Главная страница
Навигация по странице:

  • Проектирование в дизайне среды

  • 14_Лыков_085-090. И тематический контраст как категории композиционного анализа в средовом дизайне


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеИ тематический контраст как категории композиционного анализа в средовом дизайне
    Дата19.02.2019
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла14_Лыков_085-090.pdf
    ТипДокументы
    #68167

    Терская Л.А. Определение параметров процесса формирования фигурных буф
    85
    • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
    Дизайн в социокультурном пространстве
    • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
    УДК 58:712(07)
    Г. Г. Лыков
    1
    Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
    Владивосток. Россия
    Тема и тематический контраст как категории композиционного анализа в средовом дизайне
    Любые характеристики формы: размеры, геометрический вид, качество поверхности, поло- жение в пространстве – могут служить своеобразной тематической основой композиции. Ви- дение свойств формы как внятной, артикулируемой темы позволяет построить композицион- ную игру и выразительное взаимодействие частей на основе прочувствованных и осознан- ных студентом контрастно-нюансных отношений.
    Ключевые слова и словосочетания: дизайн среды, композиция, выразительность, контраст, нюанс, тема.
    G. G. Lykov
    Vladivostok State University of Economics and Service
    Vladivostok. Russia
    Theme and thematic contrast as a category of compositional analysis in environmental design
    Any characteristic of a form such as a size, geometric appearance, surface quality, position in space may act as a kind of thematic basis of the composition. Vision of the form properties as distinct and articulated themes allows us to arrange a game of composition and expressive in- teraction of all parts based on contrast and nuance relation that are felt and realized by a stu- dent.
    Keywords: environmental design, composition, expressiveness, contrast, nuance, theme.
    Дизайн среды и архитектура – два вида проектной художественной практики, ко- торые роднит пространственная специфика проектных мероприятий. Пространство – единое поле деятельности этих двух профессий. Соответственно, категории и инстру- менты пространственного композиционного моделирования у них во многом общие.
    И те и другие художественные структуры при композиционном анализе оцениваются в категориях пропорций, ритма, масштабности, тождественно-контрастно-нюансных от- ношений частей и целого, им свойственны такие выразительные качества, как массив- ность–легкость, динамичность–статичность и пр. [1– 3].
    1
    Лыков Григорий Геннадьевич

    доцент кафедры дизайна и искусств; e-mail: grigory- lkv@yandex.ru

    Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. №1(28)
    86
    Отличие композиционной работы средового дизайнера от архитектора заключено в той широте и подвижности поля пластики, которая открывается перед дизайнером и мало известна зодчему. Огромное количество внеархитектурных явлений и предметов, заполняющих и оборудующих «архитектурную» пространственную оболочку, требуют художественного осмысления и, на порядки повышая сложность композиционных структур, предъявляет в работе с ними требования динамичности и гибкости мышления, точности оценок.
    Поэтому неудивительно, что развитие инструментария и языка композиционного анализа в работе с формой происходит сегодня именно в области обучения средовому дизайну. Приоритет в этом деле принадлежит коллективу кафедры дизайна архитектур- ной среды МАРХИ. В наиболее современном на сегодняшний день учебном пособии
    «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход)» про- фессор В.Т. Шимко пробует представить типологию композиционных приемов в кате- гориях развития, сопоставления, перечисления и обращается к инструментам и поняти- ям других видов искусств: сюжетное проектирование, сценарное моделирование (театр, кино) [3]. Особенно перспективным с точки зрения возможностей алгоритмизации ком- позиционного анализа представляется утверждение автора о том, что любая композиция может быть увидена как комбинация образующих её «тем» [3. С. 58].
    В художественном обиходе понятие «тема» используется как одна из основных категорий теории музыкальной формы: это индивидуализированный музыкальный ма- териал, узнаваемый даже в отрыве от контекста. Музыкальное произведение может строиться на одной, двух или нескольких темах [4]. В общеупотребительном значении тема – это «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют» [5.
    С. 397], то есть, то, что составляет содержание явления, что положено в основу или что выбрано.
    Что же тематически представляет собой материал «архитектурный»? Что может быть выбрано и положено в основу задачи выразительной пластической работы с про- странством? По В.Т. Шимко, темой, в первую очередь, становятся плоскостные, объем- ные, пространственные первоэлементы, «если рассматривать «темы» с позиций геомет- рических» [3. С. 58]. Темой может быть «цилиндричность» пространства, например, интерьера Пантеона в Риме, «геометризация» масс, как в египетских пирамидах, ей бу- дут подчинены остальные особенности композиции, конфигурация, ритм, прорисовка деталей [3. С. 59].
    Автор учебника пытается уйти от представления о теме только как о геометрии формы. Темы могут иметь «силуэт, пропорции, материал и рисунок» [3. С. 68]. Она
    «может быть любой»: конструктивные формы, свойства материала, природная форма, виртуальная. «Но это всегда воспринимаемая зрением условная конструкция, образо- ванная разного рода объемами или пространствами, размещенными «в теле» среды или в структуре принадлежащих ей ограждений» [3. С. 59]. Наряду с формальными значе- ниями чистого феноменологического порядка В.Т. Шимко говорит о функциональном содержании понятия «тема», о возможных семиотических аспектах (например, «тема» арки в её социализированном смысле), тем самым выходя за плоскость композиционных вопросов. Есть некоторая неуверенность в разбросе определений, данных В.Т. Шимко, объяснимая, по-видимому, тем, что учебник посвящен широкому кругу проблем мето- дологии проектирования, в то время как аспектам формальной композиции в нем по- священы лишь отдельные главы.
    Тем не менее: что такое «тема» применительно именно и только к формальной композиции? Геометрия фигур? Силуэт? Пропорции? Материал? Или же какие-то соче- тания качеств?

