эссе. эссе русская народная сказка и детское воспитание. Сказка и детское воспитание
Скачать 15.09 Kb.
|
Эссе Русская народная сказка и детское воспитание Детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Наблюдая за детьми, мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости, сочувствия, сопереживания. Сказка – незаменимый инструмент формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью. К тому же практически все народные сказки направлены на формирование у ребенка устойчивой структуры нравственно этических чувственно-эмоциональных доминант. Оказалось, что многократное их прослушивание способствует формированию у ребенка устойчивых векторов эмоциональных переживаний. Помогает формированию устойчивого чувственно подсознательного динамического стереотипа. Нравственное же становление человека возможно в первую очередь на этапе детства. И возможно оно лишь в вечной борьбе с данными пороками в себе, т. е. в борьбе со своей низшей животной природой. Мудрость и поучительность всегда были свойственны русской народной сказке. Наряду с развитием нравственных качеств в процессе трудового воспитания, народ не исключал полезности наставлений. Умение трудиться было изначально одним из основных критериев в оценке личности сказочного персонажа. Образ идеальной жены-труженицы дан в сказке «Царевна-лягушка». Главная героиня в подарок царю сшила рубашку, «какой белый свет не выдавал», испекла хлеб всем на загляденье. А другая сказочная героиня Марья-царевна (сказка «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что») была большая мастерица ткать. Соткала она из шелка чудесный ковер: «на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; крутом луна и солнце ходят» Народная педагогика раскрывала роль трусца в воспитании. Она ставила целью воспитания подготовку не просто трудолюбивого человека, а глубоко нравственной личности. Поэтому воспитание трудолюбия в русских сказках тесно связано с развитием у ребенка таких нравственных качеств, как доброта, сопереживание, ответственность за порученное дело. Так, в народной сказке «Гуси-лебеди» прослеживаются три параллели - ответственность, послушание, трудолюбие. Качества, на первый взгляд, совершенно разные, но, соединяясь, они формируют нравственность: как бы тебе не было плохо, умей слышать другого. Способность услышать голос, просящий о помощи, наличие таких качеств, как совестливость, честность, сочувствие, сострадание - все это говорило о богатстве души, человеческом достоинстве, чести. Урок в сказке часто был спрятан в самом ее конце. Давался он без назидательности, остроумно и просто. Вот пример (сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»). Жили-были пузырь, соломинка и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю: - Пузырь, давай на тебе переплывем? - Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней. Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал да и лопнул! Вот сколько наказов заложил народ в такой маленькой сказке: не смейся над бедой другого, а если принимаешь участие в общем деле, то не думай о своей выгоде, заботься о ближнем своем. Сказка — это универсальный способ открыть детям на подсознательном уровне скрытую логику предстоящей им жизни, заложить в их подсознание алгоритм духовной стойкости и нравственных поступков при различных соблазнах, в том числе в трудных жизненных ситуациях. С этих позиций сказка — не результат влияния «примитивных» культур и «мифологичности» сознания первобытного человека. Она — самый совершенный, а главное — вечный и ничем не заменимый механизм духостроительства, основанный на двойственной природе человека, на великой правде жизни. |