Документ Microsoft Office Word. И. С. Тургенев Отцы и дети теория нигилизма
Скачать 18.27 Kb.
|
2. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Для Достоевского преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей. Сам Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все — “твари дрожащие”, а он, возможно, “право имеющий”. 3. И. С. Тургенев «Отцы и дети» - теория нигилизма. Жизнь сложнее, шире, многообразнее любой теории. Герой романа гибнет случайной, нелепой смертью, а его теория опровергается самой жизнью. Н. Г. Чернышевский — теория «разумного эгоизма». Достоевский в романе «Преступление и наказание» вступает в полемику с Чернышевским. Его герой создает свою теорию, изложенную в статье «О преступлении», которая была опубликована в газете «Периодическая речь» за несколько месяцев до убийства. 4. Суть теории Раскольникова состоит в том, что исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих» и «право имеющих», для которых не действуют законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Цель в теории Раскольникова была высокая и праведная: исправить несовершенство современного мира, помочь «униженным и оскорбленным», избавить мир от зла. 5. Чем отличается Раскольников от других подобных ему героев русской литературы Раскольников отличается от других героев тем, что он сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный. Все средства хороши для осуществления даже самых высоких, благородных целей. 6. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступить закон. Через 3,5 месяца он впервые идет к старухе заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чай, задумывается и вдруг слышит разговор студента и офицера о старухе-процентщице и о «праве» на убийство. Через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем — убийство. Исповедь Мармеладова еще раз убеждает героя в несправедливости и жестокости современного мира. Письмо матери. 7. Раскольников видит нищету и обездоленность бедных людей, которые толкают их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в нем протест, стремление помочь людям. Но преступление он совершает не только и не столько из-за чувства социальной несправедливости. Раскольников хочет проверить, способен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В бунте Раскольникова соединяются социальный протест с крайним индивидуализмом, теорией сильной личности. 8. Суть теории сводится к тому, что, по его мнению, всех людей можно разделить на два вида: "низшие люди", то есть обычные, заурядные люди ("материал", по словам Раскольникова). Эти люди послушны и консервативны. "собственно люди", то есть выдающиеся люди, "Наполеоны", которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя. 9. До совершения yбийства Раскольников надеется, что сам он относится ко второму разряду, то есть к числу выдающихся людей. 10. Однако Родион долгое время не мог сделать выбор. На его решение повлияли многие события, происходившие с ним и вокруг него. Первое, что натолкнуло его на эту мысль, был тот ужасный квартал Петербурга, где жил Раскольников, а также его каморка, которая "походила более на шкаф". Каждый раз, когда он бывал на улицах, ему попадалось множество пьяных, которые вызывали "чувство глубочайшего омерзения", а вонь из распивочной сводила его с ума. Вскоре Раскольников пришел к решению, что пора сделать пробу. 11. Данная идея привела к убийству. После совершения yбийcтвa Раскольников разочаровывается в своей теории. Он осознает, что не принадлежит к числу "особенных" людей, которые могут переступить через все. Он понимает, что настоящий Наполеон не задумывался бы над подобными теориями и не мучился бы сомнениями о своем величии или ничтожности. 12. Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол», раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Родион подобно раскольникам отринул нравственные законы, изобрёл свою собственную нравственную теорию, которая противоречила жизни. Он был отколот от всех групп и слоёв, от всех течений и законов. Его последующее раскаяние, понимание всей тяжести преступления раскололо его душу, привнесло противоречие разума и души, теории и жизни. Крах теории для Родиона означал крах всего, все жизненных установок. 13. Достоевский предупреждает читателя романа "Преступление и наказание» о том, что Совершая поступок подумай о последствиях, сможешь ли ты пережить их. По мнению Раскольникова, те, у кого есть “право”, могут избавиться от них. Но, размышляя о содеянном, он приходит к выводу, что они наиболее близки к его философии. 1. Родион Романович Раскольников является главным героем выдающегося романа "Преступление и наказание" Достоевского. Это один из самых ярких персонажей русской классической литературы XIX века. 2. Во-первых, Раскольников решает проверить теорию: Он видел, что есть люди, которые способны вести миллионы за собой, бесчинствовать. Всё это они совершают безнаказанно. Раскольников "делает мир чище" - убивает старуху-процентщицу. Однако, совесть не даёт ему покоя, а теория проваливается. Во- вторых, грязный мир, грубые люди способствуют убийству. Убитая старуха - обирает людей, чистые душой люди (Мармеладов, Соня, Дуня) вынуждены влачить жалкое существование. Это всё давит на Раскольникова, и он ломается. Раскольников пошёл на убийство - не ради денег. 3. 1. Раскольников делит всех людей на два разряда: на «обыкновенных», которые живут в послушании, и «необыкновенных», которые способны «в среде новое слово сказать». 2. Эти «необыкновенные» люди, если того требует их идея, разрешают себе «переступить хотя бы и через труп, и через кровь». |