Главная страница

Индивидуальность неповторимость, уникальность свойств человека


Скачать 43.41 Kb.
НазваниеИндивидуальность неповторимость, уникальность свойств человека
Дата24.08.2022
Размер43.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла20210702122254750.docx
ТипДокументы
#652432

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

________________Общая психология________________




Студент

МОСКВА 2022г.

Задание 1.

Психология индивидуальности

Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека. Это качество, которое отличает человека от других людей, неповторимое сочетание психологических особенностей: характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, сформировавшиеся способности. Чем ярче эти проявления, тем сильнее человек выделяется из общей толпы.

Каждая из групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде в биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном, активном взаимодействии человека с миром, природой осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.

В индивидуальности интегрируются три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств - онтогенез. Основная форма развития личностных свойств - жизненный путь человека в обществе. Для субъективных свойств - история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности. Старт, кульминация и финиш индивидных, личностных и субъективных свойств характеризуется несовпадением в возрастном развитии, взаимодействия и взаимовозникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.

Объективная картина жизненного пути и самосознания личности всегда строится в соответствии индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторически датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления.
Человек может иметь разную степень включенности в историческое время. Со временем индивидуальность становится регулятором как хода собственного развития, так и гармонии ее свойств.

Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным индикатором человеческой индивидуальности является активность, созидающей творческой деятельности человека. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека. «Вызревание» поступков происходят в сфере переживаний личности, в результате активной внутренней работы. Действие их можно наблюдать в разных формах. Это могут быть поступки гражданского характера, коммуникативные, трудовые. Поступки человека могут проявляться как устойчивый стиль поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь обстоятельств современной ему среды, способная создавать таким образом новые обстоятельства жизни. И в том и в другом случае индивидуальность представляет и источник саморазвития человека, «позволяет стоить себя изнутри».

Индивидуальность неотделима от понятия личности. Под лично­стью следует понимать и направляющее начало, которое руко­водит мыслями, действиями и поступками человека. Содержит в себе и активное отноше­ние к окружающему миру, основанное на индивидуальной пере­работке внешних воздействий.

«Реальная личность — это организм и его высший представитель — мозг, заключающий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. В нем начертан индиви­дуальный характер со всеми своими деятельными и пассивны­ми способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижностью и дея­тельностью». Ни оригинальность ума, ни твор­ческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокуп­ность психических явлений со всеми их особенностями, выде­ляющая данное лицо от других и обусловливающая ее самодеятельность, характеризует личность с объективной ее стороны.

Итак, личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру.

Личность— высшее интегральное понятие. Психологи неоднократно отмечали, что у личности могут пре­обладать органические, личные или сверхличные (обществен­ные) цели, мотивы или потребности. Характеризуя личность, обычно говорят об ее направленности.

Уровень развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных возможностей, ее интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств. Сюда же относятся и такие еще малоизучен­ные свойства, как сложность, тонкость, дифференцированность личности.

Человек формируется в социальной среде, и в ходе этого процесса у него вырабатываются такие способы действия, которые благоприят­ствуют возникновению и развитию сознательных психических свойств, преобразованию биологического социальным (когда социальное из внешних условий, воздействий, требований, об­разцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние потреб­ности, привычки, требования личности к себе и к окружающим). Индивидуальное постепенно, критически, не без борьбы, реор­ганизуется социальным и становится социальным, не утрачивая индивидуальности, но приобретая новый «социализированный» характер.

Несмотря на многообразие и изменение свойств личности, она в нормальных условиях остается единой. Это единство осно­вывается на синтезе реакций и тенденций индивида, регулируе­мом его центральной нервной системой, на единстве его жиз­ненного опыта. Личность многообразна в своем единстве, и раз­личные люди, имея общие свойства, обладают как типичными, так и индивидуальными особенностями. Поэтому наряду с об­щими закономерностями развития личности важную теорети­ческую и практическую задачу представляет исследование пси­хических особенностей человека.

