Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность темы

  • Гипотеза

  • проект народный костюм мира 8кл. проет костюм. I. Историческая справка


    Скачать 449.89 Kb.
    НазваниеI. Историческая справка
    Анкорпроект народный костюм мира 8кл
    Дата03.02.2023
    Размер449.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроет костюм.docx
    ТипРеферат
    #919220







    Содержание


    Введение

    3

    Глава I. Историческая справка

    5

    §1 Русский народный костюм. Областные особенности русского народного костюма.

    6

    §2 Знаки и символы русской вышивки

    12

    Выводы к I главе

    13

    Глава II. Научная статья

    15

    §1 Шотландский национальный костюм

    15

    Выводы к II главе

    19

    Заключение

    21

    Список литературы

    22

    Приложение

    23



    ВВЕДЕНИЕ
    Вещи, окружающие нас, имеют свою многовековую историю. Они могут многое рассказать о своих создателях и владельцах, о нравах, обычаях и традициях других культур и эпох. Это замечательные свидетельства жизни прошлого, позволяющие увидеть время собственными глазами и даже потрогать его руками. Одной из важнейших составляющих быта всегда была одежда. Костюм дает нам представление о мире, в котором жили, разговаривали, любили. Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его стиль, конкретный образ складывались в ходе многовековой истории. Его особенности зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний. Если мы отойдем от многовековой истории к современности, то можем заметить на той одежде, которую носят сейчас, отблески той самой старины. Это и фасон одежды, и орнамент и украшения. Желание найти ответы на вопросы как, откуда и с чем связано появление народного костюма и стало основой нашего исследования. Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. В своем проекте нашего исследования мы уделяем внимание костюмам народов двух континентов. Меня заинтересовали отдельные народы, климат, влияющий на одежду людей, живущих в разных странах. В основу моего исследования легло не только изучение истории происхождения костюма, но и влияние климата, традиций и духовности мира. Началом моего проекта стал - русский народный костюм.

    План исследований

    Актуальность темы: Одежда это не только часть материальной, но и духовной культуры разных народов мира, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. В которых отразились многие факторы:- это климат, местные традиции и иностранные заимствования.

    Гипотеза: Служит ли народный костюм неотъемлемой частью культуры народа?

    Цель: Исследовать два костюма народов мира и оформить инсталляцию по народным костюмам.

    Задачи:

    1. Определиться, костюмы, каких национальностей исследовать.

    2. Изучить историю их создания.

    3. Выявить, какие традиции народного костюма сохранились в современности.

    Методы и приёмы:

    - Изучение и анализ учебной, научно-популярной литературы, материалов в сети «Интернет» по данной теме.

    - Подбор текстового и иллюстративного материала для оформления слайд - лекции.

    - Создание компьютерной презентации, используя программу «Microsoft Power point».
    Сроки выполнения проекта: 30 дней.



    Глава I. Историческая справка
    Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

    Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

    На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

    До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.

    На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

    На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

    Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

    Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский.
    §1 Русский народный костюм. Областные особенности русского народного костюма.


    Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером. Одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

    Рубаха


    В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли - косоворотка.

    Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит "подол"). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено. Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. По мнению древних следовало "обезопасить" все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии.

    Штаны


    Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.

    Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами ("в шагу") вставляли ластовицу - для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.

    Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка - "гашника", вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. "Гачами" или "гащами" древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. "Гача" в смысле "штанина" кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается, понятен смысл современного выражения "держать в загашнике", то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног - "портки". Их шили из холста или сукна, нарядные русские шаровары шили из черного плюша.


    Сарафан


    Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан. До начала XVIII в. носили его и представители высших сословий, а в позднее время сохранились они в основном только в сельской среде. "Сарафан - собирательный термин, которым называют длинную распашную или глухую горничную одежду на плечиках или пришивных лямках. Предположительно слово "сарафан" произошло от иранского "sarapa" - одетый с головы до ног. Первые упоминания об этом типе одежды в русских источниках относятся приблизительно к 1376 году, где о сарафане, сарафанце говорится как о мужской плечевой распашной узкоскроенной одежде с длинными рукавами".

