атлас). литра толстой нир. Имя собственное в контексте художественного психологизма Л. Толстого
Скачать 3.9 Mb.
|
Научно-исследовательская работа на тему: Имя собственное в контексте художественного психологизма Л.Толстого Подготовили: ученицы 10 «А» класса МОУ «СОШ №44» г. Саратова Алексеева Софья Колчева Ангелина Самоц Ксения Павлова Ксения Храмова Анастасия Научная руководительница: учительница по русскому языку и литературе МОУ «СОШ №44» г. Саратова Доронина Любовь Владимировна Введение Цель работы: рассмотреть вопросы философии имени собственного и его роль в художественном тексте. Задачи: 1. Проанализировать жанровое своеобразие, идейно-художественный замысел, стиль и поэтику эпопеи «Война и мир». 2. Выяснить этимологию имён персонажей «Войны и мира» в ономастических словарях. 3. Определить, как имя героя повлияло на его судьбу в романе. Постановка вопроса о роли имени героя в воплощении идейно-художественного замысла романа-эпопеи Л. Толстого "Война и мир" на первый взгляд может показаться неправомерной. Но необходимость изучения этого вопроса становится очевидной, если вникнуть в философско-исторической концепции писателя. К постижению законов исторического развития он пришел не сразу. Несомненно, что роман Л. Н. Толстого "Война и мир" произведение этапное и центровое. Как справедливо заметил Г. В. Краснов "жизненные и творческие истоки "Войны и мира" нельзя ограничить только относительно узким отрезком времени 60-х годов, когда Толстой писал роман. Весь его литературный и жизненный опыт подготавливал "Войну и мир". Непосредственно к писанию "Войны и мира" Толстой приступил в конце 1863г. Однако замыслу "Войны и мира" предшествовал и был с ним связан незавершенный роман о декабристах. Этот роман Толстой начал писать в 1860г., а первая мысль о нем возникла еще раньше - в 1856г. Исследователи считают, что важную роль в развитии замысла романа сыграли автобиографические трилогия "Детство, отрочество, юность"(она подготавливала семейные сцены),"Севастопольские рассказы"(описание батальных сцен). И, наконец, важную роль в замысле произведения сыграл маленький рассказ "Люцерн". Концепция истории Толстого. Имя собственное в контексте художественного психологизма Л. Толстого. Наташа Ростова Анатоль (Анатолий) Курагин Марья (Мария) Болконская Элен (Елена) Курагина Пьер (Пётр) Безухов Оценочная функция имен в романе. Таким образом, можно заметить, что имя собственное выполняет оценочную функцию. Автор, называя так или иначе героя, таким образом выражает свое отношение к нему. Речь идет о так называемых "говорящих именах". Эта функция проявляется, может быть, не столь явно, но, тем не менее, присутствует. В тексте романа "Война и мир мы встречаем употребление имен Наталья и Мария только в русской форме. Ни разу Толстой не называет своих героинь Натали или Марго. Иначе обстоит дело с Анатолем. Его имя присутствует в романе только в форме, присущей французскому языку. А это уже своеобразная оценка. Как правило, те персонажи, которые не вызывают авторской симпатии, много и сложно говорят по-французски. Пожалуй, только имя одного центрального положительного героя - Пьера Безухова может служить исключением из правила. Это можно объяснить тем, что Безухов долгое время провел во Франции, получил французское образование. Из Петра он превратился в Пьера, при этом оставаясь русским человеком, говоря и думая по-русски. Выводы 1. Изучение научной литературы, посвященной проблемам литературной ономастики, позволяет сделать вывод, что имя собственное в художественном тексте выполняет ряд очень важных функций. 2. Анализ черновых вариантов романа-эпопеи "Война и мир" показывает, что Л. Толстой не был безразличен к именам своих персонажей. В ряде случаев во время работы над образом писатель меняет имена своих персонажей, стремясь наиболее полно и точно выразить духовную сущность персонажа. 3. Имя дает Л. Толстому один из способов воплощения многообразных русских характеров. Имя собственное выступает как средство выявления индивидуально-неповторимого в герое, "зерна" образа. 4. Имя в сознании Л. Толстого-художника играет структурообразующую и смыслообразующую функцию при воплощении текучих и изменчивых характеров. 5. Толстой следует христианскому пониманию имени как духовной сущности человека. 6. Проблемы литературной ономастики требуют более глубокого обдумывания и пристального изучения. Источники. 1. Г. Краснов «Герой и народ». М. 1964. 2. Е. А. Маймин. Лев Толстой. М. 1978. 3. С. Бочаров «Война и мир» Л. Н. Толстого / Три шедевра русской классики. М. 1971. 4. Е. Н. Купреянова «Эстетика Л. Толстого». М.-Л., 1966. 5. Г. Б. Курляндская. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. М. 1988. 6. Грушко Е, Медведев Ю. Словарь имён. Н. Новгород, 1996. 7. П. Громов. О стиле Толстого. «Диалектика души в «Войне и мире», Л. 1977. 8. А. В. Чичерин. Возникновение романа-эпопеи. М. 1958. 9. Альтман М. С. По вехам имён. Имена и прототипы. / Альтман М. С. Читая Толстого, - Тула. 10. Арденс Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого, М. 1962. Спасибо за внимание! |