современная игрушка в жизни ребенка. Современная игрушка в жизни ребенка. Игра и игрушка, по мнению ученых, важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки
Скачать 279.4 Kb.
|
- по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.п.); - по воспитательному назначению, которые педагоги делят на: - сенсорные (до года в основном звуковые – погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные – калейдоскоп); - двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки); - образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки); - общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведерко, оружие); - конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки)1. Материалы, из которых делались древние, самые первые, игрушки, - кость (и другие ткани животных), глина, солома - теперь не в чести. Что-то на современный взгляд оказалось не таким уж прочным, что-то - не таким уж безопасным, чего-то (как птичьего горла и бычьего пузыря) и днем с огнем не сыщешь. Исключение составляет лишь дерево, оно по-прежнему активно используется для изготовления игрушек, однако из самого дешевого и доступного материала дерево в наше время превратилось в дорогой и чуть ли не экзотический. Большинство современных игрушек сделано из различных видов пластмассы, резины, синтетических тканей, иногда в состав игрушки входят металлические детали. Фаворитами производителей игрушек стали синтетические (а не природные) материалы, прежде всего пластмассы, и тут нечему удивляться - появившись в ХХ веке, эти удобные, дешевые и доступные материалы изменили жизнь всего человечества, не только грудных детей. Самая первая игрушка - это погремушка. Причем не та, которую берут в руки (малыш этого еще и не может), а погремушка-подвеска. Наряду с традиционными подвесками-гирляндами, которые вешали в кроватки еще наши мамы, теперь появилась подвеска-карусель (ее еще называют и «мобилем», и «подвеской накроватной», и «игрушкой музыкальной подвесной вращающейся»), крепящаяся на одной из боковин кроватки и приводимая в действие рукой, потоком воздуха либо электрической батарейкой. К «коромыслам» таких каруселей подвешено, а на нитку гирлянды нанизано несколько разных или одинаковых (иногда разноцветных) небольших ярких игрушек - при прикосновении они звенят, а в некоторых каруселях еще и зажигаются лампочки, звучит негромкая мелодия. Существуют и подвесные одиночные погремушки, которые крепятся (часто на стилизованном ремешке) к боковине кровати, и вращающиеся погремушки на подставке, которые можно поставить на пеленальный столик, где малыш переодевается или принимает воздушные ванны. Все эти яркие игрушки будут привлекать внимание ребенка, сначала он научится концентрировать на них взгляд, потом станет следить за их движением, понемногу начнет тянуться к ним, и тогда придет пора новых погремушек - тех, которые можно взять в руку. А как они вообще устроены и насколько изменились погремушки за последние годы? Принцип действия всех погремушек одинаков – это сосуд, наполненный небольшими предметами, способными при сотрясении производить некоторый шум. Однако эта общая конструктивная основа стала базой для бесчисленных модификаций. Познакомимся с некоторыми из них. Мы привыкли к ярким погремушкам со скрытым источником звука, но современная погремушка бывает и прозрачной, у которой все наоборот - корпус игрушки бесцветный, а внутри - цветные пластмассовые шарики. Такая игрушка приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме. Достаточно распространены сейчас и мягкие погремушки - игрушки с бубенчиком внутри, сшитые из синтетических тканей, гладких или с коротким ворсом, прочных и безопасных для ребенка. Они могут быть набиты мягким однородным материалом, маленькими гранулами, внутри них может прощупываться какой-либо предмет правильной геометрической формы (цилиндр, шарик и т. п.). Разнообразие фактуры поверхности и набивки обогащает опыт ребенка различными тактильными ощущениями и способствует развитию подвижности пальцев. Среди мягких погремушек можно выделить ножную погремушку - сшитый в виде игрушки яркий браслет или носочки с бубенчиком внутри. Надетая на ножку ребенка погремушка привлекает его внимание к познанию своего тела, учит управлять им. Популярны сейчас и погремушки, в основе которых лежит обычная связка ключей. Собранные на одном пластмассовом кольце три плоские однотипные игрушки разного цвета и разной формы дают ребенку представление о сходстве и различии, заранее знакомят его с предметами «взрослой» жизни, не говоря, опять-таки, о развитии мелкой моторики. Есть у них и еще одна функция: малыши с удовольствием «чешут» о них свои прорезывающиеся зубки. Ребенок растет, и, постепенно вытесняя погремушки, в его жизнь начинают входить все новые игрушки. Перечислим лишь некоторые типы. Звуковые игрушки - «пищалки» (в отличие от погремушек, они упругие, и звук - более резкий и громкий - извлекается из них другим способом - сжатием корпуса игрушки) и разнообразные музыкальные игрушки (часто работающие на батарейках) - от мишки, способного рычать на разные голоса, до такой экзотики, как «мобильный телефон» (раньше таких «игрушек» не было и у взрослых). Двигательные игрушки начинают особенно интересовать ребенка, когда он принимается осваивать окружающее пространство - сначала ползать, а потом ходить. Зачастую такие игрушки для самых маленьких обладают способностью производить и звуковые эффекты, как, например, неваляшка (целлулоидную неваляшку грудным детям давать не рекомендуется, но в продаже есть неваляшки из твердой пластмассы, предназначенные для детей от 6 месяцев). Всеми любимый мячик для детей этого возраста тоже нередко оснащается звуковыми эффектами: вы можете встретить как мячик-пищалку, так и некий «музыкальный шар» из пластмассы - если его толкнуть, он покатится, наигрывая разные мелодии. Малышам, делающим первые шаги, понравится каталка - игрушка на колесиках, повсюду следующая за хозяином, часто ее движение может сопровождаться различными эффектами (бабочка-каталка будет махать крыльями, у каталки-слоника колеса окажутся прозрачными погремушками с цветными шариками внутри, собачка превратится в пирамидку и т. п.). Конструктивные игрушки, такие как пирамидки, кубики, различные конструкторы, обычно рассчитаны на детей постарше, однако в специализированных магазинах можно найти и варианты, адаптированные к детям до года. Скажем, вы можете разыскать кубики для самых маленьких, они небольшого размера (чтобы ребенок мог удержать их в руке), сделаны из мягкой резины, снабжены пищалками, на каждой грани имеются рельефные изображения, которые ребенку будет интересно ощупывать, а некоторые из этих картинок еще и раскрашены. Из вышесказанного видно, как нередко возникают затруднения при попытке отнести игрушку к тому или иному классу - зачастую игрушки объединяют в себе признаки и качества разных типов, становятся не просто функциональными, а многофункциональными: реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать одновременно на все его чувства. Существуют также такие современные игрушки для самых маленьких как развивающий центр, он же игровой центр, он же детский комплекс. Вот примерное описание одного из таких комплексов: белая пластмассовая поверхность, к которой прикреплены разноцветные погремушки, игрушки-пищалки, зеркальце, что-то похожее на счеты, а в углу отверстия разной формы (ребенок должен подбирать игрушки, подходящие к этим отверстиям). Пока малыш лежит, комплекс располагается вертикально (крепится к боковине кроватки), когда ребенок садится, комплекс устанавливается наклонно (к одной из его сторон прикрепляются две ножки), а когда карапуз пойдет, комплекс превратится в стол на четырех ножках. Вариант развивающего комплекса для самых маленьких - турничок. Он ставится в кроватку над лежащим ребенком, на его перекладине подвешены различные погремушки, подросший ребенок может ухватиться за них и попытаться сесть - турничок не прогнется и не опрокинется. Еще одна популярная разновидность такого комплекса - так называемые «развивающие коврики», которые вешают на боковину кроватки или кладут на пеленальный столик: на яркой ткани будут разнообразные аппликации, погремушки, игрушки на «липучках», «пищалки», «шуршалки» и т. п1. В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины. Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, ребенку постарше, может быть, будет очень приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, - самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его (ее) друга или подруги2. 2.2 Отрицательные черты современной игрушки игрушка воспитание нравственный Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать? Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. И это привело к кризису игровой культуры. В начале 70-х годов газеты пестрели заголовками: «Куда уходят детские игры?», «Кто поможет игрушке?» и т.п. Но, по мнению известного педагога В.М. Григорьева - собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, играть стали не меньше, а хуже: «...качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушительство и т.п. Необходимы спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа». Из игры уходят ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого. К сожалению, совсем исчезли групповые игры - «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора - величайшего богатства нашей культуры - сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста. Многие ученые-психологи пытались ответить на главный вопрос: зачем игра ребенку? Появились многочисленные научные концепции игры, в том числе и психологические. Однако сама суть, «тайна» игры оказались так и не раскрытыми. Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и... недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда и пр. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением. Появление новой игрушки порой не только отражает уже существующий уровень технической оснащенности, но и в определенной мере может способствовать рождению новой технологии. Так, в конце XIX века представление о мире выразилось в широком распространении оптических игрушек (бинокли, подзорные трубы, микроскопы и пр.), что, как считается, определенным образом подготовило изобретение кинематографа. Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда - новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки. Рассмотрим современные игрушки. Для девочек, конечно, Барби. К куклам прилагается инструкция-программа: сколько у Барби должно быть подруг (оказывается, не меньше 8), одежды, мебели, косметики, "бой-френдов" и пр. Таким образом формируется потребность и перспектива жизни — быть "как хорошая американская девочка". Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они — дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней "бой-френда". На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Это прекрасно чувствуют сами дети, правда, самые маленькие, нередко дающие Барби оценку "плохая", отказывающиеся с ней играть, а то и ломающие ее. Исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, лечить их, кормить и нянчить. Вместо них в магазине — реальные до жути новорожденные младенцы из пластика, абсолютно натуральные — как пособие для акушерок. Самое главное достоинство мягкой игрушки — дарить нежность малышу. Эта ее особенность используется психотерапевтами и просто хорошими педиатрами; и, как показывает практика, — симпатичный мишка, пушистый слоник или лохматая собака способны "вылечить" ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа. А сейчас очень часто можно увидеть существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Подарив любимому чаду миниатюрные наручники и резиновую дубинку, родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие — самый короткий путь решения проблем. Это вовсе не значит, что любое оружие провоцирует жестокость. Игрушечный меч может оказаться грозным оружием мальчика против страха темноты, средством овладения собственным поведением: четырехлетний малыш, получив в подарок пластмассовый меч, тотчас направился с ним в темную комнату и через некоторое время вышел из нее счастливо улыбающимся: "Он убежал, Бармалей!" Разумеется нужно воспитывать в сыновьях смелость, отвагу и мужественность. Но может быть, игрушечные воины, которых родители смастерят вместе с сыном, окажутся более приемлемы для воспитательных целей? Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному и нравственно-духовному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это все так называемые архетипические игрушки - конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр. По сути своей креативная игрушка своими корнями уходит в игрушку народную. В традиционной народной игрушке заложены простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и прежде всего в ребенке) такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство1. Заключение Маленький ребенок - весь неопределенность, это веер возможностей, он то, чем мы никогда уже не сможем стать. Он активно присваивает мир, чтобы его преобразовывать, ощущая себя Творцом, и игрушка — необходимое средство процесса творения. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развить творческий потенциал самого ребенка. Отсюда — самые лучшие игрушки — природные: камушки, песок, шишки, палочки, лоскутки — они могут быть всем! А чем может быть машинка? Только машинкой, правда, если это грузовик, то, вероятно, еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота и пр. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная однозначность - нажимай на кнопки и все! |