Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность

  • Основная часть Абу-Али Ибн Сина – выдающихся врач и энциклопедист Средней Азии.

  • «Канон врачебной науки»

  • Роль Авиценны в развитии медицины Арабских Халифатов и мировой медицины.

  • Список литературы

  • История жизни Абу Али ибн Сины-ученого – энциклопедиста Средневекового Востока. 11 работа. I. Введение II. Актуальность


    Скачать 43.66 Kb.
    НазваниеI. Введение II. Актуальность
    АнкорИстория жизни Абу Али ибн Сины-ученого – энциклопедиста Средневекового Востока
    Дата18.11.2021
    Размер43.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла11 работа.docx
    ТипРеферат
    #275411

    Содержание

    I. Введение………………………………………………………………………3

    II. Актуальность………………………………………………………………...5

    III. Основная часть……………………………………………………………...6

    1. Абу-Али  Ибн Сина – выдающихся врач и энциклопедист

    Средней  Азии…………………………………………………………………..6

    2. «Канон  врачебной  науки»………………………………………………...10

    3.Роль Авиценны  в развитии  медицины  Арабских  Халифатов  и 

    мировой медицины……………………………………………………………22

    IV. Заключение………………………………………………………………...24

    V. Список литературы………………………………………………………...25

    Введение

    Огромную роль в развитии медицины сыграла научная и практическая деятельность Ибн Сины. 
    Ибн Сина принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую науку достижениями первостепенной важности. Труды Ибн Сины и его великого современника Абу Райхана Беруни знаменовали наивысшую ступень развития науки на средневековом Востоке.

    Подобно обобщающим трудам арабских врачей, некоторые среднеазиатские медицинские энциклопедические труды были переведены на европейские языки и сыграли важную роль в развитии медицины в Европе. Это прежде всего относится к “Канону врачебной науки” Ибн Сины, несомненно, являвшемуся самой популярной из мед. книг, созданных на Востоке.

    На протяжении нескольких веков “Канон” служил основным учебным пособием в европейских университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний врачей средневековой Европы. Передовые среднеазиатские ученые – философы, врачи, естествоиспытатели явились провозвестниками ряда новых идей, получивших признание и развитие лишь несколько веков спустя. К ним относятся попытки внедрения экспериментального метода в патологию и лекарствоведение, утверждение естественнонаучной сущности медицины как области научной и практической деятельности, идеи связи медицины с химией, взаимосвязи организма с окружающей средой и роли этой среды в патологии, неразрывной связи психического и телесного, предположение Ибн Сины о невидимых существах, могущих вызывать лихорадочные заболевания и распространяться через воздух, воду и почву, и др.

    Передовые врачи и ученые Средней Азии активно выступали против царивших в современной им медицине суеверий, отвергали астральные представления, магическую цифрологию, целебные свойства драгоценных камней, заговоров, амулетов, противопоставляя рациональные средства диагностики, терапии и гигиены. Однако все их усилия остались по преимуществу “гласом вопиющего в пустыне”. Большинство представителей мед. профессий охотно применяли, а иногда и предпочитали магические и мистические приемы методам рациональной диагностики и терапии, по большей части предоставляя судьбу своих пациентов воле аллаха. Изучение медицинского наследия Ибн Сины и состояния медицины Средней Азии прошлых веков, отраженное в сочинениях предшественников Ибн Сины, его учеников и врачей более позднего времени, позволяет показать вклад народов Средней Азии в мировую культуру.

    Тщательное изучение медицинских взглядов Ибн Сины на основе анализа «Канона врачебной науки» и других его сочинений, ставших доступными благодаря переводам на русский, узбекский, таджикский языки, позволяет убедиться в том, что Ибн Сина не был только собирателем научных знаний античной и восточной медицины, но выдающимся целителем своей эпохи.

    Актуальность

    Актуальность этой темы в том, что медицинские знания древней Азии, в частности Авиценны, играют важное значение в установлении и содействии последующего развития всей медицинской науки.

    Сыграв огромную роль в развитии медицины, научной и практической деятельности труды Ибн Сины актуальны и применимы и по сей день. Ибн Сина принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую науку достижениями первостепенной важности. Труды Ибн Сины в области фармации по сей день применяются в медицине, и даже напечатаны во многих российских медицинских книгах по фармации.

    Творчесво Ибн Сины занимает особое место в истории культуры. Крупнейший врач и мыслитель своего времени, он был признан уже современниками, и присвоенный ему еще при жизни почетный титул “шейх-ар-раис” (наставник ученых) сопровождал его имя в течение многих веков.

    Основная часть

    1. Абу-Али Ибн Сина – выдающихся врач и энциклопедист Средней Азии.

    Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина. Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику, музыку, поэтику, языкознание, медицину, математику, астрономию, химию, биологию, геологию, и другие. 

