3 Иконопись Древней Руси. Иконопись древней руси
Скачать 26.1 Kb.
|
ИКО́НОПИСЬ ДРЕ́ВНЕЙ РУСИ́ Изобразительное искусство Древней Руси XI-XIII веков, создававшееся в рамках православной церкви. Икона – от греческого, образ. Русская иконопись – это христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в 10 веке после Крещения Руси. Иконопись являлась ядром древнерусской культуры вплоть до 17 века, когда она была вытеснена светскими видами искусства. От Византии изобразительное искусство Киевской Руси восприняло не только украшение храмов, но и иконопись. Все иконы, написанные в Византийских традициях, имеют следующие черты – плоскостность изображения, в жестком линейном контуре фигур, в благородстве ликов с миндалевидным разрезом глаз, тонким прямым носом, маленьким изящным ртом и отрешенным взглядом, как бы в себя. Соотношение золотисто-желтые, вишневые и синие тона на золотом фоне. В России (как и в Византии) иконы выполнялись первоначально в технике энкаустики или темперы. (Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — искусство выжигания — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианскиеиконы.) Иконопись Древней Руси была священна. Весь процесс творчества подчинялся строгим каноническим предписаниям. Древнерусская иконопись подчинялась законам не только в самой технике изображения, но и в выборе материала для него. Устоявшиеся традиционно приемы применялись и в методе подготовки поверхности под изображение, составе грунта, технологии приготовления красок. Иконопись Древней Руси предполагала и обязательную последовательность письма. Написание изображений осуществлялось красками, связующим компонентом которых являлась темпера (водная эмульсия с яичным желтком). В качестве основы, как правило, применяли деревянные доски. Подготовка доски к написанию была достаточно длительной и трудоемкой. Выбирали бревно с очень крепким внутренним слоем. Изготовлением досок для икон занимались деревщики (древоделы), сами иконописцы делали это очень редко. Иконы небольшого размера писались на одной доске. Для крупных изображений использовали несколько досок, соединенных друг с другом. На лицевой части доски вырезалось срединное углубление (ковчег). Он создавал некое подобие окна. По краям при этом образовывалась рама (поля). По характеру крепления досок, глубине ковчега, ширине полей часто можно определить место и время изготовления доски. На древних иконах (11-12 веков) ковчег, как правило, делали глубокий, а поля широкие. Позднее доски делали с узкими полями. Начиная с 14 века можно встретить иконы и без полей. Грунтом служил левкас. Это смесь алебастра или мела с рыбьим (осетровым) клеем. Доска несколько раз промазывалась клеем (жидким и горячим), затем на нее наносили паволоку (ткань), притирая ладонью. Левкас наносился после высыхания паволоки. Грунт накладывали несколькими слоями. Его поверхность тщательно выравнивали, иногда шлифовали. В некоторых случаях наносился рельеф. Изображение наносилось на подготовленную поверхность грунта. Иконопись Древней Руси предполагала поэтапное нанесение рисунка. Золочение (поля иконы, свет, венцы, складки одежды) Доличное письмо (одежды,строения, животные, пейзаж) Написание лика проолифливание Сначала легкими касаниями мягкого угля из березовых веток прорисовывалось первое изображение. Вторая прорисовка, более детальная осуществлялась краской (коричневой или черной). Иногда мастера использовали «прописи», полученные с икон, служивших образцами. Таким образом воспроизводилось изображение. Затем начинали письмо. На первом этапе осуществлялось «озолочение» всех необходимых деталей, затем производилось «доличное» письмо (писались строения, одежды, пейзаж). Изображение ликов выполнялось на заключительном этапе. Строгая последовательность была и в работе с красками. Написание икон осуществлялось согласно руководствам («подлинникам»). В них содержалась информация о технологии письма того или другого образа. Необходимо отметить, что по своей внутренней и внешней организации икона является весьма сложным произведением искусства. Однако в 19 веке к иконописцам относились как к художникам второго сорта, считая при этом икону примитивом. Древних мастеров обвиняли