Культура. культура. Индивидуальный мир культуры
Скачать 32.75 Kb.
|
Индивидуальный мир культуры. Культура - это сама жизнь, в ее постоянном движении, в динамике. Ведь недаром мы говорим о культуре - духовной и материальной, социальной и физической. Культура носит открытый характер, охватывая все сферы жизни общества, отражая те изменения, которые оно претерпевает. Но классифицируя различные области культуры, не стоит забывать, что культура – это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. Исследование культуры имеет глубокие философские традиции и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего – археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. В XX веке феномен культуры становится предметом изучения самостоятельной научной дисциплины - культурологии. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру , через которое человек создаёт мир и самого себя . Каждая культура – это неповторимая Вселенная , созданная определённым отношением человека к миру и к самому себе . Изучая различные культуры , мы изучаем не просто книги , соборы или археологические находки , - мы открываем для себя иные человеческие миры , в которых люди и жили и чувствовали иначе , чем мы .Каждая культура есть способ творческой самореализации человека . Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Концепция развития индивидуальной культуры основана на представлении о человеке как раскрывающейся возможности. Родившийся человек несет в себе новое, еще не освоенное культурой знание о мире. Это знание должно быть выражено, освоено и встроено в уже существующую в культуре картину представлений как ее изменение. Процесс выражения, освоения и встраивания нового знания в культуру или, другими словами, процесс творческой самореализации личности происходит по своим специфическим законам. Законы развития индивидуальной культуры. Импульсом движения человека по пути саморазвития служит несовпадение цельности и полноты внутреннего знания с границами и характером каждой наличной ситуации. Внутреннее знание метафизично по своей природе и служит человеку интуитивным мерилом истины (это проявляется в ситуациях оценки и выбора, когда человек принимает решения на основе внутренней самоидентификации - “мое-не мое”). В этом смысле родившийся человек представляет собой с точки зрения культуры потенциальную возможность в чистом виде, обладающую механизмом внутренней самоидентификации и определенным творческим потенциалом (масштабом личности, величиной “духовного заряда”). Ситуация, сложившаяся в пространстве и потоке жизни на момент рождения человека (в природном, культурном, социальном, этническом, семейном планах) становится отправной точкой, некой данностью для начинающегося движения. Механизмом этого движения является своеобразная резонансная пульсация взаимодействия внутреннего мира человека с внешним, окружающим его миром в целом (чувство полноты жизни) и отдельными его явлениями (оттенки целостного чувства). В момент такого резонанса (ситуация диалога, события) происходит “замыкание цепи”: “весь мир – конкретное явление - зона восприятия - целостное Я”. В результате человек одновременно подтверждает себе реальность своего существования в мире и получает опыт взаимодействия с конкретным явлением. Если ничто не нарушает целостности цепи, то опыт этот оставляет столь же целостное и адекватное смыслу события впечатление во внутреннем мире человека, а человек получает не менее адекватное знание о явлении, отрефлектированное в границах полученного опыта (прикосновение к стеклу дает возможность обнаружить, что оно холодное и гладкое, а взгляд на него - что у него блестящая поверхность), о мире в целом и о способе контакта с миром и с данным явлением. Необходимым условием полноценности события опыта (целостности цепи) является свободный волевой жест человека (вход в ситуацию диалога). Именно соблюдение этого условия обеспечивает возможность события (смысловое ядро ситуации диалога) и адекватность и полноту рефлексии события (выход из ситуации диалога), а, следовательно, -возможность осознанного (на уровне и в способах, соответствующих этапу развития человека) и самостоятельного воспроизведения и использования полученного опыта. Свобода творческой воли может быть названа буквально постулатом развития индивидуальной культуры. Саморазвитие личности, таким образом, происходит через обретение именно самостоятельного в плане воли к действию целостного индивидуального опыта (назовем это законом целостности и завершенности события опыта). Направленность творческой воли человека на освоение конкретного, определенного явления действительности определяется посредством интуитивного соотнесения внешней ситуации с картиной внутреннего состояния (принцип наименьшего сопротивления или наибольшего соответствия выбираемого возможного события опыта уровню внутренней готовности к нему человека - выбор необходимого и