Главная страница

Гомер «Илиада» анализ песен 3 и 22. Илиада. Песнь третьяКлятвы. Смотр со стены. Единоборство Александра и Менелая


Скачать 22.58 Kb.
НазваниеИлиада. Песнь третьяКлятвы. Смотр со стены. Единоборство Александра и Менелая
Дата12.04.2023
Размер22.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГомер «Илиада» анализ песен 3 и 22.docx
ТипАнализ
#1055904

«Илиада». Песнь третья«Клятвы. Смотр со стены. Единоборство Александра и Менелая»

Анализ

1.Краткий пересказ содержания

Построенные воинства сходятся, трояне с криком, ахеяне тихо. Но до начала сражения Парис вызывает на единоборство храбрейших из ахеян. Выходит Менелай, аустрашенный Парис отступает. Однако, порицаемый Гектором, он решается на битву, которая должна былаположить конец брани. Гектор объявляет условия боя: победитель останется обладателем Елены и сокровищ, с нею похищенных. Менелай, соглашается,нотребует, чтобы договор был освящен присутствием Приама. Воины с обеих сторон слагают оружия и начинают приготовлять

жертвоприношения. В это времяЕлена, Иридою извещеннаяо битвеПариса с Менелаем, поднимаетсяна Скейскуюбашню, откуда был вид на поле. Троянские старейшины, собравшиеся

там же, удивляются ее красоте. Приам ее расспрашивает, а она ему указывает и называет

ахейских вождей: Агамемнона, Одиссея, Аякса, Идоменея. Елена ищет в воинстве и братьев своих Диоскуридов, но не находит. Приам приезжает к воинству, сопровождаемый Антенором. Договор единоборства освящается жертвоприношением, которое совершается с обрядами и обыкновениями древности. Приам возвращается в Трою.Гектор с Одиссеем измеряет место для битвы, бросает жребий, кому прежде начать ее. Парис и Менелай вооружаются ивыходят.

Начинается битва между Менелаем и Парисом. Менелай побеждает Париса и тащит его за шлем к ахейскому войску. Но Афродита вдруг уносит Париса домой. Богиня зовёт Елену иоставляет Париса с Еленой в спальне.Тем временем Агамемнон приказывает, ввиду поражения Париса, выполнить условия поединка и вернуть Елену ахейцам.

2.Признаки эпического произведения

2.1Единство мира

В поэме «Илиада» мир представлен единым и неделимым. Это единство передается через переплетение мира богов и людей. Люди обращаются за помощью и советом к богам. Боги

наблюдали за людьми иразрешалиихспоры.275 Царь Агамемнон воззвал, с воздеянием дланей моляся:«Мощный Зевс, обладающий с Иды, преславный, великий!Гелиос, видящий все и слышащий все в поднебесной!Реки, земля и вы, что в подземной обители душиОных караете смертных, которые ложно клянутся!280 Будьте свидетели вы и храните нам клятвы святые:

Если Парис Приамид поразит Менелая Атрида,Он и Елену в дому, и сокровища все да удержит;Мы ж от троянской земли отплывем на судах мореходных.Боги часто вмешивались в жизнь людей.Сюжетное движение определяется необходимостью, лежащей вне характера изображаемых героев, волею богов, «судьбою».380 Медным копьем; но Киприда его от очей, как богиня,Вдруг похищает и, облаком темным покрывши, любимцаВ ложницу вводит, в чертог, благовония сладкого полный;Боги Гомера очеловечены: им приписан не только человеческий облик, но и человеческие страсти, эпос индивидуализирует божественные характеры так же ярко, как человеческие.Также богинаделены многочисленными отрицательными чертами: они

мелочны, капризны, жестоки, несправедливы. Боги уподобляются людям, создается синкретичная картина мира, характерная эпическому произведению.

2.2Эпические герои

Гектор–один из любимых героев Гомера, он разумен и миролюбив. Гектор и Одиссей не надеются на богов, поэтому Гектору присущ страх, но этот страх не влияет на его поступки, так как Гектор обладает эпической доблестью, включающей в себя эпический стыд. Он чувствует ответственность перед защищаемым народом.

ОбразАгамемнона не совсем положительный –царь несправедливый,бездушный. Ахилл называет его «царь-пожиратель народа». К врагам он относится с удивительной жестокостью.

Идеальный герой –Одиссей, многогранный, яркий характер: умен, хитроумен,

красноречив, многотерпелив, обладает умением найти выход из любого безвыходного

положения, найти подход к любому человеку, оптимизмом, стойкостью, он не падает духом никогда.