Категория личности относится в психологической науке к числу базовых. Она не является сугубо психологической. Психические явления формиру­ются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту — общественному индивиду — личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этими качествами обладает личность. Понятие «личность» относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду.  При этом имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т. е. индивидуальность. Личность характеризуется многообразием свойств, и это многообразие закономерно.

Включенность индивида в те или иные общности определя­ет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т. е. особенности его социального бытия, его образ жизни. Это либо содейству­ет его развитию, либо сдерживает развитие и уродует личность.

Общим объективным основанием свойств личности яв­ляется система общественных отношений. В этом смысле обще­ство порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Лич­ность— это член общества и его продукт. Отношение «инди­вид—общество» есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирова­ние и развитие личностей (их исторически определенных ти­пов) является необходимой «составляющей» самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни самое общество не могут существовать.

Индивидуальность, как гармония частей. Индивидуальность всегда представляет собой определенную гармонию и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы. Каждый человек как целое всегда есть индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью, не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств.

Основной функцией индивидуальности как интеграта является сохранение и изменение своей сверхсоциальной, родовой сущности, не ограниченной только рамками существующего социального порядка, развитие внутреннего мира, восполняющего личностные дефициты и компенсирующего несовершенства мира внешнего.

Задание 2.

Произведите научный анализ понятий: «развитие личности», «формирование личности», «основы личности», «психологические свойства личности», «воспитание качеств личности», «психические новообразования личности».

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств. Элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием. Соответственно, личностное развитие определяет те стороны жизни, которые отдаляют нас от животной природы, наделяют социально значимыми качествами. Не стоит путать это понятие с личным развитием, которое охватывает все возможные сферы, включающие физическую форму, уровень интеллекта или эмоциональность. Личностное развитие связано с самоидентификацией. Оно не противопоставляется другим видам совершенствования, оправдывая высказывание «в здоровом теле – здоровый дух».

Формирование личности – это процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий социальной среды, воспитания, обучения; целенаправленное развитие личности или каких-либо её сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений. Это процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности. Формирование и развитие личности происходит постоянно, до самой смерти. В одних и тех же условиях все люди развиваются по-разному. На процесс становления личности влияние оказывают факторы: генетические особенности, окружающая среда, культурное влияние, социальное влияние, индивидуальный опыт.

Основы личности - слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура — связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны. Другими словами, это психические процессы, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность – одно из главенствующих психологических свойств, которое определяет характер индивида. Представляет собой нужды, требующие удовлетворения. Именно это побуждает человека к необходимой активности.

Темперамент, закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека. Согласно Павлову, не что иное, как прирожденный признак нервной системы- генотип. Этими свойствами, определяющими тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы), являются: сила — способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток; уравновешенность — степень соответствия силы возбуждения силе торможения; подвижность — показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

Характер. С древнегреческого слово «характер» буквально звучит как «знак», «черта», «отличительный предмет». Это совокупность устойчивых индивидуально-своеобразных черт и качеств личности, таких как: интеллектуальные, волевые, эмоциональные, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам. Характер проявляется в деятельности и общении и включает себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Относится к психическим свойствам личности, как идентификатор модели поведения индивида, и проявляется в его отношении к социуму, самому себе, другим людям и труду.

Способности - соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности. Среди видов способностей выделяют частные, реализуемые в одном действии, специальные, применяемые в конкретной деятельности и общие, используемые во всех сферах деятельности человека. Способности и будут определять то, что в конечном итоге добьется человек.

Воспитание качеств личности. Воспитание - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания — воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность. Рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Процесс воспитания — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Психические новообразования личности. Это изменения в психике и личностных качествах индивида, имеющие устойчивый характер, которые обусловлены ходом возрастного развития человека и присущи определенному его этапу. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период. Во-вторых, новообразование – обобщенный результат изменений, всего психического развития в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов. Появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Развитие психики – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Задание 3.

Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях.

Личность — это характеристика и оценка человека. Главные особенности личности определяются не столько генетической наследственностью, сколько развитием в ходе жизни.

У человека возник принципиально новый способ закрепления и передачи опыта старших поколений через продукты активности, воплощенные в более совершенную систему языка, обогащение знаний, навыков и умений.

Соотношение биологического и социального есть величина постоянная для развития личности.

Задание 4.

Прокомментируйте утверждение А.Н. Леонтьева о том, что появившийся на свет человек обладает лишь одной способностью — стать человеком.

Личностью не рождаются, а становятся. У человека есть возможность стать личностью, которой нет ни у одного из животных. Связано это с тем, что у человека есть природные предпосылки, с которыми он рождается. Рождается индивидом, которому придется столкнуться с трудностями, приобрести необходимые навыки и умения. В процессе жизни человек проходит процесс социализации - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Человек должен пройти долгий путь социализации и поиска себя.

Задание 5.

Воспользуйтесь приведенной ниже схемой Э.Локка для описания современной личности русского человека и американца.

Английский этнограф Э. Локк предложил для описания личности концепцию, в которой перекрещиваются несколько различных параметров:

1. Внутренний или внешний локус контроля – представление о положении индивида в его поведенческой среде.

2. Активное или пассивное начало – воспринимается ли «Я» в качестве контролирующей или подконтрольной инстанции.

3. Время – мыслится ли источник человеческого поведения находящимся в прошлом, настоящем или будущем.

4. Пространство – где именно локализуется «Я».

Различия в психологической самоидентификации русских и американцев и их взаимовосприятии – одна из наиболее трудноуловимых и самых глубинных причин непонимания в процессе межкультурного общения. Всесторонне описать и русскую и американскую личности является непосильной задачей для исследователя.

Локус контроля представляет собой обобщенные субъективные ожидания того, в какой мере человек в состоянии контролировать происходящие с ним события и следующие из них подкрепления. Люди с внешним (экстернальным) локусом контроля убеждены в том, что происходящие с ним события зависят от их собственной активности в минимальной степени и определяются внешними обстоятельствами, такими как случайность, судьба, козни врагов и прочее. Что в большей мере присуще человеку русскому, думать, что всё уже предначертано и так решено по судьбе. Ответственность за всё, что происходит с экстерналами перекладывается на окружающих.

Люди с внутренним (интернальным) локусом контроля считают, что именно они своим поведением создают себе подкрепления и сами контролируют всё, что с ними происходит. Таким образом, интерналы в большей степени увязывают между собой собственную поведенческую активность и подкрепления, создавая больший потенциал потребности.

Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что всё в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.

Хотя характеристики локуса контроля часто рассматривают в качестве личностных, диспозиционных характеристик, нужно иметь в виду, что интернальность — экстернальность в разных сферах может существенно различаться, и что характер ожиданий подвержен изменению в ходе жизни при изменении среды подкрепления. Речь идет о двух полярных характеристиках, т.е. ожидания любого человека в соответствии с его представлениями лежат на определенной точке шкалы, на одном полюсе которой — экстернальность, на другом — интернальность. Общий локус контроля складывается из множества частных — например, в сфере межличностного общения, в отношении удач и неудач, в производственной сфере, применительно к собственному здоровью и т.д.

Локк характеризует понятия личности так: «Я думаю, личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных местах только благодаря тому сознанию, которое неотделимо от мышления и, на мой взгляд, существенно для мышления.
И насколько это сознание может быть направлено назад, к какому-нибудь прошлому действию или мысли, настолько простирается тождество этой личности; эта личность есть теперь то же самое Я, что и тогда, и действие было совершено индивидуальностью, тождественной с теперешним Я и в настоящее время размышляющей об этом действии».