    Лыков Г.Г. Тема и тематический контраст как категории композиционного анализа…
    87
    Пространство, трехмерная действительность, представленная нашему воспри- ятию, раскрывается для нас при помощи видимых форм: линий, плоскостей и объемов.
    Объективно характеризуют форму: а) геометрический вид; б) размеры; в) положение в пространстве; г) фактура поверхности; д) цвет; е) освещенность. Очевидно, что только через эти взятые в сумме характеристики может быть увидено то, что составляет собст- венное содержание визуального явления, то, что «положено в основу» формального творчества средового дизайнера и архитектора.
    Мы не видим никаких препятствий для того, чтобы назвать «темой» любое из пе- речисленных свойств формы или любую их комбинацию. Прямоугольный параллелепи- пед, фактура отполированной «под мрамор» поверхности, красное цветовое пятно могут стать как сами по себе, так и во взаимном сочетании темой, «содержанием» формальной композиции, если они выбраны для некоей композиционной игры. Любое визуальное явление превратится в тему, конечно, при условии соблюдения определенной степени целевой артикуляции, при условии, что тема внятно определена и, если следовать опре- делению учебника музыкальной теории, распознаваема (рис. 1). а б
    Рис. 1. Определенные границы распознаваемости характеристик формы: а) фигуры «невнятной» геометрии; б) «читаемости» окружностей и прямоугольников разной степени массивности, динамичности и направленности движения
    Вопрос об артикуляции, внятном тематическом высказывании в композиционной работе не праздный. Ведь это вопрос о границе между структурой и хаосом, читаемо- стью и нечитаемостью формы и, соответственно, композиционного замысла. Задумав- шись о той степени артикулированности геометрии, цвета, фактуры элементов компо- зиции, благодаря которой они приобретут внятность «темы», мы не можем не предста- вить себе предела такого взаимно-проявленного состояния частей композиционного целого – их отношений, взятых в активном противопоставлении друг другу, в контрасте.
    Контраст – одна из ведущих категорий композиционного анализа. Постепенно и не без мук освобождаясь от академической модели формообразования, современные архитектурно-дизайнерские учебные издания отказываются от принципа «бездраматич- ной» гармонизации формы в пользу острого, коллажно-провоцирующего термина «вы- разительность». В.Т. Шимко прямо и часто говорит о «взаимодействии конфликтных начал в облике произведения средового искусства». Даже в консервативном учебнике
    МАРХИ «Объемно-пространственная композиция» утверждается: «Применение такого композиционного средства, как контраст, является одним из основных путей поиска выразительной и динамичной архитектурной формы» [1. С. 99].
    Здесь следует задать вопрос: «Контраст – чего с чем?» В архитектурном учебнике
    (и вслед за ним в учебнике В.Т. Шимко) речь, как правило, идет о контрасте «доминант, акцентных узлов», выделяющихся «величиной, геометрической формой или положением

    Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. №1(28)
    88 в пространстве» [1. С. 100]. На наш взгляд, контрастные возможности в композиции
    (а тем более, в сложных средовых композиционных заданиях) требуют более четкого системного описания. Для того чтобы сделать категорию контраста действенным инст- рументом композиционного анализа, нужно научиться видеть всё поле полюсов основ- ных характеристик формы – а это как раз и есть тематические контрасты.
    Мы выяснили, что форма характеризуется размерами, цветом, светлотой, факту- рой, геометрическими характеристиками и положением в пространстве. Соответствен- но, первый контраст – «большое – малое» – размерный. Второй контраст – цветовой. Он может быть как простейшим, парным, построенным на взаимодействии дополнитель- ных цветов цветового круга, так и основанным на любом из иных гармонических прин- ципов, – например, сформулированных И. Иттеном [6. С. 36]. Третий тип контраста –
    «темное – светлое». Четвертый – контраст фактур поверхностей. Назовем всё это кон- трастными отношениями первого уровня, связанными напрямую с элементарными объ- ективными характеристиками формы.
    Элементарные характеристики пространственной пластики вступают в нашем восприятии в разнообразные комбинации, порождая эмоциональное впечатление мас- сивности, воздушности, устойчивости, динамичности, изящества, масштабности, сораз- мерности и т.д. Пятый тип контраста «массивное – легкое» возникает на основе комби- наций размеров, фактур поверхностей, цвета формы. Из сочетаний геометрических ха- рактеристик и размеров выстраивается шестой контраст «динамичное – статичное».
    Размеры форм, геометрия, в связи с их положением в пространстве и впечатлениями динамичности создают седьмой контраст – направлений движения, – включающий в себя широко используемое отношение «вертикаль – горизонталь». Впечатление от про- тивопоставления, охарактеризованное как «мягкое – жесткое», создаст восьмой кон- траст. Причем, он может быть построен как на основе геометрических характеристик
    (прямоугольная геометрия – упругие кривые линии либо криволинейные плоскости), так и на противопоставлении фактурных качеств поверхностей. Девятый контраст «ус- тойчивое – неустойчивое» основан на положении форм в пространстве с учетом их раз- меров, геометрии, массивности-легкости, динамических возможностей. Контраст
    «плотное – воздушное» можно рассматривать в поле соотношений «массивное – лег- кое», но допустимо выделить его в отдельную группу противоположностей, связанных именно с фактурными характеристиками поверхностей.
    Итак, перечислены десять видов тематических контрастов, которыми мы пользу- емся в работе со студентами по дисциплине «Основы композиции в дизайне среды».
    Границы этих подразделений подвижны, любая их систематизация имеет относитель- ный характер. И. Иттен в Баухаузе увеличивал их количество до 25, создав более дроб- ную описательную систему, включавшую такие пары, как «длинное – короткое», «ши- рокое – узкое», «много – мало», «острое – тупое», «сплошное – прерывистое», «диаго- нальное – круговое» [6. С. 14]. Дело не в количестве контрастных групп. Важно найти такой прием описания, который с исчерпывающей полнотой показал бы все разнообра- зие возможных противопоставлений.
    Контраст качеств – энергетическая основа взаимодействия форм, средство напря- жения в композиционной игре. Конечно, композиционное творчество, в силу своей ху- дожественной специфики, глубоко интуитивно. Но даже на интуитивном уровне этот процесс имеет двусторонний характер: объединяющий и разделяющий. Как правило, студенты легко «схватывают» и осваивают задачу объединения: «композиция – это со- единение частей в целое». Задача преподавателя – помочь увидеть в этом единстве за- рождающуюся противопоставленность, драматизм, тот выразительный потенциал, ко- торый способен придать работе яркость и особенное «звучание».

