Идея, главная мысль, проблематика Дефо Робинзон Крузо
Скачать 67.7 Kb.
|
Идея, главная мысль, проблематика Дефо «Робинзон Крузо» Автор — Даниэль Дефо Год публикации — 1719 Жанр — роман Тема — борьба человека с природой. Тема одиночества. Основная проблема этого произведения- одиночество главного героя. Человек выброшен на необитаемый остров, он одинок, ему не с кем поговорить, не с кем поделиться радостью или горем, он грустит в одиночестве. От тоски он может погибнуть на чужой земле. Тема труда. Именно труд помог Робинзону выжить и остаться человеком. Робинзон Крузо не падает духом. Он себя всегда чем-то занимает, трудится, облагораживает свою жизнь. Осознав свое одиночество, герой начинает что-то искать, к чему-то стремиться, что-то делать. Не сидит сложа руки. Тема жизнелюбия, оптимизма, надежда на спасение. У Робинзона Крузо были два основных строительных прибора: Вера и Действие. Робинзон Крузо верит и надеется на свое спасение, он не теряет оптимизм, он борется за жизнь. Тема дружбы. В жизни главного героя на острове появляется помощник и друг Пятница. С появлением Пятницы его жизнь обретает новый смысл. Робинзон Крузо становится другом и наставником Пятницы. Он учит Пятницу общаться на английском языке, правильно готовить еду, кушать, работать, облагораживать жилище, землю, обучает разным навыкам: чтению, письму, стрельбе из ружья. Это помогает Робинзону отвлечься, ему некогда скучать. С появлением Пятницы у главного героя увеличивается шанс на спасение. Они вместе строят лодку. Идея романа -показать активность человечества, умение развиваться модально и обогащаться душевно, не смотря ни на что. Основная мысль произведения - это то, что человек, обладающий мужеством, несгибаемой волей, наделённый жаждой жизни, нерушимой верой и надеждой на будущее сможет не только выжить в экстремальной ситуации, но и сохранить человеческие качества, продолжая физически развиваться и духовно обогащаться. Мужество Робинзона помогло ему не опустить руки, не отчаяться в экстремальной ситуации. Железная воля заставляла каждый день заниматься нелёгким трудом, любовь к жизни помогала не думать о плохом, оптимизм и вера помогали не просто выживать, а оставаться человеком. Идея, главная мысль, проблематика » Свифт «Приключения Гулливера» «Путешествия Гулливера» можно отнести к фантастическому сатирически-философскому роману. Главный герой знакомится со сказочными персонажами и становится гостем в несуществующих мирах. Основной темой произведения являются человек и моральные принципы, по которым он старается жить. Свифт поднимает вопросы о том, кто такой человек, как он выглядит со стороны, правильно ли он поступает и каково его место в этом мире. Автор поднимает проблему испорченности общества. Люди забыли о том, что значит не воевать, творить добро и быть рассудительными. В первой части «Путешествий Гулливера» уделяется внимание проблеме мелочности государственного управления, во второй – проблеме незначительности и жестокости человека вообще, в третьей – проблеме потери здравого смысла, в четвертой – проблеме достижения идеала, а также падения человеческих нравов. Произведение Джонатана Свифта является иллюстрацией того, что мир многообразен и непостижим, людям все еще предстоит разгадать смысл мироздания. А пока несовершенный и слабый человек обладает гигантским самомнением, считает себя высшим существом, но не только не может всё знать, но и часто сам рискует стать хуже животных. Многие люди потеряли человеческий облик, изобретая оружие, ссорясь и обманывая. Человек мелочен, жесток, глуп и безобразен в своем поведении. Писатель не просто голословно обвиняет человечество во всех возможных грехах, а предлагает альтернативные варианты существования. Его главная мысль – необходимость исправления общества через последовательный отказ от пороков невежества. Главный герой становится своеобразным наблюдателем со стороны. Читатель, знакомясь с книгой, вместе с ним понимает, что человеку необходимо оставаться человеком. Следует объективно оценивать свое влияние на окружающий мир, вести разумную жизнь и не погружаться в пороки, постепенно превращающие личность в дикаря. Люди должны задуматься над тем, к чему пришло человечество, и попытаться изменить мир хотя бы в той ситуации, когда это зависит от каждого из них. Идея, главная мысль, проблематика Ричардсон «Памела, или Вознаграждённая добродетель Зачинателем психологической линии в английской литературе XVIII в. был Сэмюэл Ричардсон (1689— 1761). Он внес значительный вклад в развитие принципа психологизма, избрав форму эпистолярного романа (романа в письмах). Имитация переписки героев позволила писателю естественно воссоздать их внутренний мир, передать детали их частной жизни. В первом романе, «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), Ричардсон, вопреки традиции галантного романа, вывел в качестве героини простую служанку, а ее путь к благополучию представил не как серию авантюр, а как неуклонное следование добродетели, в итоге приводящее к браку с преследовавшим ее, но раскаявшимся хозяином, сквайром Идея, главная мысль, проблематика романа Филдинга— «История Тома Джонса, найденыша» Роман Филдинга— «История Тома Джонса, найденыша» (1749) — реалистическая картина английской действительности XVIII в. Это новаторское произведение, хотя во многом Филдинг следовал по пути, проложенном Сервантесом в «Дон Кихоте» Писатель называл свои романы «комическим эпосом в прозе». В предисловии к «Тому Джонсу» он отстаивал необходимость писать их в третьем лице, что позволяет автору высказывать собственное мнение об изображаемых событиях и персонажах. Само это мнение весьма оригинально для просветителей: Филдинг, отличие от Дефо, раннего Свифта и Ричардсона, начинает все больше сомневаться в культе Разума. Это отражается в сюжете системе образов романа: сводный брат Тома Джонса Блайфил, образец добродетели, добропорядочности и разумности, оказывается лицемером, а его рациональность — голым расчетом, в то время как непутевый Том Джонс, порывистый и нерасчетливый, именно чистосердечием привлекает симпатии читателей. Усиливая роль автора в повествовании, Филдинг открывает новые возможности для того, чтобы выйти за рамки частной судьбы персонажа и дать обширное описание общества, всего окружающего мира. Идея, главная мысль, проблематика Шеридан «Школа злословия «Школа злословия» - это замечательная комедия, написанная Р.