В сочетании с факторами времени и пространства, пересечение двух параметров (внутренний и внешний локус контроля), дает совершенно разные имплицитные модели «Я». Человек может считать, что находится под контролем какого-то внешнего агента, но этот агент может быть локализован в прошлом, в настоящем, в будущем. Столь же многообразна природа и локализация внутренних контрольных инстанций. Мы можем объяснять свои поступки влиянием прошлого – память; настоящего-страсть, мгновенное влечение; будущего-стремление к определенной цели.

Пространство личности репрезентировано в её образе мира, и в первую очередь смысловым конструктом «свое – чужое». В структуре бытийного пространства личности принято выделять центр, периферию и границы. Центр (первичная среда) образован объектами, представляющими наибольшую ценность для субъекта, с которыми он идентифицируется, ощущая их как часть себя. Периферию (вторичную среду) бытийного пространства личности составляют объекты и явления, степень субъективной значимости которых для неё менее важна. Границы бытийного пространства личности указывают на то, что обращено к публичности личности, является открытым, доступным для большого количества людей, а что является закрытым для чужих глаз и не терпит вмешательства со стороны посторонних.

Структура и содержательное наполнение бытийных подпространств личности индивидуальны и своеобразны. Важнейшей характеристикой бытийного пространства личности выступает сохранность его границ. Это пространство переживается личностью как сохранное или нарушенное, что находит отражение в оценках личности и поведении, направленном на защиту объектов, включённых в своё бытийное пространство и наделённых определёнными личностными смыслами.

Субъект обладает способностью контролировать доступ других в своё бытийное пространство в зависимости от своего актуального состояния и предшествующего жизненного опыта. Сохранность границ обеспечивает личности переживание своего бытия как аутентичного, в котором наблюдается достижение субъективной, соответствующей внутренним побуждениям, степени открытости/закрытости бытийного пространства в каждой отдельной ситуации. Важнейшей предпосылкой самореференции для Локка служит сознание, которое можно отождествить и с памятью, ибо сознание является для него ретроспективной проекцией в прошлое. Тождество личности – идентичность – возникает благодаря тому, что индивидуум сознает свою самость в ходе времени.

Теория Локка имела долгую предысторию в виде культурной практики пуританских автобиографий XVI и XVII веков. Поэтому применительно к Локку можно говорить о «рождении личности из духа ответственности». Локк понимает личность как юридическую категорию, с которой соотносятся цели и последствия поступков. Он определяет людей как «разумных существ, знающих, что такое закон, счастье и несчастье». Предпосылкой того, чтобы человек стал гражданином, является его правовая вменяемость. Она служит основой для стремления к счастью и успеху. Лишь тот, кто может быть признан виновным, может рассчитывать на экономический успех, и лишь тот, кто способен страдать, может стремиться к счастью. Сознание и память занимают у Локка место, принадлежавшее раньше внешним нормам и силам; теперь личность наделяется тождеством, то есть базируется на осознанной самости внутренне когерентной жизни индивидуума.

Локк выстроил свою теорию тождества личности, опираясь на память человека. Все, что мы относим к нашему сознанию и что охватывается нашей памятью, составляет нашу идентичность: «То, с чем может соединиться сознание этой теперешней мыслящей вещи и образует одну и ту же личность, тождественно с нею, и ни с чем другим, и таким образом приписывает себе все действия этой вещи и признает их как свои собственные настолько, насколько простирается это сознание, но не дальше, что заметит всякий рассуждающий человек».

Задание 6.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, – это: а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Личностные свойства, обусловленные социально, — это: а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Личность — это: а) совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других; б) комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению; в) рефлексивный образ «Я»; г) индивидуально выраженное всеобщее; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Человека можно считать сложившейся личностью, если: а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Процесс социализации состоит в следующем: а) привитии ребенку нравственных норм; б) усвоении ребенком общекультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; г) познании действительности (особенно социальной); д) все ответы верны; е) все ответы неверны,

6. Источниками социализации выступают: а) передача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. В становлении личности участвуют механизмы: а) сдвига мотива на цель; б) идентификации; в) освоения социальных ролей; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Задание 7.

