чайковский история. Их именами названы улицы. Историческая личность, чьё имя увековечено в названии улицы
Скачать 1.26 Mb.
|
Основные произведения. ОПЕРЫ «Воевода» (1868) «Ундина» (1869) «Опричник» (1872) «Кузнец Вакула» (1874), 2-я ред. — «Черевички» (1885) «Евгений Онегин» (1878) «Орлеанская дева» (1879) «Мазепа» (1883) «Чародейка» (1887) «Пиковая дама» (1890) «Иоланта» (1891) БАЛЕТЫ «Лебединое озеро» (1876) «Спящая красавица» (1889) «Щелкунчик» (1892) МУЗЫКА К ТЕАТРАЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЯМ «Снегурочка» (1873) СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Первая симфония «Зимние грезы» (1866) Вторая симфония (1872, ок. ред. — 1879) Третья симфония (1875) Четвертая симфония (1877) «Манфред» (1885) Пятая симфония (1888) Шестая симфония — «Патетическая» (1893) УВЕРТЮРЫ-ФАНТАЗИИ «Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. — 1870, 3-я ред. — 1880) «Гамлет» (1888) ФАНТАЗИИ «Фатум» (1868) «Буря» (1873) «Франческа да Римини» (1876) УВЕРТЮРЫ (ВСЕГО 5) «Гроза» (1864) «1812 год» (1880) ДРУГИЕ СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА «Итальянское каприччио» (1880) «Серенада для струнного оркестра» (1880) «Воевода» — баллада (1891) 4 оркестровые сюиты (1879, 1883, 1884, 1887) ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ 3 концерта для фортепиано с оркестром (1875, 1880—1893, 1893) Концерт для скрипки с оркестром (1878) Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876) «Меланхолическая серенада» (1875) «Вальс-скерцо» (1877) ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 4 кантаты, в том числе «Москва» (1883) «Литургия Иоанна Златоуста» (1878) «Всенощное бдение» (1881) Хоры a cappella: «Соловушко», «Ночевала тучка золотая», «Вечер» и др, КАМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876) Фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882) «Воспоминание о Флоренции», струнный секстет (1892) ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Свыше 100, в том числе: Романс фа минор ор. 5, Вальс фа-диез минор ор 40, «Ната-вальс», «Думка», «Детский альбом» (24 легкие пьесы, 1878), «Времена года» (1876), Соната до-диез минор, Большая соната соль мажор, Шесть пьес ор. 19, Шесть пьес ор. 51, 18 пьес ор. 72. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СКРИПКИ С ФОРТЕПИАНО «Размышление», «Вальс-скерцо», «Мелодия» ор. 42 КАМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Свыше 100 романсов (ор. 6, 25, 27, 28, 38, 47, 54, 57, 60, 63, 65, 73) Шесть дуэтов ор. 46 Сочинения, учебники и переводы. Автобиография и музыкально-критические статьи Чайковский, Пётр Ильич. Дневники: биография (Автобиография) / ред. Т. Чугунова. — М.: Наш дом - L'Age d'Homme, 2000. — 297 с. — ISBN 5-89136-015-2. Чайковский, Пётр Ильич. Музыкальные фельетоны и заметки Петра Ильича Чайковского (1868-1876 г.) / с предисловием Г. А. Лароша. — М.: Высочайше утверждённое т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1898. — 391 с. Чайковский, Пётр Ильич. О программной музыке: Избранные отрывки из писем и статей / Сост., ред. и комм. И. Ф. Кунина. — М.-Л.: Музгиз, 1952. — 112 с. Учебники В 1872 году было опубликовано «Руководство к практическому изучению гармонии» Чайковского — первый русский учебник гармонии, написанный в помощь молодым композиторам. Чайковский был практиком, а не теоретиком музыки, и никогда не притязал на создание собственного учения о гармонии. В большей степени автора учебника волновало освоение западноевропейского знания о музыкальной гармонии, его ассимиляция в условиях зарождающегося русского «композиционно-технического» профессионализма. По этой причине учебник не содержит выстроенной системы научных понятий и какой-либо историографии гармонии, он имеет ярко выраженную дидактическую и практическую направленность. П. Чайковскій. Руководство къ практическому изученію гармоніи. Учебникъ (1872). — Изданіе шестое. — Москва, 1897. По просьбе