достаточного, максимально “моего” события). Внешняя ситуация события опыта всегда абсолютно дополнительна по любым своим характеристикам соответствующим параметрам внутреннего состояния (закон дополнительности). Следующим законом развития индивидуальной культуры может быть назван закон сохранения целостности индивидуальности. Смысл его состоит в том, что естественное течение развития индивидуальной культуры представляет собой последовательное “перевоплощение” внутреннего интуитивного знания в багаж впечатлений через получение целостного опыта (своеобразное постепенное перетекание бессознательного в сознательное - как в системе сообщающихся сосудов). Индивидуальность человека представляет собой, таким образом, в духовном плане некое целое, в любой момент развития “количественно” соответствующее величине “духовного заряда” и “составленное” из 2-х зон - зоны бессознательного, интуитивного знания и зоны впечатлений опыта - полностью дополняющих друг друга в границах целого. Речь в данном случае идет о ситуации “идеального”, недеформированного процесса развития. Перечисленные 3 закона являются основными законами развития индивидуальной культуры (в отличие от дополнительных законов - законов компенсации - которые включаются в случае полученных индивидуальностью деформаций, нарушений целостности или последовательности обретения опыта как защитные механизмы психики и будут рассмотрены ниже при анализе проблем развития индивидуальной культуры). Культура - это образование, как говорили древние - пайдейя (процесс формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и самостоятельному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании). Каждой эпохой выработано понятие культуры. 1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре. 2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект. Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский и др. Сложность понятия культуры отражает значимость культуры для человека. Это универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия (история, человек и др.). Культура - это человек, а человек граница всего. Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его. Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций. Индивидуальная культура образует духовно-нравственное пространство отдельной личности и выявляет ее уникальность. Формируется индивидуальная культура на общечеловеческих культурных принципах. Усвоенное общее помогает выявлению частного, своего, личного, неповторимого. Целью гуманитарного образования должно стать создание культурного микросоциума на уровне отдельного индивида. В нем будут царить строгие нравственные нормы и создаваться «естественные законы» личности, которыми она не может поступиться ни при каких обстоятельствах. Так собственные разумные, интеллектуальные и нравственные усилия человека, его убеждения и интересы будут способны преодолеть негативное влияние внешней среды. Демократическая сущность культуры состоит в том, что она может принадлежать каждому, если он готов нести культурное «бремя» через всю свою жизнь. Хотя культура не передается с биологическими генами по наследству, тем не менее, существует культурогеном личности, от которого зависит будущее человечества, поэтому индивидуальная культура – это еще вид ответственности. Индивидуальная культура во многом обусловлена традициями образования и воспитания. Вместе с тем, она является результатом самовоспитания, поэтому процессы инкультурации и аккультурации личности активно воздействуют на индивидуальную культуру, хотя вместе с тем отражают динамику общественных процессов. Индивидуальная культура проявляется в определенном уровне восприятия и отражения информации, а также в способности к духовному и интеллектуальному росту человека. Ни для кого не секрет, что количество информации растет со временем не линейно, а экспоненциально. Научные знания удваиваются каждые несколько лет, причем даже скорость этого обновления постоянно возрастает. Информационно-коммуникативные технологии вводят человека в «бесконечный контекст культуры». Именно они являются сегодня носителями информационного поля бесконечности (включая информацию из библиотек, музеев, средств массовой информации, сообщения знакомых и др.). Их информационное пространство покрывает весь историко-культурный опыт человечества. С помощью Интернета сокровища мировой культуры и науки становятся доступными не только обитателям больших городов, но и жителям отдаленных селений. Из-за недостатка духовной пищи люди остаются на всю жизнь подростками с ограниченным набором логических предрассудков и умственных схем и упорно судят о мире, исходя из них. В качестве глобальной цели современного образования мы рассматриваем человека культуры. Содержание личности современного человека культуры характеризуется освоением общечеловеческих ценностей, деятельность - креативностью, поиском творческих решений, а его поведение