Гуманистическое направление

Гуманистическая психология – одно из направлений в западной психологии, которое признает своим главным предметом изучения личность как целостную и уникальную систему, представляющую собой возможность открытой и свободной самоактуализации, присущей только человеку. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Ученые, причисляющие себя к этому течению, такие как Абрахам Гарольд Маслоу и Карл Рэнсом Роджерс заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. Это течение рассматривалось как "третья сила" или "движение за осуществление возможностей человека".

Карл Роджерс американский психолог, создатель клиент-центрированного направления в психотерапии исходил из того, что поведение человека определяется его внутренними мотивами и что человек свободен в выборе своих поступков и тем самым в определении своей судьбы. При этом Роджерс утверждал, что человек по своей сути добр и стремится реализовать себя в обществе. «Единственный образованный человек - это тот, кто научился учиться и меняться.» (с).Злые же и разрушительные мотивы поведения людей, которые, увы, имеют место, противоречат, по его мнению, подлинной природе человека, являются ее извращением. Утверждая это, Роджерс ссылался на свой тридцатилетний клинический опыт психотерапевта. «Когда я смотрю на мир, я пессимистичен, но, когда я смотрю на людей, я оптимист.» (с).

Он считал, что каждая личность обладает «концепцией собственного Я». Ее представления о том, как она сможет реализовать себя в обществе, в общении с другими людьми, составляет ее «реальное Я». Однако человек «склонен представлять себя и в идеальном образе — видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей». Это его «идеальное Я», к которому стремится приблизиться его «реальное Я». При этом, согласно концепции Роджерса, «реальное Я» человека часто сталкивается с противоречиями между его «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися в виде условного отношения к его поступкам, одобряющим или не одобряющих их. В тоже время Роджерс считал, что само общество должно создавать условия для развития и реализации способностей каждого человека. Роджерс был сторонником феноменологического подхода, он считал, что истоки поведения лежат во внутреннем опыте индивида, который (условно) включал в себя интегрированное сочетание восприятий внешнего и внутреннего мира. По-другому, субъективная интерпретация человеком внутренних и внешних событий приводила к намерению (мотиву), которое заканчивалось действием (поведением). Все выводы были сделаны на основе изучения материала, связанного с людьми, имеющими те или иные психологические проблемы.

Что касается Абрахама Маслоу, то он был сторонником своей иерархической мотивационной теории, которая говорила о том, что исток поведения человека - это его потребность. «Удовлетворение потребности в чувстве собственного достоинства приводит к ощущению уверенности в себе, ценности, силы, способностей и достаточности, полезности и необходимости в мире» (с).

В отличие от Роджерса и Фрейда Маслоу не занимался психологической помощью клиентам, то он всегда говорил о предвзятости их подхода в связи с акцентом на психологические аномалии, он настаивал на том, что в психологической теории личности должно ориентироваться именно на здорового индивида. «Люди, которые считаются больными, - это те, кто не являются самими собой и создали все виды невротической защиты» (с).

Маслоу фактически игнорировал период развития личности и его влияние на способность человека к последующей самоактуализации, хотя и упоминал о том, что существуют критические моменты развития, когда личность наиболее подвержена фрустрациям со стороны внешних условий. «Если вы намеренно планируете быть меньше, чем способны, я предупреждаю вас, что вы будете глубоко несчастны до конца своих дней» (с).

Карл Роджерс также не делил развитие личности на какие-то особые этапы, как это делал Фрейд. Вместо этого, он делал акцент на том, что каждый ребенок в процессе роста в наибольшей степени зависит от наличия или отсутствия позитивного внимания со стороны окружения и, в зависимости от этих условий вырастал либо в полноценно функционирующую личность, либо в личность, обусловленную психопатологиями. «Я все больше становлюсь архитектором себя. Я свободен любить и выбирать.» (с).