протоиерея Д. В. Разумовского Чайковский переработал учебник с учётом потребностей образования церковных музыкантов. Пособие было опубликовано в 1875 году под названием «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России», которое также известно под сокращённым названием — «Краткий учебник гармонии». П. Чайковский. Краткий учебник гармонии (1875) // Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. — М.: Музгиз, 1957. — Т. III-A. Письма. Письма П. И. Чайковского являются одним из важнейших источников информации об обстоятельствах его жизни и творчества, его отношении к музыке, литературе, искусству и истории. В эпистолярное наследие композитора вошли выявленные и сохранённые около 5000 писем разным адресатам — комплекты многолетних переписок и отдельные письма. В числе обширных комплектов переписок — переписка с Н. Ф. фон Мекк, издателем П. И. Юргенсоном, композитором С. И. Танеевым и великим князем К. К. Романовым. П. Е. Вайдман писала, что «эти переписки очень разные по характеру. Содержание, степень откровенности данного письма зависят от адресата. Поэтому если сравнить письма, написанные в один день разным людям, можно найти существенные отличия в освещении одних и тех же событий или явлений. Достоверная интерпретация текстов, восстановление купюр — одна из проблем для этого богатейшего источника биографии композитора». Издания переписки с Н. Ф. фон Мекк Первое издание переписки, хранившейся главным образом в доме-музее в Клину, было осуществлено в 1934—1936 годах (1-й том — 276 писем (1876—1878 годы), 644 с., 1934 г.; 2-й том — 430 писем (1879—1881 годы), 678 с., 1935 г.; 3-й том — 497 писем (1882—1890 годы), 684 с., 1936 г.): Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк в 3 томах / Ред. и примеч. В. А. Жданова, Н. Т. Жегина. Оформл. А. А. Толоконникова. — М.-Л.: Academia (Mузыка. Труды Дома-музея П. И. Чайковского), 1934—1936. — 5300 экз. Ставшая библиографической редкостью переписка была переиздана в 2004 году: Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк: В 3 кн. — М.: Захаров, 2004. — 624+688+736 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8159-0393-0. Найденные в последнее время материалы позволили подготовить новое 4-томное издание переписки, в котором письма впервые публикуются без купюр: Чайковский П. И., фон Мекк Н. Ф. Переписка. 1876—1890. В 4 томах. — Челябинск: Music Production International (MPI). Издания переписки с П. И. Юргенсоном Первое издание переписки в двух томах было осуществлено издательством Музгиз (1-й том вышел в 1938 году, 2-й том — в 1952 году). В издание вошли 752 письма, причём письма Юргенсона по цензурным соображениям были напечатаны с купюрами или исключены из подборки. Московское музыкальное издательство П. Юргенсон под общей редакцией П. Е. Вайдман выпустило новое издание переписки, в котором полностью напечатаны более 1200 писем: Переписка. П. И. Чайковский. П. И. Юргенсон. В двух томах. Том 1: 1866—1885. — М.: П. Юргенсон, 2011. — 688 с. Переписка. П. И. Чайковский. П. И. Юргенсон. В двух томах. Том 2: 1886—1893. — М.: П. Юргенсон, 2013. — 664 с. Другие издания Соколов В. С. Письма П. И. Чайковского без купюр: Неизвестные страницы эпистолярии // Пётр Ильич Чайковский. Забытое и новое: Альманах / Сост. П. Е. Вайдман и Г. И. Белонович. — Вып. 1. — М.: ИИФ «Мир и культура», 1995. — С. 118—134. Чайковский П. И. Письма к родным (1850—1879). — М.: Музгиз, 1940. — Т. 1. Чайковский П. И. Литературные произведения и переписка. TТ. II, III, V—XVII. М., 1953—1981 (тома I, IV не опубликованы). Память. Жизнь Чайковского, завершившаяся так трагически внезапно, на пике творчества, и сегодня вызывает ту же горечь утраты, которую испытали современники при известии о смерти композитора. Об этом свидетельствует и один из многочисленных некрологов в русской и мировой прессе, опубликованный через два дня после смерти Чайковского в «Театральной газете». Некролог без подписи, предположительно, принадлежит Г.