учебник истории артемов1. I основы исторического знания Для чего и как изучают историю
Скачать 0.91 Mb.
|
§ 9. Индия и Китай в древностиДревнейшие цивилизации долины реки Инд. Первые поселения земледельцев» и скотоводов в Индии возникли в IV тысячелетии до н.э. в долине реки Инд. Ко второй половине III тысячелетия до н.э. здесь складывается цивилизация (Харапская цивилизация). Древнейшие индийские города поражают своими размерами. В некоторых из них проживало по 100 тыс. человек. Очевидно, эти города были центрами государств, типа египетских номов. Здания имели дна или три этажа. Из ломов грязная вода по кирпичным каналам отводилась из города. Помимо пшеницы в долине Инда выращивали ячмень, горох, дыни, а затем и хлопок. Жители городов изобрели письменность, но расшифровать ее пока не удалось. Большинство ученых связывает эту цивилизацию с дравидами. Некоторые исследователи считают, что дравиды появились в Индии уже после строительства городов, которые были основаны неизвестными народами, может быть, родственными шумерам. Упадок древнейшей цивилизации Индии начался примерно через 600 лет после ее возникновения. В начале II тысячелетия до н.э. гибнут первые юрода. Последние из них исчезли после 1500 г. до н.э. Причина гибели цивилизации неизвестна. Одни ученые предполагают, что постепенно ухудшался климат, другие — что Инд изменил свое течение и перестал орошать поля горожан, третьи — что на города стали наступать джунгли. «Арийское завоевание». Во 2 тысячелетии до н.э. часть племен ариев пришла в Иран, другая (индоариев) — двинулась в Индию. Раньше считали, что именно арии уничтожили Харапскую цивилизацию. Теперь доказало, что первые города погибли за 500 лет до прихода ариев. Тем не менее, арии вели жестокие войны с дравидами, истребляли и порабощали их. Об этих войнах рассказывается в священных книгах ариев — Ведах — сборниках гимнов в честь богов. Со временем шло слияние ариев с местными народами. Завоеватели переняли у них приемы земледелия, а те стали говорить на языке ариев. Варны и касты. После прихода ариев на севере Индии образовались многочисленные государства во главе с вождями ариев — раджами. Особенностью общества ариев было его деление на варны, но основным занятиям и обязанностям — жрецы (брахманы), воины и правители (кшатрии) и скотоводы (вайшии). После прихода в Индию перегородки между "варкам" стали непроходимыми. Члены третьей варны помимо скотоводства начали заниматься земледелием и ремеслом. Появилась и четвертая, низшая варна шудр — слуг. В нее входили местные жители, признавшие власть ариев. Позже жители Индии разделились на еще более мелкие группы по роду занятий. Эти группы называли кастами, они существовали наряду с варнами. Были касты кузнецов, ткачей, рыбаков, торговцев и т.д. Некоторые люди занимали такое низкое положение, что не входили ни в какие касты (уборщики трупов и Vнечистот, палачи). Они жили за пределами селений, чтобы не осквернять остальных жителей. Позднее права и обязанности каждой варны были записаны в Ману. Ману — прародитель всех людей, установивший порядки на земле. Законы Ману не являлись законами о наказаниях за преступления, подобно законам Хаммурапи. Это сборник, Устанавливающий правила повеления. В законах определялись взаимоотношения членов различных варн. На первом месте стояли брахманы. Однако на деле кшатрии часто бывали гораздо могущественнее брахманов. Встречались и богачи среди ремесленников или земледельцев, и даже в варне шудр. Напротив, со временем появилось немало обедневших брахманов, ведущих нищенскийобраз жизни. Индийское общество. В долине Ганга росли ячмень, пшеница, и хлопок. Здесь впервые научились выращивать сахарный тростник. Всюду славились индийские хлопчатобумажные ткани. Громадную роль в жизни Индии играла община. Индийцам приходилось выполнять многие работы совместно: расчищать поля от тропических деревьев, строить оросительные сооружения, бороться с хищниками и т.д. Поля, каналы, плотины оставались в •совместном владении всей общины. Часто индийцы работали всей "общиной. Индийские государства. В середине I тысячелетия до н.э. западные области Северной Индии были завоеваны персидским царем Дарием I. В Индии усилились попытки создать сильное государство. После долгой борьбы правитель государства Магадха захватил некоторые соседние царства. Так в Индии возникла первая Держава. Развитие хозяйства в большом государстве значительно ускорилось. В IV в. до н. э. в результате переворота к власти к Магадеки пришел кшатрий Чандрагупта, основавший государство и династию Маурьев. Наивысшего расцвета государство Маурьев достигло при внуке основателя новой династии царе Ашоке (268 — 231 гг., до н.э.). Ему удалось завоевать почти всю Индию, за исключением крайнего эга. Ашока известен не только как завоеватель, но и как мудрый справедливый правитель. Были снижены подати, отменены слишком суровые законы, приняты меры против злоупотреблений должностных лип. Открывались больницы и приюты для бедных. После смерти Ашоки началось ослабление державы Маурьев и ее распад, который ускорило нападение соседей. В I в. н.э. в области, где соприкасаются Индия, Афганистан и Центральная Азия, возникла Кушанская держава. Ее правителям удалось покорить значительную часть Северной Индии. Позже индийцам удалось освободиться от их власти. К началу IV в. н.