, когда солнце уже показалось на горизонте, появляется образ перехода от ночи к свету. 2.3 Анализ 1-ой части. Ст-е можно разделить на 3 части. В 1-ой прославляется любовь, создаётся обстановка весёлого пира. - В чём особенность первой строки? Как ей противоречит всё стихотворение? - Как создаётся атмосфера пира, праздника, веселья? Обратите внимание на синтаксис. (риторич фигуры, инверсия). - Как лексика помогает созданию этой обстановки? Кстати, обратите внимание, что в 1-ой части ст-я глаголы т. повелит. накл-я, что придаёт ему бодрое звучание. - В чём особенность ритма? Как звукопись придаёт стихотворению праздничность, торжественность? Обратите внимание – исследователи отмечают, что амфибрахий встречается в творчестве Пушкина только единственный раз, в этом стихотворении. 2.4 Анализ 2-ой части. Во второй части ст-я прославляются музы, разум. Соединяется начала Диониса и Аполлона – покровитель искусств, предводитель муз. Он олицетворяет солнце. Его прозвище Феб – солнечный свет. - Во 2-ой части стихотворения противопоставлены два явления. Что противопоставляется? - Сравните слова, помогающие изображать солнце и тьму, разум и ложную мудрость.
- К какой части таблицы подойдёт образ «Солнце бессмертное ума», а к какой – «Ложная мудрость»? - Какие средства выразительности усиливают противопоставление? - Обратите внимание на лампаду – образ ложной мудрости: с ней светло – до тех пор, пока не показалось настоящее солнце. - Каков смысл последней строки стихотворения? - Как последняя строка усиливает философское звучание стихотворения? Краткость 3-ей части не уменьшает, а увеличивает её смысл. В 1 строку собирается всё, что сказано, слово солнце обозначает здесь все оттенки значения света, а тьма становится обобщающим символом неправды и зла. Две повелительные формы – да здравствует и да скроется – заканчивают стихотворение энергичным призывом. В стихотворении прославляются светлые начала жизни, отрицается ложная мудрость. 3. Сообщение учащегося о картине Ф. Гойи «Сон разума рождает чудовищ». В аллегорическом плане ложную мудрость изобразил на своей картине испанский художник Франсиско Гойя. Об этом расскажет Лапина Анастасия. - Сравнив значение образов тьмы и света, разума и враждебных ему сил у Пушкина и Гойи, ученики придут к выводу, что поэт и художник подчеркивают связь разума и искусства (ср.: "Да здравствуют музы, да здравствует разум!", у Гойи - спящий человек - художник). Это поможет сделать более общий вывод о том, какую роль Пушкин и Гойя отводят в жизни человека искусству. - Какое вы можете назвать произведение, герои которого отличаются разным, противоположным отношением к жизни? Помогает ли это понять смысл стихотворения? 4. Сообщение учащегося. Сравнение «Вакхической песни» А.С. Пушкина и стихотворения Маяковского ««Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мы обращались к тьме, а сейчас продолжим разговор о солнце. В 7 классе вы читали стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вл. Маяковским летом на даче». - Что в этом приключении необычайного? Вывод: в стихотворении Пушкина источник света – любовь, творчество, поэзия, дружба, разум, а у Маяковского поэзия, как солнце, освещает жизнь людей. 5. Вывод. 1-ый сборник стихотворений Пушкина вышел в 1826 году, в январе, и, словно солнце, осветил жизнь русского общества, пребывавшего в подавленном настроении после расправы над декабристами. Да, не случайно Пушкина называют солнцем русской поэзии. А сегодня мы с вами занимались анализом текста, и вы увидели, что в литературном произведении каждое слово не случайно. 6. Синквейн. К этому произведению обращаются и современные исполнители. Сейчас посмотрим клип и послушаем песню на это стихотворение, в это время составим синквейн. Д.З. 1. Стихотворение наизусть. 2. учебник стр. 184-188. |