отличает автономность и саморегуляция. Ядро нового типа личности - субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, духовности, гуманности, жизнетворчества, - индивидуальная культура. Задача современного образования заключается в том, чтобы воссоздать в человеке неповторимый образ человеческий, отыскать человека в человеке. Эта целевая установка должна стать исходной при разработке новой концепции образования. Культура Древней Индии. Культура Древней Индии славится своей исключительной самобытностью. Оригинальность древнеиндийской — культуры сформировалась на фоне большого количества религий а также философских учений. Неслучайно Г. Гессе считал Индию «религиозным феноменом», «религиозным гением». Религиозная и философская мысль Древней Индии уже в те времена позволила считать эту страну символом мудрости. Но не только благодаря обилию религий и философий Индия обрела подобную репутацию. У этой страны были и другие отличительные признаки. Так, например, нельзя не сказать о музыке Индии и напрямую связанный с этим искусством своеобразный индийский танец. Без этих двух художественных явлений невозможно представить культуру Индии — как древнюю, так и современную. Посредством танца и музыки появляется художественная одарённость Индии. Глубокая мудрость этой нации обнаруживается через умение индийцев познавать и понимать Космос, Вселенную. Можно сказать, что душа этого народа обращена к Космосу и его тайнам. Вместе с тем, индийцы с большим уважением относились к сложному внутреннему миру человека и стремились проникнуть в его глубины. Диапазон существования древнеиндийской культуры - приблизительно от II тыс. до н.э. и до VI в. н.э. До того, как приобрести своё современное название (а это произошло только лишь в позапрошлом веке), Индия носила целый ряд имён, среди которых одно - «страна мудрости» - действительно соответствует её сущности. 2. Доисторическая Индия. Доисторический период в культурном развитии Индии развивался по всеобщим законам. Основными занятиями людей, живших на этой территории, являлись собирательство и охота. Здесь также была заметной тенденция к усовершенствованию орудий труда, в результате чего происходили связанные с этим закономерные процессы: освоение земледелия, приручение животных и, как следствие, утверждение оседлого образа жизни. Эти замечания касаются архаического периода в жизни доисторической Индии. Далее древнеиндийская цивилизация сделала качественный рывок вперёд. Речь идёт о высокоразвитых городах Мохенджо-Даро и Харрап. Мохенджо-Даро — город-легенда. Он и сегодня волнует умы учёных и деятелей культуры, хотя уже давно исчез. Известные о нём факты впечатляют: наличие тщательно выверенной планировки, считающейся идеальной; канализационная система и даже общественные туалеты. Архитектурные постройки дали исследователям основание считать, что Мохенджо-Даро являл собой пример городагосударства, поскольку в нём отсутствовали роскошные дворцы. Как и все подобные доисторические цивилизации, архаическая Индия имела свою мифологию. Её культура носила синкретическую направленность, так как в ней соединялись различные верования и воззрения. Первобытные люди в своём сознании одушевляли окружающий мир, наделяли его человеческими качествами. Одухотворяя предметы и явления, человек доисторической эпохи обращался с ними соответствующим образом - как с живыми. Взаимодействие человека с одушевляемыми предметами и явлениями привело к зарождению магических и ритуальных действий. Постепенно начало формироваться религиозное мышление. Человек архаического периода верил во множество богов. Отличительной чертой религиозного воззрения доисторической Индии является система табу. Очень многое, касающееся поведения, своеобразного этикета находилось под запретом. Было широко распространено и понятие очищения. Приносить жертву богам, обеспечившим мироустройство людям, могли лишь "чистые люди". Воля богов была неоспорима. Со временем древнеиндийские боги стали многим напоминать земных царей. Развиваясь, древнеиндийская культура и государственность пришли к идее абсолютного единства, заключающейся в отказе проявления индивидуальности у человека, ровно как в исключении свободы. 3.Индская цивилизация. В учёном мире принято подразделять культуру Древней Индии на два крупных этапа: хараппский и индоарийский. Первый из них — хараппский — датируется приблизительно 2500 годом до н.