Главная страница
Навигация по странице:

  • Лисипп,скопас,пракситель—великие древнегреческие скульпторы

  • ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ

  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Кафедра русского языка и общего языкознания Лисипп,скопас,праксительвеликие древнегреческие скульпторы


    Скачать 53.52 Kb.
    НазваниеИнститут филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Кафедра русского языка и общего языкознания Лисипп,скопас,праксительвеликие древнегреческие скульпторы
    Дата01.11.2021
    Размер53.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаReferat_Lisipp.docx
    ТипРеферат
    #260467


    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ФГБОУ ВО «ИГУ»)

    Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации
    Кафедра русского языка и общего языкознания
    Лисипп,скопас,пракситель—великие древнегреческие скульпторы
    Реферат

    Выполнила:

    студентка группы 2121105-ДБ

    факультета иностранных языков

    Тыхеева Фаина Сергеевна

    Научный руководитель:

    М. Н. Чупановская, к. фил. н., доцент


    Иркутск 2021


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Предмет исследования данного реферата—особенности работ древнегреческих скульпторов. На мой взгляд, эта тема является одной из важнейших так как изучение скульптуры Древней Греции позволяет как нельзя лучше понять мировоззрение греков, их философию, эстетические идеалы и стремления.

    В произведениях скульпторов 4 века до н.э. сохраняется гуманистический идеал и представление о высокой этической ценности человека, сложившиеся в предшествующую эпоху. Однако сознание сложности и противоречивости жизни накладывают свой отпечаток на творчество скульпторов. Их образы утрачивают цельность мировосприятия и ощущение жизненной полноты, свойственные статуям Поликлета и Фидия, и вместе с тем обогащаются новыми чертами. На смену классической простоте и ясности приходит более сложное понимание многообразия человеческой жизни. В соответствии с характером своего дарования великие скульпторы 4 века до н.э. создают искусство, раскрывающее различные грани душевного мира человека. Эти поиски наиболее ярко выразили три мастера: Скопас, уроженец острова Парос, афинянин Пракситель и Лисипп из пелопонесского города Сикион.

    Целью моего реферата является рассмотрение греческих скульптур на примере трудов таких древнегреческих скульпторов эпохи поздней классики как Лисипп,Скопас,Пракситель. Думаю, эта тема актуальна в наше время, потому что вопросы, связанные с искусством, никогда не теряют своей актуальности, а изучение искусства помогает изучить историю народа.
    ЛИСИПП

    Лисипп—великий греческий скульптор IV в. до н.э., родился в Сикионе (Пелопоннес),его творческая деятельность относится к 370-300гг. до н.э. Лисипп работал при дворе Александра Македонского. По свидетельствам древних писателей, он создал за всю свою жизнь 1500 бронзовых статуй. В его искусстве преобладали сюжеты, связанные с подвигами мифических героев, войной и охотой. Стремясь приблизить образы к реальной действительности, скульптор, разработал новую систему пропорций человеческой фигуры, которая отличалась от пропорций человека в скульптуре V в. до н.э. Лисиппа привлекала сложность человеческого характера, он часто изображал своих героев полными энергии и напряжения, в сложных движениях, достигая невиданных ранее эффектов в передаче внутреннего состояния человека. Ни одна из статуй Лисиппа не дошла до наших дней, сохранились лишь несколько мраморных копий с его произведений: «Апоксиомен» (Ватиканский музей), «Отдыхающий Гермес»(Неаполь), «Геракл со львом»(Эрмитаж). [1, с. 341].

    На заре своей карьеры работал обычным медником Лисипп. Скульптор, конечно, мечтал стать кем-то великим, но у него не было денег на учителя. Возможно, скульптор так бы и остался безвестным человеком, который жил в IV веке до нашей эры, если бы однажды он не услышал речи живописца по имени Евломп. Тот заверял, что лучшим учителем может быть только природа, а никак не человек. Художник, выслушав эту речь, сделал для себя выводы и пошел наблюдать за природой. Именно Лисипп в свое время научился создавать более правдоподобные скульптуры. Он сделал ноги своих персонажей длинней, а голову - меньше. С одной стороны, классические произведения художник не отвергал. Героизм прослеживался в работах Лисиппа. С другой стороны, новатор оживлял скульптуры. Фигуры у него получались более динамичными, даже драматичными, а лица напоминали лица современников. Любимым материалом у него была бронза. К сожалению, этот сплав меди часто переплавляли. Если бы не римляне, сегодня никто бы и не знал, кто такой скульптор Лисипп. Его работы можно изучать только по копиям. Возвращаясь, к особенностям произведений художника, стоит отметить, что он изображал людей не такими, какие они есть, а такими, какими их представлял сам Лисипп. Скульптор Древней Греции больше всего любил работать над характерами. Кроме того, это первый художник, который разбил тело человека на плоскости. Благодаря этому его работы стали выглядеть легче и живей, чем, допустим, монументальные статуи Поликлета. Сложно до конца понять, как выглядели работы художника при его жизни. Возможно, римским копиям удивился бы и сам Лисипп-скульптор.

