Импрессионизм. импрессионизм. Импрессионизм в живописи Импрессионизм
Скачать 14.21 Kb.
|
Импрессионизм в живописи Импрессионизм – (фр. impressionnisme ← impression «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру[1]. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего 165 работ. Название течения навеяно названием картины: «Impression. Soleil levant». В переводе - "Впечатление. Восход солнца". Журналист Луи Леруа в своей статье L'Exposition des impressionnistes ("Выставка импрессионистов") в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения назвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление. Наибольшее влияние на развитие нового стиля оказали: Эдуард Мане (Édouard Manet) и Клод Моне (Claude Monet) — два великих импрессиониста с похожими фамилиями. Их знакомство началось с путаницы на выставке и ссоры (Мане поздравляли с успехом Моне), но эта забавная ситуация стала началом большой дружбы; Эдгар Дега (Edgar Degas), певец театрального мира, оперы и кафешантанов. Один из немногих живописцев-импрессионистов, избегавший пленэра; Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) — первый среди художников направления, которого признал свет; Альфред Сислей (Alfred Sisley) — мастер лирического пейзажа. Камиль Писсарро (Camille Pissarro), Фредерик Базиль (Frédéric Bazille), Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte) художница Берта Моризо (Berthe Morisot). Особенности импрессионизмаРассматривая картины импрессионистов можно выделить их общие черты: конкретность места и времени действия. На импрессионистских картинах всегда запечатлено мгновение «здесь и сейчас», с учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения; акцент на главное (с точки зрения художника). Глядя на картины импрессионистов, зритель словно бросает вместе с ним взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски, силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачиваясь на деталях; сиюминутность. Возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через мгновение изображение изменится; будничность сюжетов. Поскольку импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов — исторических, мифологических, религиозных. Главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни. Они изображали современность, не чуждаясь простых и даже «низменных» (с академической точки зрения) сцен. Импрессионизм — это новая техника и новый взглядОтвечая на вопрос, что такое импрессионизм, необходимо подчеркнуть, что это нечто большее, чем стиль. Это философия, идейная позиция, набор художественных методов, охватившее разные области культуры Дело было не только в том, что живописцы-импрессионисты стали писать картины с определёнными стилистическими особенностями. Они предложили новый взгляд на мир, выйдя из студийных стен. Стремясь поймать и перенести на холст мимолётное впечатление, импрессионисты противопоставили студии пленэр. В это время появились тюбиковые краски, что дало возможность работать на природе или на улицах города. Это позволило писать мир именно таким, каким художник видел его в момент создания картины. Но оказалось, что традиционные методы живописи не подходят для такой работы! Возникла необходимость в создании особой техники. Её особенности: отказ от чётких контуров; отказ от детализации и прорисовки (впрочем, иногда на импрессионистских картинах часть изображения прорисована, часть — нет); отказ от лессировки, то есть от нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета, что характерно для классической школы; использование этюдных мазков — энергичных, крупных; раздельное наложение мазков; отказ от смешивания красок — это одна из ключевых особенностей импрессионистской техники. Живописцы-импрессионисты отказались от использования палитры и создавали оттенки, нанося мазки чистых цветов близко друг к другу (интересно, что чёрную краску практически не использовали, создавая тёмные зоны за счёт визуальных эффектов). Поэтому на импрессионистские произведения нужно смотреть с определённого расстояния. Однако новаторская техника была только частью тех изменений, которые принёс в живопись импрессионизм. Выяснилось, что при естественном освещении в различное время суток, в тени или на ярком солнце, предметы не всегда выглядят так, как мы привыкли видеть их в комнате или на классических картинах. Например, когда солнце бьёт в глаза, мы щуримся, и это меняет восприятие, а если небо заполоняет грозовой фронт, мир обретает контрастную чёткость. Это замечательно продемонстрировал Клод Моне в цикле картин «Стога сена». Импрессионизм получил распространения и за пределами Франции, приведём несколько представителей в качестве примера. Федерико Дзандоменеги – итальянский художник-импрессионист, участник группы маккьяйоли. Маккьяйоли — группа итальянских художников, сформировавшаяся во Флоренции к началу 1860-х годов. К 1880-м годам движение распалось, а ряд членов группы (Дж. Де Ниттис, Ф. Дзандоменеги) обратились к импрессионизму. Джузеппе Де Ниттис — итальянский художник, в своих работах соединивший академизм и импрессионизм. Единственный итальянец, принимавший участие в первой выставке импрессионистов в ателье Надара. Его называли «живописцем элегантной жизни» – за любовь к изображению жизни высшего света. Иван Иванович Труш — живописец-импрессионист, мастер пейзажа и портретист. Родился в городе Львов. В 1891-1897 учился в Краковской школе искусств у Я. Матейко и Я. Станиславского, в Вене. В Мюнхене у А. Ашбе. В России импрессионизм широкого распространения не получил. Зародившись в конце XIX столетия и почти приобретя собственное звучание, русский импрессионизм начал активно вытесняться авангардом. И тем не менее импрессионизм оказал влияние на русских художников (и появлялись художники, желающие полностью реализоваться своё творчество в импрессионистическом стиле, и художники, создавшие несколько работ в данном стиле). Леонард Викторович Туржанский — русский художник-импрессионист, мастер пейзажной живописи. Сергей Арсеньевич Виноградов — русский художник, график и живописец, действительный член Академии художеств. Был увлечён импрессионизмом. Создал ряд картин в данном стиле. Образование получил: Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Санкт-Петербургская академия художеств. После революции 1917 года импрессионизм оказался «вне системы». Часть художников продолжало работу в стиле импрессионизм, часть художников стало создавать новый живописный стиль для строящегося нового государства. Так, например, ученик русского живописца К.