Главная страница
Навигация по странице:

  • «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО ЧелГУ)

  • кр. готовая. Институт брака в советском праве (1917 1990 гг.)


    Скачать 49.05 Kb.
    НазваниеИнститут брака в советском праве (1917 1990 гг.)
    Дата18.10.2022
    Размер49.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакр. готовая.docx
    ТипКонтрольная работа
    #739266

    МИНОБРРОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Челябинский государственный университет»

    (ФГБОУ ВО ЧелГУ)

    Институт права

    Кафедра прокурорского надзора и правоохранительной деятельности

    «Контрольная работа»

    История государства и права России

    Тема: Институт брака в советском праве (1917 – 1990 гг.)

    Выполнила: Загритдинова Елена

    Группа: ЮЗПД - 101

    г. Челябинск 2020

    Содержание
    Введение 3

    Глава 1 История развития семейного права в России 5

    1.1 Домострой как первый источник Русского семейного права 9

    Глава 2 Советское семейное право

    2.1 Предпосылки реформирования семейного права 12

    2.2 История развития советского семейного права 13

    2.3 Отношения Церкви и государства в советское время 15

    2.4 Кодекс законов о браке семье и опекунстве 17

    Заключение 23

    Список литературных источников 24


    Введение
    Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека - неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества.

    Семья - это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества. Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства.

    Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества. Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах.

    Одно из основных положений этих документов - укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

    Целью работы является изучение советского семейного права.

    В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

    - показать историю развития семейного права в России;

    - рассмотреть первый советский семейный кодекс.

    Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу.

    Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией, продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России, рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.

    Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.

    Глава 1 История развития семейного права в России

    С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное сопротивление.

    Одной из ярких форм противодействия христианству было упорное нежелание соблюдать таинство венчания. Браки нередко заключались без участия церкви. Борьба священнослужителей с этим явлением носила ожесточенный характер. На протяжении почти всего изучаемого времени церковь направляла усилия на то, чтобы население государства подчинилось христианской форме брака.

    Основным законодательным документом по вопросам брака была Кормчая книга-сборник греко-римских законов, постановлении вселенских и поместных соборов и мнений авторитетных деятелей церкви. В Кормчей книге находим определение брака: «Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и человеческая правды общения».

    Следовательно, брак приставлял собой союз двух лиц для рождения детей и избежания греховной жизни он должен был заключаться единожды и длиться всю жизнь супругов. Содержание христианскою брака противоречило пониманию брака в язычестве, допускавшем свободу разводов и независимое существование супругов.

    Помимо этого, сложность борьбы состояла в том, что христианский брак должен был заключаться с соблюдением многих условии и формальностей, которые были созданы византийским законодательством и применялись в России. Жесткая структура авторитарной семьи прошлого с подчиненным положением женщины и непререкаемым авторитетом мужа-хозяина уступает место новым, более человечным и демократичным брачно-семейным отношениям. В то же время устранение былой нерасторжимости брака сделало семейный союз менее прочным, больше подверженным внешним воздействиям, требующим иного к себе отношения.

    Изменяясь, семья сталкивается со многими новыми проблемами, но институт семьи и ценности семьи, по-видимому, сохраняют свое значение. Кризис же семьи, если он и существует, касается скорее, патриархальной семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа. Процесс этой трансформации объективно обусловлен и не может быть обращен вспять.

    Важную роль в укреплении феодального базиса играла правовая надстройка, созданная в период формирования феодальных отношений в 10 в. и получившая окончательное закрепление в «Русской Правде» - памятнике феодального права.

    До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная.

    Русская Правда применяет казуальный или формальный способ обработки материала: из реальной жизни или правового источника брался конкретный казус, решение которого Русская Правда определяла сама.

    Русская Правда формировалась постепенно: вначале выделялись отдельные ее нормы,которые затем путем отбора были кодифицированы.

    Краткая редакция Русской Правды состоит из двух частей: первая, включающая 17 статей, содержит нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о вознаграждении за порчу чужих вещей.

    Во второй части содержатся решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами судебных пошлин и расходов.

    Пространная редакция развивает положения краткой, выстраивая их в более стройную систему, и добавляет к ним нормы, установленные законодательством Владимира Мономаха.

