Илюхина В. А. И 49 Письмо с "секретом" (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся)
Скачать 3.82 Mb.
|
Упражнения 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 19 Упражнения 1— 7 дети приучаются писать в такт, по команде. Такт для пишущей руки значит то же самое, что и для танцующей ноги. Строгий размер в движении — вот вся тайна красивого и быстрого письма. Кроме того, эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с ОДНОГО раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренируют память. Все вышеуказанные упражнения пишутся без отрыва руки от тетради. При этих упражнениях не нужно слишком спешить: чем основательнее они будут пройдены, тем вернее и быстрее пойдет дело потом. Пусть подсчитает каждый учитель-практик, сколько он за три года теряет времени, постоянно поправляя детей, не умеющих правильно сидеть при письме. А поправки эти он делает мимоходом, поэтому они не производят должного впечатления и повторяются беспрестанно. Начиная урок письма, я ввожу детей в мир сказки. Мы входим в удивительное королевство “Буквоград”. В нем есть королева “и” и король “И”, есть их придворные — 12 букв. Есть в королевстве и удивительные танцовщицы (л, м, я). Приглашают король с королевой всех моих ребят в удивительное путешествие по своему королевству. Но... вместе с нами туда попадает и Незнайка, который постоянно нас запутывает, сбивает! Однако дети — очень увлеченный народ, стремящийся к успеху, это стремление и помогает им исправлять все ошибки, допущенные Незнайкой. На первом уроке я знакомлю детей с прямыми наклонными линиями. — Дорогие ребята! Я вам сегодня подготовила очень красивое слово. Оно здесь, на доске за шторой. Хотите открою? — Да! — Вам нравится, как оно написано? Я очень старалась, выводила каждую букву (открываю штору, не глядя на доску), мне хотелось, чтоб оно было похоже на те кружева, переплетения, которые я вам сегодня показывала. - На доске аккуратно выведены прямые наклонные линии. — Там же нет слова? Там одни “палки”! — Почему нет? Как? Дети, что же случилось? Кто-то решил нам помешать. Наверное, это Незнайка! Он боится, что вы будете знать больше него! Только вот он не знал, что это не “палки”, а прямые наклонные линии, причем не простые, а волшебные, потому что они сейчас помогут вам прочитать то слово, которое я хотела вам предложить. И эти волшебные линии живут в своем дворце, который называется “рабочая строка”, королева и король в этом королевстве тоже есть. С ними мы познакомимся немного позднее. Так вот, у этого королевства есть две линеечки, верхняя и нижняя. Между ними и расположились волшебные линии. А слово они помогут мне восстановить сразу, как только я возьму в руки цветной мелок. — Беру мелок и, добавив к этим палочкам штрихи, получаю слово — 20 Эти волшебные линии, друзья, помогут нам с вами овладеть красивым письмом. Но для этого нам нужно позвать их к себе, подружиться с ними. Послушайте, как я это сделаю. Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаюсь по прямой наклонной линии до нижней линеечки рабочей строки, говорю и показываю на доске. — А теперь следующую давайте позовем вместе, хором! Далее подробно объясняю и показываю детям, что при написании каждой последующей линии все свое внимание надо сосредоточить на уже написанной линии и не заострять внимание на той, которая пишется. Данное условие помогает детям быстрее удержать верную параллель. В этот момент ввожу понятие “рельс”, как бы вскользь роняю слово “параллельные”. Вторым моментом на первом уроке является деление наклонной линии на две и три части. Объясняю детям, для чего это нам необходимо — Посмотрите на слово, написанное на доске. Видите, буквы могут соединяться на середине высоты букв, а могут и ниже, на одной третьей части от высоты. Для того чтобы у нас с вами получались красивые буквы и слова, мы поучимся делить линию на две и три части. — Выполнив на доске большую наклонную линию, прошу детей внимательно следить за моим вторым движением по ней и сказать мне дружно “Стоп!”, как только я достигну середины или одной третьей части. Дети, как правило, очень любят, когда у них просят помощи, и бывают в этот момент предельно внимательны. А потом я выполняю упражнение с ошибкой, громко проговаривая, как я делю наклонную линию. И тут же возглас: — Вера Алексеевна, вы ошиблись! Мы начинаем анализировать, в какой же третьей части ошибка: в верхней, нижней, средней? И как ее устранить. Обучение письму стараюсь не сводить к привитию