Задание 8.

Соотнесите типы ВНД, выделенные И.П.Павловым с типами темперамента в гуморальной теории Гиппократа.

Типы высшей нервной деятельности – типология Павлова, совокупность врожденных свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности), определяющих индивидуальные особенности ВНД и характер взаимодействия организма с окружающей средой.

Сила – показатель работоспособности нервной системы, который выражается в степени выносливости нервной системы при наличии различных раздражителей.

Уравновешенность - характеристика баланса нервных процессов: либо возбуждение и торможение взаимно уравновешены, либо один из них является преобладающим.

Подвижность — характеристика скорости смены одного нервного процесса другим, т.е. возбуждения торможением и наоборот.

Павлов считал, что типы ВНД совпадают с четырьмя типами темперамента человека, выделенных еще Гиппократом в VI-V веке до н.э..

Первый тип: сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник.

Второй тип: сильный, неуравновешенный — холерик.

Третий тип: сильный, уравновешенный, инертный — флегматик.

Четвертый тип: слабый — меланхолик.

Задание 9

Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту. Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, острота зрения, леность, медлительность, высокие умственные способности, гениальность, богатство мимики, глубина чувств.

Задание 10.

Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В.Н. Мясищев, Э.Кречмер, У.Шелдон, И.П. Павлов, В.Д. Небылицин, Б.Г. Ананьев, В.М. Русалов). Определите автора каждого из них.

1. Разновидности темперамента связаны с определенным типом строения тела: циклотимики имеют пикнический тип телосложения, шизотимики отличаются астеническим телосложением Кречмер.

2. Эндоморфному, мезоморфному и эктоморфному соматотипам соответствуют висцеротонический, соматотонический и церебротонический типы темперамента. У.Шелдон

3. Типам нервной системы (высшей нервной деятельности) соответствуют четыре картины поведения или четыре гиппократовых типа темперамента.И П Павлов.

4. Любое свойство темперамента находится в линейной зависимости от свойств нервной системы. В.Д.Небыдицын

5. Темперамент есть объем областей свойств личности, ее природная основа. Ананьев

6. Темперамент = тип нервной ситсемы+отношения личности+ситуационные мотивы. Мясищев.

7. Темперамент – четырехуровневая система формальных поведенческих измерений, отражающих различные блоки функциональных систем В.М. Русалов

Задание 11.

Типологическая модель К.Юнга

Швейцарский ученый Карл Юнг основатель аналитической психологии, одного из направлений глубинной психологии. Ему принадлежат идеи о существовании коллективного бессознательного, архетипических образов, оказывающих мощное влияние на подсознание человека. Им разработана типология человеческих личностей.

Юнг выделил восемь типологических групп две личностные установки: интроверсию и экстраверсию, и четыре функции или типа ориентации мышление, ощущение, интуицию и чувство — каждая из которых может действовать либо интровертным, либо экстравертным образом. Но его типологическая модель — это не система анализа характеров, она является инструментом для психологической ориентации. Это метод понимания, как самого себя, так и тех трудностей, которые могут возникать в отношениях между людьми.

Интроверсия и экстраверсия являются психологическими способами адаптации. В интроверсии движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру. В экстраверсии интерес направлен во внешний мир. В одном случае, сам субъект (внутренняя реальность), а в другом, сам объект (предметы или другие люди, внешняя реальность) оказываются изначально более важными.

Согласно К.Юнгу, никто не является интровертом или экстравертом в чистом виде. То есть, обе установки присутствуют у каждого человека, только одна из них «питается» энергией, идущей от сознания, другая – является бессознательной и выполняет по отношению к первой компенсаторную функцию. Интроверт не осознает свою экстравертную сторону, а экстраверт – интровертную. Чем больше выражена сознательная установка, тем более примитивной и инфантильной является бессознательная. В крайних вариантах такое соотношение может привести к снижению адаптивности поведения вплоть до невротических расстройств.