2.3Развитие действия

В поэме широко использован приемведения рассказа во многих планах, причем

каждый план расчленяется на части, и затем части разных планов последовательно подаются. Быстрый темп рассказа сменяется медленным, повествование –с искусно

скомпонованными речами и диалогами. Сюжетный интерес к целому отступает на задний план

описанием отдельнойчасти,–отсюда драматическая напряженность некоторых моментов. Речь богато расцвечена эпитетами, метафорами и «гомеровскими» сравнениями, из которых многие являются традиционными и восходят к глубокой древности.

2.4Примеры детальных описаний

325 Взор отвратив, сотрясает, и выпрянул жребий Париса.Воины быстро уселись рядами, где каждый оставилКоней своих звуконогих и пестрые ратные сбруи.Тою порой вкруг рамен покрывался оружием пышнымЮный герой Александр, супруг лепокудрой Елены.330 И сперва наложил он на белые ноги поножи Пышные, кои серебряной плотно смыкались наглезной;

Перси кругом защищая, надел медяные латы,Брата Ликаона славный доспех, и ему соразмерный;Сверху на рамо набросил ремень и меч среброгвоздный335 С медяным клинком; и щит захватил, и огромный и крепкий;Шлем на могучую голову ярко блестящий надвинул

С гривою конскою; гребень ужасный над ним волновался;Тяжкое поднял копье, но которое было споручно.Так и Атрид Менелайпокрывался оружием, храбрый.340 И едва лишь каждый в дружине своей воружился,Оба они аргивян и троян на средину выходятС грозно блестящими взорами; ужас смотрящих объемлет Конников храбрых троян и красивопоножных данаев.

Близко герои сошлись и на месте измеренном стали,345 Копья в руках потрясая, свирепствуя друг против друга.Первый герой Александр послал длиннотенную пикуИ ударил жестоко противника в щит круговидный;Но -не проникнуло меди, согнулось копейное жалоВ твердом щите. И воздвигся второй с занесенною пикой

3.Особенности гомеровского эпоса

3.1Формульные стихи

В числе основных художественных приемов Гомера обычно называют такие формульные стихи.

Эти приемы преподносят уСтоявшиеся выражения, представляющие типические ситуации в описании битв, пиров, собраний и т.д.

Примеры:

Песнь 1, 333 –«Их в своем сердце он понял и к посланным так обратился»

Песнь 4, 74 –«Бросилась быстро Афина с высокой вершины Олимпа»

Песнь 5, 562 –«Выступил он из рядов, облеченный сияющей медью»

Песнь 8, 446 –«Мыслью в сердца их проник и так обратился к богиням»

3.2Сравнения

Сравнение –этотрадиционный прием народной песни, но в эпосеГомера

оно служит для введения материала, не находящего себе места в обычном ходе повествования.

Пример:

Так лишь на битву построились оба народа с вождями,

Трои сыны устремляются, с говором, с криком, как птицы:

Крик таков журавлей раздается под небом высоким,

Если, избегнув и зимних бурь, и дождей бесконечных,

5 С криком стадами летят через быстрый поток Океана,

Бранью грозя и убийством мужам малорослым, пигмеям,

С яростью страшной на коих с воздушных высот нападают.

Но подходили в безмолвии, боем дыша, аргивяне,

Духом единым пылая -стоять одному за другого.

10 Словно туман над вершинами горными Нот разливает,

Пастырям стад нежеланный, но вор

у способнейший ночи:

Видно сквозь оный не дальше, как падает брошенный камень, -

Так из-под стоп их прах, подымаяся мрачный, крутился

Вслед за идущими; быстро они проходили долину.

30 Но лишь увидел его Приамид, Александр боговидный,

Между передних блеснувшего, сердце его задрожало;

Быстро он к сонму друзей отступил, избегающий смерти.

Словно как путник, увидев дракона в ущелиях горных,

Прядает вспять и от ужаса члена

ми всеми трепещет.220 Счел бы его ты разгневанным мужем или скудоумным.

Но когда издавал он голос могучий из персей,

Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись!

Нет, не дерзнул бы никто с Одиссеем стязаться словами;

Мы не дивились тогда Одиссееву прежнему виду".

3.3Многокоренные эпитеты

1)Звуконогие кони

2)ЛепокудраяЕлена

3)Соразмерный доспех

4)Меч среброгвоздный

5)Красивопоножные данаи

6 Длиннотенная пика

7)Щит круговидный
Илиада. Песнь 22. Анализ.