    Авиценна (980-1037) - выдающийся среднеазиатский ученый, философ, врач. Настоящее его имя Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн-Сина. Он родился в селении в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ Бухары. Бухара была тогда столицей большого государства Саманидов. В ней строились роскошные храмы - мечети, в нее съезжались образованные люди - философы, архитекторы, врачи, поэты, она славилась богатейшей дворцовой библиотекой.

    Отец Ибн Сины, Абдаллах, был родом из Балха. В период правления саманидского эмира Нуха ибн Мансура (976-997) Абдаллах переехал в Бухару, где был назначен начальником сбора налогов с селения Хурмитан, недалеко от города Бухары. Затем он некоторое время жил в селении Авшана, там женился на девушке по имени Ситора. В начале месяца сафар 370 г. хиджры (вторая половина августа 980 г.) у них родился сын Хусейн (таково собственное имя Ибн Сины). Хусейну было около 5 лет, когда семья пересилилась в столичный город Бухару, являвшуюся тогда одним из крупнейших центров Востока. Мальчика отдали в школу. 

    С раннего детства Ибн Сина обучался карану и адабу (сюда входили грамматика, стилистика и поэтика) к 10 годам жизни в обеих областях достиг совершенства. Кроме того, он изучал арифметику и алгебру, а потом под руководством своего домашнего учителя Абу Абдаллаха ан-Натили начал изучать логику, Евклидову геометрию и “Альмагест” Птолемея. Однако скоро ан-Натили вынужден был признать, что исчерпал свой учебный материал и уже не в состоянии удовлетворить познавательный интерес мальчика, и Ибн Сина самостоятельно продолжал свое учение. Он с увлечением занялся изучением естественных наук, и прежде всего медицины. Одновременно занимался врачебной практикой – бесплатно лечил больных. В возрасте 17 лет Ибн Сина, как врач, пользовался в Бухаре такой славой, что был приглашен ко двору Нуха ибн Мансура, который долгое время болел, и лечившие его придворные врачи ничем не могли ему помочь. Ибн Сине удалось в короткий срок вылечить правителя, и в благодарность за это молодой ученый получил разрешение пользоваться дворцовой библиотекой, которая была одной из лучших и богатейших библиотек на всем Ближнем Востоке. В результате он расширил свои научные познания до грандиозных масштабов. 

    Основательно усвоив логику, естествознание, медицину и др. науки Ибн Сина перешел к метафизике, считавшейся тогда одним из основных разделов философии. 

    Завоевание Бухары Караханидами, падение династии Саманидов (999 г.) и последовавшие за этими событиями феодальные междоусобицы не позволили Ибн Сине продолжить свои научные занятия в Бухаре. В 1002 г. умер его отец. Все это побудило Ибн Сину покинуть родной город и отправиться в Хорезм, в Ургенч, где политическая обстановка была более благоприятной. 

    Жестокий правитель Гасни султан Махмуд (998-1030), который опирался в своей политике на реакционное духовенство и подавлял всякое проявление научного свободомыслия, стремился включить богатые земли Хорезма в состав своего государства. Не желая попасть в подчинение этому правителю, Ибн Сина примерно 1010 – 1011 гг. тайно покинул Хорезм и отправился в Хорасан. Он прибыл в Гурган, феодальное княжество на юго-восточном побережье Каспийского моря. Здесь Ибн Сина познакомился с Абу Убейдом Джузджани, который стал его верным учеником, сопутствовавшим ему до конца его жизни. Джузджани записал со слов Ибн Сины его автобиографию, доведенную до прибытия ученого в Гурган. Он оставил нам и описание дальнейших событий жизни своего учителя. Благодаря этому мы располагаем достоверными сведениями о жизни и деятельности Ибн Сины. 
    В Гургане Ибн Сина возобновил научную работу и врачебную практику. Он приступил Первой книги своего главного труда по медицине – “Канона врачебной науки” и др. сочинений. В 1014 г. Ибн Сина покидает Гурган и некоторое время живет в Рее и Казвине. Затем прибывает в Хамадан и поступает на службу к буидскому правителю Шамс ад-дауле (997-1021) с начала в качестве придворного врача, а за тем и визира. Здесь он написал многие свои произведения, начал работу над многотомной философской энциклопедией “Китаб аш-шифа” (“Книга исцеления”). 
    В 1023 г. Ибн Сина переезжает в Исфаган и завершает там “Китаб аш-шифа”, создает другие труды в том числе свою краткую философскую энциклопедию на персидском языке “Даниш-наме” (“Книга знания”). 
    Почти непрерывные скитания по городам Мавераннахра и Ирана, постоянный напряженный труд, бессонный ночи, неоднократные тюремные заключения надломили организм ученого. Он страдал колитом, от которого он и умер в рамазане 428 г. (в июне 1037 г.) в возрасте 57 лет. Ибн Сина был похоронен в Хамадане, его могила сохранилась до наших дней. 

