современная игрушка в жизни ребенка. Современная игрушка в жизни ребенка. Игра и игрушка, по мнению ученых, важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки
Скачать 279.4 Kb.
|
Что же касается влияния традиционной игрушки на сознание ребенка, то она воздействовала на все уровни ощущений - тактильный, звуковой, визуальный.Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия.Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.А вот древние игрушечные «свистелки», по представлению наших предков призванные отгонять от ребенка нечистую силу, злых духов, были и первыми «музыкальными инструментами», с которыми сталкивался ребенок.Рассматривая образную символическую картину мира древних славян, применительно к игрушкам можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки буквально усыпаны изображениями птиц.Птица - вестник небесного божественного мира - символизировала благодать Небесного Царства, радость ангельского пения, прославляющего Божий мир.До сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготавливают мастера Сергиева Посада, можно увидеть контур Креста.В противоположность этим традициям так называемые «современные игрушки », чаще всего произведенные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка1.1.2 Игрушка и ее значение в игровом процессеВ дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменеия в ег психике. Извествнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. По этому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…" Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь очень подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие. Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Для детей в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий, или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Мягкие игрушки, изображающие животных. Машины и разнообразный транспорт. Механические заводные игрушки развивают интерес к технике. Очень полезны разнообразные строительные наборы и конструкторы. Они открывают простор для ребячьей фантазии. Для детей старшего дошкольного возраста подходят наборы из большого количества деталей, которые соединяются между собой различными способами. Пользование таким набором дает ребенку навык завинчивания гаек, действий ключом. Самые интересные игрушки у детей – самоделки. Особенно ценны они тогда, когда ребята сами вместе со взрослым, под его командой включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться. Для детей всех возрастов необходимы игрушки, способствующие развитию движений. К ценным игрушкам для детей следует отнести те, которые развивают у них смекалку, изобретательность, ловкость, пробуждают творческие возможности. Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому. Оказывая детям помощь в организации игры нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности. Игра – прекрасное средство воспитания. Народная дидактическия игрушка – игрушка, в которой отображена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить. Народные дидактические игрушки, как и все русское народное искусство, составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям. Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры. В играх предусмотрена их повторность, обеспечивающая упражнения для закрепления представлений, умений ребенка и отвечающая стремлению ребенка трех – четырех лет к процессуальности, к манипулированию с игрушкой. В играх использован принцип самоконтроля. Внеся в группу дидактической игрушки, сделав их доступными для детей, нужно разрешить задачу, поддержать интерес к игрушке и вместе с тем переключить его от импульсивного влечения к захвату игрушки, перевести к игре с нею; детскую активность, как необычайно ценное и значимое качество, подчинить разумной деятельности направленной на выполнение какой-то небольшой, но требующей некоторого усилия и вместе с тем доступной задачи. Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель формирует взаимоотношение детей к игре. Одним из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок"1. 1.3 Игрушка как фактор развития ребенка Ребёнок не сразу научается отличать «игрушки» от «неигрушек». До 1-2 лет он пытается играть со всеми попадающими в его поле зрения предметами. Разнообразные неодушевлённые предметы входят в жизнь ребёнка в тот момент, когда он внезапно обнаруживает нечто в мире, отличное от его собственного тела и тела матери. Ребёнок открывает для себя, что его движения могут нечто изменять в окружающем мире, причём без помощи мамы. Хотя помощь мамы может и иметь место — когда, например, она показывает, как гремит погремушка, и вкладывает её в руку ребёнка. Но открытие им того, что его движения могут производить звук, ребёнок делает сам. Когда же возникает различение ребёнком игрушек и «неигрушек»? Оно возникает тогда, когда в жизнь ребёнка по ещё непонятным для него причинам входят