    К самым популярным относят: Статую «Апоксиомен» . Эта композиция завоевала признание во всем мире. Хотя мотив произведения достаточно прост: спортсмен после соревнований чистит свое тело скребком. Даже на иллюстрации видно, что Апоксиомен – это молодой человек, который все еще возбужден после борьбы. Он словно переступает с ноги на ногу, а волосы, убранные рукой набок, позволяют догадаться о том, что спортсмен вспотел. По открытому рту видно, что атлет еще не успел перевести дыхание, а в запавших глазах – усталость.

    Скульптуры, изображающие Геракла. «Геракл, борющийся со львом». Говорят, если обойти скульптуру с четырех сторон, то можно прожить известный подвиг героя вместе с ним. Фронтально зритель оценит начало поединка. Геракл и лев готовы к схватке, оба уверены в победе. При взгляде с правой стороны кажется, что полубог вот-вот потеряет равновесие. Со спины становится заметно, что сила на стороне героя. Слева – зверь практически сражен. «Молодой Геракл пирует на Олимпе» (статуэтка). Герой уже совершил все свои подвиги, закончил земной путь, и, наконец, попал на Олимп. Он беспечен, никуда не спешит, а просто наслаждается пиршеством. «Эрот». Тело получилось нежным, еще не развитым. Голова больше, чем у взрослого человека, пухлые губы, небольшой рот и щечки, - все говорит о том, что бог еще очень юн. При этом видно, что Эрот напряжен. Мальчик пытается натянуть тетиву, но это дается ему с большим трудом. Вот он уже согнулся, вытянул руки и повернул голову. И тут можно проследить находку скульптора – автор изображает фигуру в разных плоскостях. Что придает статуе глубину и пространство. Кроме того, считается, что первым обратился к жанру портрета также Лисипп. Скульптор в основном работал над воссозданием образа Александра Македонского. Также ему приписывают портреты Сократа и семи мудрецов.

    Нашим современникам сложно понять, что же был за человек великий скульптор Лисипп. Биография художника практически неизвестна. По легенде, античный автор умер от голода глубоким стариком. Якобы Лисипп не мог оторваться от последней скульптуры, поэтому забывал про физиологические нужды. При этом историки уверены, что с ним в мастерской трудились его ученики, помощники и сыновья. Поэтому о точной причине смерти Лисиппа говорить сложно. [3].

    СКОПАС

    Скопас—великий греческий скульптор IV в. до н.э., родился на о.Парос, его отец был скульптором. Творческая деятельность мастера относится к 380—330 гг. до н.э., он работал в Аттике, а также во многих городах Греции и Малой Азии. В Тегее (Пелопоннес) Скопас построил храм Афины и создал скульптурные композиции на его фронтонах, от которых сохранилось лишь несколько фрагментов. Около 350 г. до н.э. совместно с известными скульпторами Леохаром,Пифеем,Тимофеем и Бриаксисом. Скопас работал над созданием знаменитого Галикарнасского Мавзолея, он исполнил рельефный фриз на восточной стороне с изображением битвы греков с амазонками (отдельные плиты фриза находятся на Британском музее). Древняя литература называет 25 мраморных статуй работы Скопаса. Его искусство проникнуто драматическим пафосом. В образах скульптора раскрываются мир сильных душевных чувств, борьба страстей. В копиях римского времени сохранились «Менада»(Дрезден), «Молодой Геракл»(США), «Мелеагр»(Ватикан и вилла Медичи, Рим), а также аллегорическая фигура, воплощающая страстное томление.[1, с. 342].

