вяаяя. Идеи одного из известных социологов-теоретиков – К.Маркса, Э. Идеи известных социологовтеоретиков
Скачать 29.31 Kb.
|
План. Идеи известных социологов-теоретиков К.Маркса Э.Дюркгейма М.Вебера Г.Зиммеля В тысяча восемьсот сорок шестом году Карл Маркс и его близкий друг Фридрих Энгельс основали в Брюсселе небольшое политическое сообщество, известное как «Союз коммунистов». «Коммунистическая лига» была социалистической группой, основанной немецкими эмигрантами в Париже в тридцать шестом году. В июне сорок седьмого года «Коммунистическая лига» объединилась с «Союзом коммунистов», чтобы создать международную политическую партию под названием «Коммунистическая партия», которая существовала до пятьдесят второго года. Маркс и Энгельс совместно написали «Манифест Коммунистической партии», который был впервые опубликован двадцать первого февраля сорок восьмого года. Коммунистический Манифест состоит из преамбулы и четырех разделов. Преамбула призывает коммунистов открыто публиковать свои взгляды и цели. первый раздел содержит материалистическую концепцию истории Маркса. второй раздел выражает желание партии защищать общие интересы мирового рабочего класса. третий раздел отличает коммунизм от других социалистических доктрин, распространенных в то время. и в последнем разделе обсуждается коммунистическая позиция по борьбе в разных странах в середине девятнадцатого столетия. Вот пять основных идей влиятельного и известного немецкого мыслителя: Классовая борьба. Маркс полагал, что основной конфликт человечества бушует между правящим классом или буржуазией, которая контролирует средства производства, такие как фабрики, фермы и шахты, и рабочим классом, или пролетариатом, который вынужден продавать свой труд. Диктатура пролетариата. Эта идея, выдвинутая ранним социалистическим революционером Иосифом Вейдемейером и принятая Марксом и Энгельсом, относится к цели получения рабочим классом контроля над политической властью. Коммунизм. Согласно теории исторического материализма Маркса, общества проходят шесть этапов: первобытный коммунизм, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, социализм и, наконец, глобальный безгосударственный коммунизм. Интернационализм. Идея лежит в основе советского интернационализма, объединяющего судьбу таких географически отдаленных стран, как СССР, Вьетнам и Куба, и революционных групп, в том числе колумбийской ФАРК или Курдской рабочей партии РПК, а также антиглобалистских движений. Опиум народа. Маркс полагал, что религия, подобно наркотику, помогает эксплуатируемым подавлять их непосредственную боль и страдания с помощью приятных иллюзий на благо их угнетателей. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – представитель французской школы социологии, сторонник классического позитивизма. На социологические взгляды Дюркгейма повлияли Р. Декарт (рационалистическая методология), Ш. Монтескье (идеи детерменизма), И. Кант (учение об этике), В.Вунд ( основы экспериментальной психологии), О. Конт ( позитивизм), Г. Спенсер (структурный функционализм) и др. Основными социологическими работами Дюркгейма являются "Элементы социологии" (1889), "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство. Социологический этюд" (1897) и "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" (1912). Дюркгейм одним из первых не только теоретически обосновал предмет изучения социологии как науки, но и разработал методологию социологических исследований. Он определил социологизм в качестве ведущего научного метода познания, разработал концепции механической и органической солидарности, заложил основы социологии религии, провел анализ причин возникновения самоубийства. Социум трактовался Дюркгеймом как относительно целостная система социальных фактов, состоящих между собой во множественных отношениях. В своей концепции социальный факт он отождествлял с термином «социальный институт», который трактовал, как консолидированный комплекс, состоящий из двух половин: сознательного (субъективного) и материального (объективного). Эта двойственность ( дуализм) является фактором, обуславливающим сущность человека и общества. Общество функционирует посредством развития коллективного сознания, коллективных представлений. Основные идеи Дюркгейма: Факты как аспект общества Поскольку факты составляют реальность, в которой существует человечество, то выделяется 2 вида фактов – духовные и морфологические. К духовным или нематериальным фактам относят: обряды, традиции, обычаи, правила поведения человека и верования. Они составляют общее или коллективное сознание. К морфологическим фактам относят: уровень рождаемости, плотность населения, уровень смертности, форма жилищ характер путей сообщения и тому подобное. Они составляют количественный аспект общества. Принцип автономности и специфичности социальной реальности. Идея принципа в том, что общество существует и развивается как целостная система, которая не сводится к сумме индивидов. То есть коллективные представления нельзя выводить из индивидуальных, общество нельзя выводить из индивида, целое нельзя выводить из части. Э. Дюркгейм наделил общество физическим и моральным превосходством над индивидами, отождествляя с Богом. Общество – это богатая реальность (богаче, чем индивид), которая доминирует над человеком и является источником высших ценностей. Все социальные явления можно объяснить социальной средой, где они существуют. Проблема социальной солидарности. Решение данной проблемы должно объяснить, что объединяет людей в общество. Э. Дюркгейм построил типологию обществ с органической и механической солидарностью, как двумя звеньями эволюционной цепи. Механическая солидарность присуща доиндустриальным обществам и определяется сходством индивидов, которые живут в нем, а также их одинаковыми общественными функциями и неразвитостью индивидуальных черт. Общество с механической солидарностью подчиняет индивида, обуславливая его поведение и сознание. Основные черты – высокая степень интенсивности общественного сознания, жестко регулирующее поведение индивида, господство религиозных традиций, обычаев и верований. Органическая солидарность присуща современным обществам и определяется разделением труда. Разделение труда обеспечивает различия индивидов, которые развивают личностные и индивидуальные способности, таланты согласно их профессиональной роли. Каждый член общества зависит друг от друга, так как