Восьмеричный путь, учение о 4-х. 8 путь и учение о 4х. Учение о 4х и восьмеричный путь
Скачать 17.3 Kb.
|
Учение о 4-х и восьмеричный путь Буддизм включал множество разнообразных концепций, однако существовал определенный общий комплекс идей, которые принимались всеми направлениями. Во-первых, это идея «серединного пути». Буддизм выступал против крайностей (в том числе против аскетизма). Мысль о том, что следует избегать крайностей, была, по преданию, высказана Буддой в его первой проповеди. При этом отвергались как крайности мирского жизнелюбия, так и крайности аскетического умерщвления плоти. Во-вторых, это «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь». «Четыре благородные истины» гласят: ♦ жизнь в мире полна страданий; ♦ существует причина этих страданий; ♦ можно прекратить страдания; ♦ существует путь, ведущий к прекращению страданий. Первая «благородная истина» утверждает, что жизнь в мире полна страданий. Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние — все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание. Страдание не просто является чем-то случайным, оно существует повсеместно; даже то, что кажется удовольствием, в действительности является источником страдания. Вторая «благородная истина» утверждает, что существует причина этих страданий. Страдания есть результат рождения в этом мире, поскольку рождение вызвано пристрастием ко всему земному. А наши желания в конечном счете происходят от незнания. Если бы мы понимали устройство мира и, следовательно, понимали бы причины страданий, то у нас не было бы пристрастия к земному; тогда прекратилось бы рождение, а вместе с ним и страдание. Третья «благородная истина» говорит о том, что если устранить условия, порождающие страдания, то прекратятся и страдания. Освобождение от страданий достижимо, но при выполнении определенных условий. Если необходимые условия будут выполнены, наступит состояние освобождения — нирвана (в буквальном переводе: «затухание», «уничтожение») — угашение страстей, а вместе с ними и страданий. Нирвана — состояние безмятежности, невозмутимости и бесстрастного самообладания — гарантия от перерождения. Но нирвана — это не бездеятельность. Сам Будда, достигнув нирваны, некоторое время сомневался, следует ли распространять свое учение далее, должен ли он трудиться для освобождения ближних? И он решил, что сооруженный с таким трудом плот, на котором он переплыл поток страданий, не должен исчезнуть, должен быть передан другим. Отсюда вывод — нужно трудиться ради морального подъема ближних. Четвертая «благородная истина» — описание пути к освобождению от страданий. Учение Будды главным образом есть ответ на один основополагающий вопрос: как достичь нирваны? Для этого необходимо пройти «восьмеричный путь», включающий следующие этапы. 1. Правильные взгляды — правильное понимание четырех благородных истин. 2. Правильную решимость — твердое намерение преобразовать жизнь. На этом этапе требуется отрешение от привязанности к миру, отказ от дурных намерений и вражды по отношению к другим людям. 3. Правильную речь — контроль над речью, воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров. 4. Правильное поведение — отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения чувств. 5. Правильный образ жизни — получение средств к существованию честным путем. 6. Правильное усилие — постоянное стремление к искоренению старых дурных! мыслей и закреплению в уме хороших идей (в противном случае можно сойти! с пути). 7. Правильное направление мысли — знание о том, что все вещи по своей природе преходящи, поэтому не должно быть привязанности к вещам и печали по поводу их утраты. 8. Правильное сосредоточение, включающее 4 стадии: наслаждение радостью отрешенности и чистого мышления; радость, покой и внутреннее спокойствие, порождающие размышление,осознание радости и покоя; попытку перейти к состоянию безразличия, переход к совершенной невоз-1 мутимости и освобождение от ощущения телесности; попытку освободиться даже от сознания освобождения и невозмутимости и 1 от всех чувств радости и воодушевления, которые ранее испытывал человек. Буддисты уверяли, что прохождение восьмеричного пути обеспечивает человеку полное душевное успокоение, которое не может быть нарушено уже ничем. Тот, кто достиг этого состояния, более не воплотится в мире и не будет подвержен перерождениям и страданиям. Буддисты были уверены в неограниченных возможностях человека для изменения своей природы и «освобождения». В древнеиндийском мировоззрении обрисован своеобразный идеал человека (йоги-на), достигшего йоги. Термин «йога» на санскрите означает: соединение, участие, порядок, глубоко размышление, сосредоточение. Создателем системы йога считается Патандждля живший во II в. до н. э., автор «Йога-сутры». В философии йоги проводится принципиальное разграничение Я как некоторой особой духовной сущности и Я как индивидуума, человека с его телом, умом, интеллектом. Я как духовная сущность — это ум-читта, индивидуальный ум — это ум-манас. Восьмеричный путь йоги. Восьмеричный путь включает следующие моменты. 