Б. Шериданом. Первые действия происходят в салоне одной женщины по имени Снируэл. Это место является основой «школы злословия». Посетители салона любят распускать сплетни и обсуждать чужую личную жизнь, так они развлекаются. Еще они очень остры на язык и практически не подбирают слов. В «Школе злословия» прослеживаются три сюжетные линии. В пьесе есть разоблачение лжи главного героя, клевета, непорядочное поведение людей состоящих в браке. Пьеса напоминает любовную комедию с большим количеством сатиры. Пьеса направлена против духовного безобразия, убожества и лицемерия высших кругов. Парадоксальность и острота комедии заключаются в том, что предметом разоблачения и осмеяния в ней становятся насмешники, губители чужих репутаций, c профессиональной изощрённостью издевающиеся над достоинством и честью людей. Сатирически изображая мастеров злословия, Шеридан обрушивается на вполне реальное и широко распространённое социальное бедствие: журналы и газеты того времени, не говоря уже o светских гостиных, были полны скрытой внутренней борьбы за власть, за политический перевес — хитроумных интриг, в которых погибала честь и доброе имя противника. Идея, главная мысль, проблематика Стерн Лоренс «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена Вся структура романа противоречит традиционному просветительскому представлению о сюжете. Уже само название содержит в себе это противоречие. Стерн переносит акцент с традиционного в просветительских романах поучения читателя на изучение характера героя. Стерн значительно усложняет просветительскую концепцию характера. Объектом изображения писатель выбирает сложный и противоречивый духовный мир своего героя. При этом Стерн обнаруживает в нем одну преобладающую черту: это — страсть к изучению человека. Герой постоянно занимается самоанализом и анализом человеческой природы. Величайшим своеобразием обладает и художественное время, и пространство. Следуя теории и практике просветительского романа, Стерн должен был бы начать рассказ с момента рождения героя. Структура романа Стерна обусловлена парадоксом существования человека во времени и вне его, в безвременном сознании. Так возникает диалектическое единство хронологической последовательности излагаемых событий и ее сознательного нарушения автором. Это нарушение обусловлено попыткой рассказчика вместить в единый миг разновременные явления, пропущенные сквозь человеческое сознание, и показать человеческий опыт во всем его объеме. В романе возникает тема творчества. «Писание книг, — утверждает автор, — когда оно делается умело равносильно беседе. Стерн постоянно привлекает внимание читателя к тому, как происходит сам акт творчества. Особенности композиции: · посвящение помещает в середине романа; · нарушение последовательности в нумерации глав; · внезапное прерывание повествования, оставление некоторых страниц пустыми «ИСПОВЕДЬ» Руссо 1765-1770гг. Основная идея: не насилие, но и не потакать, а любить; развивать те задатки, которые уже есть, которые заложены в отдельном человеке, не похожем на других. Просвещение говорит нам о том, что каждый человек одинаков, а Руссо не согласен с этим, и говорит, что каждый человек уникален. В «Исповеди» Руссо стремится открыть все дно человеческой души, обнажить двусмысленность и двойственность человеческой души. Поэтому, когда в «Исповеди» он говорит что-то неприятное о себе самом - это попытка быть честным. Руссо так же говорит о том, что нельзя судить человека по его поступкам, а надо судить по намерениям, в отличие от просвещения, где судили именно по поступкам. На своих примерах Руссо показывает нам, что человек двойственная натура, что он может стремиться ко благу, а получается зло, и в то же время человек может быть порочным, а поступать целомудренно. Значит он противопоставляет эту идею просвещению и это одна из важнейших тем «Исповеди» (это уже предромантизм). По сути Руссо пытается освободить человека от диктата разума, показав, что есть что-то неучтенное в просвещенческом проекте. И это что-то – чувство. В то же время мы видим в «Исповеди», что Руссо постепенно от своего искреннего порыва рассказать о загадке человеческой души пришел к самооправданию Анализ произведения Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» В своем романе «Эмиль, или воспитание», Руссо изложил теорию воспитания ребенка. В книге он описал особенности формирования физического, морального и умственного воспитания ребенка на разных этапах его развития. Автор излагает свой идеал в воспитании подрастающего поколения. Он считал, что ребенка нельзя к чему-либо принуждать, бить, ругать и заставлять читать книги, он сам сможет освоить то, что ему необходимо. Нужно дать ребенку выбор, он сам проявит желание обучаться тому, что ему действительно нравится. Также он утверждал, что религия представляет собой лишь поддержку нравственности человечества. Он отвергал существование бога и чудеса, описанные в библии. Руссо рассказывает о принципах воспитания, на примере Эмиля, о котором он заботится. Начиная с его рождения заканчивая до самой зрелости. Автор разделяет рассказ на четыре части, каждая часть посвящена определенному периоду взросления ребенка. Руссо преследует цель не сделать из ребенка юриста, инженера или космонавта, главное нужно научить его жить, чтобы, прежде всего ребенок вырос человеком. Он считает, что правильным было бы давать книги ребенку в подростковом возрасте и начинать ему надо с книги «Робинзона Крузо», так как именно там описывается физический труд. Дать ребенку больше свободы, это является еще одной методикой воспитания. Если ребенок провинился в чем-то не нужно читать ему мораль или наказывать, он должен получить урок исходя из личного опыта. Например, ребенок разбил окно, наказание холод в комнате, ребенок испачкался на улице, наказание грязная одежда. Анализ произведения Шиллер «Коварство и любовь» Политическая проблема деспотизма, всесилия фаворитов, бесправия бюргера сплетается с проблематикой нравственно-социальной. Речь идет о сословных барьерах в обществе. Здесь отчетлив руссоистский пафос Шиллера. Действие развивается напряженно- в пьесе ощущается зрелость худож. Мастерства Шиллера. Лишь один эпизод имеет самост.