    По Русской Правде существовала только церковная форма брака. Браку предшествовало обручение. Главой семьи являлся мужчина. Социальный статус жены определялся по мужу. Дети должны были во всем повиноваться родителям. Наступление совершеннолетия начиналось с момента вступления в брак.

    Важнейшим источником права был первый общерусский Судеб­ник 1497 г. В структуре этого судебника отмечается определенная систематизация материала, однако нормы материального (гражданского и уголовного) права еще не выделялись из массы статей, относящихся к процессуальному праву, а их в Судебнике было большинство.

    Содержание Судебника распадается на четыре части: первую составили статьи, в которых регламентировалась деятельность центрального суда. В этот же раздел входят нормы уголовного права. Вторую часть составили статьи, относящиеся к организации и деятельности местных, областных судов, третью - статьи по гражданскому праву и процессу и последнюю- статьи дополнительные по судебному процессу.

    Следующим важнейшим законодательным актом этого периода был так называемый Царский Судебник 1550 года, который развивал положения Судебника 1497 года. Структура Царского Судебника почти полностью повторяет структуру Судебника 1497 года. В отличие от него Судебник 1550 года делит свой материал на статьи или главы и не использует заголовков. Царский Судебник подвергает материал более строгой систематизации.

    Семейное право этого периода в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных согласие их хозяев.

    Стоглавый собор- сборник постановлений церковно-земского собора, состоявшегося в 1551 в Москве. Название "Стоглав" утвердилось за этим сборником лишь с конца 16 в. В самом же тексте памятника упоминаются и иные наименования: или соборное уложение, или царское и святительское уложение. Почти все списки открываются оглавлением или сказанием главам, где в качестве заглавия первой главы значатся слова, которые отражают содержание всего документа: Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах. Заглавие первой главы служит в ряде списков наименованием всего документа. Стоглав - многоплановый памятник права. Как и другие памятники канонического права, он регулировал жизнь не только церковных людей, но и мирян. Регулирование брачно-семейных отношений, целиком осуществлялось церковным правом. Многие главы памятника посвящены регламентации именно этой сферы общественных отношений. В Стоглаве представлены яркие картины из жизни русского народа, его обычаи, уходящие корнями в языческую эпоху. Другим важнейшим источником семейного права является «Домострой». Домострой и Стоглав закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог-«вено», обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела веновным имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость ее приданого.

    Соборное уложение 1649 года — свод законов Русского государства, памятник русского права 17 века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи. Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года и действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи. В области семейного права продолжали действовать принципы Домостроя - главенство мужа над женой и детьми, фактическая общность имущества, обязательность следования жены за мужем

    Значение Соборного Уложения:- Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права 15—17 веков.

    Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма.

    В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям. Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права.

    До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.

    Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Законодательство разрешало заключение одним лицом не более трёх брачных союзов в течение жизни. Брачный возраст был определён обычаем и практикой, но, как правило, он совпадал для мужчины с возрастом гражданской дееспособности — 15 лет. В отношении детей отец сохранял права главы семьи до самой своей смерти. За убийство ребёнка отец получал тюремный срок, но не смертную казнь, как за убийство постороннего человека. Уложение установило для женщин-мужеубийц особый вид казни — закапывание заживо по горло в землю. Развод допускался, но при соблюдении следующих требований: уход супруга в монастырь, обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению.

    1.1 Домострой как первый источник Русского семейного
    "Домострой" сложился в эпоху Иоанна Грозного, в середине XVI века. Это было время великих обобщений, подытоживания национального опыта, объединения и консолидации. Знаменитый Стоглав (1551) стал энциклопедией церковных правил и порядков, "Великие Минеи Четьи" (1541-1552) - двенадцатитомной энциклопедией "всех книг, на Руси читаемых", десять томов Лицевого Летописного свода - иллюстрированной энциклопедией русской и всемирной истории. Наконец, явился и "Домострой" - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования.

    Автором книги (точнее, видимо, составителем и редактором) был известный церковный и государственный деятель того времени священник Сильвестр. По происхождению новгородец, он приехал в Москву в 1542 году, чтобы продолжать работу в скриптории (книгописной мастерской) митрополита Макария, когда тот, прежде владыка Новгородский, стал главой Русской Церкви.

