Главная страница
Навигация по странице:

  • ДЕМОНСТРАЦИЙ СЕКСА В МАСС-МЕДИА

  • I. Laverycheva

  • Нарушение принципа интимности по

  • Негативное влияние на психику подростков публичных демонстраций секса в масс-медиа

  • Нейрологические аспекты сексуально

  • Гипотеза «шунтирования».

  • Сексуальная вольность способствует

  • Coherence of Epistemic Justification Versus the Principle of Corespondence… 59REFERENCES

  • A. Nesteruk

  • Keywords

  • Негативное влияние. И. Г. Лаверычева негативное влияние на психику подростков публичных демонстраций секса в массмедиа


    Скачать 438.37 Kb.
    НазваниеИ. Г. Лаверычева негативное влияние на психику подростков публичных демонстраций секса в массмедиа
    АнкорНегативное влияние
    Дата12.07.2022
    Размер438.37 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаnegativnoe-vliyanie-na-psihiku-podrostkov-publichnyh-demonstrats.pdf
    ТипДокументы
    #629396

    Негативное влияние на психику подростков публичных демонстраций секса в масс-медиа
    49
    И. Г. Лаверычева
    НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ ПОДРОСТКОВ ПУБЛИЧНЫХ
    ДЕМОНСТРАЦИЙ СЕКСА В МАСС-МЕДИА
    Рассмотрены механизмы вредного влияния на психику молодежи и подростков
    безнравственности современной социальной среды, «загрязненной» чрезмерными прояв-
    лениями сексуальности. Предложенная автором гипотеза «шунтирования», подкреплен-
    ная данными эмпирического исследования, объясняет, каким образом в сознании подро-
    стка в условиях неограниченной публичной сексуальности формируется суперсекс-
    доминанта, тормозящая его интеллектуальное и личностное развитие.
    Ключевые слова: секс, публичная сексуальность, эмоциональные и когнитивные отделы головного мозга, суперсексдоминанта, механизм «шунтирования» («закорачива- ния») мышления.
    I. Laverycheva
    The Negative Impact of Public Sex Demonstrations on Teenagers’ Psyche
    The article deals with the harmful influence of immorality of modern social environment,
    too much polluted by sexual manifestations, on the psyche of youth. A hypothesis of shunting
    has been suggested based on the results of empirical study, it explains how teenagers’ con-
    sciousness under conditions of unlimited public sexuality develops a supersex dominant interest,
    hindering the intellectual and personal development.
    Keywords: sex, public sexuality, emotional and cognitive sections of brain, supersex dominant interest, mechanism of “shunting” (“abridgement”) of thought.
    Подобно тому, как существует жизненно необходимый минимум удовлетворения фи- зиологических потребностей человека в воздухе, воде, пище, одежде, жизненном пространстве и продолжении рода, сущест- вует и универсальное условие для нормаль- ного развития человека и общества — нрав- ственно здоровая социальная среда. Эта среда создаётся, прежде всего, культурой: культурными ценностями, защищёнными общепринятыми нормами культурного по- ведения, и нравственным образом жизни.
    При её деформации и разрушении неизбеж- ны деструктивные изменения в процессе личностного становления нового поколе- ния, что представляет серьёзную опасность как для индивидуальной организации жиз- ни, так и для общества в целом.
    Нарушение принципа интимности по-
    ловых отношений. Согласно законам
    Туркхеймера, сформулированным в 2000 г. по данным современной психогенетики [15, р. 160
    −164]: 1) все поведенческие свойства наследственны; 2) воспитывающее влияние семьи уступает влиянию генетической на- следственности; 3) влияние как семьи, так и наследственности уступает влиянию со- циума. Это значит, что в наибольшей степе- ни на поведение человека влияют социаль- ные факторы. Под этим подразумевается вся совокупность общественных влияний: мен- талитет, система образования, культурно- нравственный и политический климат и в особенности наиболее подверженная поли- тическому и коммерческому манипулирова- нию современная информационно-развле- кательная среда (радио, телевидение, рек- лама, Интернет, любые СМИ — так назы- ваемые масс-медиа).
    Природная сексуальность человека, как и сексуальность животных, связанная с гене- тически запрограммированным половым