значение- это рассказ камердинера об отправке новобранцев в Америку: их жизнью оплачены драгоценности леди Мильфорд. Разработка характеров также говорит о более сложном отражении действительности. Черно-белые краски «Разбойников» сменяются разнообр.гаммой. Особенно правдиво обрисован старик Миллер: в минуту оскорбления дочери в этом приниженном музыканте просыыпается чувство собственного достоинства- он выпроваживает президента, хотя и говорит почтит. формулами. Понятие чести для Миллера и Луизы исполнено нравственного смысла, поддержки. Религиозным чувством. Именно это сознание не дает Луизе нарушить клятву молчания и оправдаться перед Фердинандом. Успех «Коварства и любви» мог соперничать с «Разбойниками». И эта драма прочно вошла в театральный репертуар. «Разбойники», «Заговор Фиеско» и «Коварство и любовь», при всей разнице, образуют идейное и художественное единство. Именно эти три ранние пьесы закрепили за Шиллером славу пламенного поборника свободы. Анализ произведения Бомарше «Севильский цирюльник» Пьеса «Севильский цирюльник» была подготовлена к постановке в 1774, но запрещена из-за выхода в свет «Мемуаров» Бомарше, содержание которых компрометировало правительство, и только в 1775, пьеса была поставлена, но успеха не имела из-за растянутости действия. Тогда Бомарше ее перерабатывает и ставит вновь – успех был невероятным. Сюжет пьесы - незатейливая с виду история о Розине, юной девушке из буржуазной семьи, страдающей под властью своего опекуна доктора Бартоло. Но за внешним действием, к тому же перенесенным в Испанию, скрывается современная автору Франция, в которой нарастала борьба буржуазии за свои права, издавалась «Энциклопедия» и отважно выступала «партия философов». За веселой игрой слов Фигаро явственно просматривается просветительская идея о человеческой природе, неподвластной сословным ограничениям и любому угнетению. В речах Фигаро слышатся отголоски философских идей Руссо и Вольтера, которые выступали против пережитков и суеверий феодальной Франции. Все герои пьесы – Бартоло, учитель музыки Базиль, Альмавива и сам Фигаро представлены как ярко обрисованные социальные типы. Фигаро – носитель лучших черт и свойств третьего сословия, он отважен, предприимчив, находчив, артистичен, способен преодолеть и выдержать любые трудности и испытания. Пьеса полна веселья, юмора и оптимизма, оптимизм просветителей отражается в светлом взгляде на жизнь Фигаро и молодых героев, которые в финале побеждают и защищают свою любовь и право на счастье. «Женитьба Фигаро» Комедия «Женитьба Фигаро» - вершина драматургического творчества Бомарше, она была создана 10 лет спустя. Людовик ХУ!, прочитав текст пьесы, сказал «Это отвратительно, этого никогда не будут играть. Нужно разрушить Бастилию, иначе представление этой пьесы будет опасной непоследовательностью. Этот человек смеетсянад всем, что должно почитаться священным в государстве». Эти слова оказались пророческими. Пьеса сначала будет поставлена в дворцовом театре, некоторое время спустя – для широкой публики, а затем – даже в домашнем спектакле во дворце, роль Розины в котором будет исполнять Мария-Антуанетта. Эта пьеса смелее и серьезнее в аспекте поставленных проблем, острее звучит мотив социальной критики и протеста личности против феодальных предрассудков. Анализ произведения Байрона «Дон Жуан Литературное направление и жанр «Дон-Жуан» - поэма Байрона, которую литературоведы относят к реалистическому направлению или считают переходной от романтизма к реализму. Как это часто бывает с писателями, которые начинают писать романтические произведения, а затем создают реалистические, Байрон иронично относится к Дон-Жуану, который воспринимает мир как романтический герой. Романтические нотки возникают у Байрона при описании отношений Жуана со второй возлюбленной, Гайдэ, умершей без любимого: «Но прекрасней доли нет, Как сей покинуть мир во цвете лет». Байрон стремится к точности и реалистическим подробностям. Например, описывая помпы, с помощью которых корабль с пробоиной продержался несколько дней, Байрон указал их марку: «Помпы фирмы Мэнна – без прикрас! – полсотни тонн выкачивают в час». Байрон сам определяет жанр произведения как эпическая поэма. Как лиро-эпический жанр, поэма имеет эпического героя, с которым связана сюжетная линия, и лирического героя, личность которого близка, но не идентична личности автора и раскрывается в лирических отступлениях. Тема, проблематика, комплекс идей Повествователь иронично высмеивает лейкистов и превозносит поэтов-кумиров, начиная от поэта 17 в. Джона Мильтона. Лирический герой ни в чём не упрекает своего героя и подталкивает читателя к мысли, что во всех любовных приключениях Дон Жуан был просто жертвой обстоятельств. Он не бросил ни одной из женщин, но был разлучён с ними насильно (как с Юлией или Гайдэ) или из-за болезни (как с Екатериной). На первый взгляд, тема произведения связана с приключениями эпического героя. Поводом для лирических отступлений служат проблемы, возникающие в жизни героя. Проблематика этих лирических отступлений охватывает важные для писателя вопросы литературы, философские проблемы, морально-этические проблемы, связанные с войной, жизнью разных народов и разных слоёв общества. Комплекс идей поэмы связан с сатирическим осмеянием определённых сторон жизни (поэтов-лейкистов, английской аристократии, мужей-рогоносцев). Если говорить об основной идее поэмы, то она, пожалуй, близка к античной идее