    В качестве женской (девичьей) одежды сарафан стал повсеместно известен в России начиная с XVII в. Тогда он представлял собой цельное глухое платье с рукавами или без рукавов, надевавшееся через голову. Сарафан на лямках стал известен только после XVII в. Начиная с XIX в. и до 20-х годов ХХ в. сарафан служил праздничной, будничной, рабочей одеждой крестьянства. Праздничные сарафаны шили из более дорогих тканей, будничные в основном из домоткани.

    Известно огромное разнообразие типов сарафанов, при этом в каждой губернии могли одновременно бытовать несколько разновидностей. Все типы можно условно разделить на четыре большие группы по конструкции (крою), начиная с самого древнего.

    Глухой косоклинный сарафан, известный в разных губерниях под названиями саян, ферязь, глухарь, сукман, дубас. Первоначально этот тип сарафана имел туникообразный крой, при котором перед и спинка сарафана формируются из одного полотнища ткани, перегнутого пополам. Округлая или прямоугольная горловина вырезалась по сгибу, иногда дополнялась небольшим нагрудным разрезом спереди по центру. С боков подставлялись многочисленные продольные клинья. Такие сарафаны в основном шились из домоткани - красного сукна, черной и синей шерсти домашнего изготовления, - а также из белого и синего холста. Такие сарафаны украшались обшивками кумача или крашенного холста на вырезе ворота, проймах и подоле.

    Постепенно туникообразный крой практически перестал применяться, а большую популярность получил распашной косоклинный сарафан, составлявшийся из трёх прямых полотнищ ткани - двух спереди и одного сзади. Голевой сарафан, китаешник, китайка, клетовник из 4-6 прямых полотнищ клетчатой домоткани, клинник, красик, круговой, кумашник. Сарафаны этого типа шились из разнообразных тканей: холст и шерсть разных цветов домашнего производства, набойка кумач, тафта, штофный шелк, парча, нанка, китайка, а также другие хлопчатобумажные ткани. Украшения таких сарафанов были также весьма разнообразны: кружево, красный шнур, бисер, кумачные, позументные, атласные полосы, расположенные вдоль нижнего края подола или вдоль застежки на лямках.

    Самым распространенным типом, широко бытовавшем почти на всей территории проживания русских, стал круглый (прямой) сарафан - атласник, азиятка, дольник, раздувай, рытник. Он составлялся из 4-8 прямых полотнищ ткани (в основном фабричного производства) и представлял собой высокую широкую юбку, присборенную на груди, с маленькой застежкой по центру спереди или под левой лямкой сбоку. Такой сарафан имел узкие пришивные лямки. Он был очень прост для шитья, ткань была легкой по сравнению с холстиной, по этому он быстро стал популярен и потеснил косоклинный сарафан. Будничные сарафаны этого типа шились из клетчатой домотканой пестряди или фабричной ткани темных расцветок, в то время как праздничные были из набойки, яркого ситца или сатина, кумача, шелка, парчи и др. материалов. Круглые сарафаны украшались по подолу и на груди нашивками позумента, бахромой, шелковыми лентами, тесьмой, даже аппликациями.

    Менее распространенный, являвшийся своеобразным вариантом круглого сарафана - сарафан с лифом, состоявший из двух частей. Первая - это пышная сосборенная юбка из нескольких прямых полотнищ, вторая - лиф с узкими лямками, плотно обтягивающий грудь, он пришивался (частично или полностью) к пышной юбке.

    Кроме того, в некоторых регионах сарафаном называли и высокую юбку (под грудь) без лямок.

    Пояса


    Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса, в северных районах их ещё называли покромками, опоясками. "Без пояса запрещали носить одежду религиозные представления, отсюда и выражение "без креста и пояса", "распоясался", означающие, что поведение человека не соответствуют общепринятым нормам поведения". Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие - гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом ("под брюхо"). Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчина справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом - кроме украшения это несло в себе функцию оберега.