    Как подлинный ученый – энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология, “физика” (т. е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др. 
    Однако Ибн Сина прославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине. Из числа дошедших до нас философских трудов ученого упомянем “Книгу исцеления” (“Китаб аш-шифа”), “Книгу спасения” (“Китаб ан-наджат”), “Указания и наставления” (“Ал-ишарат ва-т-танбихат”) и “Книгу знания” (“Да-ниш-наме”). 

    Ибн Сина использовал все ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии и создал философию, ставшую вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего средневековья. Несмотря на противоречивость отдельных положений, философское учение Ибн Сины в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль. В нем отчетливо выступает материалистическая тенденция, стремление противопоставить религии научные познания, основанные на опыте и логических доказательствах. 

    Определенный интерес представляют работы Ибн Сины по психологии. В этом вопросе он сделал большой шаг к материализму, ибо впервые пытался увязать отдельные виды психической деятельности человека с определенными частями головного мозга. 

    Общественно-политические взгляды великого философа свидетельствуют о том, что и в этой области он придерживался прогрессивных идеалов. Ибн Сина выступал за идеальное государство, население которого должно состоять из правителей, производителей и войска, и каждый должен заниматься полезной работой. 

    Ибн Сина с успехом занимался и другими науками. Он обладал широкими для своего времени познаниями в области химии, и ему приписываются несколько химических работ. Ибн Сина во многом содействовал последующему развитию химии, главным образом благодаря критике основного принципа алхимии, а именно, возможности превращения неблагородных металлов в благородные. 
    В области геологии он высказал оригинальную, близкую современной научной теории точку зрения на горообразование. По его мнению, горы образовались в результате 2 факторов: 1- поднятие земной коры во время сильных землетрясений, 2 – действие потока воды, которая в поисках пути делает большие углубления в долинах и этим самым обусловливает образование больших возвышенностей. 

    Ибн Сина много занимался и вопросами ботаники, ибо как врач, он не мог не уделять должного внимания изучению растений, имеющих целебные свойства. Карл Линней (1707-17078), учитывая заслуги Ибн Сины в области этой науки, назвал вечнозеленое тропическое растение его именем – Авиценния. 

    Значительный след оставил Ибн Сина и в области поэзии. Многие свои научные трактаты он написал стихами в размере раджаз. Кроме того, им написано несколько произведений, которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу. Существует связь между посланием Ибн Сины “Ат-тайр” (“Птица”) и известной поэмой “Фаридаддина Аттара” (12 век) “Мантик ат-тайр” (“Разговор птиц”). Эта тема вводится в узбекскую литературу Алишером Навои (1414-1492). Существует еще несколько кит’а и газелей около 40 четверостиший Ибн Сины на персидском языке. 
    Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По сведениям различных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из них сохранилось около 30 в степени 8. По содержанию их можно разделить (за исключением “Канона”) условно на три группы: 1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы; 2) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;3) труды по лекарствоведению.

    1. «Канон  врачебной   науки»

    Главным медицинским трудом Ибн Сины, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является “Канон врачебной науки”. Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней. В “Каноне врачебной науки”, а также в ряде специальных работ по лекарствоведению (“Книга о лекарствах при сердечных болезнях”, “О свойствах цикория”, “О свойствах уксуса - лида” и др.).

    Ибн Сина не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформировал ряд принципиальных положений рациональной формации. Если Ибн Аббаз (930-994) указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то Ибн Сина предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного, постановку опытов на животных и даже некоторое подобие клинического испытания. При этом Ибн Сина считает наиболее надежным экспериментальный путь проверки действия лекарственных средств и предлагает “условия”, обеспечивающие “чистоту эксперимента”. В “Каноне врачебной науки” содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении. 

    Ибн Сина связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян ; Рази, Бируни и др.), была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй “Канона врачебной науки”, около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи.

    Ибн Сина выдвигает три основных правила лечения при помощи лекарства.

    Первое правило («выбор лекарства по качеству») исходит из основного терапевтического принципа древних врачей «лечить противоположным» и предусматривает выбор лекарства, натура которого противоположна натуре болезни. Например, при горячей болезни следует выбрать лекарство с холодной натурой, при холодной болезни, наоборот – горячее лекарство и др.

    Так, Ибн Сина об этом говорил: «Что касается правила выбора по качеству лекарств вообще, то выбор пойдет по правильному пути при распознавании рода заболевания. Поистине, когда будет понятно качество болезни, нужно выбрать лекарство с противодействующим качеством, ибо болезнь лечится противодействием, а здоровье сохраняется при помощи того, что способствует ему».

    Второе правило («выбор лекарств по количеству») предусматривает, с одной стороны, определение степени (в количественном выражении) теплоты, холодности, влажности и сухости лекарства соответственно роду болезни, с другой, – установление дозы лекарств из текста «Канона» следует, что Ибн Сина понимал, как сложно выполнить это правило и установить какой-либо один критерий.