рока, властвующего над жизнью человека и создающего миф о нём в следующих поколениях. Сатира Байрона зла, часто его образы не просто метафоричны, но образуют подтекст, связанный с современностью или общечеловеческими ценностями: «Тем более уж люди неповинны, Когда они друзей своих едят В минуты пострашней, чем Дантов ад». Так Байрон рассуждает о людоедстве на баркасе. Поэтические образы в поэме поражают читателя яркостью и объёмностью, хотя Байрон избегает открытого натурализма. Чего только стоит сцена, описывающая состояние тонущих людей. Взгляд писателя выхватывает отдельные образы: плотник, в страшный час плачущий от жалости к своим детям, молящиеся, рвущие волосы, сооружающие бесполезный плот. Байрон даёт тонкую психологическую характеристику трусам и храбрецам: «Храбрые молчали, Но вой трусливых был ужасно дик». Волны в схватке с людьми подобны животным: «И волны жадно поглощали их, И снова пасть пучины разевали». Анализ произведения Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда», Самое известное и масштабное произведение английского поэта-романтика Джорджа Байрона, поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» создавалось на протяжении длительного времени – процесс ее написания растянулся почти на десятилетие – с 1809 года по 1818 год. Идея написания новаторского по содержанию произведения возникла у поэта во время заграничного путешествия: Байрон задумал передать в поэме личное восприятие увиденного им во время своих странствий по Европе. Лиро-эпическая поэма, включающая четыре песни, создана в форме лирического дневника, в котором поэт выразил свое отношение к современной ему эпохе и дал собственную оценку социальным конфликтам в европейских странах. Центральная тема поэмы – национально-освободительная борьба народов Европы – и обращение к масштабным событиям современности обусловили высокий гражданский пафос поэмы. С главной темой тесно переплетается тема патриотизма. Основной идеей произведения является мысль о закономерности революционных событий и народных выступлений против тирании. Не случайно через всю поэму проходит сквозной образ времени, как символа справедливого возмездия. Характерные черты нового романтического героя – способность к рефлексии и самоанализу, разрыв с лицемерным обществом, глубокий внутренний конфликт личности с миром. Развитие сюжета связано со странствиями главного героя, однако событийный сюжет слаб, а герой постепенно оттесняется на второй план драматическими историческими событиями, свидетелем которых был сам автор. Поэт признается, что потерял героя («он что-то запропал и не идет»), и образ главного персонажа вытесняется в третьей-четвертой песнях лирическими отступлениями-размышлениями автора. Анализ произведений Бальзака Человеческая комедия» — прозаический цикл О. де Бальзака. Состоит из 91 произведения разных жанров (романы, повести, рассуждения-трактаты, притчи). Анализ «Человеческой комедии» Бальзака Одной из целей Бальзака, называвшего себя не столько историком, сколько секретарем современного ему общества, было создание книги о нравах Франции XIX в., и эту задачу он выполнил блестяще. Читая «Человеческую комедию», можно получить исчерпывающее представление о том, как действовала французская юстиция (повести «Дело об опеке», 1836 г. или «Полковник Фабер», 1832 г.), что представлял собою литературный и газетный мир Парижа (роман «Утраченные иллюзии», 1837— 1843 гг.), как работала тайная полиция при Империи (роман «Темное дело», 1841 г.) и в эпоху Реставрации (роман «Блеск и нищета куртизанок», 1838—1847 гг.), как плелись интриги церковников (роман «Турский священник», 1832 г.) и как рекламировали свои товары торговцы и коммивояжеры (роман «История величия и падения Цезаря Бирото», 1837 г.; рассказ «Прославленный Годиссар», 1833 г.), с помощью каких хитростей и интриг развивалось банковское дело (роман «Банкирский дом Нусингена», 1838 г.), что предпринимал кандидат в депутаты для того, чтобы быть избранным в палату («Депутат от Арси», 1847 г.), какую глухую, но жестокую войну вели крестьяне с помещиками (роман «Крестьяне», 1844—1855 гг.) и какие механизмы действовали в кабинетах парижских министерств (повесть «Чиновники», 1837 г.). Эта внешняя сторона подчас заслоняла от читателей и критиков внутренний смысл «Человеческой комедии». Критики 1830-х тт. упрекали Бальзака в приверженности «пошлому» быту и мелочности описаний, а позднейшие историки литературы безоговорочно причисляли его к «реалистам». Между тем писателя интересовало не само по себе «скопище типов, страстей и событий», но лежащий в их основе принцип. Так, внешность человека для Бальзака — не случайная оболочка, а своеобразный знак, за которым скрывается глубокий смысл. По внешности человека угадывается его характер; более того, во многом он этой внешностью предопределяется. Бальзак был убежденным последователем швейцарского ученого Лафатера, создателя физиогномики — науки о связях психологических свойств человека с его внешностью. Для Бальзака нет незначащих частей тела (и, следовательно, деталей портрета): неподвижные ноздри обличают черствую натуру; длинная шея выдает гордыню и упрямство, свойственные знати; сутулость доказывает, что человек живет в мире идей, и проч. Не менее важен костюм; он также несет, по Бальзаку, разнообразную информацию о характере, социальном положении и страстях человека. Писатель собирался даже создать по образцу физиогномики «вестигномику» — науку о семиотике одежды; подступом к этому стал его «Трактат об элегантной жизни», (1830 г.), включенный впоследствии в «Аналитические этюды». Даже в походке человека, в его манере двигаться и жестикулировать Бальзак, посвятивший этим предметам другое произведение из «Аналитических этюдов» — «Теорию походки» (1833 г.), видел проявления мысли и страсти. Итак, за каждой материальной деталью (обликом, жестом, костюмом, поступком) скрывается мысль, идея. Но этого мало: определенная идея или страсть правит каждым из героев «Человеческой комедии» и рано или поздно вступает в