первые правила поведения. До этого ребенку трудно, а точнее, и невозможно понять, какие предметы являются «серьёзными» вещами, а с какими он может играть сам, не спрашивая разрешения родителей. Поэтому проще назвать первые «неигрушки»: это ночной горшок, горячий чайник, электророзетка и др. Играя с игрушками, ребёнок делает следующее открытие: оказывается, есть желания, которые он может удовлетворить без помощи матери, т. е. он не вполне безоружен перед лицом своей очевидной беспомощности. Многие труднопереносимые для ребёнка переживания игрушка делает преодолимыми. Например, ребёнку, отлучённому от тела матери, трудно заснуть одному, ведь родительское: «Иди спать» означает — «Оставайся в одиночестве, я тебя покидаю», или, что то же самое, «ты мне больше не нужен, я не хочу быть с тобой». Большинство детей сами находят выход, укладываясь спать вместе с мягкой игрушкой, замещающей тем самым отсутствующую мать и создающей иллюзию присутствия «друга». Как правило, ребёнок очень привязывается к одной-единственной мягкой игрушке, сопровождающей его ритуал отхода ко сну. Он очень дорожит ею, и столь же дорожить ею должны научиться и родители. Им не стоит побуждать ребёнка к тому, чтобы он дал поиграть её другим детям, братьям и сестрам, обменять или подарить кому-нибудь. Следует помнить, что эта игрушка заменяет маму в вынужденные минуты одиночества и тревоги перед наступлением темноты и на неё переносится сложный комплекс чувств, изначально адресованных матери. А разве можно «одолжить», «подарить» или «обменять» маму? На стадии освоения первых правил и запретов преобладают игры с материалом («в песочек», «построить и разрушить», с водой, с наполнением сосудов и выливанием воды и т.д.). Эти игры в психологии символически отображают потребность в освоении способов произвольной регуляции выделительных функций собственного тела, «проигрывание» этих способов на внешних предметах с «гарантированным успехом», с ощущением собственной власти над этими предметами. Ведь регуляция функций выделения не сразу удаётся ребёнку, и нередко ассоциируется с чувством тревоги и ощущением собственной «неумелости». Одновременно при игре с материалом удовлетворяется и принятие первых правил, и протест против них. Ведь «строит» ребёнок что-то по правилу или «по форме», но, построив, может и разрушить, тем самым, проявив протест против правила. Таким образом, удовлетворяются противоречивые, амбивалентные желания, характерные для данной фазы развития. Поэтому совершенно неправильно поступают воспитатели и родители, запрещая ребёнку разрушать только что построенный им домик из кубиков или пирамидку. Так ребёнку в неявной форме передаётся запрет на свободное использование правила в им же созданной игре. Поэтому на этой фазе чрезвычайно важно сформировать у ребёнка правильные представления о том, на что может быть направлено деструктивное (разрушительное) действие, а на что — не может. Таким разрешённым направлением деструктивного действия может стать безопасное для самого ребёнка и окружающих пространство игры типа «построить и разрушить», а однозначно запрещённым — направление деструктивных действий на людей и животных, а также на предметы, ценные и любимые для других людей. Постепенно в игре дети начинают объединяться в группы, и в ней появляются действия, в которых дети подражают наблюдаемому ими поведению взрослых. В целом это означает переход к ролевой игре, в которой ребенок, прежде всего, идентифицируется с занятиями взрослых своего пола. На стадии ролевой игры ребёнок делает ещё одно открытие, а уже отделённый от мира «серьёзных предметов» мир игрушек подвергается очередному расщеплению: оказывается, одна и та же игрушка может выступать в совершенно различных качествах. С одной стороны, с помощью игрушки можно выполнять те же действия, что и взрослый (например, из тарелки кормить куклу) и этим действиям ребёнок учится, подражая взрослым. Но, с другой стороны, игрушки могут переживать чудесные трансформации: ту же тарелку можно назвать лодкой и отправить в плавание. Этой же, магической функции игрушки ребёнка никто не учит — он её открывает сам (ведь он знает, что взрослые дяди не плавают в тарелках). Таким образом, мы видим, что и в игре с материалом, и в ролевой игре ребёнок создаёт подвластный ему мир и населяет его воображаемыми или живыми персонажами. Но на стадии ролевой игры игрушка приобретает новое качество: её прагматическое, утилитарное значение, задаваемое взрослыми (маленькая, но посуда, маленький, но термометр), отщепляется от непрагматического, неутилитарного значения, определяемого самим ребёнком. Непрагматическое значение игрушки позволяет использовать её в разных ситуациях игры, делая этот предмет волшебным, а говоря точнее, магическим. Мир таких предметов становится текучим, постоянно превращающимся в отличие от мира «серьёзных», взрослых вещей и мира соответствующих им игрушек с фиксированным прагматическим значением. Мир постоянно превращающихся предметов есть мир магический. В этот «третий» мир и уходит прямая реализация желаний ребёнка, выходящих за пределы простого стремления подражать взрослым. Ведь подражая, ребёнок остаётся маленьким, а большим он может стать только в магическом, волшебном мире. Кстати, именно обострённое переживание ребёнком этого возраста противоположности «большой — маленький» обусловливает вечный интерес детей к сказкам про великанов и лилипутов. А само это переживание становится особенно актуальным потому, что в игре ребёнок уже может подражать действиям взрослых, но не может осуществить их «на самом деле»1. 