А. Ларошу: «С глубочайшей скорбью вносим мы на страницы нашего издания, посвященного искусству, страшную весть о неожиданной, налетевшей как слепая, бешеная гроза, кончине одного из гениальных служителей искусства — Петра Ильича Чайковского. Он умер после болезни… в цвете лет.., полный великих мыслей чудных планов, широких надежд… Под впечатлением невыразимо тягостных чувств, мы ограничимся сегодня только этими немногими словами… Скоро будем говорить подробно о том, кого в настоящую минуту оплакивает вся России…». Литература. 1. Альшванг А. А. П. И. Чайковский. М, 1970. 2. Асафьев Б. В. О направленности формы у Чайковского //Асафьев Б, В. Избранные труды. В 6-ти т. М., 1954. Т. 2. 3. Ауэрбах Л. Д. Трио Чайковского «Памяти великого художника», М., 1976, 4. Глазунов А. К. Мое знакомство с Чайковским // Воспоминания о П. И. Чайковском. Ред. В. В. Протопопов, сост.: Е. Е. Бортникова, К- Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина, 2-е изд. М., 1973. 5. Гнесин М. Ф. О русском симфонизме// Сов. музыка, 1948, № 6. 6. Костарев В. П. Строение и тематическое развитие в сонатных разработках произведений П.И. Чайковского. Канд. дис. искусствоведения. Л., 1973, 7. Лаврентьева И. В. Вариантность и вариантная форма в песенных циклах Шуберта //От Люлли до наших дней. М., 1967. 8. Ливанова Т. Н. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков. М.; Л., 1951. 9. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М., 1967. 10. Мазель Л. А, О мелодии. М., 1952. 11. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. 3-е изд. М., 1986. 12. Назайкинский Е.'В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. 13. Николаева Н. С. Симфонии П. И. Чайковского. М., 1958. 14. Поплавский Ю. И, Последний день П. И. Чайковского в Клину // Воспоминания о П. И. Чайковском. Ред. В. В. Протопопов, сост.: Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. 2-е изд. М., 1973. 15. Протопопов В. В. Вариации в русской классической опере. М., 1957. 16. Протопопов В. В. вариационные процессы в музыкальной форме. М., 1967. 17. Ройтерштейн М. И. О единстве сонатного цикла П. И. Чайковского. Канд. дис. искусствоведения. Л, 1970. 18. Скребков С. С. Анализ музыкальных произведений. М., 1958. 19. Скребков С. С. Симфоническая полифония Чайковского//Скребков С. С. Избр. статьи. Ред.-сост. Д. А. Арутюнов. М., 1980. 20. Сосновцев Б. А. Вариантная форма // Научно-методические записки. Саратов, 1957. 21. Способин И. В. Музыкальная форма. 6-е изд. М., 1980. 22. Тюлин Ю. Н. Произведения Чайковского. Структурный анализ. М., 1973. 23. Хессин А. Б. Встреча с Чайковским //Воспоминания о П И. Чайковском. Ред. В. В, Протопопов, сост.: Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. 2-е изд. М., 1973. 24. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983. 25. Хохлов Ю. Н. Оркестровые сюиты Чайковского. М., 1961. 26. Цуккерман В. А. «Камаринская* Глинки и ее традиции в русской музыке. М., 1957. 27. Цуккерман В. А. Выразительные средства лирики Чайковского. М., 1971. 28. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений//Вариационная форма. М., 1974. 29. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. М., 1980. 30. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. М., 1983. 31. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии. М., 1988. Ч. 1. 32. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Рондо в русской музыке. М., 1990. Ч. 2. 33. Чайковский М, И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х т. М.; Лейпциг, 1901 — 1903. 34. Чайковский П. И. Поли, собр, соч. Литературные произведения и переписка. 1959. Т. 5. 35. Чайковский П. И. Поли. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М., 1961. Т. 6. 36. Чайковский П. И. Поли. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М.,.1962. Т, 7. 37. Чайковский П. И. Поли. собр. соч. Литературные произведения и переписка. Мм 1963. Т. 8. Ссылки. |