    В «Домострое» были отражены правила обыденной жизни людей. Семья выступала в качестве микромодели общества, и социальные связи между членами каждой семьи - с одной стороны, и семьёй и обществом - с другой, полагалось выстраивать по образу и подобию социальных связей и отношений в государстве.

    «Домострой» - одно из важнейших произведений древнерусской литературы, в процессе своего формирования он являлся порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси.

    Домострой изображает образцовый дом и семью, стремясь унифицировать такой идеал домашней жизни, чтобы в доме было «как в рай войти». «Домострой» учит «жить чисто, соблюдать порядок, быть гостеприимным, милосердным, блюсти взаимное уважение». 

    Иерархия в отношениях между людьми и точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов - тоже важная черта средневекового быта, и в этом смысле «Домострой» является типичным произведением своего времени. В этом социально-философском произведении предпринята попытка регламентировать то, что до того времени обладало известными степенями свободы: личные отношения человека с близкими ему людьми. Регламентация освещалась верховной властью Бога, шла сверху вниз, начиная с государя, постепенно изливаясь на сокровенные стороны человеческой жизни, подчиняя их себе.

    В патриархальной семье действовал принцип общности, каждый член семьи знал свои обязанности и должен был выполнять их, домашнее хозяйство велось сообща, и человек чувствовал свою значимость в ходе этого процесса, благодаря чему на той стадии развития семьи не было столь выраженного отчуждения между членами семьи, которое появляется в более поздний период.

    В своем личном доме хозяин, как носитель духовного чина, т.е. порядка, просто обязан обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно. Изначально экономическая, репродуктивная функция и функция социализации носили преимущественное значение и подкреплялись творческой функцией, реализуемой посредством трудовой совместной деятельности членов семьи.

    Глава 2

    2.1 Предпосылки реформирования семейного права
    Отношение Советского государства к браку и семье более, чем за 70 лет претерпело значительные изменения. Однако наиболее существенные изменения в правовом регулировании этих вопросов произошли в годы Великой Отечественной войны. Именно в рассматриваемый период законодатель стал официально придерживаться совсем иной доктрины, нежели ранее. Как будет показано далее, уже в конце 30-х годов высказывались, в том числе и в законодательных комиссиях, идеи, которые легли в основу Указа от 8 июля 1944 года и других нормативных актов. Осознать глубину произошедших перемен невозможно без анализа, хотя бы и краткого, брачно-семейного законодательства в предшествующий период, а именно, в 20-30-е годы.

    Главным нормативным актом о браке и семье был, конечно, Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) РСФСР 1926 г. История его принятия интересна тем, что процесс подготовки данного документа сопровождался открытой дискуссией его основных положений в печати. Причем наиболее спорным моментом проекта являлось то, что фактические брачные отношения уравнивались по правовым последствиям с браком зарегистрированным. Под браком в КЗоБСО понимались как раз фактические брачные отношения, так как регистрация для придания им юридической силы являлась необязательной. Следует отметить, что уже и до принятия КЗоБСО судебная практика не давала никаких преимуществ жене "юридической" перед "фактической", хотя действовавший до КЗоБСО Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года (КЗАГС) прямо говорил о том, что только зарегистрированный брак порождает правовые последствия.

    Главное завоевание социализма по отношению к браку- возможность для женщины участвовать в общественном производстве. Таким образом отпадет необходимость в браках по расчету и на их место придут браки, основанные на любви. Жена не будет привязана на всю жизнь к одному единственному мужчине. Ничто не помешает ей, почувствовав влечение, уйти к другому. А чтобы женщина не стеснялась отдаться чувствам, государство принимает на себя все их последствия: дети воспитываются в детских садах, еда готовится в общественных столовых, белье стирается в общественных прачечных и т.д. Таким образом, женщина не прикована к домашнему хозяйству так же, как и к мужу, поэтому у нее есть время участвовать не только в производстве, но и в общественной жизни.