    ФИЛОСОФИЯ
    50
    диморфизмом, имеет единственную страте- гическую цель — успешное размножение и продолжение рода. Половое влечение и свя- занное с ним чувство удовольствия напря- мую обеспечивают сближение особей и возможность оплодотворения. Кроме того, у видов, имеющих выраженную семейную структуру и сложную когнитивную комму- никацию, сексуальная эмоциональность, закрепляющая привязанность женской и мужской особей друг к другу, способствует стабильности и прочности семейных отно- шений, а значит, и согласованной родитель- ской заботе, которая необходима для благо- получного выживания, так же как и для ус- пешного когнитивного развития потомства.
    Социальная жизнь человека вносит серь-
    ёзные коррективы в природные механизмы регуляции половых отношений. Всемерно способствуя воспроизводству отношений, обеспечивающих продолжение рода, она, с одной стороны, вырабатывает культурно- нравственные нормативы по укреплению природной семьи, обеспечивающей надёж- ность половых отношений, с другой — вно- сит определённые культурно-нравственные ограничения, среди которых одним из важ- нейших является требование интимности, т. е. запрет на публичное проявление сексу- альности. Еще Фрезер в конце XIX — нача- ле ХХ в. показал, что интеллектуальное развитие этноса тесно связано с нравствен- ной культурой сексуальных отношений: чем больше культурных ограничений в отноше- ниях между полами и чем меньше сексу- альности в публичной жизни, тем интен- сивнее и богаче интеллектуальная жизнь нации, выше уровень её цивилизации [12].
    Наиболее сексуальные культуры можно найти у самых отсталых народов мира (в
    Южной Азии, Африке, Австралии и Океа- нии), которые самостоятельно не сумели освоить даже земледелия. Эти народы по сей день имеют культы с гипертрофирован- ной сексуальной символикой и обряды, в которых половые акты совершаются пуб- лично. Вершину же самостоятельного науч- но-технического и культурного развития находим в христианской Европе и пуритан- ской Америке. Здесь издавна существовал культ нравственного интеллекта, а не секса.
    Секс ограничивался как по религиозным, так и по рациональным соображениям. Ис- торически он вошел в регламент как тайна закрытой (интимной) личной жизни челове- ка в семье и полностью исключался из жиз- ни, открытой для общества. И хотя с прихо- дом капитала открывались публичные дома, буржуазная мораль ни в коем случае не по- зволяла путать публичный дом с публичной жизнью.
    Сегодня тема секса в России переполни- ла СМИ — радио, телевидение, Интернет и городскую рекламу. Секс, не ограниченный никакими нормами морали, стал не то что главной приметой, — всеобщим культом публичной коммуникации. На каждом шагу всех прямо или косвенно убеждают, что для физического и психического здоровья необ- ходимы не половая воздержанность, как это считалось испокон веков, а, наоборот, поло- вая раскрепощенность, переходящая в рас- пущенность, а порой, и в откровенные по- ловые извращения. Повсюду — на уличных рекламных щитах, на стенах домов, торго- вых вывесках, в метро и транспортных средствах можно увидеть изображения и надписи с сексуальным и транс- сексуальным подтекстом, повсюду откро- венные и грубые демонстрации чувственно- сти. Особенно злоупотребляют этим Интер- нет и телевидение. В Интернете изобилует анимационная реклама, нацеленная на сек- суальное возбуждение (оголенное тело, от- кровенные позы и жесты), не говоря уже о том, что зачастую, против воли пользовате- ля, в поисковые системы вторгаются пират- ские сайты с самой скверной — детской, садомазохистской и даже зоофильной пор- нографией. Многие каналы российского те- левидения (ТНТ, РенТВ, МузТВ, «Дамский» канал и др.) практически специализируются на теме секса. Например, на РенТВ в ночное время в течение многих часов можно на-