    Самым знаменитым произведением Скопаса была группа морских божеств в святилище Нептуна в Риме, которые, быть может, сопровождали Ахилла, отправлявшегося на Острова блаженных. Возможно, фриз с Посейдоном,Амфитритой,Тритонами и Нереидами, которые едут на на морских чудовищах(ныне в Мюнхене),и сцена жертвоприношения(ныне в Лувре)представляли собой основание, на котором располагалась эта группа в Риме в 1 в. н.э. Другие работы, приписываемые Скопасу,—едущая на козле Афродита Пандемос(в Элиде, существуют изображения на монетах),Афродита и Потос(с острова Самофракия), Потос с Эротом и Гимером(из Мегары),а также три статуи в Риме—колоссальная сидящая фигура Ареса, сидящая Гестия и нагая Афродита, которую некоторые ценители ставили выше знаменитой Афродиты Книдской, принадлежащей Праксителю. Скопас родился на острове Парос, знаменитом своим мрамором, учился, по-видимому, в Пелепоннесе под влиянием школы Поликлета, а затем—в Афинах, где его ожидало много работы. Из него получился настоящий аттический художник. Позднее он переселился в Малую Азию и участвовал в предпринятых там важных работах. Деятельность Скопаса относится главным образом к первой половине IV в. Из работ, оставленных этим художником в Пелопоннесе, прежде всего нужно упомянуть о фронтонных группах храма Афины Алеи в Тегее, им же, по словам Павсания, построенном. На фронтоне лицевой стороны храма была изображена охота на калидонского вепря Мелеагра и Атланты, а на фронтоне противоположной стороны—битва Ахиллеса с Телефом. Довольно характерно, что в Элиде Скопас противопоставил небесной Афродите Фидия, исполненной из золота и слоновой кости, бронзовую Афродиту, посвященную всему народу (пандемосскую),едущую на козле. К числу произведений аттического периода деятельности Скопаса принадлежали две Эринии, по словам Павсания , не страшного вида, стоявшие в Ареопаге, затем вакханка, неоднократно описанная и воспетая, изображенная в экстазе вакхического увлечения, с закинутой назад головой, в развевающейся одежде и с растерзанным жертвенным козленком в руках. В Афинах же исполнены Скопасом статуи Эроса, Химеры и Пафоса, украшавшие собой театр Афродиты. Еще в древности удивлялись тонкости, с какой знаменитому мастеру удалось выразить в этих произведениях различие таких родственных между собой чувств, как любовь, страстное желание и увлечение. Наконец, к последнему периоду деятельности Скопаса в Афинах относится мраморный Аполлон в длинном одеянии, играющий на кифаре,–статуя, перевезенная Августом в Рим на Палатинский холм, где ее чтили под названием Аполлона Палатинского. Как на произведения малоазийского периода деятельности Скопаса следует указать на его работы на восточной стене Галикарнасского мавзолея, а затем на статуи Диониса и Афины на Книде, Аполлона Сминфея, попирающего ногой мышь, в Хризе. Среди произведений Скопаса, впоследствии перевезенных в Рим и прославивших там его имя, были особенно знамениты мраморная Афродита, колоссальная статуя отдыхающего бога войны и громадная группа, изображавшая Посейдона, Фетиду и Ахиллеса в сопровождении целой свиты нереид, тритонов и других низших морских божеств. Плиний Старший говорил об этой группе, что она стала бы произведением выдающимся, даже если бы для ее исполнения была употреблена целая жизнь. Справедливо заметили, что в этой работе Скопас явился настоящим создателем пластических изображений морского царства. Что касается находившейся в Риме, в храме Аполлона Созиана, группы Ниобы и ее детей, сражаемых стрелами Аполлона и Артемиды, то еще древнеримские знатоки сомневались, кому она принадлежит: Скопасу или Праксителю. Уже в литературных преданиях Скопас представляется скульптором идеалистического направления, в высшей степени искусным техником, творцом целого ряда новых, неизвестных до него мотивов, художником одухотворенной чувственности, но в то же время и художником экстатических порывов и тончайших душевных движений. Обращаясь к тем из дошедших до нас памятникам античной скульптуры, которые давали бы понятие об искусстве Скопаса, мы прежде всего встречаемся со множеством предположений, в подтверждении или опровержении которых принимали участие кроме Л. Ульриха, автора старинного сочинения, такие исследователи, как Г. Трей, Бото-Греф, Вейль,Л. фон Зибель и Фуртвенглер. Элидские монеты времен римских императоров дают нам представление об Афродите Пандемос, едущей верхом на козле. На монетах императоров Августа и Нерона мы видим, хотя отчасти и в различных видоизменениях, Аполлона Палатинского в длинной одежде ,а на александрийско-троасских монетах времен Коммода и Каракаллы–Аполлона Сминфея, стоящего одной ногой на возвышении и держащего в правой руке лавровый венок. Далее мы встречаемся с некоторыми произведениями греческой скульптуры, в которых с большей или меньшей вероятностью видят оригинальные работы Скопаса. При их оценке мы присоединяемся к мнению Трея. Прежде всего остановимся на обломках фронтонных групп храма Афины Алеи в Тегее, найденных при немецких раскопках 1879 г., а именно на фрагментах охоты Мелеагра, украшавшей собой восточный фронтон, на голове вепря и на двух мужских головах, из которых одна в шлеме, а другая–простоволосая. В выражении их лиц можно сразу узнать работу Скопаса; приемы, посредством которых он достигал этого выражения, применялись только им одним: нижняя часть лба сильно выдается вперед, вследствие чего глаза кажутся впалыми, с узкими веками, хотя сами по себе велики и широко раскрыты. Полуотверстые уста одной из этих голов выражают то "дыхание жизни", которым отличались работы Скопаса. Получается общее впечатление такой духовной жизненности, какой искусство раньше никогда не достигало; но мы видим тут же и выражение болезненных ощущений: это пафос, присоединяющийся к эфосу или даже сменяющий его.