    2.2 История развития советского семейного права
    Совершенствование законодательства государства любого исторического типа находится в тесной зависимости от степени развития. Естественно ожидать, что в эпоху укрепления и расцвета феодального, капиталистического или социалистического государства в правовых нормах будут наиболее последовательно выражены соответствующие идеи.
    История советского семейного права представляет собой как раз обратный пример: по мере развития и укрепления социализма в СССР законодательство данной отрасли всё меньше и меньше соответствует социалистическим идеалам. Казалось бы, "буржуазный" КЗАГС 1918 года, принятый на переходный период, был вполне закономерно "прёодолён" в 1926 году принятием КЗоБСО, когда строительство социализма обусловило политику "раскрепощения" семьи. В дальнейшем надо было ожидать всё более последовательного воплощения в законодательстве идеи постепенного отмирания семьи как социального института. Однако в 30-е годы политика государства в отношении брака и семьи меняется в прямо противоположную сторону, а в годы Великой Отечественной войны стало совершенно понятно: советское руководство всемерно способствует укреплению, а не раскрепощению семьи, подтверждением чему явились соответствующие нормативные акты.

    Семейное законодательство, принятое в военные годы, почти в неизменном виде просуществовало до принятия Основ о браке и семье 1968 г. Таким образом, отступление от социалистических идей в семейном праве произошло как раз в эпоху победившего социализма.
    В советском семейном праве исторически существуют два нормативных акта, две доминанты, определившие политику государства в этой области: КЗоБСО 1926 г. и Указ от 8 июля 1944 г. Историческое значение КЗоБСО РСФСР в настоящее время представляется вполне установленным. Кроме того, Кодекс не действовал и двадцати лет в том виде и с теми целями, которые придавались его создателями, что также облегчает работу исследователя.

    Иная ситуация сложилась с исследованием изменений семейного права в годы Великой Отечественной войны, которым до сих пор не дана сколько-нибудь обоснованная историческая оценка. Данный период особенно интересен, поскольку произошедшие изменения коренным образом повлияли на правовое регулирование брачно-семейных отношений.

    Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства", явившийся центральным актом реформы, изменил сами принципы семейного права, которыми до этого времени руководствовался законодатель. Так, Указ закрепил, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, в то время как до этого юридическую силу имели также и фактические брачные отношения. Указ запретил не состоящей в зарегистрированном браке женщине устанавливать отцовство и отыскивать алименты с фактического отца, а предшествующее законодательство наоборот, облегчало для женщины эту процедуру.

    Указ установил неравноправие "внебрачных детей" по отношению к детям, рождённым в зарегистрированном браке, в то время как до Указа равенство всех детей считалось одним из основополагающих принципов семейного права. Указ значительно усложнил бракоразводную процедуру по сравнению с довоенным законодательством. И этот Указ, и последующее за ним законодательство явились, конечно, не на пустом месте. Анализ подготовительной работы к созданию проекта ГК СССР, начавшейся уже в конце 30-х годов, показывает, что идеи, нормативно закреплённые в 1944 году, высказывались ранее и в законодательных комиссиях, и в печати. Война лишь на время приостановила создание нового общесоюзного закона, где вопросы брака и семьи были бы решены так, как это произошло в 1944 г.

    Причины издания этого закона определили круг вопросов, решаемых в нём - это социальное обеспечение матерей и поощрение рождаемости и изменения собственно в законах о браке и семье.

    В дальнейшем кодификационная работа, прерванная войной, возобновилась. Однако ряд причин, связанных со смертью И.В. Сталина, изменением политического курса его преемниками, замедлил принятие общесоюзного нормативного акта. Лишь в 1968 году были приняты Основы законодательства о браке и семье СССР и союзных республик.

    2.3 Отношения Церкви и государства в советское время.
    Отношения Церкви и государства изменялись и модифицировались с течением времени. В одни исторические периоды Церковь и государство были индифферентны друг к другу (при римских императорах Октавиане и Тиберии), были правовыми и публичными партнерами (царская Россия), бывало, что они находились в жестоком антагонизме (большевистская Россия). Отношения Церкви и государства в советский период были непростыми и весьма драматическими. Их можно разделить на несколько периодов.