    Негативное влияние на психику подростков публичных демонстраций секса в масс-медиа
    51
    блюдать разнообразные сексуальные пред- ставления и изощренные половые акты, включая сцены группового секса. Таким об- разом, от сексуальности больше не требуют быть нравственной: интимной, замкнутой в сфере частной жизни. В значительной мере она стала публичной, её выставляют напо- каз и усиленно навязывают, в результате че- го из украшения интимной жизни она пре- вратилась в нравственное уродство, катаст- рофически загрязняющее общественную среду. Но при всей своей гипертрофирован- ности бесстыдная сексуальность почему-то не стала объектом пристального изучения.
    Увы, как нежелательная тема она выпадает из поля зрения учёных. А вот у циничных дельцов масс-медиа, сотрудничающих с не менее циничными и невежественными по- литиками, она выходит на первое место как важная статья дохода и эффективный рычаг манипулирования массами. Стимулируя не- здоровый сексуальный интерес посредством порнографии и порнолитературы, недалекие политики и СМИ наносят непоправимый вред населению, в особенности — психиче- скому здоровью детей и подростков. И речь идёт уже не столько о привычке к нездоро- вому времяпрепровождению и появлению зависимости от неестественных сексуаль- ных удовольствий, сколько о серьёзной опасности массового оглупления в резуль- тате дефектного развития сознания и умст- венных способностей молодежи.
    Нейрологические аспекты сексуально-
    сти. Каким образом автономность наслед- ственных задатков подчиняется диктату среды, во многом объясняют новейшие ис- следования нейрофизиологов, обнаружив- ших в лобных долях переднего мозга выс- ших животных и человека так называемые
    «зеркальные нейроны» [4], или клетки- имитаторы [13, с. 61
    −65]. Эти нейроны ак- тивны у животного или человека как при совершении ими собственных движений, так и при наблюдении, когда эти движения совершаются другими. Свойства этих ней- ронов проливают свет на процессы подра- жания, играющие первостепенную роль в ходе раннего научения социально адаптиро- ванному поведению. В настоящее время специфической функцией зеркальных кле- ток мозга объясняют способности понима- ния чужого сознания и макиавеллиевский интеллект (то, что обычно называют хитро- стью), язык и речь, особенно язык жестов, эмпатию как способность понимать эмоции других путём сопереживания и, главное, формирование сложных общественных от- ношений, т. е. социальную жизнь человека.
    Полагают, что именно зеркальные нейроны ответственны за общее развитие культуры и цивилизации через подражание.
    Не исключено, что именно эти клетки мозга отвечают и за процесс импринтинга, формирующего самое раннее впечатление от окружающего мира, ядром которого ста- новится образ родителей и их родительской заботы. Импринтинг, вероятнее всего, фор- мируется как основа подражательной спо- собности, о которой еще В. М. Бехтерев го- ворил как о главном механизме социализа- ции человека: «Подражание есть основа общественности… Уже при изучении речи, этого первого и основного орудия общест- венности, подражание играет особенно важную роль… И воспитание основано в значительной мере на подражании… Лишь благодаря подражанию человек становится общественным лицом в настоящем смысле слова» [2, с. 731].
    В 70-е годы в СССР, еще задолго до от- крытия зеркальных нейронов, И. С. Бери- ташвили показал, что у ребенка с недораз- витой корой головного мозга (при глубоком нарушении механизма восприятия и ком- плексной чувствительности, когда почти полностью отсутствует словесно-логи- ческая память и мышление) может форми- роваться, хотя и на низком уровне, образ- но-эмоциональная рефлекторная память и проявляться способность к подражанию [1, с. 134
    −148]. Благодаря подражанию, от та- кого ребенка, хотя и с трудом, удавалось до- биться некоторой социализации поведенче-

    ФИЛОСОФИЯ
    52
    ских реакций. Было показано, что подража- тельная активность возникает раньше мыш- ления и является первичной при формиро- вании навыков социального поведения. Она может быть первичным механизмом разви- тия чувствительности и образной воспри- имчивости к людям и к социальной среде и тем самым служить основой обучения и со- циализации.
    Механизмы нравственного контроля, или самоконтроля, нейропсихологи сегодня объясняют тем, что на уровне функциони- рования головного мозга человека возника- ют в той или иной степени осознаваемые или не осознаваемые, противоположно на- правленные мотивы [3; 11]. Эмоционально- гормональные отделы лимбической систе- мы (древние отделы коры и часть промежу- точного мозга — гиппокамп, миндалевид- ное тело, гипоталамус) формируют импульс индивидуальной потребности «хочу», а когнитивные отделы неокортекса (новой коры) формируют сознательный импульс
    «надо», ограничивающий и тормозящий импульс «хочу» [10]. Мыслительно-волевой акт принятия решения и формирование ко- манды к действию происходит в мозгу че- ловека как борьба этих противоречивых импульсов: эгоистических — на уровне его эволюционно более древних отделов и аль- труистических, тормозящих эгоистические
    — на уровне эволюционно самых молодых, мыслящих отделов коры. Принятие реше- ния и соответствующее действие разрешают это внутреннее противоречие, снимают на- пряжение и возвращают систему мозга к невозбуждённому, уравновешенному со- стоянию [9, с. 127
    −134].
    Однако американским нейропсихологам
    Конигсу и Трэнэлу [14, р. 61
    −65] удалось показать, что у нормальных людей способ- ность давать этические оценки или совер- шать нравственные поступки зависит не только от рассудка, но и от эмоциональных свойств, в частности таких, как способность к сочувствию или состраданию, за которые отвечают определённые отделы головного мозга. Отсутствие такой способности, как оказалось, связано с нарушениями, локали- зованными в вентромедиальной части пре- фронтального слоя коры (ВМПК). Выясни- лось, что не способные к состраданию, жес- токосердные люди не испытывают смуще- ния, стыда и чувства вины, хотя им хорошо известны правила морали и общепринятые нормы поведения. То есть на уровне созна- ния они отлично понимают, что хорошо, а что плохо, но эмоциональных впечатлений, соответствующих нравственным нормам, у них нет. При этом эгоистические эмоцио- нальные реакции у них выражаются силь- нее, чем у обычных людей: они не могут сдерживать гнев и легко впадают в ярость, что затрудняет или исключает принятие нравственных решений.
    Гипотеза «шунтирования». Соответст- венно современным нейропсихологическим представлениям, неуравновешенное, нрав- ственно негативное, переходящее в откро- венное отрицание культуры поведение под- ростков и молодежи мы объясняем действи- ем механизма укороченного проведения нейропсихического импульса. Такое прове- дение — путем «пробойного» сброса избы- точного эмоционального потенциала — в норме сопровождает естественный половой процесс. Но в случае нарушения принципа интимности половых отношений при неес- тественно частом и бесконтрольном, с точки зрения нравственности, сексуальном возбу- ждении подростка, живущего в сексуально загрязненной социальной среде, этот меха- низм срабатывает преждевременно и дест- руктивно.
    Нормальный половой интерес подростка
    — это сдержанный интерес. В норме, при отсутствии публичной сексуальности и на- зойливого внешнего стимулирования поло- вого возбуждения, лимбическая система мозга подростка относительно спокойна.
    Она не заставляет нервный импульс следовать по пути наименьшего сопротивления, т. е. по самому короткому пути, предназначенному для сброса избыточного полового напряже-