    Головные уборы


    Головные уборы у русских были разнообразными по форме. Основным материалом являлся мех (чаще овчина), шерсть в виде войлока и сукна, реже другие ткани, по форме они были в виде конуса, цилиндра или полушария. Валяные шапки назывались шляпами, или конниками. К полукруглым головным уборам относится и треух - меховая шапка с наушниками. Позднее получили распространение картузы с козырьками на околышке.

    Женские головные уборы были более разнообразными, но все их разнообразие сводится к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец. Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Считалось большим грехом и позором "засветить" хоть прядь волос. "Наказывали общим презрением и тех, кто "опростоволосил" женщину или попытался это сделать, у севернорусских жителей раньше были даже судебные процессы над теми, кто "окосматил" женщину, сорвав с её головы чепец".

    Замужние женщины укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Одновременно с кокошниками бытовали повойники, шамшуры, сборники - все это разновидности чепца. Шили повойники из тонкой ткани в виде шапочек на ситцевой подкладке, а шамшуры - со стеганным верхом на холщовой основе. Тыльная часть повойника украшалась пышным растительным орнаментом. Замужние женщины поверх небольших головных уборов, которые прятали их волосы, обязательно носили платок или шаль.

    Платок, который носили русские женщины - это результат развития восточного покрывала. Манера завязывать платок под подбородкам пришла на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев.


    §2 Знаки и символы русской вышивки.
    Человек, постоянно живший среди природы, уже в глубокой древности начал создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое отношение к непонятным явлениям природы, свое восприятие окружающего мира. Смысл каждого знака, каждой линии были понятны ему, служили одним из средств общения.

    Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.

    Со временем первоначальные представления древних людей о фигурах-символах были утрачены, и эти элементы превратились в декоративные украшения.

    Цвет по-прежнему оставался неким знаком-символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный - символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием.

    Орнамент - от латинского ornare (украшать) - повторение, чередование, варьирование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались. Для народного орнамента характерна обобщённость образов, повторяемость одного мотива, природный ритм и симметрия.

    Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме использовались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов.

    Русская крестьянка в праздничном национальном костюме - символ (модель) Вселенной. Нижний, земной ярус её одежды выполнен символами земли - семян и растений - в черном цвете. Верх одежды украшали изображениями птиц и символами дождя (височные цепи, изображение символических птиц на оплечьях). Завершал убранство праздничного костюма головной убор с изображениями солнечных коней и звезд.

    Для костюма характерна разработанность растительных и геометрических мотивов: косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды, ромбы с загнутыми отростками.

    Как видим, мотивов в вышивке немного. Но древние орнаменты и мотивы вышивки со временем постоянно разрабатывались и приобретали декоративный, поэтико - сказочный смысл.

    Выводы к I главе
    Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.

    Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

    Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники - конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

    Так же фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды.


    Глава II. Научная статья


    §1 Шотландский национальный костюм
    Если в твоих жилах течет кровь шотландских горцев, где бы ты ни жил – Англия, Канада, Австралия или где-нибудь еще, носи свой килт с гордостью, так как он происходит, как и ты, из древнего корня.

    Многообразен мир культур на нашей планете. Каждая культура, каждая страна имеет свои исторические ценности, свои образы, свои символы. Не является исключением и Шотландия. В настоящее время интерес к Шотландии растёт: это необычная горная страна, с нестандартными обычаями, с богатой историей, эпосом, мифологией , старинной архитектурой, роскошной природой. Буйство красок, яркий национальный колорит, старинные замки и целые облака белоснежных овец на зеленых склонах — это всё яркая, прекрасная Шотландия. Шотландия -удивительная часть Британских островов.

    Но прославил эту страну, в первую очередь, шотландский национальный костюм — мало кто не слышал о традиционном килте, который носят мужественные шотландцы.

    Шотландский национальный костюм — традиционный мужской костюм, главной отличительной особенностью которого является малый килт — мужская с крупными складками юбка до колен, сшитая из шерстяной клетчатой ткани — тартана.

    Поверх полотняной рубашки или шерстяной куртки-дублета на одно плечо набрасывают тартановую накидку — плед (англ. plaid), а на ноги надевают чулки до колена (гольфы) и башмаки с металлическими пряжками. Кроме килта в национальный костюм входит ещё головной убор и спорран (англ. sporran) — отделанный мехом кожаный кошель, который висит на ремне килта или отдельном узком ремешке или цепочке. Современные шотландцы с килтом чаще надевают пиджак или жилет.