    Затем мы переходим к обломкам, сохранившимся от восточной стены Галикарнасского мавзолея. Все, что уцелело от роскошных скульптурных украшений этого здания, находится в Британском музее в Лондоне. Колоссальные статуи царя и царицы, изваянные самим строителем храма Пифием и украшавшие собой пирамидальную крышу,–фигуры, полные благородства, важности и жизненной правды; переход от геометрических форм здания к этим парящим над ним фигурам производил выгодное впечатление в архитектоническом отношении. Среди остатков пластических украшений, покрывавших низ и верх здания, можно различить фриз, изображающий состязание на колесницах, другой—битву кентавров, третий–битвы амазонок. По словам Плиния Старшего, все эти изваяния—произведения Скопаса и трех других известных скульпторов; на восточной стене работал Скопас, на северной—Бриаксис, на южной—Тимофей, на западной—Леохарес. Из сохранившихся фризов—кусок с восточной стены, представляющий битву амазонок, описан в отчете о раскопках. Нет причин не приписывать его самому Скопасу, как это делают Ньютон, Трей, Михаэлис и другие, если только принять в соображение, что при подобных работах у главного мастера обычно бывают помощники. В отношении страстности и естественности движений, понимания наготы и укладки драпировок эти сцены борьбы греков с амазонками не оставляют желать ничего лучшего. Скачущий конь с сидящей на нем задом наперед амазонкой–лучшая часть всего фриза. Греки изображены совершенно нагими, но со щитами в руках и некоторые—в шлемах. Одежда амазонок, для придачи им чувственной прелести, местами снабжена боковыми прорезами. Трей усмотрел и здесь некоторые отличительные особенности тегейских голов: "Широкие плоские щеки, выдающиеся вперед лобные бугры, большие глаза с узким разрезом и глубоко вдающиеся внутренние углы глаз". На основании тегейского типа голов некоторые другие оригинальные произведения в греческих коллекциях приписываются Скопасу уже с полной уверенностью; таковы ,например, прекрасная женская голова, найденная на склоне Акрополя, и голова атлета—в Олимпии. Равным образом за работу Скопаса теперь всеми признан происходящий из Илисса великолепный надгробный рельеф, в котором главная фигура—сидящий нагой юноша с задумчивым выражением широко раскрытых глаз.