э. В долине Инда были обнаружены остатки двух крупнейших городов - Харапп и Мохенджо-Даро. Хараппская (индская) цивилизация просуществовала тысячу лет и занимала территорию Индостана и Пакистана. Это была цивилизация, находящаяся на очень высоком уровне развития. Уже тогда этот древний народ строил города, в которых были возведены глиняные цитадели и кирпичные дома с множеством удобных приспособлений вплоть до канализации. Постройки являлись очень продуманными в архитектурном и техническом отношении. Индийцы пользовались даже ванными комнатами. В этот период было очень развито земледелие и - как следствие - система орошения, что позволяло получать богатый урожай, хотя серьёзным препятствием к этому являлись частые — наводнения. Однако и здесь представители хараппской цивилизации проявили техническую смекалку и придумали противопаводковые сооружения. Примечательно, что хараппцы пользовались медными и бронзовыми орудиями труда. Развитое земледелие обеспечивало высокий уровень жизни, поэтому неудивительно, что и культурные достижения Индской цивилизации были по-настоящему внушительны. Так, хараппцы использовали бронзу и медь для изготовления украшений, оружия, орудий труда и других необходимых предметов быта и роскоши. В то же время археологами было найдено немало серебряных, золотых и медных украшений с бирюзовыми вкраплениями. Существовали в то время уже и мастераскульпторы, специализирующиеся на ваянии поясных портретов. В большом количестве остались женских фигурок из терракота. Эти миниатюрные скульптуры восходят к культу богини матери, в то время как другие пластические фигуры, изображали символы плодородия. Таким образом, Хараппская скульптура носила религиозный — характер. Довольно часто встречаются в индийской культуре изображения быка, что говорит об уважении народа этого тотема. В этом также можно увидеть религиозную почву. Религия Хараппской цивилизации ощутимо повлияла на её культуру в частности, на архитектуру. Об этом свидетельствуют сооружения, явно носящие культовый характер. Территория храмов включала в себя специальные бассейны для ритуалов. И в Мохенджо-Даро, и в Хараппе храмы и скульптурные композиции некоему божеству мужского пола, являющегося предвестником бога Шивы, сопровождающие его образ животные (на одной из найденной на этой территории печати) дают учёным основание предположить, что в данном случае бог выступает как покровитель животного мира. Эту версию усиливает и другая деталь — венчающие его голову рога. Таким образом, из религиозных воззрений хараппов тянется ниточка к индуизму, ведь и в раннеиндуистских текстах Шива с рогами на голове фигурирует в качестве покровителя йогов. Многое поведать о культуре этноса могут и захоронения: хараппцы, как и многие другие народы, в могилу покойника складывали его личные вещи: украшения, зеркала, посуду, что теперь помогает судить об уровне жизни людей этого периода, их классовой принадлежности, личным предпочтениям. Упадку Хараппской цивилизации способствовали как экологические причины, так и социально политические. Территория начала подвергаться нашествию ариев. Некогда прекрасные города погибли. 4. Ведийская цивилизация. Ведийская (индоарийская) цивилизация возникла в промежутке между II и I тысячелетиями до н.э. Этот период в культурном и историческом плане характеризуется, прежде всего, огромным количеством литературных памятников и других источников, представляющих большой интерес для учёных. Ведийская цивилизация возникла благодаря активному расселению по территории Индии ариев - индоевропейских племён. Это были людикочевники, однако, осев на территории Хараппской цивилизации, они оставили этот образ жизни и занялись привычными для того времени занятиями - скотоводством и земледелием. Завоевание городов, созданных на этой земле, не было мирным; харрапцы защищали свою родину и гибли. Но арийцы являлись более воинственными, что было естественно при их образе жизни, и уже шедшая к упадку цивилизация пала. Арийцы влились в местное население. Они сумели раскрыть свой потенциал и обогатить и без того впечатляющую культуру. Своё название заново созданная цивилизация получила от названия священных книг. Веды - это собрание религиозных текстов различных жанров, включающее в себя и толкование к ним. В зависимости от жанров выделяют четыре Веды: песнопений (Самаведа), гимнов (Ригведа), жертвенных формул (Яджурведа) и заклинаний (Лтхарва веда). Толкование Вед называется упанишады и брахманы. Веды - древнейший литературный памятник Индии. Вся культура Индии в последующие времена строилась на Ведах. Это касается не только культурных достижений, но и науки, философско-религиозных течений. Веды позволяют узнать различные стороны жизни людей из арийских племён, в том числе, и касающиеся социума. Так, общество того периода подразделялось на четыре класса или четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Брахманами назывались жрецы, кшатриями воины, вайшьями - каста ремесленников, крестьян, торговцев. Самой низкой была каста шудров. В неё входили рабы и пленники, захваченные во время военных походов. В дальнейшем разнообразие каст разрослось до необычайных размеров, превысив две тысячи. Кастовое деление общества существует и в современной Индии. Веды также положили начало формированию религиозного разнообразия Индии. Отправной точкой для этого стал непосредственно ведизм, впоследствии принявший нескольку иную форму — брахманизм. В