Главная страница

Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся и реализации деятельностного подхода в образовании Использование игровой деятельности в современной школе


Скачать 7.73 Mb.
НазваниеИгровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся и реализации деятельностного подхода в образовании Использование игровой деятельности в современной школе
Дата25.05.2023
Размер7.73 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаigrovye_tekhnologii.pptx
ТипУрок
#1158265

Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся и реализации деятельностного подхода в образовании

Использование игровой деятельности в современной школе


технология внеклассной работы

самостоятельная технология для освоения темы учебного предмета

элемент более общей технологии

целый урок или часть урока

Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Формирование ключевых компетенций учащихся посредством игровой деятельности


способности мобилизовать в определённой ситуации полученные знания и опыт

способности эффективно действовать за пределами ситуаций, тем, изучаемых в учебном процессе

умения действовать самостоятельно, нести личную ответственность, занимать рефлексивную позицию

Преимущества игровой деятельности


приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений

демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности

обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию

создаёт оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности

повышает способность руководить и подчиняться

стимулирует практические навыки

развивает воображение и интуицию

Педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Возрастная периодизация на основании ведущего вида деятельности


ведущий вид деятельности - игра

дошкольный возраст

ведущий вид деятельности –

учебная деятельность

младший

школьный возраст

ведущий вид деятельности –

общественно-полезная деятельность

ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность

старший

школьный возраст

средний

школьный возраст

не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка

Развивающий потенциал игры


личная заинтересованность и коллективная ответственность

добровольность и обязательность

личностные установки

и мотивы

развлечение и напряжение

мистика и реальность

эмоциональность и рациональность

обособленность от обыденного и постоянная связь с ним

Особенность игровой деятельности


Двуплановость

играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу

ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации

обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз

Направления реализации игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий


- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Функции игры


Социокультурное назначение игры

Игра - средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.

Функции игры


Функция межнациональной коммуникации

Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функции игры


Самореализация через игру

Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.

Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Функции игры


Коммуникативная функция игры

Игра - деятельность коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.

Функции игры


Диагностическая функция игры

Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».

Функции игры


Игротерапевтическая функция игры

Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Способы мотивации, используемые при реализации игровой деятельности


мотивы общения

учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей

моральные мотивы

в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям

познавательные мотивы

каждая игра имеет близкий результат, стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели

по характеру педагогического процесса

по виду деятельности

- физические;

- интеллектуальные;

- трудовые;

- социальные;

- психологические

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

по методу организации

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- деловые;

- имитационные

по характеру игровой методики

- игры с готовыми «жёсткими» правилами;

- игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

- игры, в которых присутствует и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу

по игровой среде

- игры с предметами и без предметов;

- настольные;

- комнатные;

- уличные;

- на местности;

- компьютерные;

- с ТСО;

- с различными средствами передвижения

по форме организации

- игры-празднества, игровые праздники;

- игровой фольклор;

- театральные игровые действия;

- игровые тренинги и упражнения;

- игровые анкеты, вопросники, тесты;

- эстрадные игровые импровизации;

- соревнования, состязания, противоборства, соперничества;

- конкурсы, эстафеты, старты;

- свадебные обряды, игровые обычаи;

- мистификации, розыгрыши, сюрпризы;

- карнавалы, маскарады;

- игровые аукционы и т.д.

по спектру целевых ориентаций

- дидактические;

- воспитывающие;

- развивающие;

- социализирующие

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных деловых и групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.

Деловая игра – это педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и их групп принятию решения.

Деловая игра используется для:

- решения комплексных задач усвоения нового;

- закрепления материала;

- развития творческих способностей;

- формирования общеучебных умений;

- изучения учебного материала с различных позиций.

Деловая игра

На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.

Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Имитационные игры

Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации.

В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.

Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Операционные игры

Отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

Ролевые

игры

Разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Учащийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу.

«Деловой театр»

Близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Психодрама

и

социодрама

Этап подготовки

учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп)

разработка сценария

определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации, выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.

ввод в игру, ориентация участников и экспертов

Этап проведения

С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

процесс игры

- по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, эрудит, диагност, аналитик;

- по организационной позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор;

- по позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор;

- по методологической позиции: методолог, критик, методист, рефлексирующий, программист;

- по социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, отвергаемый.

различные типы групповых ролевых позиций участников

Этап анализа

выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов

обсуждение и оценка результатов игры

констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия, обращает внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета

подведение итогов педагогом

активная, деятельностная включенность в работу всех участников (коллективная мыследеятельность)

характерные черты

Рефлексия

- учащийся делает собственную деятельность объектом своего активного воздействия: он изменяет, совершенствует или заново выстраивает её;

- определяется соответствующий эффект данной формы игры, который рассматривается в трёх аспектах: познавательном, развитии мыслительных способностей и аспекте общепсихологического развития учащихся

основной акцент

- проигрывание игрового эпизода, обеспечивающего включённость участников в игру на эмоциональном и поведенческом уровнях;

- ввод участников в область причинно-следственных связей, посредством постановки вопросов;

- каждая группа выходит на фиксированные точки обсуждения

работа с группой

- содействовует проявлению анализирующей активности членов группы;

- помогает делать выводы, находить причинно-следственные связи, видеть новые проблемы;

- выполняет роль «пытливого исследователя», пытающегося понять вместе с членами группы суть только что проигранной ситуации

игротехник

- фиксирует проявления рефлексии у членов группы в ходе анализа проигранных ситуаций;

- активизирует проявление рефлексии у участников с позиции «критика», «наблюдателя», «эксперта»

ассистент игротехника

Подготовительная часть

Технология организации организационно-деятельностной игры

конструирование разыгрываемой ситуации

отработка плана действий

самоопределение учащихся

Игровое исполнение

Технология организации организационно-деятельностной игры

представление в ролевых схемах и сценарных заготовках педагога

установление правил взаимодействия по ходу игровых событий

борьба без правил за сохранение своей точки зрения, собственного интереса и целей

Аналитический разбор

Технология организации организационно-деятельностной игры

- позволяет уже не в игровой ситуации произвести анализ и критику исходных схем, их развертывание и обогащение;

- педагоги и учащиеся могут увидеть направления решения проблем, накопить опыт работы.

Финансово-экономические деловые игры


- подготовка учащихся к рыночной экономике: моделируются определённые управленческие, экономические, финансовые, бизнес-ситуации, в которых формируются умения анализировать их и принимать оптимальные решения

цель

введение собственной школьной валюты и активная деятельность банка, проводящего такие операции, как кредитование коммерческой деятельности фирм, проведение займов, введение личных лицевых счетов клиентов

финансовая сторона

моделирование организации производительной деятельности в значительном объёме и разнообразных формах: частный бизнес, малые предприятия, ко­операция, большой объём коммерческих услуг, торговля

экономическая сторона

Условия использования игровых технологий на учебном занятии


соответствие игры образовательным целям урока

доступность для учащихся данного возраста

умеренность в использовании игр на уроках

Использование игровых технологий на учебных занятиях


различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учащихся.


написать администратору сайта