История егэ. глава 1 история. И контроль знаний. История россии
Скачать 124.14 Kb.
|
ПОВТОРЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ. ИСТОРИЯ РОССИИ 10-11 класс Электронное приложение Шмелева Алина Николаевна Содержание Восточные славяне в VI–VIII веках Основной теоретический материал Основные даты Основные понятия Основные схемы ……………………… ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ в VI–VIII веках1. Основной теоретический материалПрародина и происхождение славян Первые письменные упоминания в источниках о славянах относятся к VI в. (готский историк Иордан, византийский писатель Прокопий Кесарийский). Некоторые исследователи считают праславянами известные раннесредневековым авторам племена венедов, антов и склавинов. Как и большинство европейских языков, славянские принадлежат к индоевропейской языковой семье, образуя самостоятельную группу. Археологическая культура, которую ученые, безусловно, связывают со славянами, называется Пражской (названа так по характерной лепной керамике, раскопанной близ г. Праги). Вопрос о прародине славянского этноса остается дискуссионным. Большинство исследователей, опираясь на данные археологии и лингвистики, полагают, что прародиной славян были бассейны рек Дуная, Вислы и Одера. Эпоха Великого переселения народов (IV–VII вв. н. э.) затронула и часть славянских племен. В VI–VII вв. происходит разделение ранее единого славянского этноса на три основные группы: западную; южную; восточную. Последнюю образовали славянские племена, заселившие в данный период территорию Восточно-Европейской равнины. В процессе расселения восточные славяне ассимилировали аборигенные угро-финские и балтские племена. Древнейший летописный источник – «Повесть временных лет» (начало XII в.) упоминает следующие восточнославянские союзы племен: поляне (среднее течение Днепра), древляне (в лесах южнее реки Припять); ильменские словене (бассейн реки Волхов и озера Ильмень); полочане (течение реки Полота); кривичи (верховья Днепра и Волги); дреговичи (болота между Припятью и Западной Двиной); северяне (бассейны рек Десна и Северский Донец), радимичи (междуречье Днепра и Десны); вятичи (верховья Оки и бассейн реки Москвы). Сообщается также и об уличах, тиверцах, белых хорватах и волынянах, проживавших на юге и юго-западе Восточно-Европейской равнины. Занятия восточных славян Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось земледелие. В VI–IX вв. они возделывали 1) рожь; 2) пшеницу; 3) просо; 4) гречиху; 5) овес и ячмень. В лесных районах было распространено подсечное (подсечно-огневое) земледелие. Выжигался участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения почвы на время забрасывались. В степных районах доминировало переложное (сжигание трав), а с VIII в. – пашенное земледелие. Восточные славяне использовали двупольный севооборот, при котором земля разделялась на две части – яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII–IX вв. начинает использоваться и трехполье, при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую – озимые, а третья остается под паром. Самыми распространенными орудиями земледельческого труда были: 1) борона-суковатка, 2) рало, 3) соха, 4) с VIII–IX вв. в лесостепной зоне начали применять плуг. Большая часть Восточно-Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия, поэтому немаловажную роль в их хозяйстве играли: скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, птица), охота, рыболовство и бортничество (сбор меда и воска диких пчел), т.е. промыслы. Восточные славяне преимущественно вели натуральное хозяйство. Однако важным изменением в их жизни VIII–IX вв. явилось постепенное отделение ремесла от земледелия. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство, затем появляются другие ремёсла – камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие. Владея приемами зерни, скани, эмали, они создавали замечательные украшения. Славяне были умельцами по обработке кости. Внешняя торговля развивалась на Балтийско-Волжском пути, а также на известном пути «из варяг в греки», который соединял Северную Европу (варягов) с Византийской империей (греками). Продавали: пушнину, меха, воск, мед, рабов. Покупали: ткани, вина, предметы роскоши. Общественный строй восточных славян В VI–IX вв. восточные славяне жили первобытно-общинным строем. Основной формой социальной организации долгое время являлась родовая община (род). Сородичи совместно трудились. Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании. С VIII в. в южных районах начинает складываться новая форма организации общества – соседская (территориальная) община. У восточных славян она называлась вервью. При сохранении коллективной собственности на землю и угодья, появляется индивидуальная (семейная) запашка. В индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот. Несколько соседских общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а племена, в свою очередь, объединялись в большие племенные союзы (поляне, вятичи, дреговичи и т.д.). Административными центрами племенных союзов являлись укрепленные грады (у полян – Киев, у словен ильменских – Новгород, у полочан – Полоцк и т. д.). Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и социального неравенства. Постепенно начинает выделяться знать (нарочитая чадь). К ней можно отнести князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов). Важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, решались на вече – собрании общинников (взрослых мужчин – воинов). Существовало у восточных славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных. Общественный строй восточных славян VI–IX вв. историки называют «военной демократией». Сведения о первых князьях содержатся в Повести Временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княжений. Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах, (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки связывают с Киевом, второй – с Новгородом или его более древним предшественником, местоположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку племенных союзов. Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам. Жили славяне неукрепленными поселениями с жилищами-полуземлянками, или деревянными небольшими срубами, имеющими печи-каменки. Соседи восточных славян Основную часть территории Восточно-Европейской равнины до расселения славян (VI–VII вв.) занимали угро-финские (мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела) и балтские (литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы и др.) племена. Все они в указанный период жили в условиях первобытно-общинного строя, занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен были постепенно ассимилированы славянами. На востоке и юго-востоке славяне соседствовали с полукочевыми народами – волжскими булгарами и хазарами, у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат). Активное участие в жизни восточных славян принимали скандинавы, которых славяне называли варягами. Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская империя – мощнейшее государство раннего средневековья. Язычество Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X вв. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия. К IX в. оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств (Сварог – бог небесного огня, Ярило – бог солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.). Особое место занимал бог грома и молнии Перун, превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны. Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые (духи предков – покровители жилища), лешие, водяные, навьи (русалки), кикиморы, упыри, шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям (священному дубу). Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведенных местах – капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. До наших дней дошли некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др. Вернуться к содержанию 2. Основные даты
Вернуться к содержанию 3. Основные понятияАвтохтонное население – коренное население. Бортничество – собирательство дикого меда. Варяги – по одной из версий, – воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманнами. Согласно другой версии, – выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам. Варяжский путь («из варяг в греки») – одно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце ХI в., наиболее важное значение имел в Х–ХI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии. Велес – покровитель скотоводства и зранитель подземного мира предков. В дальнейшем стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство и достаток. Вервь – участок земли, отмеренный веревкой, община. Вече – народное собрание. Военная демократия – форма государственности на этапе разложения первобытного строя, когда возникает власть наследственного князя, опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече. Вождь– глава племени. «Вои» – мужское население рода. Волхвы – пророки, предсказатели будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к таинственным силам природы у древних славян, служители языческих богов. Гривна, резана, куна, лисица, векша – денежные единицы у славян. Даждьбог – бог солнца. Дружинники – люди, профессионально занятые военным делом, служившие князю и получившие от него материальное вознаграждение за службу. Двуполье – система землевладения, когда часть поля засевается зерном, другая – отдыхает под паром. Название зерна у славян. Идол – изображение языческого божества в виде статуи, изваяния. Каган – (от тюркского «властелин») – титул главы государства у древних тюрко-язычных народов (авар, хазар, печенегов). С середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С конца VIII в. этот титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что символизировало их независимость от Хазарского каганата. Капище – языческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам. Князь – военный вождь. Макошь – покровительница женщин, домашнего очага. Нарочитая чадь – знать в племени. Перелог – система земледелия, при которой степь выжигали, затем засевали, а после истощения – забрасывали. Перун – бог молний и грозы. Полудница – дух – покровительница отдыха селян в полуденный зной. Праславяне – предки славян. Племя – союз родов, проживающий на одной территории. Рало – древнее орудие труда у славян. Род – коллектив родственников. Рожаницы – богини плодородия. Сварог – бог неба. Старейшина– уважаемый, опытный человек. Страда – сезон сельскохозяйственных работ. Стрибог – бог ветра. Трехполье – система земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая – под яровые, третьи – отдыхают под паром. Тризна – поминальный пир. Чур – божественный образ родовой общины. Язычество – дохристианские и нехристианские религии, основанные на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противопоставляемые первохристианским общинам. Ярила – божество солнца, весны, плодородия и любви у восточных славян. Вернуться к содержанию 4. Основные схемы1. Верования древних славян
2. Концепции происхождения и прародины славян
3. Основные восточно-славянские племена и места их расселения
4. Восточные славяне в древности
5. Территория проживания славян Вернуться к содержанию |