    С 1917 по 1921 - период кавалерийской атаки на религию. Особой политики в отношении Русской Православной церкви не было. Однако идеологические принципы большевиков были показаны наиболее ярко именно в это время. Прежде всего, речь идет о воинствующем атеизме. Нужно заметить, что в тот период еще никто не знал, как будут развиваться отношения Церкви и государства, так как представления о том, что церковная структура должна была погибнуть после падения самодержавия, были характерны для большевистской верхушки того времени. Но этого не произошло, напротив, стало совершенно ясно, что Церковь, несмотря на то, что в прошлом она была иногда до неприличия тесно связана с самодержавием, выжила и стала пытаться наладить. По-возможности контакты с новой властью. Разумеется, что во время гражданской войны не могло идти речи о создании нормальных отношений на будущее, поскольку было не понятно, кто окажется победителем в этом столкновении. Послания патриарха Тихона 1918 - 1919 гг. ясно свидетельствовали о том, что Русская Православная Церковь не только не одобряла, а даже осуждала действия большевиков. При этом патриарх стремился показать, что в новых условиях Церковь будет аполитичной: она не хочет связывать себя ни с какой определенной политической программой (ни белой, ни красной).

    Этот период доказал, что государство не хочет налаживать нормальных отношений с Церковью. Большевикам нужно было скомпрометировать Церковь и по возможности раздавить ее финансово и организационно.

     Эти цели стали окончательно понятны с 1921 - 1922 гг., когда, воспользовавшись голодом в Поволжье, власть решила не только обобрать Церковь, но и поставить ее в совершенно невозможные условия существования, как в определенной степени политической силы.

     Победа в гражданской войне позволила власти, увидевшей, что Русской Православной Церкви нельзя будет быстро уничтожить, приступить к созданию определенной стратегии церковно-государственных отношений. Власть стремилась организационно разрушить Церковь и получить контроль над ее кадровой политикой. В этот период мы уже можем говорить об осознанных репрессиях власти по отношению к представителям Церкви. Если до этого момента гонения еще не были систематизированы, то с 1921 - 1922 гг. они начинают подчиняться определенному порядку. Цель одна - добиться полного контроля над кадрами Церкви.

    Какое-то время этому мешает патриарх Тихон, потом он, под влиянием фактора обновленчества, пишет покаянное послание, в котором говорит, что он не враг советской власти, и выходит на свободу из-под ареста. При этом в советских газетах он именуется как "бывший патриарх Тихон", так власть дает понять, что она принимает решения обновленческих псевдособоров и считает их голосом церкви.

     30-е годы - время дальнейшего ужесточения отношений к религии и церкви. Сталинский лозунг об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма должен был иллюстрироваться и борьбой с церковниками, которых пресса того времени очень часто называла религиозными мракобесами. К 1937 году этот процесс стал фактически неуправляемым. К тому моменту практически все монастыри Русской Православной Церкви были закрыты, и на повестке дня стоял вопрос об окончательном уничтожении церковных структур. Но власти прекрасно понимали, что, уничтожив церковную форму, нельзя уничтожить религиозность, что и продемонстрировали результаты переписи.

     Еще один важный момент - внешнеполитическая ситуация. Подготовка к войне заставляла Сталина более внимательно относиться к религиозному фактору, а после того, как к СССР были присоединены новые области с незакрытыми храмами и монастырями, этот вопрос из теоретического превратился в сугубо практический.

    2.4 Кодекс законов о браке, семье и опеке
    Кодекс о браке, семье и опеке семейный кодекс, в СССР свод законов, регулирующих личные и имущественные отношения, возникающие между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи. Принятие кодекса относится к компетенции союзных республик. Первый советский семейный кодекс - Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР был принят 16 сентября 1918.

    Он закрепил основные положения советского семейного права: единобрачие и добровольность брачного союза, равноправие супругов в семье, охрана материнства и детства. 19 ноября 1926 был принят Кодекс законов о браке и семье РСФСР, вступивший в действие с 1 января 1927. Кодекс 1926 основывался на тех же принципах, что и кодекс 1918 особенностью его было признание юридической силы за незарегистрированными (фактическими) браками.

    В 1969-70 в союзных республиках были приняты семейные кодексы, в целом воспроизводящие и развивающие принципиальные положения общесоюзного акта - Основ законодательства СССР и союзных республик о браке и семье 1968 (в РСФСР такой кодекс принят 30 июля 1969). В задачи этих кодексов, как и всего советского семейного права, входит дальнейшее укрепление советской семьи на основе принципов коммунистической морали, всемерное укрепление интересов матери и детей, окончательное устранение пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях; в них подчеркиваются принципы равноправия мужчины и женщины в семейных отношениях, а также равноправие граждан в этих отношениях независимо от их национальности, расы и отношения к религии.