    Ибн Сина указывал, что при определении дозы (третье правило ) лекарства врач должен исходить из предшествующего опыта, учитывать анатомо-физиологические особенности пораженного органа, индивидуальные особенности больного (пол, возраст, привычки, профессию) и различные внешние факторы (время года, климат, страну и др.) Он писал: «Количественное измерение (лекарства) в двух отношениях (то есть выбор лекарства соответствующей степени по качеству и собственно дозы) взятое в целом, производится путем домысла при помощи врачебного искусства, (основываясь) на естестве органа, степени заболевания и таких моментах, которые требуют для себя соответствия и сообразности; (эти моменты) суть – пол, возраст, привычка, сезон, страна, профессия, сила и наружность».

    Необходимость знания особенностей анатомического строения и топографии пораженного органа («природного устройства и его положения») Ибн Сина объяснял тем, что «одни органы от создания имеют удобные каналы… (и др.)…..и поэтому излишки удаляются из них при помощи легких и умеренных лекарств; другие же такими не бывают и тогда возникает необходимость в сильных лекарствах».

    Кроме того, эти знания необходимы также для выяснения соучастия в болезненном процессе соседних органов, так как от этого зависит выбор лекарства и его доза. «Пользуясь определением соучастия (в заболевании другого) органа, для тебя самое важное – возможность (выбора), привлечения и направления лекарства (к нему). Например, если дурной сок находится в выпуклой части печени, то мы выводим его вместе с мочой, а если находится в углубленной части печени, то выводим его при помощи слабительного, потому что выпуклая часть печени соучаствует с мочеиспускательными органами, а ее вогнутая часть – с кишечником.

    Ибн Сина правильно представлял, что введенные в организм лекарственные вещества раньше, чем успевают оказать свое действие претерпевают ряд изменений, в частности инактивируются задерживаются в различных органах и вследствие этого оказывают различный терапевтический эффект в зависимости от пути его введения в организм.

    Поэтому выбор пути введения лекарства имеет важное значение в лечебной практике. В зависимости от локализации процесса Ибн Сина рекомендует обращать внимание на следующее: «его отдаленность и близость (в отношении места введения лекарства); определение того что нужно смешать с лекарством, чтобы оно быстро проникло до (больного) органа; определение того, с какой стороны лекарство доходит до пораженного органа». Относительно «отдаленности или близости» пораженного органа от места введения лекарства Ибн Сина писал: «Если он близок как, например, желудок, то умеренные лекарства доходят до него в кратчайший срок и делают там свое дело при сохранении своей силы. Но если орган удален, как например, легкие, то сила умеренных лекарств до того, как она дойдет (до органа), теряется и поэтому возникает необходимость в увеличении силы (лекарства)».

    Правильной является также мысль Ибн Сины о возможности усиления направленного терапевтического эффекта лекарства путем добавления к нему другого вещества с целью повышения концентрации основного действующего начала в том или другом органе. Так, поясняя вышеприведенное положение об определении того, «что нужно смешать с лекарством, чтобы оно быстро проникло до больного органа», Ибн Сина указывал: «Например, к лекарствам для мочеиспускательных органов добавляется мочегонное, а к сердечным – шафран».

    По поводу третьего обстоятельства («определение того, с какой стороны доходит лекарство»), на которое рекомендовал обратить внимание Ибн Сина, он писал: «…Если мы знаем, что имеется язва в нижних кишках, то вводим лекарства через клизму, а если подозревают, что язва в верхних кишках, то вводим лекарство через питье».

    Имеет значение и форма лекарства, в которой оно употребляется. Для отдельных заболеваний Ибн Сина рекомендовал применять лекарства в подходящей для него форме. Так, «для применения грудных лекарств существует особая форма: в большинстве случаев их следует применять в виде пилюль и лекарств для лизания, которые держат во рту, понемногу проглатывая то, что растворяется, чтобы продлить время их прохождения поблизости от трубки (трахеи)». При заболеваниях печени лекарство рекомендовалось мелко толочь, чтобы вещество стало «еще более редким, и оно полнее проникло в печень». Целесообразность такой рекомендации очевидна, если вспомнить, что нередко при заболеваниях печени нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта, изменяются скорость продвижения пищи через кишечник и его всасывательная функция.

    Таким образом, при рассмотрении вопроса об изменения действия лекарства при растирании и измельчении Ибн Сина вплотную подходит к современному учению о дисперсности лекарственных средств и повышении их всасывательной способности в связи с увеличенной поверхностью препарата.

    Среди общих правил медикаментозной терапии привлекает внимание «правило распределения времени приема лекарств» (третье правило), Ибн Сина как врач и ученый разрешает эти вопросы исключительно на основе опыта и данных о строении и функциях организма, не прибегая к помощи астрологии и других идеалистических теорий, и рассуждений.

    Историческое значение правил выбора и назначения лекарств Ибн Сины, прогрессивный характер их становятся еще более очевидными, если вспомнить что до Ибн Сины и после него лечебные назначения делали, руководствуясь сновидениями, или эффект лекарства связывали с волей бога, а назначение лекарства сопровождали астрологическими рассуждениями.