столкновение с социальными условиями, с происхождением и профессией. Дело в том, что сами идеи, по убеждению Бальзака и его любимых героев (прежде всего Луи Ламбера из одноименной повести, 1832-1835 гг.), представляют собой вполне материальные силы, своеобразные флюиды, не менее могущественные, чем пар или электричество (самое знаменитое изображение материальности идей Бальзак дал в романе «Шагреневая кожа», где всякое желание героя, даже невысказанное, уменьшает величину волшебного куска кожи, а с нею — и жизнь главного героя). Идея может поработить человека и привести его к гибели, даже если социальное его положение благоприятно. Герои Бальзака делятся на тех, кто наделен волей и потому способен действовать, и на тех, кто безволен, а значит, обречен на поражение. Бальзак всегда любуется людьми волевыми, энергичными. Те, кто аморфен, лишен воли, ему неинтересны. Только если у человека есть воля, его идеи — «организованные, цельные существа, обитающие в мире невидимом», — становятся действенной силой. Воля и «материальность» идей лежат в основе животного магнетизма и ясновидения — явлений, которым Бальзак уделял самое пристальное внимание (роман «Урсула Мируэ», 1841 г.). С другой стороны, писатель сознает, что у сильной воли есть изнанка, что ее мощь страшна, что порой она носит разрушительный характер (носитель такой страшной воли — каторжник Вотрен из романов «Отец Горио» и «Блеск и нищета куртизанок»). Отсюда в «Человеческой комедии» утверждение необходимости «укротить жизненный порыв» отдельных людей и целых народов, воспитать их мысль с помощью христианской религии и монархического принципа. Отсюда же прославление семьи как подлинной основы общества, как установления, позволяющего смирить своеволие индивидов (в романе «Воспоминания двух юных жен», 1841—1842 гг., своенравная Луиза слушается только голоса своих желаний — и погибает, а рассудительная Рене посвящает свою жизнь нелюбимому мужу и обожаемым детям — и обретает счастье). Бальзак особенно гордился теми произведениями, где ему удалось предложить свой план переустройства общества. В романах «Сельский врач» (1833 г.) и «Сельский священник» (1839 г.), входящих в «Сцены сельской жизни», подробнейшим образом описана сходная ситуация: герои (врач Бенасси и священник аббат Бонне) благодаря введению мудрых и рациональных законов преображают отдаленный край, пребывавший во власти нищеты и болезней. В романе «Изнанка современной истории» (1843—1844 гг.) несколько стариков создают тайный религиозный союз — Братство утешения, помогающее бедным и несчастным (другой вариант тайного братства, помогающего, однако, только тем, кто в него входит, изображен в романе «Феррагус, предводитель деворантов», 1833 г., входящем в цикл «История тринадцати», который, в свою очередь, входит в «Сцены парижской жизни»). Все эти формы организации общества утопичны, но Бальзак, по-видимому сознавая это, тем не менее предлагает их своим читателям в качестве образцов для подражания. Анализ произведений Гюго «Отверженные» Роман-эпопея «Отверженные» создавалась Гюго на протяжении тридцати лет. В основу сюжета французский писатель положил два строго противоположных образа своей эпохи – каторжника и праведника, но не с тем, чтобы показать их нравственную разницу, а с тем, чтобы объединить их в единой сущности Человека. Свой роман Гюго писал с перерывами. В начале были созданы сюжетные перипетии произведения, затем оно стало обрастать историческими главами. Главной целью «Отверженных» французский писатель видел показ пути, которой проходит как отдельная личность, так и всё общество «от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине. Исходная точка – материя, конечный пункт - душа». Центральный связующий образ роман – каторжник Жан Вальжан – воплощает в себе внутреннюю реализацию этой идеи. Самый «отверженный» герой произведения проходит тяжёлый путь нравственного становления, начавшийся для него с неожиданной встречи с праведным епископом Диня – семидесятипятилетним Шарлем Мириэлем.. Вторым переломным моментом в судьбе Жана Вальжана стало дело Шанматье. Спасение неизвестного ему человека от каторги и раскрытие инкогнито далось герою путём тяжёой внутренней борьбы – Жан Вальжан промучился целую ночь, думая о том, стоит ли ему рисковать благополучием целого края ради жизни одного человека, и, если он остановится на последнем, не будет ли это свидетельствовать о его излишней гордости. Самым трагическим для Жана Вальжана оказывается третий этап его духовного становления, когда он отказывается от Козетты. «Отверженные» обществом герои окончательно покидают его в момент наивысшего внутреннего подъёма низших слоёв общества: бывший церковный староста Мабеф отдаёт свою жизнь, водружая на баррикаде знамя Революции, Гаврош умирает, собирая патроны для восставших, «Друзья азбуки» погибают ради светлого будущего всего человечества. «Собор Парижской Богоматери», художественный анализ романа Виктора Гюго Замысел романа «Собор Парижской Богоматери» возник у Гюго в начале 20-х и окончательно оформился к середине 1828 года. Предпосылками для создания эпохального произведения стали естественные культурные процессы, протекавшие в первой трети XIX века во Франции: популярность в литературе исторической тематики, обращение писателей к романтической атмосфере Средневековья и общественная борьба за охрану старинных архитектурных памятников, в которой Гюго принимал непосредственное участие. Именно поэтому мы можем говорить о том, что одним из главных героев романа, наравне с цыганкой Эсмеральдой, звонарём Квазимодо, архидьяконом Клодом Фролло, капитаном королевских стрелков Фебом де Шатопером и поэтом Пьером Гренгуаром, является сам Собор Парижской Богоматери – основное место действия и незримый свидетель ключевых событий произведения. В работе над книгой Виктор Гюго отталкивался от литературного опыта Вальтера Скотта – признанного мастера исторических романов. При этом французский классик уже понимал, что обществу требуется нечто более живое, чем мог предложить его английский коллега, оперирующий типичными характерами и историческими событиями. По мнению Виктора Гюго, это должен был быть «...