    Кодексы включают нормы о порядке и условиях заключения и прекращения брака, признания его недействительным, регламентируют права и обязанности супругов, в том числе их имущественные отношения. Специальные нормы посвящены вопросам семьи, в том числе порядку установления происхождения детей, определения их фамилии, имени и отчества, правам и обязанностям родителей по воспитанию детей, проблемам алиментных обязанностей. Регулируются вопросы усыновления, опеки и попечительства, порядок совершения актов гражданского состояния, порядок применения норм кодекса к иностранцам и лицам без гражданства. Забота о советской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач Советского государства.

    В Советском Союзе, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, созданы наиболее благоприятные условия для укрепления и процветания семьи. Неуклонно растет материальное благосостояние граждан, улучшаются жилищно-бытовые и культурные условия жизни семьи. Социалистическое общество уделяет большое внимание охране и поощрению материнства, обеспечению счастливого детства.
    Коммунистическое воспитание подрастающего поколения, развитие его физических и духовных сил являются важнейшей обязанностью семьи. Государство и общество всемерно помогают семье в воспитании детей, широко развертывается сеть детских садов, яслей, школ - интернатов и других детских учреждений.

    Советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни.
    Советское законодательство о браке и семье призвано активно содействовать окончательному очищению семейных отношений от материальных расчетов, устранению остатков неравного положения женщины в быту и созданию коммунистической семьи, в которой найдут свое полное удовлетворение наиболее глубокие личные чувства людей.

    Задачами Кодекса о браке и семье Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются:

    - дальнейшее укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали; - построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи;

    - воспитание детей семьей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду и подготовка детей к активному участию в строительстве коммунистического общества;

    -всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку;

    -окончательное устранение пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях;

    -воспитание чувства ответственности перед семьей.

    Общая характеристика содержания статей кодекса такова:

    - кодекс предусматривал возможность признания юридической силы за
    фактическими брачными отношениями;

    - режим раздельности супружеского имущества был заменен на режим общности;

    - наряду с судебным был предусмотрен регистрационный порядок установления отцовства в ЗАГСе (по заявлению матери с последующим извещением лица, записанного отцом, если в течение года он не оспаривал отцовство в суде, то в дальнейшем право на опровержение отцовства утрачивалось);

    - был установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет;

    - было ограничено одним годом после расторжения брака право на получение содержания нетрудоспособного нуждающегося супруга;

    - из кодекса был исключен институт признания брака недействительным;

    - был отменен судебный порядок расторжения брака, брак расторгался только в загсе, причем участие второго супруга было не обязательно, он лишь извещался о разводе;

    - был восстановлен институт усыновления;

    - вновь юридическая сила признавалась лишь за браком, зарегистрированным в ЗАГСе;

    - было отменено правило об установлении отцовства в отношении детей,
    рожденных вне брака;

    - была усложнена процедура развода: суд первой инстанции лишь принимал меры к примирению супругов, в случае непримирения дело по существу рассматривал суд второй инстанции.

    Текст нового семейного кодекса обсуждался трудящимися в течение целого года.

    Основными принципами советского семейного права, заложенными ещё в первых законодательных актах Советской Республики, являются:

    - укрепление семьи, основанной на принципах коммунистической морали;

    - построение семейных отношений на добровольном брачном союзе мужчины и женщины, на свободных от материальных расчётов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи;

    - воспитание детей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду;

    - всемерная охрана интересов и прав матери и детей, обеспечение счастливого детства каждому ребёнку

    - полное равенство мужчины и женщины в вопросах брака и семьи;

    - государственную помощь семье;

    - единобрачие;

    - осуществление родительских прав исключительно в интересах детей.

    Наиболее существенным, по мнению экспертов, нововведением этого
    Кодекса законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Последовательное проведение светской концепции брака как договора действительно заставляет придавать решающее значение не факту регистрации брака, а взаимному соглашению сторон. Поэтому в ходе дискуссии по кодексу были выдвинуты многочисленные предложения даже по упразднению регистрации брака вообще. Но такая регистрация не была отменена, а фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку.

