Задание 3_Филинкова Е Э. Информация о том, что чтобы помочь человеку преодолеть комплекс неполноценности, важно усилить его социальный интерес, социальный интерес является критерием психического здоровья, стала для меня небольшим открытием
Скачать 40.03 Kb.
|
1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме. Информация о том, что чтобы помочь человеку преодолеть комплекс неполноценности, важно усилить его социальный интерес, социальный интерес является критерием психического здоровья, стала для меня небольшим открытием. Также и К. Юнг утверждал, что индивидуация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения. В отличие от Фрейда Адлер считал, что сознание и бессознательное не являются антагонистическими частями, личность характеризуется единством. Единство отражается в жизненном стиле, формирующемся в процессе преодоления пережитых в детстве трудностей и основывающемся на стремлении к цели. В понимании Адлера, быть человеком – значит обладать чувством неполноценности, которое компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству, совершенству. Присущее ребенку чувство неполноценности из-за физической незрелости, неуверенности в себе, несамостоятельности, подчиненного положения среди других (родители, братья, сестры и окружающие его люди) может перерасти в комплекс неполноценности, характеризующийся гиперчувствительностью к обидам, поражениям и жаждой личного превосходства. Для того чтобы понять человека, недостаточно исходить из причинных связей. Необходимо определить цель его жизни, выступающую прежде всего в качестве достижения превосходства, привносящего в жизнедеятельность людей враждебность, воинственность, отрыв от реальности. Это определяет, по Адлеру, направленность исследования и лечения: сначала рассматривается цель превосходства, потом разъясняется состояние борьбы человека и только впоследствии выявляются источники заболевания. С точки зрения Адлера, невроз — это ошибочная, с позиции культуры попытка человека избавиться от чувства неполноценности, и обрести чувство превосходства. Невроз не ведет к социальной активности, не способствует решению жизненных проблем. Оторванный от реальности, невротик живет в мире фантазий и избегает ответственности. Исцеление невротика основывается на сознательном развитии у человека чувства общности (социальный интерес), усиления чувства реальности, ответственности и замене скрытой враждебности взаимной доброжелательностью. К. Г. Юнг переосмыслил принципиальные идеи классического психоанализа и дал иную интерпретацию сексуальности, сновидений, природы и символики бессознательного, структуры личности, этиологии и лечения неврозов, религии. Не отрицая роли сексуальности в жизни индивида, Юнг рассматривал ее как важное, но не единственное выражение психической цельности человека. В отличие от Фрейда он стремился исследовать духовную сторону сексуальности, ее нуминозный (языческий, демонический, мифологический) смысл, выходящий за пределы биологической функции либидо (сексуальная энергия). Сознание и бессознательное, по Юнгу, имеют не противоположный друг другу, а компенсаторный характер. Юнг исходил из того, что наряду с индивидуальным (личностным) бессознательным, являющимся главным объектом исследования классического психоанализа, имеется коллективное бессознательное, представляющее собой характерный для всех рас и народностей общечеловеческий опыт. Коллективное бессознательное содержит в себе скрытые следы памяти прошлого человечества и является духовным наследием, возрожденным в индивидуальной структуре мозга. Если индивидуальное бессознательное состоит по большей части из комплексов (первичных форм инстинктов, психических фрагментов, выделившихся в самостоятельно функционирующие образы и идеи), то коллективное бессознательное в основном представлено архетипами (бессознательными праформами, принадлежащими унаследованной психической структуре, формальными образцами поведения, символическими бессодержательными схемами). Как некие прообразы, врожденные возможности представлений всего человеческого рода архетипы в своем символическом виде могут выступать в роли различных фигур, имеющих важное психологическое значение для человека. "Персона", "Тень", "Анима", "Анимус", "Самость". Цель лечения, по убеждению Юнга, заключается в оказании помощи человеку обрести целостность, душевное равновесие. Аналитическая психология способствует выявлению подлинно духовных символов, смысла и цели жизни индивида, самореализации его творческих задатков и дарований. Индивидуация (процесс становления личности), обретение человеком своей Самости, которую Юнг называет "Богом внутри нас". 2. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда. Основы психической активности заложены в бессознательной сфере человека, а особенности психики формируются в раннем детстве. Психика состоит из: - бессознательного «Ид». Это «базовая» часть психики, врожденная часть личности. «Оно» отвечает за выживание, обеспечение наших базовых потребностей. Слово «хочу», максимальное удовольствие, наслаждение, принцип Абсолютного Эгоизма. Полностью в бессознательном. - сознательного «Эго» («Я»). Развивается в первые 3 года жизни ребенка. Для взаимодействия с внешним миром. Ребенок начинает понимать, что удовлетворение желаний ИД сопряжено с реалиями окружающего мира – наличие других людей, у которых есть свои потребности и желания. Происходит формирование стратегий поведения с учетом обстоятельств. Эта часть психики находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном. -сверхсознательного «Супер-Эго». Формируется к 5 годам и содержит нравственные принципы благодаря влиянию родителей, других