    Гален в числе других правил, которыми, как он считал, следует руководствоваться при выборе способов и методов лечения, выделяет также «показания, выводимые из сновидений».

    Али ибнАббас свои лечебные рекомендации очень часто заканчивает словами «…указанные (лекарства) будут полезными, если (это) пожелает аллах всевышний».

    Известный врач XVIII в. Сайд Мухаммад Хусайн полагал, что поскольку лекарственные вещества находятся под влиянием семи планет, применять их нужно в соответствующие дни влияния той или иной планеты: только тогда лекарство окажется эффективным. В книге «Карабадини Кабир» в большой главе «Изложение некоторых дел, относящихся к астрономии и естествознанию» он приводит обширные астрологические таблицы применения различных лекарств в соответствии с состоянием «семи планет» (Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера Меркурий, Луна). Специальная глава об астрологии и астрологические таблицы даны также в медицинском сочинении известного арабского врача XVI в. Давуда Антаки (1542–1599).

    Среди многочисленных терапевтических примеров Ибн Сины значительное место занимает наружное применение лекарств. Исследователи истории медицины наружное применение лекарств считают отличительной особенностью лечебной практики медицины Востока по сравнению с античной.

    Наружно Ибн Сина применял лекарства в основном в виде повязок Состав лекарств довольно сложный, некоторые содержат от 5 до 19 ингредиентов и более. Основную часть лекарственных повязок составляют растения или их продукты, содержащие эфирные масла. К ним относятся камфора, «фиалковый корень», копытень, плоды лавра, мирра сумбул нарцисс, полынь цитварная, шафран, розовое масло, сададж, сандал, сатар, масло хны, укропа, ромашки, белой лилии, мастикового дерева, касатика («фиалкового корня») и др.

    Кроме того, в состав некоторых лекарственных повязок входят средства, обладающие свойством снижать восприятие боли (амом и др.). Многие из лекарственных средств в недавнем прошлом (50–60 лет назад), а некоторые в настоящее время широко применяются в медицинской практике, в том числе в виде наружного кожно-раздражающего средства.

    Все эфирные масла хорошо всасываются кожей, оказывают раздражающее действие на пути введения и при выделении, расслабляют гладкую мускулатуру, в той или иной степени действуют антисептически Всасываясь в кровь, эфирные масла возбуждают центральную нервную систему особенно дыхательный и сосудодвигательный центры. Они обладают также жаропонижающим и анальгезирующим свойствами. Не останавливаясь на теориях, объясняющих механизм действия кожно-раздражающих веществ и влияния раздражения кожи на состояние внутренних органов, отметим, что раздражение кожных рецепторов в ряде случаев оказывает весьма благотворное влияние на течение воспалительных процессов во внутренних органах.

    Н.П. Кравков в руководстве по фармакологии отмечал, что благотворное влияние раздражения кожи, даже незначительного участка, на болезненные процессы (например, воспалительные, ревматические, невралгические) в отдаленных от места раздражения органах и тканях не вызывает сомнений. Н.П. Кравков считал, что его можно объяснить рефлекторным влиянием местного раздражения кожи на отдаленные органы.

    Важное место среди методов лечения занимают кровопускания. «Кровопускания и так называемые местные кровоизвлечения (главным образом пиявки) … постоянно фигурируют в разных частях света и у разных народов на протяжении всего развития медицины». Они были популярными до середины XIX в. Кровопускания не всегда и не везде пользовались одинаковой популярностью, и хотя их эмпирически применяют уже в древнейшие времена, но сознательно квалифицировать их как специальный метод противовоспалительной терапии начал Парацельс. Кровопускания и пиявки широко использовались в древней Индии, древней Греции. Гиппократ предостерегал против чересчур энергично «очищающего» лечения при всех без разбора воспалительных заболеваниях, справедливо указывая, что «…при кровопусканиях и при очищениях необходимы осторожность и умеренность».

    Хотя Ибн Сина и рекомендовал кровопускания при различных заболеваниях, но не применял его так огульно, как в последующие века. Он считал кровь одной из самых важных жидкостей человеческого тела, основным веществом, необходимым для питания органов и тканей организма, без которой жизнь становится невозможной. Поэтому он указывал на необходимость беречь ее. При кровопускании Ибн Сина требовал соблюдения соответствующих правил, условий, учета показаний и противопоказаний. Одним из главных противопоказаний он считал общее ослабление организма, учитывал степень переполнения, возраст больного и другие индивидуальные особенности его. Так, в разделе «Канона», посвященном кровопусканиям, помимо показаний к ним, приводятся многочисленные условия, не позволяющие превратить этот метод в панацею, как это представлялось некоторым врачам до и после Ибн Сины. Он писал: «Прежде всего тебе надлежит посмотреть, какова степень переполнения, каковы состояние сил и возраст больного, время года и пр. обстоятельства, и решить, позволяют ли они сделать кровопускание… Если силы значительны, то берешь сколько нужно крови за один раз, а если нет – делишь и дробишь ее на несколько раз». Сообразуясь с этими правилами, он рекомендует производить кровопускание при воспалении печени.