    Авторы этой идеи полагали, что такой порядок уменьшит вмешательство
    государства в личную жизнь, расширит свободу личности. Все правовые
    последствия для мужчин и женщин наступали с момента их вступления в
    сожительство, поскольку любое сожительство теперь считалось браком. В
    случае спора доказательствами наличия фактического брака, согласно ст. 12 Кодекса, являлись «факт совместного сожительства, наличие при этом
    сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и прочее.

    Нерешенным оставался вопрос о параллельном существовании нескольких фактических браков. В годы сталинского правления сохранившиеся элементы независимости семьи в очередной раз встали в противоречие со стратегией форсированной индустриализации.

    По классификации, предложенной в свое время Г.М. Свердловым, отношение к браку в Советском Союзе можно поделить на два основных этапа.

    Первый этап охватил отрезок времени с 1918 по 1936 г.
    В этот период в теории брак преимущественно трактовался как союз,
    отношение совместного сожительства, свободное сожительство двух лиц. В
    качестве основания брака рассматривались взаимная склонность, взаимное
    притяжение, культурное и идейное единомыслие и половые отношения. Наличие между супругами «взаимной склонности», в целом трактуемого весьма широко, но минимально предполагавшей наличие между супругами «хороших отношений» рассматривалось в качестве существенного условия супружеских отношений и соответственно семьи. Такая оценка брака прямо вытекала из необязательности его регистрации.

    Признание юридической силы за сожительством объяснялось тогда и
    объясняется сегодня необходимостью защиты интересов женщин (особенно из беднейших слоев населения), интересы которых обычно страдали от культивировавшегося при полной поддержке государства свободного отношения к заключению и расторжению брака. Так что эта мера была скорее всего попыткой остановить институт брака от дальнейшего распада.
    В 1926 г. было введено общее владение супружеским имуществом, то
    брачный договор потерял смысл. Был восстановлен институт усыновления, и с этого года прочно утвердился в отечественном законодательстве как важнейшая форма воспитания в семье детей, лишенных родительского попечения.

    Заключение
    Данные отношения регулировались преимущественно церковными нормами, традициями. Это выражалось в том, что признавался только церковный брак, заключенный в соответствии с церковными обрядами, акты гражданского состояния (рождение, заключение брака, смерть) регистрировались не государственными органами, а Церковью (записи в церковной книге, которые приравнивались к юридическому документу), большое значение имели традиции, своды правил (например, книга "Домострой"), правовое регулирование имело место, но оно не было систематическим (Русская правда, Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное Уложение 1649 г.)

    В Российском государстве до 17 века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.

    С 1 января 1927 г. постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 г. вступил в действие Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Отличительными чертами данного кодекса были установление единого брачного возраста для всех — с 18 лет, более подробное регулирование прав и обязанностей супругов, детей, родителей, подробная регламентация вопросов опеки и попечительства.

    В целом, Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. (в отличие от Уголовного и других советских кодексов) был передовым для своего времени. Отношение Советского государства к браку и семье с момента принятия в 1926 г. советского семейного Кодекса законов о браке семье и опекунстве претерпело существенные изменения.

    Список литературных источников
    1 Свердлов Г.М., Брак и семья в советском государстве., М., 1991 г.

    2 Исаев И.А., История государства и права России., М.: Юристъ, 1998 г.

    3 Сырых В.М., История государства и права России. Советский и современный периоды., М.: Юристъ, 1999 г.

    4 Павлов А.С., Курс церковного права., - СПб.: Лань, 2002 г.

    5 Чистяков И.О., История отечественного государства и права., М.: 1996г.

    6 Ключевский В. О., Русская история., М.: 1993 г.

    7 Советское семейное право, Учебник / Под ред. Рясенцева А.В., М.:
    1992 г.

    9 Рясенцев А.В., Семейное право., М. 1987 г.

    10 Каткова Е.Л., Семейное право как самостоятельная отрасль. Иркутск.: 1998 г.

    11 Ворожейкин Е.М., Семейные правоотношения в СССР. М.: 1982 г.


    написать администратору сайта