    Негативное влияние на психику подростков публичных демонстраций секса в масс-медиа
    53
    ния. В отсутствие эмоциональных помех, следуя своим высокорезистентным «пра- вильным курсом», импульс может доходить до самых дальних ассоциативных зон новой коры и успешно стимулировать процессы мышления, необходимые для выполнения наиболее осмысленных, нравственно мо- тивированных и контролируемых дейст- вий.
    В противном случае, когда неестественно навязчивое, постоянное публичное стиму- лирование полового возбуждения приводит к чрезмерной физиологической актуализа- ции полового интереса, на уровне лимбиче- ских структур промежуточного мозга фор- мируется сексуальная супердоминанта эмо- циональной мотивации, которая, говоря языком электротехники, «шунтирует», т. е. кардинально закорачивает путь прохожде- ния нервного импульса. В результате он не доходит до новой коры, не получает ассо- циативного рационально-смыслового нрав- ственного подкрепления, что приводит к ослаблению неокортексной активности, т. е. мышления, и провоцирует социально безот- ветственные поступки.
    Снижение активности ассоциативных нейронов, кроме того, повышает эмоцио- нальную впечатлительность за счет актива- ции зеркальных нейронов и, таким образом, стимулирует включение наиболее древнего компенсаторного механизма подражания, связанного с примитивной импульсивной эмоциональностью и образованием самых простых и самых древних путей нейтрали- зации эмоционального возбуждения. Этот механизм наиболее эффективен в раннем детстве, когда еще не сформировалась структура мышления. Однако в юности, при нормальном личностном развитии, созрева- ет новая кора, в которой прокладываются длинные пути нейтрализации эмоциональ- ного возбуждения, т. е. сложные ассоциа- тивные связи, обеспечивающие процессы мышления. Примитивные эмоции и автома- тическое подражание тормозятся мышлени- ем и переходят под контроль сознания.
    Именно в этот период в сознании молодого человека на представления о самых важных для него в будущем половых и семейных отношениях накладываются культурные ог- раничения и формируется сложный алго- ритм адаптации к семейной жизни — алго- ритм нравственного поведения. Если же по каким-то причинам этого не происходит, личность молодого человека, как и его кора, остается недоразвитой, а социальные отно- шения остаются на уровне детских игр, в которых основную роль играет механизм запуска примитивных эмоций и автомати- ческого подражания.
    Понятно, что такой механизм «опускает» любого человека на уровень импульсивного животного поведения. Но особенно опасен механизм формирования суперсексдоми- нанты для психики подростков, когда ин- тенсивное развитие социально-ответст- венного сознания и становление личности происходит одновременно с половым созре- ванием. В этом случае торможение процес- са образования сложных ассоциативных связей между нейронами лобно-височных центров новой коры, обеспечивающих ак- тивность мышления, ведет не только к ум- ственной недоразвитости, но и к формиро- ванию эгоистической, социально безответ- ственной личности. Отсутствие же прочно- го нравственного стержня (или, как сейчас говорят, нравственного кода) делает моло- дого человека подверженным социально опасным формам поведения, начиная от спонтанных проявлений агрессии и кончая алкоголизмом, наркоманией и вовлечением в преступную деятельность.
    Сравнение механизмов проведения ассо- циативного сигнала в норме и в случае формирования у подростка «суперсексдо- минанты» дано на рисунке.
    Сексуальная вольность способствует
    девиантности
    ! Для опытной проверки предложенной гипотезы были использова- ны результаты анкетирования учащихся
    Санкт-Петербургского индустриально-судо- строительного профессионального лицея

