Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения
Скачать 22.1 Kb.
|
Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени А.И. Баева» Северного района Новосибирской области. План – конспект Открытого занятия На тему: «Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения» Преподаватель изобразительного искусства Лушова Татьяна Васильевна. с. Северное 2020 г. План- конспект открытого урока по композиции. Тема: « Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения». Цели урока: Обучающие: Закрепить определение и понятие композиции, познакомить со способами выделения композиционного центра в станковой композиции. Познакомить с понятиями « сгущение», «разряжение». Формировать навыки и умения при организации композиционного пространства, применяя полученные знания на практике; Развивающие: Совершенствовать способности образного мышления, продолжать развивать у обучающихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственную работу, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей. Воспитательные: Воспитывать культуру труда, аккуратность, прилежность, трудолюбие, усидчивость, развивать умение высказывать оценочные суждения при разборе выполненных работ. Задачи урока: • Выполнение композиционных упражнений из геометрических или упрощенных форм с использованием ограниченного количества цветов. • Закрепление умений пользоваться изобразительными материалами и инструментами, необходимыми при выполнении упражнений. • Побуждение детей к поиску индивидуального творческого решения поставленных учебных задач. • Формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времени. • Знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему. Оборудование урока: Зрительный ряд: • Репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына», Александра Иванова « Явление Христа народу», Леонардо да Винчи « Тайная вечеря»; • Наглядные пособия в виде готовых упражнений; Материалы: •Бумага формата А3; •Акварель; • Гуашь; •Акварельные карандаши; •Простой карандаш, ластик. План урока: Организационный этап. Сообщение темы и цели урока. Этап формирования новых знаний. Этап закрепления новых знаний (практическая часть). Подведение итогов урока. Домашнее задание. Ход урока. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня мы с вами погрузимся в удивительный мир композиции. Цель нашего урока – заглянуть в лабораторию настоящего художника, в которой создаются произведения искусства путем смешения различных секретных ингредиентов – правил и приёмов, с помощью которых мастер управляет восприятием зрителей, созерцающих его шедевр. Мы с вами выполним ряд упражнений на выделение главного в композиции. А для начала, нам нужно вспомнить- что же такое композиция? Слово «Композиция» переводится с латинского языка, как сочинение, соединение, составление, расположение, связь, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой- либо идеей. Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми. Главные ингредиенты в композиции - это средства художественной выразительности. Что же это такое, что за ингредиенты? К средствам художественной выразительности относятся: •Формат; •Композиционный центр; •Равновесие; • Ритм; •Контраст; • Светотень; • Цвет; • Динамика и статика; • Симметрия и асимметрия; • Открытость и замкнутость. С некоторыми средствами мы уже знакомились ранее, многие еще предстоит узнать. А сегодня мы с вами рассмотрим такой прием композиции, как выделение сюжетно – композиционного центра. Когда художник создает свою картину, свой шедевр он должен позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно – композиционный центр, который часто называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Композиционный центр должен привлекать внимание. Цельность композиции зависит от способности художника подчинять второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. Каждая деталь добавляет что – то новое к развитию замысла автора. Каждый объект в композиции занимает строго отведённое для него место. Из хорошей, продуманной картины ничего нельзя убрать, заменить или добавить без вреда для общего замысла. Центр композиции включает: сюжетную завязку, основное действие и главного героя. Главный герой в композиции есть всегда, но не обязательно это человек. Это может быть животное, растение, постройка, любой предмет, даже просто пустое пространство. Давайте рассмотрим средства выделения композиционного центра. Я знаю вас как умных, любознательных и очень активных учеников и надеюсь, что вы сами сможете сегодня сделать много важных и интересных открытий, которые пригодятся вам в дальнейшей работе. Сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок – исследование. И мы с вами в лаборатории художника! Приступаем к открытиям? Я сейчас буду показывать композиционные схемы, а вы будите называть средства, с помощью которых выделяется центр композиции. Выделение цветом. (изображение на доске). Выделение светом .( изображение на доске). Выделение формой. ( изображение на доске). Выделение размером. (изображение на доске). Выделение фактурой. Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет картины. В этом мы сейчас убедимся собственным расследованием. Внимательно рассмотрим три картины, которые являются безусловными шедеврами в истории мировой художественной культуры. Учитесь смотреть вдумчиво и внимательно. Перед вами картина Рембрандта « Возвращение блудного сына» - пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Главное – центр в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Следующая картина «Явление Христа народу» Александра Иванова, рассказывает нам о библейском сюжете. Центр приподнят вверх. Фигура Христа возвышается над всеми, придавая ей большую значимость. А на картине Леонардо да Винчи « Тайная вечеря» центр – фигура Иисуса Христа. Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми приёмами выделения композиционного центра. Перед вами конверты - в них одинаковые фигуры по цвету, форме. Размеру. - Если раньше была одна главная деталь , то сейчас их много и все они равны! Как же теперь организовать или выделить на плоскости листа композиционный центр среди множества одинаковых форм?(Ответы детей). Пример: Собрали в поле много ромашек и превратили их в букет (сгруппировали), главное в данной композиции – букет! Такой приём выделения композиционного центра называется «сгущение». Приведите примеры. Которые можно встретить в жизни( ответы детей) –Бабочки собрались на один цветок, ягоды поспели. Существует ещё один способ выделения композиционного центра , противоположный первому, который называется « разряжение» или « композиционная пауза». Пример: хаос, мыши в кладовке лакомились сыром и вдруг увидели кошку….- разбежались! Вот столько интересного мы с вами сегодня узнали. Оказывается, для создания композиции, картины нужно знать много правил и уметь ими пользоваться. Так же ,как в математике, русском языке и других предметах! Теперь, перед практической работой нам нужно немного размяться, чтобы отдохнуть и приступить к выполнению задания. Физкультминутка. Практическая часть. Задание: Выполнить композиционные упражнения с использованием различных способов выделения композиционного центра. На выбор. Обучающиеся выполняют практическое задание. В ходе урока идёт дополнительное обсуждение правил и приёмов композиции. Используется комплекс фронтальных и индивидуальных форм работы. Подведение итогов: Включает в себя: -просмотр выполненных заданий; - обсуждение с обучающимися выполнение поставленных перед ними учебных задач; -обобщающий анализ учителя с акцентом на допущенные ошибки и удачное решение данного задания. Спасибо всем за внимание! Все вы молодцы! Урок окончен. |