Философия. Infopedia iphlib studentfile Философия (копия). Infopedia iphlib studentfile Философия
Скачать 104.54 Kb.
|
Infopedia iphlib studentfile Философия 2.1. Веды. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы (обзорно) Веды (священный текст) – это древнейшие литературные писания . Представляли собой четыре сборника текстов религиозного, общественно-политического и философского содержания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. каждая Веда состоит из четырех частей: - самхиты - религиозные гимны, «священное писание»; - брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами) и в которых описывается правильность проведения ритуалов и жертвоприношений; - араньяки - книги лесных отшельников; - упанишады - философские комментарии к Ведам. Важнейшая идея Вед заключалась в том, что человек един с природой, и является её частью. Растения, животные, человек имеют тело и душу . Тело считалось смертно, душа вечна. Телом может быть не только человек, но и животное, насекомое, растение. Также Странствие, блуждание души по различным телам носит название сансары (буквально блуждание, странствие, переселение). Сансара – это обозначение «круговорота бытия» – цепь непрерывных существований, переселений. Переселение души связано с законом картмы . Карма (действие, поступок, жребий) – совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в предыдущих существованиях, которые определяют его судьбу в последующих. Также основное понятие этики Вед — понятие мокши (освобождение от цепи перевоплощений)- это являлось высшей жизненной целью. Начиная с VI – V вв. до н.э. возникают философские школы. Их было 9. Они делятся на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Ортодоксальные школы признают Веды и следуют их традициям. Это школы: веданта, вайшешика, миманса, йога, ньяя и санкхья. Неортодоксальные школы отрицают либо полностью, либо частично ведийские основоположения. К этим школам относятся буддизм, джайнизм и локаята (чарваки) Ортодоксальные школы • Веданта (завершение Вед) — она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. • Миманса Учение Вед связано с дхармой — идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. • Санкхья (число, перечисление) — в ее основании лежит не текст Вед, а опыт и размышление. • Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки. • Вайшешика. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы. • Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Неортодоксальные школы • Джайнизм. Джайнизм отрицает святость Вед, решающее влияние богов на судьбы людей и т.д. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. • Буддизм. Характерная особенность этого учения — этико-практическая направленность Будды, а центральный вопрос, который его интересует, — бытие личности. • Школа Чарвака-Локаята. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания. Ее основа — чувственное восприятие мира. 2.2. Буддизм - религиозно- философская концепция ,, которая возникла в VI-V вв. до н.э. Буддизм является мировой религией . Его основателем был Сиддхартха Гаутама, который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и был назван Буддой, т.е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, потому все вправе избавиться от них. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ . Буддийская мудрость выражается в так называемых четырех благородных истинах. Первая истина: есть страдание. Вторая истина: есть причина страдания. Третья истина: есть освобождение от страдания. Четвертая истина: есть путь, ведущий к освобождению от страдания. Цель буддистов — освободиться от желания, и тем самым повернуть «колесо дхармы» на земле. - буддистский символ дхарм и учения Будды о пути к просветлению, освобождению от кармических перерождений в сансаре. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с восемью спицами. Будда, как известно, указал на восьмеричный путь к освобождению, суть которого в следующем. Во-первых, это истинное воззрение («четыре благородных истины»), во-вторых, истинное намерение (отрешение от привязанности к миру), в-третьих, истинная речь (воздержание от слов, связанных с миром), в-четвертых, истинные поступки (ненасилие и ахимса- принцип поведения и образа действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда — невреждение) в-пятых, истинный образ жизни , в-шестых истинное усилие (бдительность в отношении дурных мыслей и поступков), в-седьмых, истинное медитирование, и, в-восьмых, истинное конечное сосредоточение. Последнее как раз соответствует состоянию просветления, которому нет аналогов в нашей обычной жизни. Поэтому буддисты указывают на непостижимое молчанием. Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Как философская концепция и система медитационных техник йога возникает около I в. до н.э. и направлена на то, чтобы научить человека освобождаться от волнений жизни, страданий, оков телесно-материального, чтобы остановить поток перевоплощений. Это могут не все, только «святые» Обыкновенные люди не могут полностью освободиться от связей с материально-телесным. "Святые" - это люди, достигшие нирваны, полностью освободившиеся от всего земного. Достичь нирваны чрезвычайно трудно, но можно. Как особое состояние его сложно представить рационально. Нирвану можно только ощутить. В состоянии нирваны нет времени, оно вечно; в нем прекращаются страдания, волнения, желания; в нирване человек достигает успокоения, избавляется от всего, что его волновало в жизни. По сути это бессмертие, вечность, конец мира. |