Начало учебного года. Немецкий язык. Игры на уроках немецкого языка. Игры на уроках немецкого языка
Скачать 223.5 Kb.
|
Игры на уроках немецкого языкаЛексические игры 1) Игра в города Цель: активизация словаря учащихся. Материал: бумага, ручка. Ход игры: учащимся предлагается начертить таблицу в тетрадях. Затем называется любая буква. Учащиеся должны заполнить таблицу, вспомнив слова, начинающиеся с этой буквы.
1). Цепочка Учащиеся садятся в круг. Учитель или ведущий начинает: ” Ich packe meinen Koffer und lege einen Fotoapparat hinein .” Можно использовать какие-либо другие похожие формулировки: Mein Pullover ist grau . Каждый игрок дополняет к уже названному предмету ещё какую-нибудь вещь или предмет. Например : “Ich packe meinen Koffer und lege einen Fotoapparat, einen Apfel hinein“ ( Dein Pullover ist grau und meine Hose ist schwarz) 3) Текст из картинок Цель: развитие навыка монологической речи. Ход: Работа проводится в микрогруппах. Учащиеся получают набор бумажных фигурок (см. далее). Необходимо расположить фигурки в определенной последовательности, так, чтобы получилась небольшая история. Например : Susanne und Klaus wohnen in einem Haus in der Nähe eines Waldes. Am Morgen fahren sie mit dem Bus zur Schule. 5) Этомойнос... Цель: повторение названий частей тело, развитие внимательности. Ход: Все становятся в круг. Ведущий показывает на часть тела, но называет при этом другую. Напр.: „ Das ist meine Nase “, а показывает на колено. Игроки должны внимательно слушать и показывать правильно на названную часть тела. 6) Да и нет Цель: тренировка в назывании действий. Ход: Учащиеся должны по очереди называть, чем они охотно занимаются. Напр.: Ich spiele Fussball gern . Все остальные вытягивают руку вперед и, если высказывание к ним тоже относится, они поворачиваю большой палец вверх. Если же они это делают неохотно- большой палец указывает вниз. 7) Ме nsch zu Mensch Цель: повторение названий частей тело, развитие внимательности Ход: Все становятся в круг по двое. Ведущий начинает : „Mensch zu Mensch wie Ohr zu Ohr“. Пары должны следовать указанию ведущего и стать «ухо к уху». Ведущий продолжает дальше : „Mensch zu Mensch wie Fuß zu Fuß“. И далее, называя различные части тела. 8) Hexenpuzzle Цель: формирование лексического навыка. Учитель заранее готовит вот такую геометрическую фигуру, состоящую из треугольников или многоугольников. На параллельных гранях пишутся парные слова: антонимы ( kalt - hei ß, sch ö n - h äß lich , lustig - traurig ), синонимы ( laufen - rennen , sch ö n – nett ), основные формы глаголов( lernen – gelernt , sprechen - gesprochen ) , слово и его перевод ( die Blume -цветок , lachen –смеяться) и т.д. Затем фигура разрезается на отдельные треугольники (многоугольники). Учащиеся должны снова составить большую фигуру, подбирая к каждой грани свою пару Грамматические игры 1) Игра с кубиком Цель: закрепление спряжения глаголов и их временных форм. Материал: приготовить кубик, где на каждой из шести сторон будет указано личное местоимение; карточки с глаголами в инфинитиве. Ход игры: Дети по очереди бросают кубик, где выпадает одно из местоимений. Затем берут карточку с глаголом и изменяют глагольную форму в соответствии с выпавшим местоимением. Можно усложнить игру и приготовить второй кубик с временными формами глагола. Играющему необходимо изменять глагол не только по лицам, но и учитывать глагольное время. 12) Что ты видишь? Учащимся предлагается картинка. Используя предлоги „места“ они должны задавать друг другу вопрос «Was siehst du unter, über, … links, …rechts?“ Подвижные языковые игры 1) Игра на внимание „Alles, was Flügel hat, fliegt“ Цель: повторение существительных, психологическая разрядка. Учащиеся кладут руки на стол. Учитель говорит «Vögel fliegen, Flugzeuge fliegen, Tauben fliegen, Häuser fliegen“. При этом он поднимает руки, имитируя полет. Ученики делают то же самое, однако лишь в том случае, если названные предметы могут летать. Игра должна проходить в быстром темпе. 