    Согласно учению, Ибн Сины кровопускание можно делать и с правой и с левой стороны тела – это определяется целью, которая преследуется при кровоизвлечении. Так, при пневмонии Ибн Сина рекомендует вначале кровопускание делать на стороне тела, противоположной воспалению. При этом, по представлению Ибн Сины, оно должно способствовать ослаблению воспаления в пораженном органе путем отлива, отвлечения крови из пораженного органа в другое место. Но через несколько дней у того же больного следует сделать повторное кровопускание, но уже с целью извлечения патологически измененного вещества (крови), но не с целью отвлечения и ослабления воспаления

    Философские и естественно-научные сочинения Ибн Сины пользовались широкой известностью в странах Востока и Западной Европы,не смотря на то, что основное его философское произведение “Книга исцеления” было объявлено еретическим и сожжено в Багдаде в 1160 г. Обессмертивший его имя “Канон врачебной науки” многократно переводился на многие европейские языки, около 30 раз издавался на латинском языке и более500 лет служил обязательным руководством по медицине для европейских университетов и мед. школ арабского Востока. 
    Из 274 трудов Ибн Сины медицине посвящено только 20. Тем не менее принято считать, что из всех областей знаний, которыми занимался Ибн Сина, наибольший вклад им внесен в медицину. Прежде всего “Канон врачебной науки” принес ему всемирную славу и бессмертие. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл). 

    В Книге первой излагаются теоретические основы медицины и общие положения практической медицины. В ней дается определение понятия медицины, раскрываются задачи этой науки, приводятся учение о соках и натуре (темпераменте), сжатый анатомический очерк так называемых “простых” органов человеческого тела - костей, хрящей, нервов, артерий, вен, сухожилий, связок и мышц. Рассматриваются причины, проявления и классификации болезней и общие правила их лечения. Подробно излагаются учения о питании, образе жизни (общая диэтетика) и сохранении здоровья во

    Книга вторая – это капитальный свод сведений о лекарственных средствах, применявшихся в медицинской практике того времени. В ней дано свыше 800 лекарственных веществ растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения. Помимо лекарственных средств, производившихся в Средней Азии и в других странах Ближнего и Среднего Востока, автор указывает немало лекарств, привозимых из Индии, Китая, Греции, Африки, островов Средиземного моря и др. районов земного шара. Многие из них стали известны прямо или косвенно средневековой Европе по сочинениям Ибн Сины, что само по себе характеризует значение “Канона” в истории лекарствоведения. Эта книга дает возможность ознакомиться не только с научной, но и с бытовой, народной медициной времени Ибн Сины. Многие лекарства, предложенные Ибн Синой, прочно вошли в фармакопею и применяются по сегодняшний день. 

    В Книге третьей трактуются “частные” или “местные” болезни органов человека, начиная с головы и кончая пятками, иными словами она посвящена частной патологии и терапии. В нее входят описания болезней головы и мозга (в том числе нервных и психических болезней), глаза, ухо, носа, полости рта, языка, зубов, десен, губ, горла, легких, сердца, груди, пищевода, желудка, печени, желчного пузыря, селезенки, кишечника, заднего прохода, почек, мочевого пузыря, половых органов. Каждый раздел начинается с подробного анатомического описания соответствующего органа. 

    В Книге четвертой рассматриваются “общие” болезни тела, не присущие лишь одному органу. К числу таковых отнесены различные лихорадки (кризисы при болезнях), опухоли (в том числе рак), прыщи, раны, язвы, ожоги, переломы и вывихи костей, ранения и прочие поражения нервов, повреждения черепа, груди, позвоночника, конечностей. В этой Книге говорится также о хронических и острых заразных болезнях: оспе, кори, проказе, чуме и бешенстве; освещены основные вопросы учения о ядах (токсикология). Специальный раздел книги посвящен вопросам сохранения красоты тела (косметика). 

    Книга пятая “Канона” представляет собой фармакопею. В ней излагаются способы изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава. В первой части Книги описываются различные противоядия (терьяки), лекарственные кашки, пилюли, таблетки, порошки, сиропы, отвары, настои, вина, пластыри и т. д., а во второй части указываются испытанные средства, предназначенные для лечения конкретных заболеваний органов головы, глаз, уха, зубов, горла, органов грудной и брюшной полости, суставов и кожи. 

    Физические упражнения он называл “самым главным условием” сохранения здоровья, на следующее место он ставил режим питания и режим сна. Особые главы “Канона врачебной науки” Ибн Сина посвятил воспитанию и уходу за ребенком. В них содержится много тонких наблюдений и разумных советов. Другой сильной стороной “Канона врачебной науки” Является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений, их объяснения говорят о необычайной наблюдательности Ибн Сины, его таланте и опыте. В диагностике Ибн Сина пользовался ощупыванием наблюдением над пульсом, определением влажности или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений. 