    ФИЛОСОФИЯ
    54
    № 116 с относительно высокой девиантно- стью поведения. Исследованная выборка насчитывала 109 юношей в возрасте от 15 до 21 года. Около 40% из них проживали в общежитии, где 75% составляли воспитан- ники детдомов.
    Схема функциональной активности рациональных (новая кора) и эмоционально-мотивационных (лимбическая система) отделов головного мозга:
    А — при естественном интимном и Б — неестественном публичном сексуальном воздействии
    Сначала определялись различные показа- тели по отдельным видам девиантности
    (сквернословие, отсутствие стыдливости, сексуальная вольность, наркотропизм, алко- голизм, курение) и суммарный показатель общей нравственной деформации [5, с.
    91
    −95]. Затем попарно определялись коэф- фициенты корреляции между показателем сексуальной вольности и всеми остальными показателями [6, с. 46
    −51; 7, с. 47−53]. По- казатель сексуальной вольности, или «сек- спубличности», определялся в баллах по трем вариантам отношения к проституции: осуждение (−1), не осуждение (0) и одобре- ние (1). Аналогичным образом определя- лись и другие показатели в отношении со- ответствующих вредных привычек и пред- почтений. В результате были получены сле- дующие значения корреляции между пуб- личной сексуальной вольностью и такими проявлениями девиантности, как:
    1) общая нравственная деформация
    (сквернословие, курение, потребление алко- голя и наркотропизм вместе) — 60%;

    Негативное влияние на психику подростков публичных демонстраций секса в масс-медиа
    55 2) сквернословие — 29%;
    3) отсутствие стыдливости (публичная демонстрация интимных отношений, инте- рес к эротике и порнографии) — 23%;
    4) наркотропизм (одобрительное или снисходительное отношение к распростра- нению и потреблению наркотиков) — 26%;
    5) алкоголизм (интенсивное потребление алкоголя) — 35%;
    6) курение — 15%; эгоизм — 13%.
    Полученные результаты свидетельствуют о высокой корреляционной связи (60%) ме- жду показателем сексуальной вольности и общим показателем социальной деформа- ции личности, определяемым по сумме вредных привычек, включая сквернословие, табакокурение, интенсивное потребление алкоголя и снисходительное или одобри- тельное отношение к наркопотреблению.
    Достаточно четко проявилась и прямая связь (от 26 до 35%) между сексуальной вольностью и отдельно — сквернословием, алкоголизмом и наркотропизмом. Менее существенной оказалась связь «секспуб- личности» с курением и эгоизмом, тем не менее она была положительна и постоянна
    — на уровне 15%. Так же стабильно про- явилась связь между курением и скверно- словием — 17%. Достаточно высоки оказа- лись и коэффициенты корреляции по от- дельным парам алкогольных предпочтений: потребление пива и потребление вина —
    29%; потребление пива и потребление вод- ки — 45%; потребление пива и потребление вина и водки — 43%.
    Следует учитывать, что алкогольная рек- лама, особенно реклама пива, в такой же мере, как и реклама секса, нацелены на по- давление социально ответственного созна- ния при том, что публичный секс гораздо меньше осуждается обществом, чем алкого- лизм. И хотя иногда говорят о пользе пива за счет замещения им более крепких алко- гольных напитков, — результаты исследо- вания убеждают в обратном: пиво не огра- ничивает, а стимулирует потребление вина и водки, усиливая алкогольную зависи- мость. Параллель между публичной сексу- альностью и алкоголем не случайна. Оче- видно, подобно тому, как пиво не замещает, а стимулирует потребление более крепкого алкоголя, — любые, даже, на первый взгляд, невинные публичные проявления сексуаль- ности, способствуют развитию склонности к нарушению социальных норм и к приоб- ретению социально вредных привычек.
    Системный анализ проявлений нарко- тропизма (одобрение или снисходительное отношение к распространению и потребле- нию наркотиков) на фоне других форм де- виантности (сквернословие, половая воль- ность, табакокурение и алкоголизм) позво- лил определить общие закономерности их взаимовлияния [8]. Выяснилось, что по- требление наркотиков, как и алкоголя, не проявляется самостоятельно, отдельно от других вредных привычек. Наркотропизму, как и алкоголизму, обязательно предшеству- ет менее тяжелая, но более распространен- ная нравственная деформация, исполняю- щая роль проводника. В качестве первич- ных — самостоятельных форм нравствен- ной деформации — в нашем исследовании проявились только сквернословие и реже — половая вольность. Именно эти отклонения играют ключевую роль в появлении тяги к табакокурению, алкоголю и наркотикам.
    При сравнении частот всех выявленных сочетаний вредных привычек и предпочте- ний получается система из пяти уровней нравственной деформации. Сначала прояв- ляются относительно легкие нарушения нравственности в виде нецензурной брани, к которой часто присоединяется табакоку- рение (уровень 1). Следующий — средний уровень деформации, без которой не возни- кает ни алкоголизм, ни наркотропизм, — проявление половой вольности (уровень 2).
    Она возникает либо вслед за сквернослови- ем с предшествующим или последующим присоединением курения (преимуществен- но у учащихся, живущих в общежитии), ли- бо как первичная самостоятельная форма девиантности с последующим присоедине-