механического навыка. Дети должны осознавать, какие движения требуются и как надо их выполнять, чтобы правильно написать определенную букву. Необходимо тщательно анализировать недостатки (в смысле техники письма), имеющиеся у детей при письме букв, выяснять причины этих недостатков и искать способы их преодоления. На втором уроке я очень подробно прорабатываю написание двух крючков и подвожу их к букве “и”. Это очень важный этап, потому что этот элемент (крючок) необходим при написании почти всех букв. На этом уроке рассказываю детям, как правильно написать крючок. И опять сказка. Сказка о прекрасной балерине, которая, посещая наше царство букв, очень любила танцевать. Вспоминаем о прекрасных балетных туфельках — пуантах. Затем из трех крючков, которые я пишу на доске очень крупно, мы выбираем тот, который больше всех похож на ножку балерины: 21 Почти безошибочно все указывают на второй крючок. Отрабатываю “ножку балерины” поэтапно. Проговариваем: “Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по прямой наклонной линии, выполняю поворот на месте”. Под диктовку прописываем несколько раз. Затем объясняю детям, как будем подниматься вверх (по крючку) до середины. Мы подошли к очень важному этапу — безотрывному письму. Необходимо сконцентрировать внимание на моменте соединения двух крючков между собой. Делаю это примерно следующим образом: — Ребята! Сейчас вы услышите большую тайну! И тот, кто внимательно будет слушать, узнает что-то очень важное! — Начинаю говорить очень загадочно. — Вчера очень поздно вечером кто-то тихо постучал в окошко. Посмотрела — никого! Вдруг опять раздался стук. Я спросила, кто там, и услышала тоненький голосок: “Вера Алексеевна, это я, Секретик! Я очень хочу подружиться с вашими детьми и помочь им научиться быстро и красиво писать. Но это получится у того, кто раз и навсегда подружится со мной. А чтобы со мной подружиться, достаточно, думая обо мне и не отрывая руки, продолжить от крючка прямую наклонную линию вверх”. Этот “подъем” важен для ребят еще и тем, что он помогает им удерживать нужную высоту букв и их параллельность. Если ученик приписывает один крючок к другому, то, как правило, параллельность он не выдерживает, так как не может рассчитать нужное расстояние при переносе ручки в пространстве. Я учу их при подъеме по “секрету” посмотреть на уже написанную прямую и постараться не отдаляться от нее. В данном случае ученики гораздо легче удерживают параллельность. Следующим этапом мы учимся прятать “секрет”, то есть, не отрывая руки, опускаться по наклонной линии вниз. 22 — Мы получили с вами два “рельса”. Как вы думаете, можно по таким рельсам отправиться в поездку? — Да! — Почему? — Они ровные, параллельные. — Верно! Посмотрите, что у нас получилось. “Шалашик”! В нем живет сказочный гномик, который всегда прячется от дождика в свой домик. Поэтому важно, чтобы при письме мы не разрушали с вами жилища гномиков. Давайте попробуем построить несколько таких “шалашиков”. Находим “шалашик” в словах, заранее написанных на доске. — Посмотрите, ребятки, в некоторых буквах еще и гнездышки для птенчиков есть! (к, а) А вот как проложить “рельс” к крючковой наклонной линии, чтобы получилась “дорога” в другом направлении, объясняют сами дети: “Надо выполнить поворот на месте, как и в первый раз, и подняться по крючку до середины”. (Принцип параллельности сохранять.) Проговариваем полностью написанное: — Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки; опускаюсь по прямой наклонной линии, выполняю поворот на месте, поднимаюсь по крючку до середины, пишу “секрет”, по “секрету” наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины. Это самая важная, самая главная буква, поэтому в королевстве буква “и” является королевой. Если имеется королева, должны быть и ее придворные. Вот они — Не глядя на доску, открываю ее. Там заранее написано 12 букв “и”. — Посмотрите, какие разные придворные у королевы. Все они похожи чем-то на нее, но у каждой придворной свое имя. Это и буквы “а”, “д”, “у” и другие. Необычные они, правда? — Так ведь это же всего одна буква “и”?! — Как?! Опять?! Опять кто-то в нашем царстве нарушил порядок? Не переживайте, дети, сейчас я возьму розовый мелок и все приведу в норму. Едва прикоснувшись к каждой букве “и”, я назову вам точные имена придворных королевы. 