РЕФЕРАТ Игровые технологии Б.П .Никитина. Игровые технологии Б. П. Никитина
Скачать 50.15 Kb.
|
Факультет Психолого-педагогический Направление Специальное (дефектологическое) образование Реферат на тему: «Игровые технологии Б.П .Никитина». по предмету: Русский язык Студентки_2_ курса группы НфПЗ-18/СДО Раджабовой М.А. Проверил: Колесникова Н.Н., преподаватель. Нефтеюганск, 2020 год Содержание Содержание 1 Введение 2 Игровая деятельность 2 Классификационные параметры игровых технологий 4 Спектр целевых ориентаций 5 Концептуальные основы игровых технологий 5 Особенности игровых технологий 6 Игровые технологии в дошкольном периоде 6 Технология развивающих игр Б.П. Никитина 7 Примеры развивающих игр по Никитину 8 Игра « Сложи узор» 8 Игра « Кирпичики» 9 Игра “«Точечки» 10 Заключение 10 Литература 11 Введение Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игровая деятельность Есть великая формула "дедушки космонавтики" К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: "Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные". Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность помочь ребенку встать на этот путь. И одним из эффективных средств для этого является игра. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельностичеловека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: Развлекательную- (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес) Коммуникативную- освоение диалектики общения Самореализации в игре как полигоне человеческой практики; Игротерапевтическую преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; Диагностическую выявление отклонений от нормативного поведения ,самопознание в процессе игры; Коррекции :внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; Межнациональной коммуникации :усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; Социализации включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. Классификационные параметры игровых технологий По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: психогенные. По характеру содержания: все виды + проникающие. По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной. По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории. Спектр целевых ориентаций Дидактические :расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие; воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие :приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция обучение общению; психотерапия. Концептуальные основы игровых технологий Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе). Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский). Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н. Леонтьев). • Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. • Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. • В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин ) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Особенности игровых технологий Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний общественно полезная, старший школьный возраст учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс Игровые технологии в дошкольном периоде Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Технология развивающих игр Б. П. Никитина Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. В развивающих играх - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному. С очень важным принципом творческой деятельности, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей самостоятельно, по способностям. В этом и заключается их главная особенность. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, каждый раз поднимаясь самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Каждая игра представляет собой набор задач ,которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей :от доступных иногда двух-трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания. Примеры развивающих игр по Никитину Игра "Сложи узор" Состоит из 16 ее кубиков которые окрашены одинаково, но необычно - все 6 граней каждого по - разному. Поэтому ребенок может поставить кубик на стол 12 разными способами. К игре приложено более ста рисунков с узорами, начиная с совсем простых, доступных детям в 1,5 - 2 года, и кончая очень сложными, с которыми справится не всякий взрослый. Если малыш уже различает цвета, то он может справиться с первыми задачами - найдет на кубике грань нужного цвета и сложит из кубиков такой же узор, как на рисунке. Но каждый следующий узор, в какой-то мере сложнее предыдущего: то меняется расположение кубиков, то вводятся двухцветные грани, то узор поворачивается на 45 градусов, то вместо 4 кубиков надо взять 9 или 16 штук, то исчезает контур узора и т. п. При этом каждое это усложнение узора, малыш должен понять и преодолеть самостоятельно - как бы сделать для себя микрооткрытие. Первые узоры могут быть для него легкими, т. е. ниже его возможностей, но, поднимаясь, как по лесенке, от узора к узору, он подходит и к таким, которые заставят его приложить все усилия, включить полностью все умственные и волевые способности "на полную мощность". Этот процесс очень радует ребенка - он видит свои успехи, испытывает огромное удовлетворение от того, что "трудно, а получилось!". Игра "Кирпичики" Эта игра - своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей - заданий, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. Первые задания можно предложить даже 3 – 4 - летним детям. В игре выполняются три вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность. Дошкольники будут с гордостью строить "по настоящим чертежам" свои сооружения из кирпичиков, не подозревая, что они занимаются умственной гимнастикой, как инженеры, изучают язык техники - черчение, как школьники, и развивают свои способности. Игра "Точечки" Для развития математического мышления, для обучения счету и усвоения нумерации, причем материал, к которому можно возвращаться много раз и на протяжении 5 - 6 лет, добавляя к знакомым и уже разгаданным задачам все новые и более сложные. Как сделать игру: На цветной бумаге начертите 44 квадрата (60Х60 мм), нарисуйте на них точки и цифры. Затем наклейте их на картон, высушите под прессом и разрежьте на отдельные квадраты. Квадраты будут четырех видов: красные, желтые, зеленые с черными точками и белые с черными цифрами. Для хранения квадратов необходима коробка (60Х65Х90 мм) с крышкой. Внутри коробки можно сделать перегородку (1/4 длины), чтобы складывать отдельно квадраты с цифрами и квадраты с точками. Полукруглые вырезы в перегородке и в торцовых стенках намного облегчат пользование коробкой. Заключение Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога. Литература: Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Мн.,2000. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. – Изд. 6-е, испр. и доп. Обнинск, “Световид”, 2009. – 216 с., Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990.—160 с: ил.—ISBN 5-09-003932-1 Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.,1996. |