    ФИЛОСОФИЯ
    56
    нием курения и сквернословия (преимуще- ственно у учащихся, живущих в семьях).
    Далее становится возможной тяжелая нрав- ственная деформация, когда к брани и поло- вой распущенности, зачастую вместе с ку- рением, присоединяется наркотропизм
    (уровень 3) или алкоголизм (уровень 4). Са- мая тяжелая нравственная деформация про- исходит, когда молодой человек принимает наркотики вместе с алкоголем. Эта крайняя форма девиантности проявляется только в полном «комплекте» со сквернословием, по- ловой вольностью и курением (уровень 5).
    Представленные данные подтверждают взаимосвязь вредных привычек и ключевую роль сексуальной компоненты в качестве проводника табакокурения, алкоголизма, наркотропизма и общей нравственной де- формации. Для иллюстрации рассмотрим ее связь со сквернословием.
    Сквернословие, как и любое публичное проявление сексуальности, растормаживает, отвергает социальный контроль и стимули- рует эмоциональное возбуждение, апелли- руя к сексуальным символам. Однако в сквернословии демонстрируется отнюдь не привлекательность этих символов, а крайне негативное к ним отношение. Совершенно очевидно, что адаптивный смысл этого яв- ления противоположен смыслу публичной сексуальности, хотя и приводит в итоге к аналогичному результату. Он заключается в компенсаторных механизмах торможения половой активности. Хотя всем своим со- держанием «мат» непосредственно связан с активностью половой супердоминанты, — матерщинник, соединяя сексуальные чувст- ва с оскорбительными, унизительными для человеческого достоинства представления- ми, как бы дискредитирует и нейтрализует эту доминанту как в собственных глазах, так и в глазах других людей. В результате происходит не только общее ослабление по- ловой чувствительности и полового возбу- ждения как защитная реакция на излишнюю половую активность собственного организ- ма, возникающую под действием нежела- тельных внешних раздражителей, но и ог- рубление человека вообще, ведущее к сни- жению его «человекочувствительности», вменяемости, способности к эмпатии и аль- труизму.
    Не исключено, что аналогичный меха- низм лежит и в основе табакокурения, нар- копотребления и алкоголизма. Ведь их об- щая цель — бесчувственность к неприят- ным и психологически вредным впечатле- ниям реальности. Но плата за бесчувствен- ность — огрубление и одичание личности, сопровождающееся ослаблением социали- зации и усилением эгоизма.
    Выводы.Полученные данные, хотя и нуждаются в дополнительной проверке, от- четливо показывают справедливость вы- двинутой гипотезы о ключевом значении сексуального мотива в структуре девиант- ных предпочтений и высокой зависимости нравственного состояния личности от нрав- ственного состояния общественных комму- никаций. В частности, подтверждается связь высокого уровня девиантности иссле- дованных учащихся с актуализацией их по- лового интереса на фоне откровенной пуб- личной пропаганды секса и чрезмерной сек- суализации современной социальной среды.
    Особо важным направлением профилактики социально опасного поведения следует при- знать половое оздоровление социальной среды: исключение из нее любых проявле- ний сексуального бесстыдства и осуждение пропаганды публичного секса.
    Можно полагать, что не регулируемая нравственным мотивом индивидуальная сексуальность, порождённая бесстыдной публичной сексуальностью, как ни парадок- сально, не только не усиливает половой по- тенциал индивидуума, поскольку истощает его силы, но и прямо противоположна сути родового воспроизводства, поскольку на- правлена против института семьи, против устойчивой семейной привязанности между мужчиной и женщиной. Утверждая спон- танный секс как стремление к сексуальному удовлетворению любым путем, бесстыдная