    Ибн Сина много занимался проблемами психологии, и психические расстройства интересовали его не только с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования. По-видимому, в этом кроется причина того, что при описании психических расстройств он подробно излагает свои взгляды на природу психических процессов и причины их нарушения. В представлении о сущности психических процессов особенно наглядно проявляются материалистические стороны философии Ибн Сины: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга. Достаточно вспомнить, например, указания Ибн Сины о том, что ушибы, разрушающие отдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций. Полностью отвергая демонологические взгляды на сущность психических болезней, Ибн Сина считал непосредственной причиной психических расстройств либо влияние условий окружающей среды, либо телесные расстройства. При этом выяснение взаимосвязей и взаимовлияния психического и соматического, по-видимому, представляла для Ибн Сины особый интерес: в “Каноне” содержатся указания на возможность возникновения психоза при острых лихорадочных заболеваниях, на связь расстройств желудочно-кишечного тракта с психическими переживаниями (“сильным горем”, гневом, огорчением и т. п.). 

    Через столетие после смерти автора “Канон” становится известен и на Западе. Уже в 12 в. он был переведен с арабского на латинский язык Герардом Кремонским (1114-1187) 13 в. – на древнееврейский и разошелся во множестве рукописей. После изобретения книгопечатания в 15 в. в числе первых изданий был и “Канон”. Примечательно, что его первое издание появилось в 1473 г. в Страсбурге – одном из центров гуманизма эпохи Возрождения. Потом по частоте изданий он соперничал с Библией – только за последние 27 лет 15 в. “Канон” выдержал 16 изданий, а всего он издавался около 40 раз полностью и бесчисленное множество раз в выдержках. В течение пяти столетий “Канон” служил настольной книгой для врачей многих стран Азии иЕвропы. Во всех старейших унтверситетах Европы до середины 12 в. изучение и преподавание медицины основывалось на труде Ибн Сины. 
    Отдельные части “Канона” переводились на европейские языки, но полного перевода не было. Коллектив Института востоковедения АН Уз ССР, откликнувшись на призыв Всемирного Совета Мира (1952 г.) отметить во всем мире 1000 – летие со дня рождения (по лунному календарю) Ибн Сины, приступил к переводам с арабского языка на русский и узбекский языки главного медицинского сочинения великого ученого. Эта грандиозная работа была успешно завершена в 1961 году публикацией полного текста “Канона” на обоих языках.

    Материалистические взгляды на болезнь в то время так же развивал Абу-Али Ибн-Сина (980—1037) — (Авиценна), который в противоположность умозрительным рассуждениям отдавал предпочтение наблюдению и опыту и признавал влияние на организм факторов внешней среды. Поразительно для той эпохи его предположение о том, что причинами болезни человека являются невидимые существа. 

    Развивая воззрения Гиппократа о возникновении болезни вследствие неправильного смешения соков, Авиценна большое значение придавал типу телосложения человека и требовал индивидуального подхода к каждому больному, так как каждый человек, по его мнению, обладает своей особой природой. 

    1. Роль Авиценны в развитии медицины Арабских Халифатов и мировой медицины.

    Ибн Сина обогатил сокровищницу человеческих знаний многими передовыми для того времени идеями и оказал громадное влияние на последующее развитие восточной и западноевропейской прогрессивной философии, медицины и других наук. Наследие Ибн Сины в течение многих веков привлекало внимание исследователей разных стран мира.

    В своих философско-энциклопедических сочинениях «Справедливость» и «Восточная философия», «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга указаний и наставлений», «Книга знаний» и других Ибн Сина сумел преодолеть груз идеалистических традиций ислама. В противоположность религиозным легендам о сотворении мира Ибн Сина создает философскую систему, положившую в основу происхождения мира «те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему». Ибн Сина верит в объективное существование материи, ее бесконечность, несотворимость и вечность.

    В трудах Ибн Сины объяснены образование гор, долин, ущелий, возникновение пустынь, причины землетрясений, лунного и солнечного затмения, природа теплоты, света, радуги, небесных явлений и др. Доказывая их объективный, закономерный характер, он подрывал суеверные представления. Ибн Сина объявляет астрологию лженаукой. В книге «Опровержение приговоров звезд» он пишет: «Если бы астрология была наукой, то как же это? Ведь она чистейшая ложь и откровенный вздор.»

    Большой вклад внес Ибн Сина в развитие геологии и минералогии. Геолого-минералогические воззрения ученого излагаются в «Книге исцеления», «Книге знания» и др. Он высказывал мысль, что горообразование связано с землетрясениями, происхождение которых объяснял глубинными геологическими перемещениями. В горообразовании значительную роль играет и вода, размывающая землю и способствующая образованию ущелий и горных плато. Ибн Сина писал, что современные населенные области в прошлом были необитаемы и были дном моря. Об этом свидетельствуют камни, в которых находят части водяных животных, раковины и др. Эти высказывания Ибн Сины шли вразрез с существовавшими в то время представлениями о Земле, как результате единовременного творения.