в незнании приемов создания прямой перспективы и анатомии человека. Вместе с этим икона является результатом виртуозной техники и высокой культуры изображения. Использование темперной живописи требовало особых умений, которые постигались на протяжении долгих лет обучения. В Киевскую Русь завозилось много греческих икон, служивших образцами для русских иконописцев. К сожалению, сохранился лишь один памятник константинопольского письма, происходящий из Киева. Это знаменитая икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Согласно свидетельству летописи она была привезена в Киев из Константинополя и увезена в 1155 году Андреем Боголюбским во Владимир, где хранилась в Успенском соборе. В 1395 году ее отправили в Москву, и здесь она вскоре превратилась в своеобразный палладиум Русского государства. Эта икона, исключительная по своему художественному качеству, наглядно свидетельствует, что Древняя Русь была знакома с самыми выдающимися образцами византийской иконописи. Лучшие образцы считались написанными самим Богом. Поэтому имен иконописцев сохранилось очень мало. Иконописцы Древней Руси воспринимали письмо как акт общения с иным миром. Это требовало физического и духовного очищения. О мастерах древности до наших дней дошли скудные сведения. Однако страницы исторических свидетельств, поля и обороты икон, стены храмов хранят имена древних иконописцев. Среди них следует назвать монаха Алимпия, его современников Стефана, Гаги, Сежира, Радко. Киевская школа иконописи, унаследовала от Византии иконографию и систему расположения сюжетов. Первый русский иконописец – Алимпий, инок Киево-Печерского монастыря (11-12 век). Каноны иконописи Д.Руси: Применяли ТЕМПЕРУ (краска на основе яичного желтка) У каждого цвета было свое значение. Цвета никогда не смешивались. Чаще всего иконы писали на деревянных досках из ели, липы, сосны, лиственницы. Фигуры изображались плоскими и неподвижными, использовалась особая система изображения пространства (обратная перспектива) Вневременное изображение Фигуры не отбрасывают теней Изображение нимба (свечения вокруг головы) Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались вместо образца древними иконами, либо иконописными подлинниками. Канон – свод положений, норм, правил. Новгород * Икона «Апостолы Петр и Павел» (середина XI века. Новгород) – * Икона «Успение» - сложна по иконографическому составу (архангел Михаил с душой Богородицы, прилетевшие на облаках 12 апостолов и 4 парящих ангела). Очень интересна психологическая выразительность отдельных ликов. Особое внимание привлекает к себе голова апостола, склонившегося над Марией и внимательно заглядывающего в ее лицо. * Икона «Георгий» (30–40-е годы XII века. Москва) * Двусторонняя выносная икона «Спас Нерукотворный» (вторая половина XII века. Москва) * Икона «Ангел Златые власы» (вторая половина XII века Санкт-Петербург) * Икона «Богоматерь Умиление» (начало XIII века. Успенский собор в Московском Кремле) – поля иконы украшены медальонами с пророками. Пестрая цветовая гамма. Печальное лицо Марии придает оттенок задушевности, который так характерен для русских икон. * Икона «Николай Чудотворец» (начало XIII века, Москва) – вокруг Николая, на краях иконы изображены Этимасия («Престол уготованный») и фигуры святых Кузьмы, Дамиана, Бориса, Глеба, Флора, Лавра, Параскевы, Евдокии, Фетинии и Анастасии (излюбленных Новгородских святых). На лике Николая лежит печать глубокой мысли. Владимир * Икона «Богоматерь Боголюбская» (ок. 1158–1174 гг., Владимир) – Связана с именем великого князя Андрея Боголюбского, написана по его заказу. Согласно легенде, создана в память видению Андрея в 1158 году. Мария здесь выступает заступницей за род человеческий. *Икона «Дмитрий Солунский» (конец XII в. Москва)- Художник хотел подчеркнуть душевную стойкость воителя и его бесстрашие. Его фигура полна силы, чувствуется огромная внутренняя собранность. Это древнерусский воинский идеал. Ярославль *Икона «Богоматерь Великая Панагия» (первая треть XIII в. Москва) – Оранта – Божья матерь с медальоном Спаса Эммануила на груди, юный Христос Благословляет всех. *Икона «Спас» (середина XIII в. Ярославль) *Икона «Архангел Михаил» (конец XIII в. Москва) |