    Негативное влияние на психику подростков публичных демонстраций секса в масс-медиа
    57
    публичная сексуальность подавляет и оск- верняет любовь как социально культурное явление, гуманизирующее человека и обще- ство. Побуждая к ничтожным — случайным и непрочным внебрачным связям, постро- енным на пренебрежении к требованиям совести, сексуальная безнравственность че- ловека неизбежно ухудшает качество его семейной жизни, поскольку резко снижает ее моральный уровень. При этом ухудшает- ся и качество потомства из-за ухудшения нравственного качества среды, в которой происходит зачатие, рождение и развитие ребенка.
    Следует подчеркнуть, что представлен- ные здесь выводы отнюдь не подразумевают призыв к антипропаганде секса вообще. Это было бы столь же нелепо, как убеждать ко- го-то не следовать природным инстинктам
    — не спать, не есть или не ходить в туалет.
    Речь идет лишь о недопустимости публич- ных демонстраций секса, т. е. порнографии, порношоу и порнолитературы, а также про- паганды телесных сексуальных удовольст- вий в СМИ. Задача статьи — показать, что секс всегда был и должен оставаться ин- тимной стороной жизни, не терпящей пуб- личности, как этого требуют нормы морали, выработанные цивилизацией. Причем, важ- но подчеркнуть, что бесстыдство недопус- тимо и в семейной среде, потому что как самый непосредственный негативный обра- зец для подражания, оно оказывает очень сильное деморализующее действие на под- ростков, провоцируя конфликты и правона- рушения. В связи с этим следует понимать, что вне интимной обстановки нежелатель- ны любые нарушения нравственных норм, нацеленные на половое возбуждение и его демонстрацию. Таковыми могут быть и че- ресчур откровенная одежда, и прилюдное раздевание, и любые формы развязного по- ведения, а также употребление слов, имею- щих сексуальный смысл. Крайние же про- явления безнравственности, такие как пор- нография и порношоу, крайние проявления полового бесстыдства (сексуальные мани- пуляции и совокупление в людных местах, особенно в присутствии детей, так же, как и их публичная имитация), несомненно, должны находиться под юридическим за- претом. Целесообразность таких запретов не только продиктована нормами морали, но и обоснована выводами научных иссле- дований.
    Благими пожеланиями, молитвами и за- клинаниями сознание индивидов не сдела- ешь более совершенным. Для этого необхо- дима нравственно здоровая социальная сре- да, пригодная для социального моделирова- ния человека, т. е. способная обеспечить его оптимальное нравственное воспитание. По- нятно, что без политических и правовых мер добиться этого невозможно. Но чтобы эти меры были обоснованными и эффек- тивными, нужны объективные критерии, которые должна выработать наука о челове- ке. Лишь научный анализ объективных пси- хологических и социологических данных позволяет давать конкретные политологиче- ские и морально-правовые рекомендации по нравственному оздоровлению социальной среды и созданию необходимых условий для воспитания нравственного человека.
    Возрождение культурно-нравственных норм и укрепление нормативного воспита- ния неотделимо от введения правовых за- претов на проявления публичной сексуаль- ности (порнографии, порнолитературы, порношоу в СМИ и публично демонстри- руемого индивидуального бесстыдства). На сегодня это главный нравственно уродую- щий фактор, тотально оглупляющий насе- ление, особенно подростков и молодежь, способствующий разрушению, зомбирова- нию и криминализации их сознания.
    Вред и опасность публичной сексуально- сти как на индивидуальном, так и общест- венном уровне, настолько очевидны, что кажутся невероятными и необъяснимыми те рычаги, которые с маниакальной настойчи- востью поднимают её на вершину общест- венного потребления. Тем не менее, у эска- лации безнравственности есть вполне ося-

    ФИЛОСОФИЯ
    58
    заемые политические и экономические мо- тивы. Когда система государства не способ- на (или не желает) выработать осмыслен- ную программу социального развития и не в состоянии предложить своим гражданам никакой идеологии, способной внушать уважение к нравственному порядку и под- держивать стремление к нравственному об- разу жизни — такой системе ничего не ос- тается, кроме как жертвовать здравомысли- ем человека-гражданина, превращая его в умственно недоразвитое, не способное к самоконтролю, сексуально взвинченное су- щество, подвластное любому эмоциональ- ному и, прежде всего, сексуальному мани- пулированию.
    ПРИМЕЧАНИЕ
    ∗ Девиантное поведение — в социальных науках: поведение, отклоняющееся от культурной и нравственной нормы, зачастую представляющее реальную угрозу физическому и социальному выжива- нию человека, а также нарушающее правовые нормы общественной жизни. В педагогике: отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей; нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации человека в том обществе, к которому человек принадлежит.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Бериташвили И. С. Память позвоночных животных, ее характеристики и происхождение. М.:
    Наука, 1974.
    2. Бехтерев В. М. Мозг: структура, функции, патология, психика: Избранные труды: В 2 т. М.:
    Поматур, 1994. Т. 2: Личность и условия ее развития и здоровья. С. 499
    −754.
    3. Богданов И. В. и др. Психология и педагогика / Интернет-публикация: 13.08.2008. (5. Структура психики). http://www.kspu.ru/ffec/psych/ps5.html
    4. Косоногов В. Зеркальные нейроны: Краткий научный обзор. Ростов-н/Д: Феникс, 2009. 24 с.
    5. Лаверычева И. Г., Зимин И. В. Частотный анализ нравственной девиантности учащихся средних профессиональных учебных заведений: Материалы XIV Всероссийской научно-практич. конференции по БЖ 23.11.2010 (РГПУ им. А. И. Герцена). СПб.: ЛЕМА, 2010.
    6. Лаверычева И. Г. Социальная опасность публичной сексуальности: Материалы XV Всероссий- ской научно-практической конференции по БЖ 22–23 ноября 2011 г. (РГПУ им. А. И. Герцена) / Под ред.
    В. П. Соломина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 206 с.
    7. Лаверычева И. Г. Исследование влияния на молодёжь пропаганды сексуальных сцен средства- ми массовой информации // Сборник русскоязычных ученых Массачусетского технологического ун-та
    «Второе дыхание». Раздел «Социология». Бостон: 2012 (май). № 27.
    8. Лаверычева И. Г. Закономерности и причины проявления наркодевиантности и других вредных привычек учащихся в системе профобразования (СПб) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Научный журнал. СПб., 2012 (июнь). № 146. С. 52–63.
    9. Мендиус Р., Хансон Р. Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии. М.: Эксмо, 2011.
    320 с.
    10. Савельев C. В. Происхождение мозга. М.: ВЕДИ, 2005. 368 с.
    11. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 215 с.
    12. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Эксмо, 2006. 960 с.
    13. Якобони М. Отражаясь в людях: почему мы понимаем друг друга. М.: Юнайтед Пресс, 2011.
    366 с.
    14. Koenigs M., Tranel D. Irrational Economic Decision-Making after Ventromedial Prefrontal Damage:
    Evidence from the Ultimatum Game // The Journal of Neuroscience, January 24, 2007, 27(4).
    15. Turkheimer E. Three Laws of Behavior Genetics and What They Mean / Directions in Psychological
    Science. 2000. V. 9. N 5.

