идейные искания князя Андрея из Войны и мира. Идейные искания князя Андрея. Идейные искания князя Андрея
Скачать 19.74 Kb.
|
Идейные искания князя Андрея «Война и мир»- роман-эпопея Л.Н.Толстого, опубликованный в 1867 году. Это удивительное произведение о жизни русского общества 19 века. Известный критик Д.И.Писарев писал: «роман «Война и мир» представляет нам целый букет разнообразных и превосходно отделанных характеров, мужских и женских, старых и молодых». В «Войне и мире» действительно показано развитие и становление сразу нескольких героев, абсолютно отличных друг от друга, начиная с разных поколений, заканчивая разным воспитанием в семьях. Один из таких главных и любимых героев Толстого- князь Андрей Болконский, который меняется и ищет себя на протяжении почти всего романа. Почему он любимый герой автора? Потому что князь Андрей способен на развитие и идейные искания, он далеко не антагонист и совсем не протагонист, он живой человек, который ошибается и исправляет свои ошибки. Впервые мы встречаем князя Андрея в салоне Анны Павловны Шерер. Он «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», однако «усталый, скучающий взгляд», «тихий мерный шаг» и «гримаса» портят его красоту. Молодому Болконскому наскучивает светская жизнь, «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Желая вырваться из этого «заколдованного круга», князь Андрей отправляется на войну, «на величайшую войну какая только бывала». Болконский, наконец освободившись от нескончаемой череды «гостиных, сплетней, балов, тщеславия, ничтожества», меняется даже в какой-то степени внешне: «в выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее». Однако князем Андреем движут далеко не благородные цели: он хочет славы, он хочет найти свой «Тулон». «Кутузов сменяется, назначается он [князь Андрей]...»- думает Болконский. Но мы не можем винить его за такое, казалось бы, наивное стремление прославиться: думается, каждый хоть раз мечтал о чем-то несбыточном. Перед Аустерлицким сражением на ум князю Андрею приходит совершенно ужасная мысль: «и как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать…». Но Толстой, чтобы показать своему любимому герою ошибочность его суждений, проводит его через испытания: в битве князя Андрея тяжело ранят, и он впервые видит что-то за пределами мирской суеты- «высокое, бесконечное небо». Идеалы Болконского исчезают: «ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял…», князь Андрей понимает, что «все пустое, все обман»: и его стремление к славе и признанию, и желание воевать, и раздражение к семье. И вот, казалось бы, когда молодой Болконский все понял и осознал, самое время ему вернуться домой и начать жить жизнью рядового семьянина…но это было бы слишком просто для реальной жизни, слишком просто для гения Толстого, как бы громко это не звучало. Болконский действительно возвращается домой, но оказывается уже слишком поздно: его жена умирает при родах, а ее «мертвое укоризненное лицо» будет преследовать его еще очень долго. «Князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». С этого чувства вины начинается новый этап исканий Андрея Болконского. То, как изменился князь Андрей, мы видим глазами Пьера: старые приятели встречаются в Богучарове спустя два года разлуки. «Его [Пьера] поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска». После того, как Болконский увидел небо под Аустерлицем, после того, как он увидел старого друга, и даже после того, как князь Андрей начал благоустраивать имение в надежде заглушить муки совести, он не стал счастливым. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол», - говорит князь Андрей. Апогей душевных страданий Болконского наступает, когда он видит дуб, который «старым, сердитым и презрительным уродом стоит между улыбающимися березами». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Душевные страдания героя переходят в некое депрессивно-меланхоличное состояние, и только чувство новое, светлое должно пробить «столетнюю жесткую кору» его сердца. И Толстой влюбляет Андрея Болконского. Это прекрасное чувство, словно в какой-то романтичной истории, прорастает в летнюю лунную ночь на балконе под звездами. Отношения Наташи Ростовой и князя Андрея развиваются логично, они помолвлены, и дело близится к венчанию. «Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.» - говорит Болконский Пьеру. Вот тут, казалось бы, должно наступить долгожданное «долго и счастливо» для любимого героя Толстого. Но автор сталкивает князя Андрея с еще одним испытанием: с предательством любимого человека. Наташа увлекается Анатолем Курагиным. Мимолетная интрижка, не закончившаяся ничем ужасным и непоправимым, наносит, однако, удар по гордости и самолюбию Болконского, и он расторгает помолвку. «…Опять просить ее руки, быть великодушным и тому подобное?.. Да, это очень благородно, но я не способен идти по следам этого господина [по следам Курагина].» - говорит князь Андрей Пьеру Безухову. Можем ли мы винить его в гордыни? Нет, потому что так поступил бы, наверное, каждый обманутый и отвергнутый влюбленный. Дальнейшие поступки Болконского приземлённы и мелочны, что никак не вяжется с высоким аустерлицким небом. «Князь Андрей уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить». Гонка Андрея Болконского и Курагина заканчивается только в госпитале, где «в несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу» князь Андрей узнает своего врага. Но, вместо того, чтобы наконец удовлетворить жажду мести, Болконский прощает Курагина: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Князю Андрею открывается новая любовь, та, «которую проповедовал бог на земле», «которой учила его княжна Марья» и «которой он не понимал» прежде. Перед Бородинским сражением Болконский вновь встречается с Пьером. И тут мы видим нового князя Андрея, совсем не похожего на того, словами которого мы ужасались в ночь перед Аустерлицем. «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну.» - говорит князь Андрей Пьеру. «Война не игрушка», «война — это любимая забава праздных и легкомысленных людей...», «успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа… — А от чего же? — От того чувства, которое есть…в каждом солдате.». Все эти слова прямо противоположны идеям бывшего кумира Болконского- Наполеону, противоположны и заскучавшему от заколдованного круга светской жизни князю Андрею из начала романа. Эти слова уже достойны нашего восхищения, и с этими словами, наверное, впервые за все время их знакомства полностью и бесспорно соглашается Пьер. И тут еще раз можно убедиться в гении Толстого: без всех тех испытаний, которым он подверг героя, мы бы никогда не увидели такой личностный рост Андрея Болконского. Князя Андрея тяжело ранят в Бородинском сражении. «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» - думает Болконский. В полностью подавленном человеке вдруг просыпается жажда жизни. Правда, как и первое осознание, это понимание тоже приходит слишком поздно. Когда князю Андрею открывается чистая божеская любовь, он понимает, что «…теперь уже поздно. Я знаю это». Болконский встречается с Наташей Ростовой, тем самым Толстой расставляет все точки над i в их отношениях. Князь Андрей прощает и ее тоже: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде». Но это не та привычная для нашего понимания любовь, в ней нет романтики или страсти. Это святая любовь, она одинакова и в то же время безразлична ко всем людям, и не может жить на земле. Поэтому Андрей Болконский «не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину». Когда герой умер во сне и понял, что «смерть — пробуждение», и Наташа, и княжна Марья, и врачи понимают, что князь Андрей не выздоровеет. Толстой позволил достойно погибнуть своему любимому герою: в окружении родных, исполнившим свой долг перед Отечеством и оставившим Россию поднимающейся с колен. «Война и мир»- поистине гениальный роман-эпопея. Трепетно мы наблюдаем за судьбами и переживаем жизненные трудности и испытания, выпавшие на долю каждого персонажа, так, будто на самом деле это мы растем, взрослеем и меняемся. И.С.Тургенев так писал о «Войне и мире»: «Есть вещи удивительные; и удивительные эти вещи, которые в сущности преобладают, так великолепно хороши, что ничего лучшего у нас никогда не было написано никем; да вряд ли было написано что-нибудь столь хорошее». |