Мышление и чувство Юнг относит к рациональным функциям, т.е. функциям, которые базируются на процессах различения и формирования суждения. Так, при доминирующем влиянии мышления жизнь человека управляется главным образом рефлексией, а действия строятся на основе интеллектуального осмысления мотивов. Чувство есть функция субъективного суждения или оценки, оно строго информирует о ценности вещей, определяет, что тот или иной предмет стоит для данного субъекта.

Иррациональные функции как воспринимающие. Интуицияотносится к вос­приятию с помощью бессознательных процессов, ощущение есть восприятие с помощью органов чувств. Ощущение схватывает, сообщает чело­веку, что нечто есть во внешнем для него мире, интуицияпостигает («подхватывает», «подбирает») то, что находится в мире внутреннем. Способ постижения здесь выходит за рамки рассудочного, лежащего в узких пределах здравого смысла. Иррациональные типы осно­вываются исключительно на переживании – «настолько исключи­тельно, что, как правило, их суждения не могут поспеть за их пере­живаниями».

Рассматривая рациональные и иррациональные функции, Юнг подчеркивает, что выраженность какой-то одной из них не является достаточным условием для упорядочивания опыта человека и его адаптации к окружающей действительности – для полной ориентации все четыре функции должны внести свой специфический вклад. Мышление обязано облегчить опознание и осмысление. Чувство расскажет нам о том, в какой сте­пени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас. Ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зре­ния, вкуса, слуха и т.д. Интуиция делает нас способными к преду­гадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явле­ний, на их «заднем плане».

Доминирующей функцией является та, которая используется чаще. Ее осуществле­ние находится под контролем воли и, в то же самое время, ее управ­ляющий принцип является решающим для ориентации сознания. Ведущая роль функции определяется с одной стороны, врожденными предпосылками, а с другой – социальными условиями.

Вспомогательные функции не имеют единственной и абсолютной достоверности и решающего значения, но учитываются как дополнительные. Природа вспомогательных функций отличается от природы доминирующей, но в этих отношениях нет антагонизма: либо иррациональные функции могут быть вспомогательными для одной из рациональных, либо наоборот.

Подчиненная функция является наименее развитой. Она пребывает в более или менее примитивном состоянии и зачастую осознается лишь наполовину или совсем не осознается. Специфическая особенность подчиненной функции состоит в том, что она может «самовольно» активизироваться в тех случаях, когда человек вкладывает слишком много энергии в реализацию ведущей функции.

Типы личности по Юнгу: 1. Экстравертный мыслительный тип характерен для людей, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Если эти схемы являются результатом глубокого понимания реальности, то такие люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако, чем более узкой является схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится в брюзгу, а служение идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель оправдывает средства. Люди этого типа в крайнем варианте отличаются эмоциональной тупостью: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.

2. Экстравертный чувствующий типЛюди этого типа склонны к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что их окружает. Они предпочитают партнеров, соответствующих определенным критериям (например, занимающих высокое социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые надо испытывать в театре. От чувств таких людей всегда веет холодом, поэтому их поведение часто воспринимается окружающими как притворство.

3. Экстравертный сенсорный тип.Такие люди определяют ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность объекта. Представители этого типа ищут наслаждения и удовольствия. Если ощущения не очень сильно доминируют над остальными функциями, они производят впечатление людей, радующихся жизни, эстетов; в противном случае – становятся неприятными для окружающих.

4. Экстравертный интуитивный типЛюди этого типа обладают необычайно развитой чувствительностью ко всему новому и необычному. Они легко увлекаются новым объектом и могут «заразить» своим энтузиазмом окружающих. Но как только объект привязанности и восхищения исчерпывает свои возможности к развитию, интуитивные экстраверты без сожаления забывают о нем и переключаются на другой, более интересный. Поскольку нравственные устои не являются решающими для таких людей, их часто относят к разряду легкомысленных и авантюристичных. По мнению К. Юнга, люди этого типа «распространяют» вокруг себя полноту жизни, но в реальности живут не они, а другие.

