Введение. I в до нашей эры v vi вв нашей эры т н. римский период
Скачать 17.69 Kb.
|
Введение Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа: - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля. - конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. - I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. 1.Происхождение и своеобразие античной философии. Основные категории античной мысли: Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей милетской школы (6 в.до н.э.), несколько позднее пифагорейцев, Гераклита, Эмпидокла так и называли "физиками” от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В древнегреческих мифологических текстах постепенно накапливались сведения объективного характера и предпринимались первоначальные попытки объяснения мира. В поэме "Теогония” (происхождение богов) Гесиода - первого известного по имени древнегреческого поэта - читаем, что раньше всех возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Для последующего возникновения философии существенно то, что вопрос о рождении мира, небесных тел, земных и небесных стихий уже поставлен. Человек бросает взгляд на мир в целом, пытается представить себе и его рождение и его единство. Ранние мыслители ищут первоначало, из которого все произошло. У Фалеса (7 - 6 вв до н.э.) - это вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок.544 - 483 гг до н.э.) - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Однако путь мысли, ставящий понятия "вода”, "воздух” над природой, трактующий их в качестве первоначала, оказался тупиковым. Тем не менее он не был философски бесплодным. Размышления и утверждения о первоосновах могли выводить к тому, для чего философия и возникла: нацеливать человеческую практику на работу с общим, а потом рождать всеобщее и работать с ним. У первых "физиков” философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего (космогонизм). В этом подходе сказывается объективизм и онтологизм древней философии. Её центральный мотив - выяснить , что действительно есть, т.е. пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее фил. мышление ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения”. На место мифологического порождения у философов становится причина. Др. Греч ф-фы (милетцы) в основном - гилозоисты – любое мат тело обладает душой. Душа – особая нематериальная субстанция, независимая от тела, бессмертие души (Платон) – между миром идей и чувств, божественный статус души. (движ начало всей природы – милетцы; Огненное дыхание, основа жизни – Гераклит; Я-познающее – Сократ; Причина и начало живого тела – Аристотель) Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей. Не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места. Логос - корневая основа логики – слово и смысл; введено Гераклитом – универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. У стоиков Л - судьба, мировой разум. Христианство – творец, Бог. 2.Досократическая философия. Проблема первоначала в милетской школе. Пифагор. Гераклит. Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира. |