2) Лучше всех Цель: употребление конструкций с модальными глаголами. Ход: Выбирается ведущий, который сидит в центре. Остальным раздаются карточки с различными глаголами действия (так, чтобы их можно было показать в пантомиме). Вед : Ich muss hier sitzen die ganze Zeit, bis jemand kommt und mich befreit. Все :Wer kann dir helfen, guter Mann? Вед : Wer am besten ( lachen, singen, klatschen, usw.) kann! 3) Приветствие Цель: эмоциональный настрой . Учащиеся становятся лицом друг к другу. Ich gebe dir meine schöne (linke, rechte) Hand ( протягивают руку ) Und einen dicken Kuss dazu ( округляют губки ) Ich mag dich (кладут руку на сердце) wie ein Elefant (показываем большие уши слона) So gross ! (тянемся вверх) Und immerzu ! (обнимаем друг друга) 4) Живой рассказ Цель: восприятие речи на слух. Учитель готовит небольшой рассказ и к нему серию иллюстраций. Учащиеся получают иллюстрации. Затем учитель читает рассказ, учащиеся внимательно слушают. Когда учитель упоминает предмет, изображенный на их иллюстрации, они должны встать у доски. По окончании чтения должна получиться «живая» история в картинках. 5 ) «Паровозик» Паровозик, проезжая, прицепляет вагончики, причём вагончик – ученик прицепляется при условии, если, но правильно выполнил задание: назвал предмет, ответил на вопрос. 6) Was haben wir gemacht? Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи. Учащимся раздают карточки с различными глаголами. Учащиеся получают 1 минуту времени и задание опросить других участников, что они делают ( Was machst du ?). По истечении времени учитель опрашивает всех участников игры: Was macht … ? 7) Wettermassage Дети показывают сначала на парте пальцами: Es nieselt, es hagelt, Schauer, Sturm, Sonnenschein Затем вызывается желающий, дети показывают пальчиками на его спине осадки, он старается отгадать. 8) Wir spielen , wir spielen Учащиеся поют, сгибая называемый пальчик(и), ручку, кулачок, кивая головой. Wir spielen, wir spielen Und fangen lustig an Und wenn der kleine Finger (der mittlere, der Daumen, der Zeigefinger, der Ringfinger) nicht mehr kann Dann kommt der … (alle Finger, das ganze Händchen, das Fäustchen, das Füßchen, das Köpfchen) dran… …И куплет повторяется снова. 9) Wasser – Erde – Luft Цель: повторение существительных, психологическая разрядка. Ведущий кидает мяч и называет одно из мест обитания: Wasser , Erd е, Luft . Тот, кто поймает мяч, должен назвать животное, там обитающее. Если ведущий говорит слово „ Feuer “, все встают и меняются стульями. 1. Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентацииИгра 1 Цель игры: развитие звукового анализа слов, буквенного гнозиса, внимания. Ход игры: учитель произносит (пишет) по-немецки короткое слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове звуков (букв) и по хлопку сообщить ответ. Игра 2 Цель игры: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов, буквенного гнозиса, пространственной ориентировки. Ход игры: учитель предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда получится знакомое (новое) слово. Затем можно предложить ученикам написать его в тетради, сосчитать, сколько в слове букв и сколько звуков. Например: o, t, r, d – dort (4 буквы, 4 звука). Игра 3 Цель игры: развитие буквенного анализа слова, пространственной ориентировки, внимания. Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого-нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его. Какая это часть речи? Например: i H d u s a m – Haus (существительное). Игра 4 Цель игры: развитие звукового анализа слова, развитие внимания. Ход игры: учитель предъявляет картинку с изображением множества предметов. Ученики должны рассмотреть рисунок и подсчитать, сколько названий предметов начинается на какой-либо определенный звук. На какие звуки начинаются названия оставшихся предметов? Игра 5 Цель игры: дифференциация фонем/графем. Ход игры: ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующий букве в верхнем ряду и соединить их линией. Игра 6 Цель игры: развитие буквенного гнозиса. Ход игры: учитель просит учеников правильно соединить прямыми линиями заглавные и соответствующим им маленькие буквы. Игра 7 Цель игры: морфемный анализ слова, развитие воображения. Ход игры: учитель просит правильно соединить слоги слов, опираясь на представленные рисунки. Игра 8 Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова. Ход игры: учитель предъявляет ряд слов. Ученики должны выбрать те из них, где есть сочетания букв, которые произносятся как один звук. Например: die Schule, sieben… Игра 9 Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова. Ход игры: ученики должны подобрать такое буквосочетание, чтобы получились полноценные слова. Как читается это сочетание букв? ? ule ? ultasche ? littschuh Игра 10 Цель игры: развитие пространственной ориентировки, памяти. Ход игры: учитель складывает в коробку (мешок Деда Мороза) вырезанные из плотного картона буквы немецкого алфавита, а ученики должны назвать, какую букву они вытащили из мешка. Игра 11 Цель игры: развитие фонематического слуха, умения концентрироваться. Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на немецком языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Игра ведется на две команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок передаст названное слово последнему игроку. Игра 12 Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова, мелкой моторики, воображения. Ход игры: учитель предлагает “зашифровать” какое-либо слово в виде рисунка из букв, из которых состоит слово. Игра 13 Цель игры: развитие буквенного гнозиса, графо-моторных навыков. Ход игры: учитель рисует элемент буквы и предлагает детям дорисовать его до получения буквы, уточняя: “Какая это буква?” Игра 14 Цель игры: развитие буквенного гнозиса, графо-моторных навыков. Ход игры: учитель рисует точки, служащие для детей зрительным ориентиром. Обводя их, они получают букву, которую нужно назвать. С помощью точек учитель может “запрограммировать” небольшой рисунок. В таком случае дети должны назвать дорисованный образ одним из изученных слов. Таким образом можно “вводить” новые лексические единицы. 2. Игры на развитие памяти и внимания.Игра 1 Цель игры: развитие волевого (произвольного) внимания, восприятия ритма, двигательной памяти. Ход игры: звучит музыка, дети маршируют и выполняют команды учителя: Hande hoch! Hande nieder! и т. д. Учитель прекращает команды, дети должны выполнить движения в том же порядке на те же такты музыки. Игра 2 Цель игры: развитие произвольного внимания, повторение алфавита. Ход игры: каждому ребенку присваивается определенная буква немецкого алфавита. Затем учитель (или ведущий) называет какую-нибудь букву и тот ребенок, которому присвоена эта буква, делает один хлопок и повторяет название буквы. Игра 3. “Пишущая машинка” Цель игры: развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения. Ход игры: ребенку присваивается звук. Учитель (ведущий) произносит немецкое слово и пишет его на доске. Затем каждый ученик по хлопку учителя произносит звук в том порядке, в каком они следуют в написанном слове. Когда слово “напечатано”, все хлопают в ладоши. Игра 4 Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Ход игры: дети сидят за партами или стоят. По команде дети выполняют требования учителя. Например: Malt eine Katze! Schreibt einen O! Tanzt! и т.д. Игра 5 Цель игры: развитие внимания, воображения, моторики. Ход игры: учитель в воздухе “пишет” простые слова. Ученики “читают” и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других. Игра 6 Цель игры: развитие памяти, внимания. Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу. Примечание: такую же игру можно провести, используя буквосочетания или отдельные буквы. Игра 7 Цель игры: развитие внимания, повторение лексики. Ход игры: ученику предлагается таблица, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 20. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая их указкой и называя вслух. Ученику нужно выполнить задание как можно быстрее. Примечание: для придания игре духа соревнования, по двум одинаковым таблицам могут работать два ученика. Игра 8 Цель игры: развитие внимания, повторение лексики. Ход игры: на столе разложены предметы, названия которых ученики знают по-немецки (газета, журнал, книга, ручка и др.) Ученик, вышедший к столу, рассматривает одну – две минуты предметы, затем отворачивается. Учитель убирает один из предметов и задает вопрос ученику: Was fehlt hier? Ученик должен назвать отсутствующий предмет по-немецки. Игра 9 Цель игры: развитие памяти, внимание, навыков счета, повторение лексики. Ход игры: учитель задает вопрос типа: Wieviel Stuhle sind im Raum 22 ? Ученик, давший быстрее всех правильный ответ, получает один балл. Далее задается следующий вопрос, например: Wieviel Klassen sind in der Schule? и т.