1.4 Психолого-педагогическая ценность игр и игрушек Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие — способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика односторонней оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, на обеспечение его психологического благополучия и защиту от негативных воздействий. В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений необходимо активизировать работу с родителями в следующих направлениях: - пропагандировать игр и игрушек, являющиеся педагогически ценными; - разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек; - консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами: - полифункциональность (игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.); - возможность применения игрушки в совместной деятельности (игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, и инициировать совместные действия: коллективные постройки, совместные игры и др.); - дидактические свойства игрушки (такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой и пр, могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки); - принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов (эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством). Игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний — инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения,— оказывают позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении, в том числе в педагогическом процессе. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: - провоцируют ребенка на агрессивные действия; - вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый); - вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.); - провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; - вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста1. Таким образом, при выборе игрушки необходимо выяснить, что несет в себе игра, игрушка, каков ее смысл. Какие чувства пробудит игрушка у ребенка — нежность, доброту, заботу, или противоположные — агрессию, злость, раздражение... Дает ли она возможность коллективного использования — совместной деятельности группы детей, взрослого и ребенка (как, например, настольные или спортивные игры, конструктор и т.п.). Поскольку именно в игре как совместной деятельности, построенной по принципу "Один за всех и все за одного" складывается умение вашего ребенка сотрудничать - соотносить свои действия с действиями другого, договориться в спорной ситуации, сопереживать. Необходимым являются также и эстетические требования к игрушке — соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления — китч. Созданные мастерами рукотворные народные игрушки, часто в противовес фабричным, являются носителями духовных ценностей, хранителями опыта прошлого в настоящем, воплощением гармонии природы и красоты. 2. Современная игрушка в жизни ребенка 2.1 Виды современных игрушек Представления о том, где, когда и для чего детям могут понадобиться игрушки, за последние десятилетия существенно изменились, и ключевым для концепции современной игрушки стало слово развитие. Врачи и педагоги еще в XIX веке заговорили о развитии ребенка посредством стимуляции его двигательной и умственной активности, и важнейшую роль в этом процессе отводили именно играм и игрушкам, но, пожалуй, лишь к концу ХХ века этими идеями прониклись и производители игрушек. И сейчас любой продавец в магазине обязательно просветит вас - расскажет, что игрушка для младенца должна быть развивающей и функциональной, и продемонстрирует, какие навыки должна формировать и развивать заинтересовавшая вас игрушка. Часто соответствующие надписи есть и на этикетках (вы можете, например, прочитать, что эта погремушка «способствует быстрому развитию рук и глаз, общей координации движений, повышению внимательности», а та «развивает мелкую моторику»). А способов развивать все эти умения современная наука знает немало, им соответствует и оригинальность и остроумие технических, конструктивных решений. Современные игрушки можно классифицировать по разным признакам, например: - по возрастному назначению (для новорожденных от 0 до 3 месяцев; для младенцев 4-5 – 12 месяцев; для детей 1-2 лет и т. д.); |