В этой песне раскрывается сюжет одного из самых ярких, на мой взгляд, событий Илиады ­­– битвы Ахиллеса и Гектора. Долго умоляли родители троянского воина не идти в бой с могущественным Ахиллесом. Однако не мог он поступить иначе, ведь что же тогда подумает о нем народ?

"Гражданин самый последний может сказать в Илионе: 
- Гектор народ погубил, на свою понадеявшись силу! - 
Так илионяне скажут. Стократ благороднее будет 
Противостать и, Пелеева сына убив, возвратиться 
Или в сражении с ним перед Троею славно погибнуть! "

Чувство страха, одолевшее Гектора, заставило его бежать от Ахиллеса. После трех кругов гонений. Боги, наблюдающие за происходящим, решают что-то делать. Зевс изъ­яв­ля­ет состра­да­ние об Гек­то­ре; Афи­на него­ду­ет и, по воле отца, нис­хо­дит с Олим­па, чтобы участ­во­вать в бит­ве геро­ев.  Когда оба они уже в чет­вер­тый раз при­бе­жа­ли к клю­чам Ска­манд­ра, Зевс пола­га­ет на весы их жре­бии: Гек­то­р пре­кло­ня­ет­ся, Апол­лон остав­ля­ет его. Афина явля­ет­ся Ахил­ле­су, одоб­ря­ет его и сама, под видом Деи­фо­ба, бра­та Гек­то­ро­ва, явив­шись и ему, ковар­но убеж­да­ет сра­зить­ся с Ахил­ле­сом. Таким обра­зом, герои схо­дят­ся к еди­но­бор­ству; Гек­тор пред­ла­га­ет усло­вия, Ахил­лес гор­до отвер­га­ет их. Оба с рав­ным оже­сто­че­ни­ем сра­жа­ют­ся. Гек­тор, поте­ряв копье и видя, что жесто­ко обма­нут Афи­ной, отча­ян­но напа­да­ет с мечом, но Ахил­лес прон­за­ет его копьем. Гек­тор, пав, про­сит погре­бе­ния, но отри­ну­тый, пред­ска­зы­ва­ет Ахил­ле­су близ­кую смерть и испус­ка­ет дух. Ахил­лес обна­жа­ет его, пре­да­ет вои­нам на пору­га­ние и, нако­нец, при­вя­зав к колес­ни­це, увле­ка­ет в стан, оставляя весь город оплакивать любимого героя Гектора.

Размером, характерным для гомеровских поэм, является гекзаметр (шестистопный дактиль).

В "Илиаде" мир - это нечто неделимое, единое целое. Миры богов и людей связаны друг с другом: боги наблюдают за людьми, решают конфликты и споры, а люди, в свою очередь, обращаются за помощью и советом.

Нельзя не заметить, как точно очеловечены боги в поэме. И речь не только об их облике. Им присущи положительные и отрицательные черты: мудрость, благородность, рассудительность, храбрость, но в то же время, они капризны, жестоки, мелочны и даже несправедливы. Словно люди. Ведь главная особенность нас заключается в том, что в нашем внутреннем мире всегда будет обитать добро и зло, черное и белое, две противоположности. И только нам решать, чего излучать больше.

Эпический герой.

Идеальный гомеровский герой. Не просто сильный и храбрый воин, но и идеальный муж, отец и сын. Он любит свою родину и защищает ее. По описанию ясно сразу - это Гектор, сын царя Трои Приама, отца пятидесяти сыновей и пятидесяти дочерей. Муж Андромахи, дочери Гетиона, царя Фив, убитого Ахиллесам. В «Илиаде» Гектору сопутствуют эпитеты «великий», «блистательный», «броне-блещущий», «шлемоблещущий». Он — главный защитник Трои, осажденной ахейцами, руководимыми Менелаем и Агамемнонам.

Гектор разумен и миролюбив.

не надеется на богов, поэтому Гектору присущ страх, но этот страх не

влияет на его  поступки,  так  как  Гектор  обладает  эпической  доблестью,  включающей  в  себя эпический стыд. Он чувствует ответственность перед защищаемым народом.

 

Примером подробной детализации служит отрывок 3 песни 325-345, где описывается момент снаряжения Париса перед поединком с Менелаем за лепокудрую Елену.  Поножи, латы, на рамо набросил ремень и меч, щит захватил, шлем надвинул, тяжкое поднял копье. Такой прием придает не только красочности к этому эпизоду, но и позволяет нам почувствовать, что скоро наступит апогей события.