между ними происходит обмен продуктами человеческой деятельности. Основные черты – обеспечение единства социального организма, интегрирование индивидов, формирование чувства солидарности, свобода, автономия членов общества. Солидарность по Дюркгейму – это высший моральный принцип и высшая универсальная ценность. Концепция религии без Бога. Идея Бога или сверхъестественного не является тем атрибутом религии, без которого она не сможет существовать. Религия – это символическое общественное выражение. Поэтому верующий, на самом деле, поклоняется обществу как реально существующему объекту религиозных культов. Религия является порождением общества и формирует социальные идеалы, а также укрепляет социальную сплоченность. Макс Вебер (1864-1920) - один из наиболее влиятельных ученых-социологов, во многом способствовавший становлению исторической социологии. Вебер стремился выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотически разбросанные данные о социальных феноменах, происходящих в разных странах. Вебер считал, что в социологии невозможно применять методы естественных наук, и, говоря об обществе, невозможно вывести законы, подобные естественным. Однако Вебер также критиковал и метод «непосредственного вживания», т.к. он страдал субъективизмом и психологизмом. В качестве одной из основных методологических конструкций социологии Вебер разработал концепцию «понимания». «Понимание» есть раскрытие сущности всей социальной реальности, человеческой истории, причем подчеркивался рационалистический характер этой операции: это скорее систематическое и точное исследование, чем просто «переживание» социального феномена. Вебер развил концепцию свободы науки от ценностных суждений, однако не отрицал полностью значения оценок. По его мнению, ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования; процесс же сбора данных, точное наблюдение, систематическое их сравнение должны быть беспристрастны. По Веберу, основной объект исследования социологии есть социальные действия. Это такие действия индивидов, которые, во-первых, осознанны (а не чисто реактивны), и, во-вторых, тем или иным образом затрагивают интересы, оказывают влияние на других индивидов. Вебер выделял 4 типа социальных действий: аффективные, традиционные, ценностно-рациональные и целерациональные. Вебер ввел концепцию «идеальных типов». «Идеальный тип» есть логически сконструированное понятие, выводящееся индуктивно из реального мира социальной истории и позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. По Веберу, это не статическое, а динамическое понятие, меняющееся вслед за изменениями в обществе. Вебер так же работал над социологией религии, социологией политики, исследовал феномены бюрократии и «рационализации». Степень рационализации, как указывает Вебер, обратно пропорциональна силе влияния волшебного элемента, который находится в каждой религии. Эта пара противоположностей (рациональное - волшебное) является одним из основных инструментов его анализа религии. По мере того, как он осмыслял роль религиозного фактора в структуре социальной жизни, его социология религии получила наряду с прежней еще одну нагрузку. Вебер в социологии религии пробует выявить компоненту, которая составляет важнейшую характеристику общественного деяния, а конкретно: субъективно подразумеваемый смысл. Если в социологии права и страны (политической социологии) он анализирует типические формы «ориентации на другого» («ожидание»), то в социологии религии типологизирует более значительные формы смыслов, как они выступали в истории. Исследователи творчества Вебера отмечают, что исследование социологии религии Вебера дает возможность оценить содержание и значение его методологической категории «социального действия» как нацеленного на «субъективно подразумеваемый смысл»; и напротив, лишь имея в виду эту методологическую категорию, можно правильно оценивать место и роль социологии религии в Веберовской социологии вообще. Вебер считал, что абстрагироваться от того, что человек есть существо сознательное, не может ни историк, ни социолог, ни экономист. Но управляться при исследовании социальной жизни способом непосредственного вживания, интуиции Вебер решительно отказывался. Ибо было ясно, что итог подобного метода исследования не владеет общезначимостью, он очень субъективен Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. В качестве нужной предпосылки социологии Вебер ставит отдельного правильно (осмысленно) работающего индивидума. Согласно Веберу, публичные университеты - право, правительство, религия и т. Д. - Обязаны изучаться социологией в той форме, в какой они стают важными для отдельных индивидов, в какой последние реально нацелены на них в собственных действиях. Он отрицал идею, что общество «первое» составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из деяния отдельных людей. В данной связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера. Вывод: Значение Вебера, как одного из огромнейших социологов 20 века, нереально было бы объяснить, если бы мы остановились лишь на фиксации того происшествия, что он по духу своему протестант. Тут, видимо, нужно признать, что тот тип дела к реальности, который характерен для протестантизма, и та социальная действительность, которая этим типом деятельности формируется, оказались бы для Европы еще более универсальными, чем можно было бы предполагать. Развитие капитализма сделало универсальной жизненную установку протестантизма. Можно с уверенностью сказать, что большущее значение работы Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» состоит в том, что он первый зафиксировал универсальное значение протестантизма для капиталистического развития Запада. Не считая того, он сразу через сравнение с протестантизмом выявил характер рациональности как фундаментального принципа индустриального общества. Таковым образом, конкретно протестантизм мышления Вебера дал ему установку и специфическое видение современной ситуации в развитии западного общества. Это же видение явилось границей веберовского мышления, поскольку, радикально разведя противоположности, он не нашел меж ними соединительного моста, а, следовательно, и выход из кризиса. Источники. Фролов С.С. Социология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики. Бем-Баверк О. «Критика теории Маркса» - М.: Социум silamira.ru Каутский К. «К критике теории и практики марксизма» - М.: Юнити |