    Слово ''kilt'' произошло от древнескандинавского ''kjilt'', что значит ''складчатый'' и пришло от викингов, которые носили подобную одежду, но без  тартана.

    Килт начинает свою историю с 7 века н.э. В шотландском селении Нигг хранится камень с изображением человека в килте, изображение датировано этим периодом. Первое же письменное упоминание о килте появилось только в 16 веке. Епископ Лесли писал в Рим о шотландских горцах: "Их одежда практична и в основном очень хорошо подходит для войны, а не для украшения... Все, и знать, и простолюдины, носят накидки одного вида (знать предпочитает накидки из ткани нескольких цветов). Они длинные и свободно ниспадают, но при желании могут быть искусно собраны складками".

    Почему в этом письме говорится о накидках? Дело в том, что средневековый килт представлял собой огромное полотно длиной около четырех или пяти ярдов (3657-4572 мм) и шириной 56-60 дюймов (142-151см). Он драпировался в складки вокруг талии и фиксировался широким кожаным ремнем, а верхняя свободная часть перекидывалась через плечо и закреплялась булавкой.

    Изначально килт носили только горцы. В Верхней Шотландии (Highlands), с ее дождливым климатом и гористым рельефом, он был  незаменим: давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночь он превращался в теплое одеяло.

    Существовал период в истории, когда шотландцам запрещено было носить килт. Это случилось в 1745 году, когда в битве на плоскогорье Каллоден (Culloden) шотландцы потеряли шансы на независимость, после чего английские власти провели Акт Разоружения. Вожди кланов были поставлены перед тяжелым выбором: либо принять английское законодательство, либо отказаться от своих земель. У них было отнято право судить своих подданных, запрещалось носить оружие. Помимо этого, запрету подверглось и ношение килта. «Ни мужчина, ни мальчик не имеет права носить под любым предлогом плед, килт, ремни на плече или любую другую часть горского гардероба. Запрещается использовать тартан для производства пледов и верхней одежды». Власти всеми силами старались поддерживать исполнение своих указов, но добиться этого было очень непросто. Тартан, превратившись в символ независимости, прочно вошел в моду среди аристократов. И даже шотландские лорды щеголяли в тартане, невзирая ни на какие запреты. Власти, все более осознавая тщетность своих усилий, предпочитали не обращать на это внимания. И через 36 лет шотландские горцы смогли вновь свободно носить свой костюм.




    Традиционно килты шьют из шерстяной ткани, образованной переплетением нитей, заранее окрашенных в разные цвета, в результате чего образуется прямоугольный узор, состоящий из одинаковых последовательностей горизонтальных и вертикальных полос -тартан. TUAR TAN - на языке древних галлов, от которого и произошло слово тартан, значит цвет местности. Исторически в каждой области местные ткачи изготавливали определенный рисунок клетки. Это означало, что члены одного клана, вероятно, носили в основном тартан, вытканный и выкрашенный в одной мастерской. Определенный рисунок принимался главой клана и его сородичами и становился традиционным клановым тартаном. По ткани можно было определить, откуда человек. Изначально тартан являлся обозначением общественного положения. Определялось это по количеству цветов в тартане: один - слуга, два - фермер, три - офицер, пять - военачальник, шесть - поэт, семь - вождь. Тартан ткали из нитей желтого, синего, белого, зеленого, коричневого, красного, черного и фиолетового цвета. Краски для изготовления цветных тартанов были растительного происхождения. Так, черную краску получали из коры ольхи, синюю - из ягод черники и т.д. Разные растения - красильные вещества - росли в разных районах, и даже вода в каждой долине могла содержать различные химические элементы, так что tuar tan является точным определением (цвет местности).Тартан был упомянут римлянами, которых впечатлили навыки кельтов в ткачестве и покраске тканей.