23 Кто из вас может назвать эти буквы? Молодцы! Ребята, если вы усвоите правильное написание буквы “и”, вам легко будет научиться писать третью часть всего алфавита. Вы видите сами, как много букв может получиться на ее основе. Итак: буква “и” состоит из двух параллелей. Одна параллель выстраивается сверху вниз, а вторая после поворота ручки на месте вправо до середины высоты буквы (можно чуть выше, все зависит от толщины стержня. Желательно использовать тонкий стержень). На третьем уроке отрабатываем написание буквы “и” маленькой и проводим разбор слова. Дети начинают понимать, что все буквы между собой мы будем соединять на середине их высоты, внизу почти везде будем выписывать “ножку балерины”. Но в наших словах встретятся буквы, когда элементы в них соединятся на 1/3 сверху или снизу, встретятся овалы (когда мы будем задерживаться на строке). Находим в слове (пусть они даже не прочитают слово) “НАСТУПИЛА” место соединения букв, отмечаем их черточкой, в “шалашиках” расставляем точки — находим домики гномиков. Сразу учу эту работу выполнять последовательно, внимательно анализируя все элементы. При написании слова проговариваю каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы — прямая наклонная линия, поворот на месте, крючок до середины, “секрет” — встречаются часто и дети его уже усвоили! На четвертом уроке знакомлю с написанием букв “а, о”. Каждый последующий урок — новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети “отправляются в поиск” самостоятельно. Анализируя написанную в прописи букву, они сами объясняют мне ее написание 24 Спустя неделю после начала учебы дети могут проговорить мне целый слог! Слушая свою речь, они норой сами не верят, что могут произносить такой длинный монолог. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Это ли не успех! В процессе обучения письму дети учатся сравнивать написание букв, находить одинаковые элементы, производить точные расчеты. Моим детям совсем не трудно перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой. Этот процесс — огромная радость, и проходит он совершенно безболезненно. Точный математический расчет в самой букве помогает им сохранить написание буквы и без верхней опорной линии. Работа по системе Л.В. Занкова позволяет закончить букварный период в конце первой четверти. 25 Некоторые решат, что, давая определенную формулу письма, я заглушаю индивидуальные особенности ребенка. Да, на первых порах письмо детей похоже (причем с хорошей стороны), помимо опрятности и аккуратности в выполнении оно несет и высокую грамотность. (Дети первого класса в конце сентября владеют навыком безошибочного списывания печатного текста, а скорость письма в конце ноября у них 30 — 40 слов). Что же касается проявления индивидуальности, личности — все это, на мой взгляд, присутствует. Ниже приведены работы детей первого класса, выполненные в середине октября (первый образец написан учителем, далее каждый из учеников поочередно повторил образец учителя на отдельной строке) и образцы каллиграфии двух учащихся восьмого класса Юлии Адоевцевой и Георгия Сухарева. 26 27 28 29 МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ БУКВ АЛФАВИТА Верхняя дополнительная строка “Мнимая" линеечка доп. строки Верхняя линеечка раб. строки Рабочая строка Нижняя линеечка раб. строки Нижняя дополнительная строка В процессе обучения письму мои ученики усваивают определенное название отдельных элементов: сломали “секрет” (соединение с буквами а, б, д, ж, з, о, с, ф, х, э) крючок (нет поворота) петелька (есть поворот) нижнее двойное соединение (подняли крючок лишь на 1/3. Соединения с буквами л,м,я) поднялись по прямой, не доводя 1/3, бугорком ушли вверх в сторону (т, п, р) две точки соединяем “секретом”. Кладем петельку, уходим далеко вправо-вверх (до 1/3 в дополнительной строке), на 1/3 среднюю выписываем “секрет”. По “секрету” прямая наклонная линия вниз, без поворота ручки выписы- ваем петельку, перехлест на середине строки, выходим на середину, 1/3 снизу, 1/3 сверху или на верхнюю линию (зави- сит от последующей буквы, например: н, л, с, в). Длина петельки равна 1/2 высоты рабочей строки, ширина — 1/3 высоты строки. Сама петелька выписывается в 1/3 средней части рабочей строки. 