1. Яма (воздержание, обуздание), содержащее: 1) ахимса (воздержание от нанесения вреда живому); 2) сатья (правдивость в мыслях и речах); 3) астейя (воздержание от воровства); 4) брахмачарья (контроль над чувственными желаниями и страстями); 5) апаригарха (неприятие, отклонение ненужных даров). Все эти виды воздержания детально разъясняются; йогин должен строго выполнять все эти предписания вплоть до самых мелочей. 2. Нияма — культивирование положительных навыков: 1) шауча — очищение тела путем омовения, содержания его в чистоте, и очи-1 щение ума посредством воспитания хороших чувств (таких, как дружелюбие, доброжелательность, бодрость); 2) сантоша — привычка довольствоваться тем, что приходит само собой, без лишних усилий; 3) тапас — умертвление плоти, которое состоит в привычке переносить холод, жару и т. п. и соблюдение аскетических обетов; 4) свадхьяя — привычка к регулярному чтению религиозных книг (Веды); 5) ишваро-пра-нидхана — размышления о боге и смирение перед ним. 3. Асана — дисциплина тела, умение занимать устойчивые и удобные положения. Йога устанавливает ряд правил с целью сохранения жизненной энергии, частичного предохранения от болезней. 4. Пранаяма — регулирование дыхания. Культивируется приостановление дыхательных процессов после выдыхания или после вдыхания, или задержка дыхания. Дыхательные упражнения полезны для укрепления сердца. В результате приостановки дыхания ум приходит в состояние сосредоточения. 5. Пратьяхара — удаление чувств, возникающих в результате восприятия соответствующих внешних объектов, контроль ума над чувствами. Достичь этого очень трудно, но возможно; это требует твердой воли и длительной практики. Эти пять средств достижения освобождения считаются внешними помощниками йоги. Следующие три — внутренние: 6.Дхарана — внимание, сосредоточение ума на желаемом объекте. Это может быть часть нашего тела (пуп, кончик носа и т. п.) или внешний объект (например, луна). Способность прочно сосредоточивать внимание на некотором объекте — испытание пригодности перехода на следующую стадию. 7. Дхьяна — спокойное и беспрерывное созерцание объекта. В результате мы получаем ясное и отчетливое представление объекта, его частей и аспектов; осуществляется переход от частного к общему представлению. 8. Самадхи — сосредоточение. Ум настолько поглощен объектом созерцания, что теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о самом себе. В результате этого пути Я становиться светлым, избавляется от всяких земных пут, от всех хлопот, связанных с удовлетворением желаний и страстей, поскольку «угасает» индивидуальный ум-манас. Таким образом, система йоги решает проблему «освобождения» на пути отказа от внешнего мира, самоуглубления в самого себя и наконец отказа от мышления. Считается, что благодаря практическому применению йоги йогины приобретают особые качества. «И когда возникает интуитивное озарение, то с его помощью йогин познает все». Йогин может также передвигаться куда угодно, принимать любую форму, видеть сквозь закрытые двери, делаться невидимым, приручать любых животных, предвидеть свою смерть. Но система йоги призывает стремиться к завершению восьмеричного пути не ради этих целей, а для достижения освобождения. При устранении аффектов и кармы мудрец достигает освобождения еще при жизни. В системе йоги утверждается существование бога Ишвара как верховного правителя мира, обладающего бесконечным познанием, неограниченным могуществом, самыми мудрыми желаниями, Именно бог соединяет Пурушу и пракрити. Размышление о боге, поклонение ему, по утверждению представителей этого учения, — одно из лучших средств сосредоточения и сдерживания ума. В заключение еще раз подчеркнем, что Я в философии йоги — трансцендентный субъект, отличный от тела, ума и индивидуального Я. |