    В настоящее время существует несколько тысяч различных тартанов, каждый из которых ныне связан или с определённым шотландским кланом, или различными областями и городами, знаменательными событиями, есть также военные полковые тартаны.
    Каждый современный шотландский клан имеет определённый, связанный с ним, зарегистрированный образец тартана, который члены клана используют для килтов и пледов. Надеть чужие цвета является нарушением. Это так же недопустимо, как кораблю поднять на мачте чужой флаг. За этим строго наблюдает в Шотландии ответственное лицо — Главный Герольд, хранитель гербов и старшинства кланов. В его сложные обязанности входит следить за тем, чтобы никто не присвоил себе недозволенные титулы, чужие тартаны, не завёл на волынке во время церемонии исполнения марша мелодию иного клана. Со всех концов света приходят к нему запросы относительно клановой принадлежности и символики.

    Народ Шотландии строго чтит свои традиции. Одной из которых является килт. Килт надевают в особых, торжественных случаях, когда нужно подчеркнуть приверженность историческим традициям. В килты одеты, например, шотландские гвардейцы, которые стоят на страже Вестминстерского аббатства.

    Шотландцы отличаются оригинальным и традиционным подходам к вопросам одежды: не зря именно в этой стране национальная одежда не редко является излюбленно. Шотландцев в килте можно увидеть как во время прогулки, так и на общественном мероприятии и свадьбе.

    Выводы к II главе



    Шотландцы любят и хранят свои лучшие национальные традиции, которые являются неизбежным атрибутом общественной и частной жизни населения, сопровождая каждого шотландца на протяжении всего жизненного пути. Шотландцы хорошо образованные, честные, юмористичные и дружелюбные люди, которые не потеряли интереса к исконным родовым обычаям и следуют своим традициям. К одной из самых прочных традиций относится ношение шотландцами своего национального костюма, главным элементом которого является тартан.


    Исследовав в данной работе истоки происхождения тартана и его место в современном мире можно сделать следующие выводы:

    1) Тартан тесно связан с понятием клановости. Каждый клан имеет определенный связанный с ним цвет и рисунок тартана. Система кланов популярна до сих пор и носить чужой тартан является социальным нарушением.

    2) Тартан можно разделить на несколько видов по следующим принципам: по типу расположения линий рисунка; по насыщенности окраски; по форме рисунка.

    3) Тартан используется, прежде всего, для изготовления килта, который является национальной гордостью шотландцев. Так как расцветка килта должна быть в соответствии с тартаном, то по мужскому килту также определяется клановая принадлежность.

    В результате проведенного исследования можно уверенно сказать, что тартан оказал большое влияние на формирование культурных традиций Шотландии, поскольку на британских   островах тартан, символизируя независимый дух шотландцев, стал типичным представителем кельтского народного творчества и кустарного промысла, а позже неотъемлемой частью шотландской одежды.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Одежда это не только часть материальной, но и духовной культуры разных народов мира, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. Авторами работы сделана попытка узнать, как влияет на создание народного костюма климатические условия, местные традиции и иностранные заимствования. Исследовав особенности природных и хозяйственных факторов, в которых обитал народ, пришла к выводу что одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Что современная одежда не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Коснувшись любого народа и дойдя до наших времен, можно заметить, что современная одежда вбирает в себя не только традиции, но и элементы декора, фасона и цвета прошлого.




    Список литературы





    1. Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и дрададемовый платок: Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века / Р.М. Кирсанова. - М. „Книга", 1989. - 119 с., ил.

    2. Русский народный костюм: Государственный исторический музей. - М.: Сов. Россия", 1989. - 310 с.

    3. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - М., 1978. - 142 с.

    4. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. - сост.: Н. Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство - СПб ”, 1998. - 400 с., ил.

    5. http://anthropology.ru/

    6. http://mykilt.ru/interesting-about-suit

    7. http://foberini.com/natsionalnaya-muzhskaya-i-zhenskaya-odezhda-shotlandii-2/

    8. https://vk.com/page-56188966_47451817

    9. http://fishki.net/2107649-nacionalynye-kostjumy-narodov-mira.html


    Приложение 1


    Рис.1 Русский народный костюм

    Приложение 2


    Рис 2. Шотландский национальный костюм



    написать администратору сайта