Особое место в "Илиаде" занимают формульные стихи (неоднократно повторяющиеся на протяжении всего повествования). Обычно они появляются в типичных ситуациях описаниях пира, жертвоприношений, снаряжения и спуска корабля, начала поединка. Стремление к типизации, характерное для гомеровских поэм, является особенностью народной поэзии и проявляется очень широко. Например, типизация отражается в постоянных эпитетах, появление которых совершенно не влияют на ситуацию. На берегу корабли остаются "быстрыми", а Ахилл, даже сидя в шатре остается «быстроногим»,

 Иногда типические художественные средства переосмысляются и начинают жить новой жизнью в нарушение традиции. Так, в сцене поединка Ахилла и Гектора варьируются два из 46 эпитетов Ахилла — «быстроногий» и «божественный». Проворство «быстроногого» Ахилла, преследующего Гектора, сравнивается с проворством охотничьего пса, догоняющего оленя. Но из следующего сравнения слушателям может показаться, что Ахилл не в силах одолеть противника:

Словно во сне человек изловить человека не может,
Сей убежать, а другой уловить напрягается тщетно — 
Так и герои, ни сей не догонит, ни тот не уходит.
(«Илиада», кн. 22, ст. 199—201)

Но вот на помощь Ахиллу приходит Аполлон, и герой наделяется эпитетом «божественный». Однако пущенное Ахиллом копье не достигает цели, и эпитет «богоподобный» в обращении Гектора к Ахиллу приобретает ироническое значение. Но Ахилл одолел противника. Теперь он вновь назван «божественным». А в заключении, когда сам Ахилл объявляет о своей победе над Гектором, оба его постоянных эпитета с полным основанием поставлены рядом.

Сравнения Гомера часто содержат развернутые картины природы, причем картины природы привлекаются здесь для объяснения, толкования человеческой жизни. Рассматривая эти сравнения, предполагается единство стиля и мировоззрения. С точки зрения мировоззрения, гомеровские сравнения исходят из непосредственного констатирования природной жизни; с точки зрения стиля, они являются прообразами, объясняющими человеческую жизнь, и принципом ее толкования.

а)Метеорологические сравнения. Очень часты у Гомера сравнения военных действий с явлениями метеорологическими и, прежде всего, с ветрами, тучами, бурей, грозой и вообще ненастьем. Примеры

а) метеорологические сравнения: военные действия сравниваются с метеорологическими явлениями (ветрами, тучами, бурей, грозой, вообще ненастьем)

Так же... как ветры Борей и Зефир, что из Фракии дуют далекой;

Сразу они налетают, и черные волны горами

Вверх поднимаются....

Так же и дух разрывался в груди меднолатых ахейцев.

Примерами кратких сравнений могут являться следующие места: герой сравнивается с бурей и ливнем; движение коней – с ветрами; пыль – с облаками или бурным ветром; речь Одиссея – со снежной бурей; оружие – с молнией и др.

б)Сравнения с огнем. Второй большой отдел гомеровских сравнений относится к сфере огня, причем Гомер особенно любит огонь в движении, где-нибудь на горе или в лесу. Примеры

Как на вершинах горы истребитель-огонь сожигает

Лес беспредельно великий и заревом блещет далеко,

Так в проходивших войсках от чудесно сверкающей меди

Блещущий свет доходил по эфиру до самого неба.

в)Сравнения с водной стихией. Прочитаем несколько сравнений из третьей области, излюбленной у Гомера. Это сфера водной стихии и в особенности моря. Сильные, энергичные, очень динамичные образы. Примеры

Встал, всколебался народ, как огромные волны морские

Понта Икарского...

г)Многочисленны и разнообразны у Гомера сравнения со световыми явлениями. Так, Афина и Диомед появляются, как звезды. Ахилл появляется в виде всесветлой осенней звезды, а копье Ахилла тоже сияет, как вечерняя звезда. Встречаются сравнения из области разных явлений на земной поверхности. Таково роскошное сравнение Гектора с горным обвалом, с падением огромного камня с утеса вследствие размыва.

д) сравнения с земной поверхностью: Гектор = горный обвал.

е) сравнения с растениями: (сражение = жатва или гибель посева).

В Лит-ре не раз отмечалось: Гомер почти не знает цветов. Зато много сравнений с деревьями: Гектор падает в пыль, как дуб под ударом молнии.

Итог: нет никакого одушевления природы, картины природы состоят просто из ряда случаев природной жизни (лесной пожар, налет бури).

 


написать администратору сайта