30 Ставим ручку на 1/3 сверху, уходим влево-вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по прямой наклонной вниз, выполняем поворот на месте, поднима- емся по крючку до середины, две части соединяем “секретом”, по “секрету” пря- мая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины. Ставим ручку на 1/3 сверху в допол- нительной строке. Опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выписываем пе- тельку (перехлест на середине высоты буквы), задерживаемся на условной верхней линии, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, кладем “клюшку", снимаем ручку. В средней 1/3 верхней дополнительной строки выписываем “перевернутую клюшку”. Ставим ручку на 1/3 сверху, уходим влево-вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, задерживаемся на строке, поднима- емся и по “секрету” уходим далеко вверх, не доходя 1/3 в дополнительной строке, выполняем поворот на месте, уходим по горизонтальной линии вправо (все вни- мание переносим на нижнюю линеечку верхней рабочей строки). Ставим ручку на 1/3 сверху в допол- нительной строке. Опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выписываем пе- тельку, перехлест выше 1/3 от высоты буквы, задерживаемся на условной верх- ней линии, опускаемся по наклонной до 1/3, выписываем знак “меньше”, перед верхней линеечкой рабочей строки вы- полняем поворот на месте, опускаемся по прямой наклонной линии и выписываем “клюшку”. 31 Ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся но “крючковой” линии до 1/3 в дополнительной строке, на 1/3 поднимаемся по “секрету”, после по- ворота ручки на месте опускаемся по прямой наклонной линии до нижней ли- неечки рабочей строки, задерживаемся на, строке, поднимаемся вверх до лине- ечки и закрываем букву. Ставим ручку на 1/3 сверху в допол- нительной строке, уходим вниз по пря- мой наклонной линии, кладем “клюшку”, ручку снимаем. В средней 1/3 дополни- тельной строки выписываем “переверну- тую клюшку” (все внимание переносим на верхнюю линеечку в дополнительной строке и тем самым сохраняем параллель). Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по крючковой ли- нии до верхней линеечки, коснувшись, по прямой наклонной уходим вниз, выпол- няем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины. Ставим ручку на 1/3 сверху в допол- нительной строке, опускаемся по прямой наклонной линии вниз и, не доходя 1/3, уходим влево, кладем петельку (длина которой равна 1/2 рабочей строки, а вы- сота 1/3 рабочей строки) на строку, де- лаем перехлест на 1/3 от рабочей строки, задерживаемся, поднимаемся вверх по наклонной, с 1/3 средней в дополнитель- ной строке начинаем выполнять закруг- ление, перехлест с верхней линеечкой и прямой наклонной линией на 1/3 от вы- соты рабочей строки. Соединение со следующей буквой может быть в 4-х позициях: на верхней линеечке (в), на 1/3 сверху (о), на сере- дине (а, у), на )/3 снизу (л, м, я). 32 Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим влево-вверх, задержива- емся на строке и опускаемся по прямой наклонной линии вниз, поворот на месте, крючок до середины, две части соеди- няем, “секретом”, по “секрету” длинная наклонная линия вниз (на 1,5 высоты буквы или не доходя 1/3 в нижней до- полнительной строке), петелька, пере- хлест на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины (петелька по ширине должна быть на 1/3 уже, чем ши- рина буквы, а в средней ее части выпи- сывается “секрет”). Ставим ручку на 1/3 снизу в верхней дополнительной строке, поднимаемся на 1/3 по наклонной, задерживаемся на мнимой строке, опускаемся на 1/3 по на- клонной, в нижней 1/3 выписываем глу- бокий знак “больше” и, повернув ручку от верхней линеечки рабочей строки, по прямой наклонной линии уходим вниз, выполняем поворот на месте и поднима- емся по крючку до середины. Ставим ручку на 1/3 снизу в рабочей строке, уходим по крючковой наклонной до 1/3 сверху, пишем “секрет”, задержи- ваемся на строке, опускаемся вниз, вы- полнив перехлест на середине высоты буквы, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины. Ставим ручку на 1/3 снизу в верхней дополнительной строке, выписываем в средней третьей части петельку (то есть уходим по крючковой наклонной, выпол- няем на 1/3 сверху поворот на месте), опускаемся вниз по прямой наклонной линии, кладем “клюшку”, возвращаемся по “клюшке” вверх и, не доходя 1/3 в рабочей строке, уходим в сторону вверх по крючковой линии, на 1/3 среднюю в 33 верхней дополнительной строке выписы- ваем “секрет", по “секрету” вниз до ниж- ней линеечки рабочей строки, поднима- емся вверх по наклонной и, не доходя 1/3 в рабочей строке, уходим в сторону, в средней третьей части дополнительной строки выписываем “ломаный секрет”, по “секрету” вниз, поворот на месте, крючок до середины. Аналогично дается объяснение и строчной букве “ж”. Ставим ручку на 1/3 снизу в верхней дополнительной строке, поднимаемся на |