Идеология. Идеология и культура в годы ВОВ. Идеология и культура в годы войны. Идеология. Главное направление идеологии
Скачать 268.12 Kb.
|
Идеология и культура в годы войны. 1. Идеология. Главное направление идеологии - укрепление патриотизма. Усилилось прославление героического прошлого нашей страны. Классовые ценности были заменены общечеловеческими ценностями – «Родина», «Отечество». Произошло примирение советской власти с православной церковью, Великая Отечественная война была войной «священной». Были открыты духовные семинарии, церковные приходы, возрождено патриаршество. 2. Музыка. В блокадном Ленинграде 9 августа 1942 г. состоялась премьера 7-й ленинградской симфонии Д. Шостаковича, посвященная защитникам города и написанная в самом Ленинграде. 1941 г. Песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача): «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»; Песня «Катюша» ”(слова М. Исаковского, музыка М. Блантера): «Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой …» Создавались песни, любимые всем народом. 3. Литература. В печати и по радио развернулась патриотическую пропаганду. Основная задача советской литературы в период войны – отображение жизнь воюющего народа, передача величие его подвига, стремление вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу. Развивались специфические жанры, отражавшие суровые будни фронта и тыла – как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Основные авторы и произведения: 1941 год. Стихи Константина Симонов «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди …»; повесть «Дни и ночи»; Начало публикаций поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»; Стихи А.А. Суркова «Землянка», «Песня смелых». 1942 год. Пьесы «Нашествие Л.М. Леонова и «Русские люди» К.М. Симонова, «Фронт» А.Е. Корнейчука. Стихотворение М.В. Исаковского «В лесу прифронтовом». 1943 год. К.М. Симонов «Дни и ночи» ( о Сталинградской битве). Сборник рассказов М.М. Зощенко «Перед восходом солнца». Стихи М. Джалиля «Палачу», «О героизме « и др. 1944 год. А.А. Бек. «Волоколамское шоссе». 4. Живопись. 1941 г. Плакат «Родина-мать зовёт!». Художник Ираклий Тоидзе. 1941 - картина А.А .Дейнеки «Под Москвой, ноябрь 1941 год» 1942 – картина П.Д. Корина «Алекандр Невский». 1942 – картина А.А. Пластова «Фашист пролетел». 1943 – картина С.В. Герасимова «Мать партизана». 1944 – начало работы Кукрыниксов над картиной «Бегство фашистов из Новгорода». 5. Кинематограф. Кино брало из жизни примеры героизма, стойкости, самопожертвования и в свою очередь возвращало зрителю заряд мужества, оптимизма, ненависти к врагу и веры в победу. Фильмы военных лет и режиссеры. 1942 г. – первый полнометражный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». 1942 г.- «Секретарь райкома», 1944 г. - «В шесть часов вечера после войны» И. Пырьева; 1943 г. - «Два бойца» Л. Лукова; 1943 г. - «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера; 1945 г .- «Нашествие» А. Роома; 1944 г. - «Радуга» М. Донского. 1945 г.- 1-ая часть фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Темы художественных фильмов: 1) Патриотизм. 2) Героизм. 3) Ненависть к фашизму. 4) Мужество женщин и детей. 5) Партизанская борьба. 6. Архитектура. Главная задача - восстановление разрушенных войной зданий и городов. Почти заново отстраивались города Сталинград, Киев, Минск, Новгород. Продолжала господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводились знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Основной задачей архитектуры и строительства военного времени были перебазирование предприятий в глубь страны, сооружение новых и реконструкция существующих заводов на Урале, в Сибири и Средней Азии; за годы войны было построено 3500 промышленных предприятий. Одновременно с заводами возникали заводские поселки, которые тогда застраивались в основном малоэтажными домами барачного типа. Война принесла большие разрушения. Города и села лежали в развалинах. В 1943 г. был создан Комитет по делам архитектуры для координации восстановления населенных пунктов. Многие города пострадали во время войны настолько, что их отстраивали заново. К их числу относится город-герой Волгоград. В нем была проведена полная перепланировка, улучшено благоустройство (архитекторы — авторы генплана: К. Алабян, В. Симбирцев, Н. Поляков, А. Пожарский, Е. Левитан и др.). Практически заново был построен Минск. ОБЩЕЕ. В годы войны более 42 тыс. деятелей искусства – актёров, музыкантов - вели военно-шефскую работу в действующей армии, на флоте, в госпиталях. Было дано около 1360 концертов, каждый четвёртый – на фронте. Создано более 3700 фронтовых бригад, 20 фронтовых театров. Многие композиторы , находясь в действующей армии, продолжали творить : К.Я. Листов, Д.Б. Кабалевский, Т.Н. Хренников, В.И. Мурадели, Б.А. Мокроусов и др. Советское искусство периода Великой Отечественной войны с честью выдержало жестокий экзамен военных лет . Оно продолжало лучшие традиции. Все искусство и литература в целом стремились к глубинному постижению трудового народа, к созданию национальных характеров, к широте изображения действительности. Успехи советского искусства и литературы были обусловлены их высокой идейностью, целеустремленностью. Гуманизм, присущий нашему народу, проявился в годы Великой Отечественной войны и в живописных произведениях художников, и в текстах наших литераторов, и в произведениях великих скульпторов с особой силой. В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И искусство стало могучим средством патриотической агитации, помогало в борьбе с фашизмом. |