5. Интровертный мыслительный типЛюди этого типа характеризуются мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого они склонны подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Они создают теории ради теорий. В отличие от мыслительных экстравертов, они стремятся не к расширению знаний о мире, а к их углублению, а также не стремятся увлечь окружающих своими идеями и завоевать их поддержку. На фоне убежденности в правоте своих идей мыслительные интроверты негодуют на общество, которое отказывается их воспринимать. Окружающие характеризуют представителей этого типа как высокомерных и властных. Близкие люди считают их наивными и неприспособленными к жизни.

6. Интровертный чувствующий типПредставители данного типа выглядят внешне спокойным. Их эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у них может «все кипеть». Эмоциональная сдержанность таких людей воспринимается окружающими негативно, как проявление холодности.

7. Интровертный сенсорный тип,в отличие от экстравертного сенсорного, ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому, как только ощущение пропадает, объект для такого человека теряет ценность. Представители этого типа непонятны и непривлекательны для окружающих.

8. Интровертный интуитивный тип порождает, согласно К.Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы – мистиков. Это люди, которые сосредоточены на реальности своего внутреннего мира, держатся в стороне от окружающих и индифферентны к ним. Продукты их творчества для других, как правило, непонятны.

Задание 12

Способности часто становятся основанием для построения «типологии личностей». И.П. Павлов предлагал выделять лиц художественного, мыслительного и среднего типов. Вставьте названия этих типов в перечисленные описания, сгруппируйте их так, чтобы получить целостную характеристику павловских типов.

Художественный тип.

2. Лица художественного типа воспринимают внешний мир непосредственно, сразу не подвергая его анализу. 3. Эмоционально люди художественного типа чувствительны, любят фантазировать, причем легко вживаются в воображаемый образ. 5. О людях художественного типа принято говорить, что они больше живут «сердцем, чем умом». 6. Яркость возникающих образов, живость воображения, богатство эмоций облегчают представителям художественного типа освоение творческих видов деятельности (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра). 7. При выборе профессии у лиц художественного типа преобладает склонность к выразительной деятельности, и именно в этих областях они добиваются наибольших успехов. 12. Для художественного типа характерно относительное преобладание первой сигнальной системы над второй, подкорковой деятельности над корковой. 15. Лица художественного типа больше действуют под влиянием чувства, чем доказательств разума

Мыслительный тип.

4. При выборе деятельности лица мыслительного типа тяготеют к точным наукам, философии; имеют склонность к научной деятельности, живут больше «умом, чем сердцем». 8. Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы (преобладание сигнала сигналов – речи) над первой, корковой деятельности над подкорковой. 10. Для представителей мыслительного типа характерны бедность эмоционального реагирования, сдержанность в общении. 11. Склонность людей мыслительного типа к абстракциям, легкость логических построений, тяготение к теоретизированию, детальному анализу изучаемых явлений создают благоприятные условия для деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом (цифрами, схемами). 14. Представители мыслительного типа действуют после тщательного обдумывания, взвешивания и размышления.

Средний тип.

1. Лица среднего типа общительны, деятельны, энергичны, достигают равных успехов как в работе, требующей «выразительных качеств», так и в умственной деятельности.. 9. В мышлении лиц среднего типа в равной мере выступают аналитическая и синтетическая деятельность. 13. Лицам среднего типа присущи равномерное развитие сигнальных систем, примерно одинаковое соотношение деятельности коры и подкорки.

Задание 13

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

способности определяются как: 1. индивидуально-психологические особенности человека; 2. индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности; 3. особенности, не сводимые к знаниям, умениям, навыкам; 4. функциональные органы человека; 5. все ответы верны; 6. все ответы неверны.


написать администратору сайта