э. в Индии существовало множество мелких государств, которые затем вновь были объединены под властью государства Магалхи. Зарождение древнекитайской цивилизации. Древнекитайская цивилизация возникла в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале предки китайцев населяли лишь долину этой реки. Позже они заселили долину реки Янцзы, где в древности проживали предки современных вьетнамцев, а затем и более южные земли. Почва в долине Хуанхэ и ее притоков была очень мягкая и плодородная, но река часто меняла свое течение, уничтожала поля и смывала целые поселения вместе с жителями. Строительство дамб, плотин и каналов было необходимо не только для развития земледелия — от этого зависела возможность жизни в тех местах. Государства Шан и Чжоу. В середине II тысячелетия до н.э. в долине Хуанхэ проживало племя шан, которое одними из первых освоило земледелие. Шан объединило несколько племен в союз. Этот союз превратился в государство Шан (Инь) во главе с царем (ваном). Государство Шан вело ожесточенные войны с соседями. Главной их целью был захват пленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обезглавленных людей. Постепенно у соседних племен также начинают возникать зачатки государства. Особенно сильное сопротивление государству Шан оказывало племя чжоу. Его правитель объединил другие племена для борьбы с кровавым государством Шан. Шан было уничтожено. В новом государстве Чжоу были прекращены человеческие жертвоприношения. Однако многие полезные достижения шанцев в Чжоу сохранились. Ваны Чжоу стали называть свою страну Поднебесной или Серединным царством. В начале VIII л. до н. э. Чжоу пришло в упадок. Наместники областей объявили себя ванами. лишь формально признавая верховную власть правителя Чжоу (период «множества царств»). Объединение Китая. В конце V в. до н. э. ваны семи царств объявили себя «сыновьями неба» и правителями Поднебесной. Началась ожесточенная борьба между ними (период «воюющих царств»). В конце концов, усилилось государство Пат, на западе Китая. В 230 — 221 гг. до н.э. его правитель разгромил шесть государств и завершил объединение страны. Он принял имя Цинь Шихуанди — первый император Цинь. Территория государства Цинь занимала уже не только долину Хуанхэ, но и долину Янцзы, шло завоевание южных земель, в правление Цинь Шихуанди были увеличены подати с населения малейшее преступление в рабство обращали не только преступника, но и всю его семью. Рабы трудились в хозяйствах правителя и на государственных работах. На севере обитали племена кочевников сюнну, совершавшие опустошительные набеги на Китай. Синь Шихуанди начал строить Великую стену для защиты от них. Великая Китайская стена стала одним из грандиозных сооружений в мире. Она протянулась на 4 тыс. км. Но полной защиты от кочевников стена не обеспечила. Государство Хань. Восстание народа началось почти сразу после смерти жестокого Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. В 207г. до н.э. (войско под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу государства. Правители Цинь были уничтожены. Возникла новая единая держава во главе с потомками Лю Бана — государство Хань. Многие законы были смягчены, а подати снижены. Первый (период существования государства Хань стал временем расцвета (хозяйства и культуры Древнего Китая. Осваивались новые земли, (строились дамбы и каналы, росли города, торговля. Возник Великий шелковый путь, связавший Китай с далекими странами на (западе. Одной из главных задач государства оставалась борьба с племенами сюнну. Продолжалось завоевание южных земель. Войны вели к увеличению налогов и ужесточению законов. Росла (непокорность знати. Вспыхивали восстания бедноты (восстание («краснобровых». «желтых повязок») и выступления знати. В конце (концов Ханьское государство погибло, в III в. н.э. в Китае возникли три новых царства. Общество и управление в Древнем Китае. Основным занятием китайцев было земледелие. Одним из главных растений стал рис. Было освоено шелководство. В Китае выращивали чай. Вначале он считался лекарством, а затем получил широкое распространение как продукт питания. Семья считалась в государствах Чжоуи Хань основой общества. Семейные интересы преобладали над личными. Сыновья были обязаны продолжить отцовский род, а часто и отцовское занятие. В семье почитали предков. В древних китайских государства существовал сложный и довольно совершенный порядок управления. Основы его были заложены во время преобразований, осуществленных мыслителем Шан Янши в государстве Цинь во времена «сражающихся царств». Выли (ограничены права знати, введено 12 рангов знатности. Шан Ян открыл любому человеку путь к высшим постам. Чиновники полностью подчинялись правителю. Для усиления власти вана Шан Ян боролся с почитанием родителей. Он объявил: чиновник, почитающий родителей, изменяет своему государю. В государстве Хань но многом сохранился порядок управления, I созданный Шан Яном, но наказания за почтительность к родителям были отменены. Правители стремились, чтобы чиновники относились к ним как к споим отцам, а жители страны так же относились к чиновникам. |