История. Импрессионизм. Импрессионизм Импрессионизм
Скачать 19.97 Kb.
|
Импрессионизм Импрессионизм (франц. impression — впечатление) - направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков. Сложился во французской живописи конца 1860 — начала 1870-х гг . Впервые в истории искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в поле, в лесу. Я решила выбрать для доклада эту тему, так как мне очень импонирует творчество художников импрессионистов, которые в своих пейзажах и портретах стремятся сохранить непредвзятость, силу и свежесть «первого впечатления», акцентируя случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни. Художники по-новому подошли к изображению мира. В целом произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувственной красотой мира. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля. Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе. Импрессионизм был последним крупным художественным движением во Франции 19 века. Нельзя сказать, что путь художников - импрессионистов был лёгок. Сначала их не признавали, их живопись казалась слишком смелой и необычной, над ними смеялись. Никто не хотел покупать их картин. Но они упорно шли своим путём. Ни бедность, ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений. Прошло много лет, некоторых из художников-импрессионистов уже не было в живых, когда наконец их искусство было признано. В русле этого направления работал один из крупнейших французских художников 19 века Эдуард Мане (1832-1883) . До того свежестью и чистотой тонов изображал Мане уголки Парижа, шумные бары, образы своих современников, не сложные по мотивам натюрморты. Любая его картина поражает острой наблюдательностью, свободой и легкостью мазка, смелой изысканностью красочных сочетаний, Это был художник-новатор, нередко подвергавшийся нападкам официальной французской критики. Впрочем, это пришлось испытать всем импрессионистам, признание и слава к которым пришли не сразу. На слайдах представлены картины этого художника. Следующий художник был один из мастеров импрессионизма Клод Моне (1840-1926). Он работал главным образом в области пейзажа. Моне и близкие к нему художники – Огюст Ренуар, Камиль Писарро и Альфред Сислей - обратили внимание на то, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным в солнечный или облачный день, при утреннем или вечернем свете. Заметив также, что тени от предметов вовсе не черные, а имеют определённую окраску, они изгнали черный цвет со своей палитры. Моне писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми небрежными мазками Моне писал колышущееся от ветерка поле и полную движения улицу Парижа. Он превосходно умел передать на полотне и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы. Жизнерадостное восприятие мира, присуще в целом всему импрессионизму, особенно отчетливо проявилось в творчестве одного из крупнейших представителей этого направления Огюста Ренуара (1841-1919). Его привлекали молодые свежие лица, естественные, непринужденные позы. В сделанных им портретах нет психологической глубины, но сходство с оригиналом в них установлено тонко, привлекает живой блеск глаз, нежные отсветы окружающих красочных тонов на коже лица. Одно из значительных полотен Ренуара – «Бал в саду Мулен де ла Галет». Художник как будто зафиксировал своё мгновенное впечатление от пестрой подвижной массы людей. Трудно на расстоянии рассмотреть каждый предмет во всех деталях, и Ренуар рисует их лишь в самых общих чертах, словно глядя издали. Он, как и другие импрессионисты, отказался от тщательного выписывания формы каждого предмета, сосредоточив внимание на передаче этой формы в трепетных бликах того или иного освещения. Ряд новых творческих задач поставил перед собой Эдгар Дега (1834-1917). Он примыкал к направлению импрессионистов, хотя его живописные приемы были иными. В центре искусства этого художника стоит изображение человека. Он писал людей различных общественных слоев: модисток, прачек, гладильщиц, особенно много художник изображал балерин: на репетициях или во время выступлений на сцене. в минуты отдыха. Четкой композицией, а также внимание к определенности и четкости линий произведения Дега отличаются от работ других импрессионистов. Одновременно с импрессионистами в 80-х гг. Во Франции выступает со своими картинами голландец Винсент Ван-Гог (1853-1890), искусство которого теснейшим образом связано с развитием французской живописи. Обладая яркой самобытной индивидуальностью, Ван-Гог выработал свою собственную живописную манеру Его работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. К 30 годам Ван Гог полностью посвятил себя живописи. Он часто работал на природе – под жарким солнцем или на пронизывающем ветру. Состояние здоровья Ван Гога стремительно ухудшилось. Он несколько раз проходил лечение в психиатрической клинике. Художник понимал, что участившиеся приступы и галлюцинации свидетельствуют о скорой кончине. Он достиг небывалого до сих пор в искусстве эмоционального воздействия цвета, динамичности мазка и линий, острой выразительности форм. Одной из самых известных картин Ван Гога, помимо «Пшеничного поля с кипарисами» и «подсолнухов», является полотно «Звездная ночь». Известен факт, что она была написана в психиатрической лечебнице Сен-Реми. В периоды улучшения состояния здоровья художнику разрешалось рисовать. При жизни Ван-Гога его картины не встретили признания и были высоко оценены лишь после смерти. Позднее признание получило и творчество Поля Сезанна (1839-1906). Опираясь на отдельные завоевания импрессионистов, он во многом отходит от них, создав свою особую манеру. Художник стремился найти постоянный, не зависящий от освещения в данный момент цвет изображаемого предмета. Всё кажется материально ощутимым и объемным. Но, завоевав эти качества, живопись Сезанна утратила конкретность в изображении реальных предметов. Часто в его произведениях нельзя понять, какие именно фрукты изображены, какие взяты ткани, из чего сделан тот или иной предмет. Его известные картины – «Курильщик», «Девушка за пианино», серия портретов «Мадам Сезанн», и большое количество портретов. |