свою очередь брахманизм трансформировался в индуизм, которому суждено было стать основной религией в Индии. Нельзя не упомянуть и о кришнаизме, который представляет собой отдельную ветвь индуизма. Однако всё начиналось с ведизма, характеризующийся наличием множества богов, а также антропоморфностью: веды наделяли человеческими качествами весь окружающий мир. Главным в ведизме был Индра - бог грозы. В брахманизме произошло качественное уменьшение количества богов. Теперь их осталось только трое: Брахма, Вишну и Шива. И если Брахма являлся создателем мира, то Шива - его разрушителем. Функцией Шивы являлось сохранение этого мира. Концепция индуизма основывается на идее множественных перевоплощений Вишны, которые назывались аватарами. Всего их было десять. Вишну трансформировался в образы других богов, в том числе в Кришну, Будду и Раму. Именно они считались главными. Индуизм, по сути, представляет собой учение о постоянном переселении душ (это явление называется сансара), а управляет этим процессом идея воздаяния за грехи (карма). В Ведийской цивилизации особое значение приобрела и архитектура. Дом для древних индийцев, согласно их представлениям о мире, был подобен одушевлённому существу, личности, и относились они к нему соответственно. Так возникло специальное учение об архитектуре, именуемое Васту видья. Все её нюансы неизвестны, так как она была секретной и передавалась из поколения в поколение. Она учила тому как правильно организовать пространство помещения. Считалось, что человек будет подвергаться бедам, болезням, если его дом не там расположен или его внутреннее устройство не соответствует принципам Васту видья. В ведический период не строились храмы, но индийские храмы также полностью соответствовали идеалам этого учения и представляли собой грандиозные постройки, олицетворяющие собой гармонию и устремлённые к Космосу. В этом же контексте развивалась и скульптура. Оба этих вида искусства - и архитектура, и скульптура - были связаны между собой, поскольку индийские храмы нельзя представить без барельефов, без скульптурных украшений. Было развито в Ведическую эпоху и музыкальное искусство. Музыка, которая для индийцев означала начало и конец всего искусства, в общем, звучала на улицах, празднествах, во время молитвы. Уже тогда в Индии существовали такие музыкальные инструменты, как флейта, барабаны, волынки. Наравне с музыкой и с нею в сотворчестве процветали в стране танец и театр. Считалось, что именно бог Шива сотворил театр. Итак, художественные достижения Ведийской цивилизации были очень высоки. В целом можно сказать, что арийцы значительным образом обогатили индийскую культуру во всех смыслах, но в архитектурном плане - особенно. Ведические культовые постройки считаются бессмертными творениями, общественным культурным достоянием. Итак, с самого начального своего периода культура Древней Индии демонстрировала высокий уровень и своеобразные черты. Уже в древний период своего развития в Индии успешно развивались и сельское хозяйство, и городская культура, и художественная культура, и наука, и технологии, и религиозно-философские учения. Культура Древней Индии, тесно связанная с религиозными воззрениями, содержит в себе мысль о соединении с духовными силами Вселенной, о возможности очищения души и избавления от страданий, порождаемых грехами. Культура Древней Индии оставила после себя богатейшее наследие в разных областях искусства: храмы, скульптуры, литературные памятники, ювелирные изделия, живопись - и везде оставалась верной своим традициям. Поэтому индийская стилистика определяется с первого взгляда: индийскую культуру, не перепутаешь ни с какой другой культурой. Древнеиндийская культура оказала влияние на Дальневосточную и мировую культуру. В частности, это утверждение применимо к духовной сфере человечества: люди из разных частей света, далёких от Индии, и сегодня воспринимают учения о сансаре, нирване или йоги как близкие себе. Если же говорить о художественной культуре Древней Индии, то она доставляет эстетическое наслаждение всем, кто способен воспринимать красоту и гармонию - независимо от религиозных взглядов. Список использованной литературы Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. - М.: -Прогресс, 1994. Введение в культурологию / ред. Е.В. Попов. - М.: Владос, 2016 Воронкова Л. П. Культурология: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп., 2017. Давлетшин А. И., Беляев Д. Д. Хараппский язык // Языки мира: Древние реликтовые языки Передней Азии. - М.: Наука, 2010. История Востока. - М.: Восточная литература РАН, 2002. - Т.1. Восток в древности. Кравченко А. И. Культурология: учебное пособие для вузов. 8-е изд. М.: Академический Проект; Трикста, 2008. Литература и культура — древней и средневековой Индии. - М.: Наука, 1979. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 2008г. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1998. |