д. Выигрывает учащийся, набравший наибольшее колличество баллов. Игра 10 Цель игры: развитие внимания, мышечной моторики, повторение лексики. Ход игры: ведущий должен обратиться к ученику с просьбой. Например: „Setz dich, bitte!“, „Steh auf, bitte!“ и т.д. Ученик должен прокомментировать выполняемые действия, например: „Ich stehe auf“, „Ich setze mich” . Игра 11 Цель игры: развитие внимания, памяти. Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой-либо предмет, затем, убрав его, просит кого-либо описать его на немецком языке по памяти, называя его цвет и размеры. Игра 12 Цель игры: развитие внимания, памяти, моторики. Ход игры: ученикам раздаются карточки с числами и знаками + , - , = . Учитель на немецком языке дает задание решить пример ( 3+8= …). Ученики, имеющие эти карточки, и карточку с ответом должны выстроиться в одну линию. Примечание: эту же игру можно проводить с карточками, на которых вместо чисел написаны слова. Ученики выстраиваются в одну линию, выстраивая предложение. Игра 13 Цель игры: развитие памяти, внимания. Ход игры: на столе раскладывается ряд предметов разного цвета. Ученик, вызвавшийся участвовать в игре, смотрит одну – две минуты на эти предметы, затем отворачивается. Все предметы убираются. Учитель задает вопросы типа: Wie ist (war) das Buch? Ученик должен назвать цвет предмета. Игра 14 Цель игры: развитие памяти, внимания. Ход игры: учитель называет немецкое слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву предложенного слова. Например: Stadt > Theater > Russisch > Heft и т.д. Примечание: слова должны быть известными, можно пользоваться словарем. Игра 15 Цель игры: развитие памяти, внимания, умения концентрироваться. Ход игры: учитель восемь – десять раз медленно читает несколько связанных между собой по смыслу предложений, составленных на знакомом материале. Прочитав последнее предложение, сразу начинает первое, затем второе и т. д. Ни в коем случае не диктовать, нужно просто читать, не прерываясь и не делая пауз. Ученики за время чтения учителем предложений должны записать их в тетрадь. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок запишет все предложения. Игра 16 Цель игры: развитие памяти, внимания, снятие закомплексованности, развитие координации движений. Ход игры: ученик показывает перед классом какое-либо движение (имитирует танец, написание буквы, ходьбу и т. д.), ученики должны назвать глагол на немецком языке, обозначающий это движение. Игра 17 Цель игры: развитие памяти, внимания, снятия закомплексованности, развитие координации движений. Ход игры: учитель по всему классу раскладывает несколько предметов, названия которых ученики знают по-немецки. Вызвавшийся участвовать в игре ученик внимательно следит за раскладыванием предметов. Затем ему завязывают глаза, и он начинает собирать предметы в порядке, предлагаемом ему учителем, например: „Ich nehme das Buch“. Ученик берет этот предмет, называя его на немецком языке. Игра 18 Цель игры: развитие внимания, чувства ритма. Оборудование: магнитофонная запись. Ход игры: ученики читают вместе с диктором вслух текст из учебника или другого пособия. В середине текста учитель убавляет, а затем совсем отключает звук. Ученики в это время продолжают читать вслух в заданном диктором темпе. Затем учитель вновь включает звук. Важно, чтобы ученики “попали” в фонограмму. Выигрывает тот, кто смог это сделать. Примечание: текст должен быть хорошо знаком учащимся. Вместо текста из учебника можно использовать знакомую детям песню или стихотворение на немецком языке. Игра 19 Цель игры: развитие внимания, памяти, координации движений, снятие закомплексованности. Ход игры: несколько учеников проигрывают перед классом сценку. Остальные ученики с помощью учителя описывают письменно (или устно) увиденное. Примечание: подготовка сценок дается ученикам в виде домашнего задания. Предложения составляются учителем. (например: Der Schuler geht in die Schule. и т.п.). Игра 20 Цель игры: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, временных представлений. Ход игры: ученики получают карточки с названиями дней недели (времен года, месяцев на немецком языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом. Игра 21 Цель игры: развитие произвольного внимания, самоконтроля, быстроты реакции, моторики. Ход игры: дети выполняют команды учителя: “Steht auf!”, “Setzt euch!” и т.