людей, внешних обстоятельств. Понятия «хорошо-плохо». Фрейд разделял эту часть личности на две составляющие: Совесть и Я-Идеал. Супер-Эго, как и Эго, находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном. По мнению Фрейда, показателем психологически здоровой личности является эффективный контроль Эго над Супер-Эго и Ид. Значит, Эго должно быть сильнее других частей личности. Три различных уровня сознания человека: 1. Сознание. Часть нашего сознания, которая осознается нами в каждый момент времени. Наши мысли, идеи, концепции, ощущаются и осознаются эмоции. Через мысли и ощущения интегрируется рациональный опыт познания мира. 2. Предсознание (подсознательное). Часть психики представляет собой некое подобие оперативной памяти. Эта часть не осознается нами в каждый момент времени. Здесь наши воспоминания, знания, наша память. 3. Бессознательное. Это недоступная для обнаружения и рационального осознания часть нашей психики. Вытесненный материал из сознания и подсознания. Влечения (инстинкты) по Фрейду: - агрессивные-танатичские (стремление к смерти) - поддерживающие («эрос») – энергия жизни – психосексуальная. Либидо – специфическая энергия, связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал названия. Процесс катектирования – переход из одного состояния в другое. Психологические защитные механизмы: 1. Вытеснение – энергия вытесненного и неосуществлённого не осознается, ноостается в человеке, дает о себе знать. 2. Регрессия – временный переход на более ранний уровень психического развития. 3. Рационализация – объяснение неприятной ситуации как благоприятной. 4. Проекция – приписывание другим тех чувств, желаний, которые человек испытывает сам. 5. Сублимация – наиболее эффективный механизм защиты. Перенаправление энергии в другие области – труд, творчество, спорт. Фазы развития ребенка: 1. «Оральная» фаза развития (от рождения до 1,5 лет): Стимуляция области рта, кормление. Постепенно из «Оно» (Ид) выделяется собственное «Я» (Эго). «Сверх-Я» нет. Резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность. А длительное кормление может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности. Может сформироваться: I. Орально-пассивный тип личности: оптимист, ожидает от мира материнского отношения, незрелый, пассивный, чрезмерно зависим, доверчив. II. Орально-агрессивный тип личности: Пессимист, любит спорить, сарказм. Циничны, эксплуатируют людей, манипулируют. 2. «Анальная» фаза развития (от 1,5 лет до 3 лет): Стимуляция анальной области, приучение ребенка к горшку. Образована инстанция «Я» (Эго). Грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные свойства характера – жадность, чистоплотность, пунктуальность. Халатное отношение к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой, возможно даже творческой личности. Может сформироваться: I. Анально-удерживающий тип личности: Упрямы, методичны, скрупулезны, навязчивы. ОКР формируется на анальной стадии формирования личности. II. Анально-выталкивающий тип личности: Садистическая жестокость, импульсивность, склонность к разрушению, агрессивность. 3. «Генитальная» фаза(от 3 до 6 лет): А) «Фаллический» этап (от 3 до 4 лет). Ребенок охотно становится предметом внимания, гордится собой. Б) «Эдипальная» стадия Происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя своего пола. К концу стадии сформировано «Сверх-Я». Формируется фаллический тип личности: Истероидный тип личности – демонстративный. 4. «Латентная» стадия (с 6 до 12 лет): Снижение либидо, полового интереса. Основной вид деятельности – учеба, установление дружеских отношений. «Я» полностью контролирует «Оно». 5. «Генитальная» фаза (с 12 лет) завершающая: Установление отношений, влюбленность. «Оно» снова дает о себе знать. Может возникнуть вновь Эдипов комплекс. «Генитальный» характер: «Идеальный» тип личности, зрелость, ответственность, проявление чувств, проявление заботы и теплоты. 3. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей? Самоактуализация Потребности в самоуважении и признании Социальные потребности (в общении, заботе, внимании и тд.) Потребности в безопасности и защите Физиологические потребности (еда, сон, вода, секс) С иерархичностью потребностей в данной пирамиде согласна. Тем не менее согласна и с тем, что индивид может стремиться к самоактуализации не только когда достиг удовлетворения во всех низ лежащих ступенях. Выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. Реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей очень затруднительно или невозможно, по моему мнению. Базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые. 4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему? Из представленных теорий личности в модуле, мне больше импонирует «Индивидуальная психология А. Адлера» и «Психоаналитическое учение З. Фрейда». В воспитании своего ребенка я прислушиваюсь к теориям Фрейда. Соблюдаю временные рамки, например при переселении ребенка на свою кровать и в свою комнату, опираясь на Эдипов конфликт. Многое становится понятней в воспитании ребенка, на что следует обратить внимание, какими методами можно найти подход к ребенку. З. Фрейд дает еще один инструмент, индикатор для понимания, почему человек жадный или зависимый, упрямый или садистичный, например, на какой возраст и на что в своем детстве обратить внимание. А. Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Адлер подчеркивал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение. У Адлера над человеком главенствует сила общественных связей, контакты и чувство единства с другими. Социальный интерес является критерием психического здоровья. Филинкова Елена Эдуардовна |