    Лыков Г.Г. Тема и тематический контраст как категории композиционного анализа…
    89
    Композиция есть еще и «нечто живое, не терпящее механических монотонных повторов», все части целого выстраиваются в иерархию взаимного соподчинения на основе различий. И именно там, где различия поставлены в крайнее положение кон- трастности, где это с наибольшей отчетливостью бросается в глаза, – в таких областях и следует искать основу композиционной идеи студенческой работы.
    Здесь важно научить видеть, что контраст – это всегда контраст «чего-то», игра полюсами характеристик формы: линейными размерами, степенью массивности трех- мерных элементов, расположением объемов и плоскостей в пространстве, разницей светлоты, цвета, фактур. Таким образом, категории «контраст» и «тема» становятся обоюдоострым инструментом в дальнейших действиях по совершенствованию компо- зиционного замысла: контраст раскрывается через тематическую предметность, фор- мальная тематика уточняется и корректируется в свете прочувствованного и осознанно- го композиционно-контрастного замысла.
    Система тематических контрастов в руках преподавателя может стать палитрой инструментов-подсказок, которой еще не овладел, но должен овладеть обучающийся.
    Среди характеристик формы геометрический вид, цвет – первое и едва ли не единствен- ное, что открывается «неотточенному» профессионально глазу. Представим себе про- стейшую композицию из четырех прямоугольников на плоскости с задачей добиться выразительных отношений форм. Проще говоря, нужно достичь того возможного впе- чатления разнообразия частей в рамках целого, которое способен предоставить нам столь бедный композиционный материал (рис. 2). Однотипность геометрии форм (все фигуры – прямоугольники), их количественная ограниченность способны поставить в тупик лишь того, кто не увидит здесь выразительного потенциала иных характеристик: а) контраста размеров; б) контраста «массивное – легкое; в) контраста «динамичное – статичное» при тождестве массы; г) контраста направлений движения; д) контраста
    «светлое – темное», если в задании нет цветовых средств, а эскиз выполняется, допус- тим, гелиевой ручкой. Здесь перечислены пять возможных направлений построений контраста, при том, что элементов в композиции всего четыре!
    Рис. 2. Как правило, композиция, даже не очень сложная, использует не меньше 4-5 типов контрастных противопоставлений характеристик формы. В данном примере это: контраст размеров, контраст «массивное – легкое», контраст «динамика – статика», контраст направлений движения, контраст «светлое – темное»
    Итак, эскиз будущей композиции готов и обучающийся предъявляет его для об- суждения. Теперь помощь студенту оказывается на «тактическом» уровне, в рамках сле- дования выбранной композиционной идее, например: здесь, возможно, стоило бы замет- нее выявить разницу толщин плоскостей; здесь – привести цветовые отношения ближе

    Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. №1(28)
    90 к их дополнительной гармонии; а эти элементы тематически явно «лишние» по своим геометрическим характеристикам, массе, размерам и т.д. Конечно, это тонкий, «неж- ный» процесс. Решения необходимо взвешивать, примеривать, моделировать вчерне, поскольку и на этом этапе совершенствования композиции критерием в выборе остают- ся интуиция, чувство меры, художественный вкус автора. Но теперь это будет «умная» интуиция: она структурирована, ориентирована на достижение увиденной цели.
    Контраст – отнюдь не единственное направление тематической работы с формой.
    Ведь только при помощи нюансного модулирования, развития композиционных тем по принципу сходства создается действительно визуально богатое зрелище. Более того, тематический повтор является мощным художественным средством объединения частей в целое. И этой двусторонней задаче разделяюще-объединяющей контрастно-нюансной игры геометрии, размеров, цвета, фактур, во всём разнообразии их палитры, необходи- мо подчинять ритмизирующие и пропорциональные возможности, тектонические и масштабные средства гармонизации. Но эти вопросы требуют отдельного рассмотрения.
    ____________________________
    1.
    Степанов, А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: учебник для вузов /
    А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. – М.: Изд-во «Архитектура-С»,
    2011. – 256 с.
    2.
    Коротковский, А.Э. Основы архитектурной композиции: цикл лекций /
    А.Э. Коротковский. – Свердловск: Свердловск. архитектурный ин-т, 1974. – 112 с.
    3.
    Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (сре- довой подход) / В.Т. Шимко. - 2-е изд., доп. и испр. – М.: Изд-во «Архитектура-
    С», 2009. – 408 с.
    4.
    Способин, И.В. Музыкальная форма / И.В. Способин. – М.: Музыка, 1984. – 400 с.
    5.
    Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. – М.: Русский язык, 1991. Т. 4. – 683 с.
    6.
    Иоханнес, И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах /
    И. Иттен. – М.: Изд-во «Д. Аронов», 2014. – 136 с.
    • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
    Месенёва, Н.В.
    Проектирование в дизайне среды: учебное пособие: в 4 кн. Кн. 3 / Н.В. Месенёва,
    Н.И. Прокурова, М.А. Щекалёва; отв. ред. Н.В. Месенёва. – Владивосток: Изд-во
    ВГУЭС, 2014. – 182 с.
    Рассматриваются вопросы проектирования жилых интерьеров разной степени сложности. Пособие включает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел посвящен приемам организации пространства и функционального зонирования жилых интерьеров, основам композиции жилого пространства, организации цветового и светового решения жилых интерьеров. Рассмотрены основные современные и историче- ские стили интерьеров, представлены общие сведения о строительных чертежах и про- ектной графике. Практический раздел посвящен организации работы над проектом, осо- бенностям проектирования жилых интерьеров с описанием лучших студенческих работ.
    Допущено УМО вузов Российской Федерации по образованию в области дизайна, монументального и декоративного искусств для студентов, обучающихся по направле- нию подготовки «Дизайн»: 54.03.01.


    написать администратору сайта