Эссе. Характеристика Ахиллеса. Имя Ахиллеса отрывает поэму
Скачать 17.91 Kb.
|
Имя Ахиллеса отрывает поэму: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…» Первая характеристика кажется не слишком лестной, однако там же Ахиллес назван «благородным», что показывает его и как человека высокого статуса и как героя ясных принципов, неотступно их придерживающегося. Ахиллес часто называется также «любимцем Зевса», как, например, здесь, в речи жреца Аполлона: «Царь Ахиллес! возвестить повелел ты, любимец Зевеса, Праведный гнев Аполлона, далеко разящего бога?..» Подтверждение этому можно найти в тексте поэмы из действий самого Зевса в отношении Ахиллеса и его матери Фетиды. Когда Ахиллес через Фетиду молит Зевса наказать ахейцев за бесчестное обращение с героем, Олимпиец помогает ему (не без опасений за гнев на него Геры), подтачивая силы армии властолюбивого Агамемнона. «Ей, воздохнувши глубоко, ответствовал тучегонитель: «Скорбное дело, ненависть ты на меня возбуждаешь Геры надменной: озлобит меня оскорбительной речью…» «Зри, да уверенна будешь, — тебе я главой помаваю. Се от лица моего для бессмертных богов величайший Слова залог: невозвратно то слово, вовек непреложно, И не свершиться не может, когда я главой помаваю…». Существенной частью характера Ахиллеса является его дарованная богами безмерная храбрость, примеры которой можно найти по всей поэме. Я для иллюстрации возьму две сцены: первая – сцена пророчества Калхаса о причинах ненависти Аполлона к ахейцам, вторая – сцена ссоры Пелида и Атрида. «Быстро ему отвечая, вещал Ахиллес благородный: «Верь и дерзай, возвести нам оракул, какой бы он ни был! Фебом клянусь я, Зевса любимцем, которому, Ка́лхас, Молишься ты, открывая данаям вещания бога: Нет, пред судами никто, покуда живу я и вижу, Рук на тебя дерзновенных, клянуся, никто не подымет В стане ахеян; хотя бы назвал самого ты Атрида, Властию ныне верховной гордящегось в рати ахейской…» «Грозно взглянув на него, отвечал Ахиллес быстроногий: «Царь, облеченный бесстыдством, коварный душою мздолюбец! Кто из ахеян захочет твои повеления слушать?...» «Нет, за тебя мы пришли, веселим мы тебя, на троянах Чести ища Менелаю, тебе, человек псообразный!...» В первом случае Пелид имплицитно угрожает каждому кто помыслит недоброе в отношении жреца, в том числе самому царю Агамемнону. Во втором Ахиллес показывает, что он не держит ничего в себе, а сразу выдаёт своё мнение о человеке ему в лицо, независимо от статуса этого человека. С храбростью Пелида рука в руку идёт его гордость, хотя отличается он и смирением: «Нет, несмотря, что тягчайшее бремя томительной брани Руки мои подымают, всегда, как раздел наступает, Дар богатейший тебе, а я и с малым, приятным В стан не ропща возвращаюсь, когда истомлен ратоборством. Ныне во Фтию иду: для меня несравненно приятней В дом возвратиться на быстрых судах; посрамленный тобою…» То есть он долго смиренно терпел нечестивость Атрида, но не выдержал только к концу войны, когда и разворачивается действие поэмы. Смиренность Ахиллеса находит также своё выражение в уважении к богам. В примере выше именно Ахиллес предлагает спросить Калхаса, чем ахейцы прогневали Аполлона, а когда, во время ссоры с Агамемноном, Пелид становится перед выбором убить царя или нет, приходит Афина, которая отговаривает его от убийства, и он охотно слушается светлоокую богиню: «Вдруг и война и погибельный мор истребляет ахеян. Но испытаем, Атрид, и вопросим жреца, иль пророка, Или гадателя снов (бывают и сны от Зевеса): Пусть нам поведают, чем раздражен Аполлон небожитель?...» «Рек он, — и горько Пелиду то стало: могучее сердце В персях героя власатых меж двух волновалося мыслей: Или, немедля исторгнувши меч из влагалища острый, Встречных рассыпать ему и убить властелина Атрида; Или свирепство смирить, обуздав огорченную душу. В миг, как, подобными думами разум и душу волнуя, Страшный свой меч из ноже́н извлекал он, — явилась Афина… «Бурный твой гнев укротить я, когда ты бессмертным покорен, С неба сошла; ниспослала меня златотронная Гера… «Должно, о Зевсова дщерь, соблюдать повеления ваши. Как мой ни пламенен гнев, но покорность полезнее будет: Кто бессмертным покорен, тому и бессмертные внемлют». Из последних слов ясно, что Ахиллес надеется снискать благосклонность богов послушанием и у него достаточно разума и силы воли, чтобы не обращать свой божий дар в безрассудную дерзость. В заключение можно сказать, что Ахиллеса в меру заботит своя выгода, он честный и храбрый воин и человек, не злоупотребляющий дарами богов, своим происхождением и навыками, чего не скажешь, например, об Атриде. |