в одно и то же время роман, драма и эпопея, конечно, живописный, но в то же время поэтический, действительный, но в то же время идеальный, правдивый, но в то же время величественный» (журнал «Французская муза», 1823). «Собор Парижской Богоматери» стал именно таким романом, о котором мечтал французский писатель. Он соединил в себе черты исторической эпопеи, романтической драмы и психологического романа, рассказав читателю невероятную частную жизни разных людей, протекающую на фоне конкретных исторических событий XV века. Хронотоп романа, организованный вокруг Собора Парижской Богоматери – уникального архитектурного памятника, сочетающего в себе черты романского и готического зодчества, - включает в себя разбегающиеся от него во все стороны парижские улицы, площади и районы (Соборную и Гревскую площадь, Сите, Университет, Город, «Двор чудес» и т.д.). Париж в романе становится естественным продолжением Собора, возвышающегося над городом и охраняющим его духовную и общественную жизнь. Собор Парижской Богоматери, как и большинство старинных архитектурных памятников, по мнению Гюго, является воплощённым в камне Словом – единственной сдерживающей силой для грубого, необразованного парижского люда. анализ произведений . Стендаль «Пармская обитель» Пармская обитель» («La chartreuse de Parmes») — роман Стендаля. Роман был написан в рекордно короткий срок — за два месяца и издан в 1839 году. Знакомство Стендаля со старинными итальянскими рукописями, хрониками, с жизнью старейших аристократических семей, в частности, с хроникой рода Фарнезе натолкнуло его на мысль о создании романа «Пармская обитель». В основу произведения была положена хроника «Истоки величия семьи Фарнезе». Как отмечает французский исследователь Пьер Мартино, жизнь Алессандро Фарнезе стала жизнью Фабрицио дель Донго, Веноццу назовут Сансевериной, Родерика — графом Моска. Замок Сент-Анж превратится в воображаемую башню Фарнезе; обстоятельства побега не изменятся. История тайной страсти Алессандро и Клерии переросла в рассказ о любви Фабрицио и Клелии Конти. Во время написания романа Стендаль перечитывал «Жизнеописание» Бенвенуто Челлини, отголоски которого также попадут на страницы «Пармской обители». Кроме этого писатель пользовался историческими свидетельствами и своими воспоминаниями дипломата и воина армии Наполеона. Анализ произведений. Стендаль, «Красное и черное» «Красное и черное», анализ и содержание Жизненная основа – судебное дело, сына кузнеца Антуана Берте, которого казнили за то, что он стрелял в свою бывшую любовницу. Историческая основа – социальная жизнь Франции во время периода Реставрации Конфликт романа – это столкновенье личности и общества. Главный герой – сын кузнеца Жюльен Сорель хочет добраться до верхов общества и становиться перед выбором: остаться романтичным, честным, но бедным человеком и прожить всю жизнь без славы, или, же приспосабливаться, подольщаться, использовать других, что бы сделать карьеру ценой загубленной души. На протяжении романа мы будто наблюдаем за линией его жизни. Жюльен Сорель был очень хрупкого телосложения, даже несколько женоподобный. Анализ произведений Флобер «Госпожа Бовари Госпожа Бовари», художественный анализ романа Гюстава Флобера В основу романа «Госпожа Бовари» легла реальная история семейства Деламар, рассказанная Флоберу другом – поэтом и драматургом Луи Буйле. Эжен Деламар – посредственный врач из глухой французской провинции, женатый в начале на вдове, а затем на молодой девушке – стал протипом Шарля Бовари. Художественная проблематика романа тесно связана с образом главной героини – Эммы Бовари, воплощающей в себе классический романтический конфликт, заключающийся в стремлении к идеалу и неприятию низменной действительности. Душевные метания молодой женщины, между тем, проходят на сугубо реалистическом фоне и не имеют ничего общего с возвышенными позициями прошлого. Она и сама, «при всей своей восторженности», была натурой «рассудочной»: «в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке – слова романсов, в книгах волнения страстей...». «Чувственное наслаждение роскошью отождествлялось в её разгорячённом воображении с духовными радостями, изящество манер – с тонкостью переживаний». Воспитание чувств», Гюстав Флобер Роман «Воспитание чувств» повествует о жизни и переживаниях аристократичного юноши Фредерико Моро. Сюжет разворачивается на фоне общественных волнений и революции 1848 года во Франции. Гюстав Флобер — один из самых значимых писателей Европы 19 века, прозаик и непревзойденный стилист — начал работу над своим детищем в сентябре 1864 и усердно работал над ним до 1869 года. Произведение написано в жанре Воспитательного романа, и несет в себе автобиографический характер. Книга Флобера «Воспитание чувств» насыщена социальными проблемами и описывает события в Европе 1893года. Душевные волнения героев автор подчеркивает мятежным настроением общества. И в то же время сравнивает их, как души двух живущих и дышащих одним воздухом существ. В день самого большего любовного разочарования Фредерик узнает о бегстве короля и провозглашении республики. Новость быстро ставит его на ноги. Он легко поддается общему настроению восторженной толпы и находит убежище от проблем в революционных заботах. На примере народа разных сословий высвечивается типичность человеческого поведения. Двойственность людской души и низость нравов. Мнения толпы быстро и расчетливо подстраиваются под изменчивые условия жизни. И даже самые убежденный и принципиальные уже на завтра доказывают о том, что всегда так думали, просто не хотели говорить, дабы избежать непонимания. Роман Гюстава Флобера «Воспитание чувств» повествует о жизни и становлении, психологическом, нравственном и социальном созревании отдельного человека и общества в целом. Герой так и не находит своего призвания в работе, равно так же, как и не может определиться