    Предположения, что из позднейших произведений Скопаса его палатинский Аполлон послужил оригиналом для ватиканского Аполлона Кифареда ,с его длинным и пышным одеянием, а колоссальная статуя сидящего Ареса – для отдыхающего Ареса Людовизи, охватившего руками свое левое колено, статуи, находящейся в музее Буонкомпаньи в Риме (рис. 400), – ученые столь же часто поддерживают, сколько и оспаривают. Хотя мы, со своей стороны, и не признаем эти произведения точными копиями и считаем Амура у ног Ареса добавкой копировальщика, однако все-таки соглашаемся с Фуртвенглером и Михаэлисом, полагающими, что по этим известным музейным произведениям можно составить себе понятие о позднейшей поре творчества Скопаса. То же самое мы должны сказать и об Афине музея Уффици, наделенной мечтательным взглядом, и о знаменитом ватиканском Мелеагре, полном воодушевления. "Здесь, – говорил Фуртвенглер, – виден огромный переворот. Вместо ясно очерченных плоскостей все сливается в округлой великолепной моделировке". К этому достоинству в означенных статуях присоединяется выражение задумчивости или душевных переживаний в глазах, отражение в них настроения, являющееся характерной особенностью Скопаса. [2, с. 120]. Насыщенное драматическим пафосом творчество Скопаса оказало большое воздействие на скульпторов эллинистической культуры , в частности на произведения мастеров 3—2 вв., работавших в г. Пергам. [5].

    ПРАКСИТЕЛЬ

    Пракситель–знаменитый греческий скульптор IV в. до н.э., родился в Афинах ок. 390 г. до н.э., учился у своего отца, скульптора Кефисодота. Творческая деятельность Праксителя относится к 370—334 гг. до н.э., он работал в Афинах, греческих городах на берегу Малой Азии и островах Эгейского моря. Древние авторы упоминают около 40 его произведений. Любимый материал скульптора—мрамор, который он обрабатывал виртуозным искусством, создавая тончайшую игру света и тени. Образы Праксителя проникнуты духом ясной гармонии, безмятежной созерцательности и чувственной красоты. Скульптор часто изображал юных богов и богинь, которые привлекали удивительной человечностью и лирическим обаянием. В оригинале до нашего времени дошла только группа «Гермес с Дионисом» (ок. 330 г. до н.э., Музей в Олимпии). Другие произведения мастера известны по мраморным римским копиям. Сохранилось до 20 копий статуи юного сатира, грациозным движением наливающего в чашу вино. Большой славой пользовались в древности статуя Афродиты, любующейся на свое отражение в щите, которая была создана для о. Кос(Лувр), и особенно статуя обнаженной Афродиты, стоявшая на о.Книд (Ватикан и Мюнхен). Для этих статуй скульптору позировала его возлюбленная, знаменитая красавица Фрина. Пракситель изобразил Аполлона в виде юноши, прицеливающегося стрелой в ящерицу (Ватикан), богиню охоты Артемиду(Лувр) и лениво отдыхающего сатира (Капитолийский музей, Рим) [1, с. 342].

    Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом(Олимпия, Археологический музей),которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный ок. 340 г. до н.э.Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраску статуй Пракситель считал чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др.

    Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя. Однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.

    Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. Это было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии(лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты—в коллекции Кауфмана в Берлине). По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой—к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте(его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме)был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.

    Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена,—такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота.

    В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант—Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 г. до н.э.,—принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.

    Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов V в. до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью. [4].


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом , мы изучили особенности скульптур эпохи поздней классики на примере трудов таких древнегреческих скульпторов как Лисипп,Скопас,Пракситель. Вместе эти три современника полностью изменили характер греческой скульптуры. Школы, которые они основали, разработки, которые они сделали в искусстве, сильно повлияли на историю скульптуры, затем итальянского Ренессанса, а через него и современного искусства.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Б. И. Ривкин , Малая история искусств , Античное искусство — М.: Издательство Искусство, 1972. — 361 с.

    2. Карл Вёрман , История искусства всех времён и народов Том 1 , 2016. — 1050 с.

    3. Лисипп—скульптор Древней Греции и его произведения [Электронный ресурс]. — URL: https://fb.ru/article/274576/lisipp---skulptor-drevney-gretsii-i-ego-proizvedeniya (дата обращения: 16.04.2021).

    4. Пракситель—скульптор Древней Греции и его произведения [Электронный ресурс]. — URL: https://fb.ru/article/273835/praksitel-skulptor-drevney-gretsii-i-ego-proizvedeniya (дата обращения: 16.04.2021).

    5. Скопас [Электронный ресурс]. — URL: https://megabook.ru/article/Скопас (дата обращения: 16.04.2021).



    написать администратору сайта