п. Одно из движений (команды) запретное. Дети должны повторить все движения (выполнить команды), кроме запретного. Игра 22 Цель игры: развитие внимания, навыков счета. Ход игры: учитель предлагает детям сложить числа, из которых состоит “птица”. Кто быстрее сделает это? Игра 23 Цель игры: развитие внимания, повторение лексики. Ход игры: учитель предлагает детям найти в каждой строчке по одному известному слову, отбросив (зачеркнуть) ненужные буквы. Например: AsderTwHausFrtusG SchuleikPOtferdhslkl Игра 24 Цель игры: развитие внимания, памяти, повторение алфавита и навыков счета. Ход игры: ведущий называет цифры от 1 до 26.Ученики проговаривают про себя алфавит и пишут/произносят букву, которая соответствует данной цифре в алфавите. Так же можно шифровать немецкие слова, а ученики составляют их. Например: 19, 20, 1, 4, 20 соответствуют слову Stadt. Игра 25 Цель игры: развитие памяти, внимания, повторения лексики. Ход игры: на доске написаны несколько предложений. Ученики повторяют эти предложения вслух за учителем. После каждого повтора стирается одно слово, и так пока доска не останется пустой. Ученик (и) должен повторить предложения. 3. Игры на развитие мышления.Игра 1 Цель игры: развитие мышления. Ход игры: учитель задумывает какой-либо предмет и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов, например: Ist das eine Katze? т. п. Игра 2 Цель игры: развитие умения классифицировать, сопоставлять. Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его. Игра 3 Цель игры: развитие мышления. Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить рассказ. Игра 4. “Вернуть число на место” Цель игры: развитие мышления, логики. Ход игры: демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено какое -либо число, например: 1 3 4 5 6 7 8. Учитель спрашивает: Was fehlt hier? Ученики должны назвать отсутствующее число. Игра 5 Цель игры: развитие мышления. Ход игры: ученик получает задание сосчитать устно, сколько будет 30 – 3 ? Получив ответ (27), учитель просит продолжать “дорожку”(27—3=24, 24—3=21 и т. д. до нуля), проговаривая примеры вслух. Игра 6 Цель игры: развитие мышления. Ход игры: каждый ученик приносит на урок какую-нибудь игрушку. Из группы выбирается один водящий. На три – пять минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю об одной из игрушек из трех – пяти предложений. Все игрушки расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранную игрушку. Игра 7 Цель игры: развитие умения классифицировать. Ход игры: на доске пишутся несколько слов (предложений), нужно назвать лишнее. Например: die Stadt, das Buch, laufen, das Kino. Лишним будет слово laufen, так как это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разный. Игра 8 Цель игры: развитие мышления, активизация лексики. Ход игры: дается ряд признаков (gross, braun, klein и т. п.), нужно подобрать какое-либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками. Примечание: данная игра может быть проведена и в обратном порядке (от предмета к признаку). Игра 9 Цель игры: развитие мышления, воображения, моторики. Ход игры: учитель читает несколько раз небольшой связный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех. Игра 10 Цель игры: развитие мышления, умения сопоставлять, навыков правописания. Ход игры: учитель : “Я написал на доске предложение и случайно стер почти все. Восстановите это предложение и переведите его. Кто сделает это первым?” Игра 11. “Кто быстрее составит слово?” Цель игры: развитие мышления, координации движений, повторение лексики. Ход игры: учитель пишет на доске слова в 2 столбика; в словах отсутствует начало/середина/конец. Играют 2 команды. Выигрывает та команда, которая быстрее допишет слова. Игра 12 Цель игры: развитие мышления, воображения, памяти, графомоторных навыков. Ход игры: учитель рисует фигуру (или элемент фигуры), ученики дорисовывают образ, вспоминая изученную лексику, и дают ему название. Учителю необходимо избегать многозначности в выборе фигур (элементов); возможна также обучающая помощь, например: “Вспомните, какие существительные мы изучали вчера, и дорисуйте картину!” |