среди бесчисленного количества женщин. И на закате своих лет он вынужден признать, что прожил жизнь зря. Жизнь», анализ произведения Ги де Мопассана Созданный в 1883 году роман «Жизнь» стал одним из наиболее ярких литературных произведений Мопассана. В нём автор обратился к классической теме всех времён и народов – изображению человеческой жизни со всеми её радостями и печалями. Главной героиней «Жизни» Мопассан сделал аристократку Жанну, отличающуюся возвышенной душой и романтическими представлениями о мире. Художественная проблематика романа вытекает из его названия. Перед читателем проходит история жизни вышедшей из монастыря девушки: её мечты о будущем, её знакомство и последующий брак с виконтом де Ламаром, её свадебное путешествие и первая измена мужа, рождение сына Поля, ещё одна измена мужа и его трагическая смерть, потеря желанной дочери, взросление сына, смерть родителей, разорение, разлука и последующее воссоединение с сыном и новорождённой внучкой. В «Жизни» хорошо удаётся устроиться только тем, кто умеет лавировать между радостями и неприятностями, богатством и бедностью, долгом и любовью: виконту де Ламару, Розали, графине де Фурвиль, аббату Пико. Каждый из этих персонажей наделён как отрицательными, так и положительными качествами. Например, про Жюльена нельзя однозначно сказать, чего в нём больше – скаредности или бережливости. С точки зрения Жанны, он – скуп; с позиции жизненной логики – экономически дальновиден. Аббат Пико – не очень похож на блюстителя нравственности, но бороться с грехами своих прихожан он пытается не оголтело, как Тольбиак, а разумно – не предотвращая грех, а исправляя его последствия. Живущая простыми, естественными чувствами Розали, в конце романа подводит итог душевным терзаниям Жанны и всему повествованию в целом, говоря, что «жизнь: не так хороша, да и не так уж плоха, как думается». Жизнь – это просто... жизнь. Милый друг», анализ романа Ги де Мопассана Роман «Милый друг» был написан Мопассаном в 1885 году. В нём французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения – попыткой показать человеческую натуру, развращённую материалистически настроенным обществом. Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но ещё и социальных, и философских (религиозных) вопросов. Социальное начало «Милого друга» выражено в описании нескольких общественных классов: крестьянства (родители Жоржа), интеллигенции (сотрудники «Французской жизни»), политиков (министр иностранных дел Ларош-Матье), знати (граф де Водрек и другие). В своём романе Мопассан показывает, как в конце XIX века происходит размытие одних социальных рамок и формирования других: главный герой произведения, выходец из крестьянской среды, в начале становится военным, затем журналистом, потом знатным человеком. Последнее получается совсем уж легко: Жорж меняет свою фамилию с Дюруа на Дю Руа де Кантель (по названию местности, где он родился и вырос), начинает подписывать ею свои статьи и со временем все привыкают к его новому социальному статусу. Роман «Милый друг» в высшей степени реалистичен. Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишённом излишней литературной патетики. Действие романа "Зверобой" американского писателя Джеймса Фенимора Купера происходит в сороковых годах ХVIII века, во времена освоения европейскими колонизаторами бескрайних просторов Северной Америки. Герой романа Натаниэль Бампо — следопыт, разведчик, непревзойденный стрелок — часто приходит на помощь людям, когда им угрожает опасность. В «Зверобое» , писатель изобразил борьбу пришельцев-европейцев с американскими индейцами. Героем этих романов является охотник Натти (Натанаэль) Бампо, выступающий под различными именами (Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин) , энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийся любимцем европейской публики. Идеализированными являются у Купера не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев (Чингачгук, Ункас. Бесчисленны опасности и преграды, встающие на пути героев. Но нет испытаний, перед которыми склонилась бы их воля. Полные здоровой и мужественной любви к жизни, они не знают безвыходных ситуаций, умея вовремя принять решение, открывающее дорогу к спасению и победе. Анализ Романтизма Э.М.По В литературе США романтизм представлен прозой: романы из истории Северной Америки Дж. Ф. Купера, повести и рассказы В. Ирвинга, фантастические и детективные новеллы Э. А. По (1809—1849). В историю американской литературы Эдгар Аллан По вошел как поэт, новеллист и критик. Он является классиком “короткого рассказа”. Его считают родоначальником детективного жанра. На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики. В 1845 году вышла самая значительная прижизненная книга По «Ворон и другие стихотворения». «Падение дома Ашеров». Вероятно, это самый знаменитый из всех «страшных» рассказов По – безоговорочная классика «чёрного романтизма», постоянный участник тематических антологий. Главный плюс произведения - конечно, атмосфера, эмоциональный фон. Дом – символ психологического увядания, буря — помутнения рассудка, гибель особняка — окончательное разрушение разумов и гибель главных героев... анализ произведений Г. Торо «Уолден или жизнь в лесу» Главное произведение Торо — «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854) — одно из самых поэтичных небеллетристических сочинений в мировой литературе. Оно возникло на основе дневниковых записей, сделанных автором во время двухлетнего уединения на берегу Уолдена — небольшого озера неподалеку от Конкорда. То была своеобразная утопическая колония «на одного человека», цель которой, однако, состояла не в преобразовании общества и даже не в том, чтобы представить человечеству достойный подражания образец правильной жизни. Она заключалась в выработке «разумной» и «нравственной» позиции, в том, чтобы, отказавшись от общепринятой этической и социально-психологической нормы, отделить истинные ценности от ложных. «Под грязным слоем мнений, предрассудков и традиций, заблуждений