А. Коровина, А.М. Герасимов стал видным художником социалистического реализма. "Советской живописи не нужны «французские духи»!" — исследователи приводят эту фразу как подтверждение отказа от импрессионистической живописи. Импрессионизм вдохновляет художников и сегодня. На этой волне интереса был открыт Музей русского импрессионизма, в котором постоянная экспозиция охватывает значительный период времени: от картин мастеров, заложивших основы импрессионистической стилистики в нашей стране, до работ известных всему миру современных художников Постимпрессионизм — термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства, начиная со второй половины 1880-х гг. до начала 20 в. Началом постимпрессионизма принято считать 1886 г., когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» поэта Жана Мореаса. Термин «постимпрессионизм» ввёл в обиход английский критик Роджер Фрай, говоря о впечатлении от устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства «Мане и постимпрессионизм» (Manet and the post-impressionists), на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников. К постимпрессионистам относят представителей пуантилизма (Ж. Сёра, П. Синьяк), участников группы «Наби», А. де Тулуз-Лотрека. Однако главная роль в определении творческого метода постимпрессионизма принадлежала П. Сезанну, В. Ван Гогу и П. Гогену. Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Они не входили, как импрессионисты, в единую группу. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. Почти все они начинали свой путь в искусстве в русле этого течения, использовали открытия импрессионистов в области цвета, композиции, техники живописи, раздельного мазка и др. Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни. Каждый из участников этого движения стремился по-своему переработать импрессионизм, восполнив в нём то, чего ему, по их мнению, недоставало. Поль Сезанн — французский живописец, яркий представитель постимпрессионизма. Художественное наследие Сезанна составляет более 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. Винсент Виллем Ван Гог — нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Постимпрессионизм также получил распространение за рамками Франции, например, в работах венгерского художника Тивадара Костка Чонтвари. Группа Наби (Les Nabis) — парижское творческое объединение, основанное в 1888 году Полем Серюзье (Paul Sérusier). Творчество группы Наби — важное промежуточное звено между академизмом и импрессионизмом, популярными в конце XIX века, и художественными направлениями начала XX столетия. Картины набидов близки к постимпрессионизму, символизму и модерну. Их трудно причислить к одному большому течению, так как молодые художники черпали вдохновение из разнообразных источников, создавая нечто новое и уникальное для своего времени. В группу входили живописцы Морис Дени, Эмиль Бернар, Пьер Боннар, Кер-Ксавье Руссель, Жан Эдуар Вюйар, Поль Серюзье, Этьен Террюс, график и живописец Феликс Валлотон, священник и живописец Ян Веркаде, рисовальщик, живописец и писатель Анри-Габриэль Ибель и другие. Несколько позднее к группе присоединились Поль Рансон, скульптор Аристид Майоль, занимавшийся в то время живописью и гобеленом, венгерский живописец Йожеф Риппл-Ронаи, скульптор Жорж Лакомб, датский художник Могенс Баллин. Друзья проработали вместе около десяти лет. Последняя выставка набидов состоялась в Париже в 1899 году. Далее разберемся с терминологией пуантилизма и неоимпрессионизма. 1. Пуантилизм (от франц. pointiller писать точками) — течение в живописи конца 19 - начала 20 вв., характеризующееся манерой наложения чистых красок отдельными точечными мазками. Иногда относят к неоимпрессионизму, а иногда к постимпрессионизму. Иногда выделяют как отдельное небольшое направление в живописи. Также иногда синонимично называют как дивизионизм . Давая следующее определение: Пуантилизм, или дивизионизм — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы. 2. Дивизионизм (от франц. division разделение) — живописная система, характерная для неоимпрессионизма и разработанная Ж. Сёра и П. Синьяком; основывается на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на холсте чётко различимыми раздельными мазками в расчёте на оптическое смешение этих мазков при восприятии картины зрителем. Систему применяли А. Э. Кросс и отчасти К. Писсарро во Франции, Дж. Сегантини в Италии, Т. ван Рейселберге в Бельгии, в некоторых произведениях И. Э. Грабарь в России. 3. Неоимпрессионизм (франц. neo-impressionnisme), течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 (главные представители - Ж. Сера и П. Синьяк). Термин ввёл критик Феликс Фенеон (фр. Félix Fénéon) в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» («Современное искусство»), чтобы отличать творчество Сёра от импрессионистов. Неоимпрессионизм получил распространение также в Бельгии (Т. ван Рейселберге), Италии (Дж. Сегантини), где мастера неоимпрессионизма обычно сочетали его приёмы с объёмнопространственной трактовкой жанровых композиций и портретов. В итоге имеем следующее: Неоимпрессионизм — определение для обозначения течения во французской живописи конца 19 века, содержащее в себе стилистическое направление пуантилизм, или дивизионизм, и современные на тот момент, открытия оптики. Жорж-Пьер Сёра – основатель неоимпрессионизма, французский художник, который ввел в живопись метод создания картин посредством нанесения на холст множества рядом расположенных точек чистых контрастных цветов (пуантилизм, или дивизионизм). Неоимпрессионизм оказал влияние на многих известных живописцев того времени. Неоимпрессионизм вспыхнул и погас, но внёс неотменяемые изменения в мировую живопись. И дело не только в технике нанесения точек, которую с легкой руки Сёра применяли многие известные художники, но и в том, что Сёра (как и Ван Гог) вышел из импрессионизма и при этом знаменовал завершение его эпохи. |