    Coherence of Epistemic Justification Versus the Principle of Corespondence…
    59
    REFERENCES
    1. Beritashvili I. S. Pamjat' pozvonochnyh zhivotnyh, jeje harakteristiki i proishozhdenie. M.: Nauka,
    1974.
    2. Behterev V. M. Mozg: struktura, funkcii, patologija, psihika: Izbrannye trudy: V 2 t. M.: Pomatur,
    1994. T. 2: Lichnost' i uslovija ee razvitija i zdorov'ja. S. 499
    −754.
    3. Bogdanov I.V. i dr. Psihologija i pedagogika / Internet-publikatsija: 13.08.2008. (5. Struktura psihiki). http://www.kspu.ru/ffec/psych/ps5.html
    4. Kosonogov V. Zerkal'nye nejrony: kratkij nauchnyj obzor. Rostov-n/D: Feniks, 2009. 24 s.
    5. Laverycheva I. G., Zimin I. V. Chastotnyj analiz nravstvennoj deviantnosti uchawihsja srednih profes- sional'nyh uchebnyh zavedenij: Materialy XIV Vserossijskoj nauchno-praktich. konferentsii po BZH
    23.11.2010 (RGPU im. A. I. Gertsena). SPb.: LEMA, 2010. 193 s.
    6. Laverycheva I. G. Sotsial'naja opasnost' publichnoj seksual'nosti: Materialy XV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii po BZH 22–23 nojabrja 2011 g. (RGPU im. A. I. Gertsena) / Pod red. V. P.
    Solomina. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011. 206 s.
    7. Laverycheva I. G. Issledovanie vlijanija na molodjozh' propagandy seksual'nyh stsen sredstvami massovoj informatsii // Sbornik russkojazychnyh uchenyh Massachusetskogo tehnologicheskogo un-ta «Vtoroe dyhanie». Razdel «Sotsiologija». Boston: 2012 (maj). № 27.
    8. Laverycheva I. G. Zakonomernosti i prichiny projavlenija narkodeviantnosti i drugih vrednyh privy- chek uchashchihsja v sisteme profobrazovanija (SPb) // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. SPb., 2012 (ijun').
    № 146. S. 52–63.
    9. Mendius R., Hanson R. Mozg i schast'e. Zagadki sovremennoj nejropsihologii. M.: Eksmo, 2011. 320 s.
    10. Savel'ev S. V. Proishozhdenie mozga. M.: VEDI, 2005. 368 s.
    11. Simonov P. V. Emocional'nyj mozg. M.: Nauka, 1981. 215 s.
    12. Frjezer Dzh. Zolotaja vetv'. M.: Eksmo, 2006. 960 s.
    13. Jakoboni M. Otrazhajas' v ljudjah: pochemu my ponimaem drug druga. M.: Junajted Press, 2011. 366 s.
    14. Koenigs M., Tranel D. Irrational Economic Decision-Making after Ventromedial Prefrontal Damage:
    Evidence from the Ultimatum Game // The Journal of Neuroscience. January 24, 2007. 27(4).
    15. Turkheimer E. Three Laws of Behavior Genetics and What They Mean / Directions in Psychological
    Science. 2000. V. 9. N 5.
    A. Nesteruk
    COHERENCE OF EPISTEMIC JUSTIFICATION VERSUS THE PRINCIPLE
    OF CORESPONDENCE IN MODERN COSMOLOGY
    It is argued that an effective methodology of contemporary mathematical cosmology re-
    lated to the modelling of the very early stages of the evolutionary universes consists not in the
    principle of correspondence of its theoretical constructs with empirical reality, but in the coher-
    ence of epistemic justification which relates to the belief-like commitments of the community of
    cosmologists.
    Keywords: cosmology, epistemology, coherence, correspondence principle, beliefs, ex- trapolation.
    А. В. Нестерук
    ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБОСНОВАНИЯ VERSUS ПРИНЦИП
    СООТВЕТСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КОСМОЛОГИИ
    В статье автором развивается аргумент о том, что эффективно действующей
    методологией современной математической космологии, моделирующей ранние стадии
    эволюции Вселенной, является не традиционный принцип соответствия между теоре-


    написать администратору сайта