и иллюзий... — писал Торо, — постараемся нащупать твердый грунт». Этот «твердый грунт» был необходимым фундаментом революции индивидуального сознания. Вопреки широко распространившемуся мнению это учение не отрицает взаимодействия сознания и окружающей действительности, человека и «природы» в процессе познания и выработки нравственного закона. Центральным звеном учения является, несомненно, идея божественности человеческого сознания, или, в терминологии Эмерсона, «души», которая есть частица мировой души, или «сверхдуши». Отсюда мысль о том, что нравственный закон, коему каждый человек подчиняет свое поведение, не может быть навязан извне. Он — продукт самопознания, божественной интуиции и глубоко скрытого в душе нравственного чувства. Истинность такого нравственного закона и его единство гарантируются тождеством микро- и макромиров и универсальностью «сверхдуши». В целом же американский трансцендентализм представляет собой философскую квинтэссенцию романтического гуманизма и дает бесконечно много для понимания специфики литературного развития Соединенных Штатов эпохи зрелого романтизма. Правда, ни один из четырех великих художников этой поры — ни Готорн, ни Мелвилл, ни По, ни Уитмен — не может быть причислен к трансценденталистам. Более того, все они были настроены относительно эмерсоновских теорий весьма недоверчиво и нередко посмеивались над «трансцендентализмами» (выражение Мелвилла). Но в своей художественной практике они решали те же проблемы, над которыми в теоретическом аспекте ломали голову Эмерсон и его сподвижники. анализ произведений Уитмен «Листья травы» Сборник «Листья травы» (1855-1891) Первое издание сборника писатель набрал собственоручно в 1855 г. Оно было осуществленно за деньги автора, без указания его имени. В книге было 12 стихотворений и поэм без названия. На обложке доминировал зеленый цвет. На протяжении всей жизни с каждым новым изданием он пополнял сборник, оставляя символичное название «Leaves of Grass». Третье издание 1860 г. насчитывало около сотни стихотворений. Последнее найболее полное издание 1891 г. считается «изданием смертного ложа». Итак «Листья травы» - книга, которую автор писал на протяжении почти 40 лет. Сборник воспринимается как единое цельное проиведение, которое имеет оригинальное строениеи состоит из отдельных циклов. Считается что тема книги - «Это сам Уолт Уитмен», сюжет - «Человек и Вселенная», идея - «вечное и неизбежное торжество человека». Уитмен писал про мировую демократию, братство всех народов, людей труда, достижения науки и технического прогресса, а также про тело и душу, жизнь и смерть, про природу и человека, человека и космос, про мужчин и женщин, Америку и американцов, про поэтов и поэзию, войну и мир и т.д. Название сборника «Листья травы» отображает природное единство человека с миром, мощную взаимосвязь всего существующего. В книге Уитмен стремился создать национальный эпос, который бы давал исчерпывающую картину действительности. Его «я» «спроэктированное» на других людей, на страны и космос. Особое место в сборнике занимает обобщенный образ Америки. Поэт пытался воплотить веру в «американскую мечту», в исключительности исторической миссии США. Временами в стихотворениях звучат ноты раздражения нерешительной политикой президента касательно рабовладельцев юга. Хрестоматийными стали стихотворения, посвященные памяти Ликольна, который был для поэта символом демократии. Стихотворения «Когда последний раз цвела сирень» (1865 — 1866) и «О, капитан, мой капитан!..» (1865) наполнены мотивами печали и грусти. «Остров сокровищ» анализ произведения — тема, идея, жанр, особенности «Жанр — приключенческий роман Тема — рассказ о путешествии команды «Испаньола» за сокровищами пирата Флинта. Идея — изображение силы человека, которая проявляется в жизненных испытаниях, прославление интеллекта, физических, духовных сил личности, что является необходимым условием победы. Художественные особенности: Рассказ от первого лица, преобладание рассказа над описаниями, сюжет развивается стремительно, все время держится интрига, персонажи разделены на два противоположных лагеря, между которыми существует постоянное противостояние. Автор использует диалог, который значительно оживляет сюжет, насыщает действие. Он «заставляет» героев «вжиться» в придуманные им самим обстоятельства. Роман построен по принципу игры, поэтому он захватывает читателя. Насыщенность неожиданностями интригует, стимулирует внимание читателя, будит фантазию. «"Книга джунглей "– художественный анализ» «Книги джунглей» отличаются цельностью. Они подчинены единому взгляду на мир, который выкристаллизовался у Киплинга именно в это время в противовес негативным американским впечатлениям. В известном смысле это сказалось даже в «Отважных мореплавателях», где рыбаки не столько выражают законы, по которым живет американское общество, сколько, будучи сплоченным коллективом, противостоят им. Но в «Книгах джунглей» автор поднимается до мифотворчества, и этот киплинговский взгляд на мир приобретает общее значение. Киплинг ищет решение всех человеческих проблем не в бесплодной медитации, а в действии, причем выше всего для него коллективное действие, заставляющее людей подчиниться некоему общему закону — закону полка в индийских рассказах, закону команды в «Отважных мореплавателях» и морских рассказах, закону стаи в «Книгах джунглей» и стоящему выше всех отдельных законов — закону джунглей. По справедливому замечанию ленинградского литературоведа А. Долинина, «рассматривая общество как цепочку замкнутых корпораций, каждая из которых регулирует поведение своих членов через собственный Закон, он (Киплинг) неминуемо должен был прийти к идее Корпорации всех Корпораций, являющейся носителем Закона всех Законов» 1. В «Книгах джунглей» этот «Закон всех Законов» выражен с наибольшей полнотой. Мифотворческое начало «Книг джунглей» помогло им остаться в литературе и тогда, когда политические идеи Киплинга были давно скомпрометированы, ибо эти книги оказались «выше политики». |