    Взгляды Ибн Сины на воспитание и образование молодого поколения были прогрессивны в свое время и довольно близки к современным. Он один из первых ученых на Востоке дал стройную систему и описание приемов воспитания. Этому посвящены отдельные главы трактата «Тадбир ул-Манзил», «Канона врачебной науки», философского труда «Аш-Шифа», «Урджуза фит-тиб» и др. По убеждению Ибн Сины, воспитание ребенка должно начинаться с младенческого возраста, все внимание воспитателя должно быть обращено «на улучшение характера ребенка, на надлежащую направленность ухода, на то, чтобы всегда было налицо то, что он желает и к чему стремится, и не допускалось бы в его присутствии ничего такого, чего он не любит… от воспитания зависит как его нравственное, так и физическое здоровье» (Р, 1, 311).

    Ибн Сина по праву считается одним из основоположников химии. Он обладал широкими познаниями в этой науке, написал ряд работ, сам проводил опыты. Он часто первый высказывал правильные и вошедшие впоследствии в науку взгляды. Ибн Сина занимал правильную позицию в спорах о возможности превращения металлов. Он высмеивал поиски «философского камня», при помощи которого, якобы, можно изменять вид металла и получать благородные металлы из неблагородных.

    Наиболее богатое творческое наследие Ибн Сина оставил в области медицины. Общее число медицинских сочинений Ибн Сины, по данным различных источников, равно 55. Считается, что 31 из них бесспорно написано Ибн Синой, 12 относят к сочинениям, приписываемым Ибн Сине, 12 описываются как сочинения, приписываемые Ибн Сине, не дошедшие до нас или не включенные в специальные каталоги как явные апокрифы.

    Заключение

    Абу Али Ибн-Сина, посветивший всю свою жизнь науке, довольно раннем возрасте испытал влияние исмаилизма, еще в юности приобщился к религиозным наукам, античному наследию, логике и математике, физике и медицине. Вся его жизнь — это жизнь «вечного странника». Слава искусного врача пришла к нему после того, когда он в 17-летнем возрасте вылечил эмира Бухары. Он автор знаменитого «Канона врачебной науки», многотомного энциклопедического труда «Книга исцеления» и многих других философских научных трактатов. Что же касается новых идей, то они нашли мало приверженцев. Разумеется, и те из среднеазиатских врачей и ученых, кто составил гордость медицины Средней Азии- Бируни, Масихи, Ибн Сина, ал-Джурджани Фахраддин Рази, Умар Чагмини и др.- не смогли полностью преодолеть сковывавшего влияния феодального мировоззрения.

    Идеи Авиценны оказали заметное влияние на Фому Аквинского (разделение на сущее и сущность), Бонавентуру (множественность индивидуальных форм, духовая, чувственные и вегетативные формы), Дунса Скота (теория сущностей). Однако помимо отдельных тезисов, можно говорить о счастливой судьбе учения Ибн-Сины, ведь он едва ли первым попытался гармонизировать аристотелевскую философию с исламом, следовательно, в глазах христиан, и с некоторыми фундаментальными христианскими тезисами, разрушив тем самым предрассудок об их несовместимости. Именно на эту удачу, как на компас, были ориентированы последующие попытки найти новое диалогическое пространство. 

    Список литературы

    1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

    2. Абдуллаев А.А. Роль ученых Хорезма в становлении Ибн Сины. Учителя Абу Али ибн Сины. – Клин, «Медицина», 1978.

    3. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки, Ташкент. Издательство «Фан», 1994.

    4. Авиценна в зарубежных изданиях. Указатель литературы. Ташкент, 1980

    5. Азимджанова С.А. Изучение наследия Ибн Сины в Узбекистане. – Ташкент, 1987.

    6. Аренде А.К. Восточные предшественники Ибн Сины и значение их трудов для изучения «Канона врачебной науки» Ибн Сины. – В кн.: Материалы 1-й Всесоюзной конференции востоковедов. Ташкент, 1958.

    7. Арзуметов Ю.С. Семиотика и диагностика заболеваний печени по «Канону врачебной науки» Абу Али Ибн Сины. – В кн.: Вопросы биологии и краевой медицины Ташкент, 1960.

    8. Арзуметов Ю.С. Ибн Сина о методах приготовления лекарств. – Медицинский журнал Узбекистана, 1968.

    9. Арзуметов Ю.С. «Канон врачебной науки» Ибн Сины в истории гепатологии. – Ташкент: Медицина УзССР, 1980.

    10.Арзуметов Ю.С. Ибн Сина – врач, энциклопедист и некоторые основы его учения о здоровье и болезни. М., 1980.

    11.Аскаров А.А. Абу Али ибн Сина как терапевт. Ташкент, 1954


    написать администратору сайта