Главная страница

Теории религии отечественных и зарубежных социологов. Курсовая. Институт социальногуманитарных наук


Скачать 196.8 Kb.
НазваниеИнститут социальногуманитарных наук
АнкорТеории религии отечественных и зарубежных социологов
Дата22.12.2020
Размер196.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая.docx
ТипНаучно-исследовательская работа
#163114
страница2 из 2
1   2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


После проведения анализа теорий религии приверженцев структурного функционализма и социологов, развивавших теории в рамках эволюционизма выяснилось, что религия – это одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, а также духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе. Социология религии позволяет понять ее функции: объединение людей, усиление единства и взаимодействия. Социология религии дает возможность более детального описания ее сути, выраженного в разных аспектах и понятиях: уровень религиозности, степень и характер; религиозное сознание и поведение; типы религиозности.

Теории религии и мнения на этот счёт функционалистов и эволюционалистов – социологов значительно различаются между собой, что можно проследить в основной части работы.

Основное различие заключается в том, что с точки зрения эволюционистов религия воспринимается как источник изменений, прогресса, а функционалисты воспринимали религию как основу для статики, социального порядка в обществе.

Определение религии и дальнейшее отношение к ней многих мыслителей и социологов определили во многих классики социологи: Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Спенсер и О. Конт.

В ходе работы выделили некоторые сущностные характеристики религии, главную цель, функции.

Сущность религии состоит в том, что она воссоединяет жизнь двух миров – земного, или природно-социального и трансцендентного (от лат. transcendens – выходящий за пределы).

Главная цель религии – исцеление и спасение человека от его духовных и нравственных болезней.

На основе проведенных многих социологических исследований сущности религии были определены ее основные функции: мировоззренческая, коммуникативная, компенсаторная, регулятивная, интегративная, политическая, культурная, дезинтегрирующая.

В конечном итоге становится очевидно, что существование обществ, как дописьменных, так и современных невозможно без религии по различным причинам в каждую эпоху.

Хотя отличий в воззрениях эволюционистов и функционалистов социологов прослеживается много, все без исключения, в том числе и те, кто является противником религии, признают, что людям нужно объяснять самим себе то, что не поддаётся научному объяснению, нужна поддержка в кризисных ситуациях, нужен моральный контроль, поэтому религия как феномен будет существовать в обществе всегда и повсеместно.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аверьянов, Л.Я. Хрестоматия по религии / Л.Я. Аверьянов. – М.:, 2000 – С. 173.

  2. Баранников, В.П., Матронина, Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе / В.П. Баранников, Л.Ф. Матронина. –http://infinan.ru/sociologiya/barannikov_v_p__matronina_l_f__dinamika_religioznosti_v_informacionnom_obhhestve__m___2006__13_s.html

  3. Бергер, П. Еретический императив. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. / П. Бергер. – М., 1996. – С. 364.

  4. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. пер. Руткевич, Е.Д. / П. Бергер, Т.Лукман. – М.: Медиум, 1995. – С. 323.

  5. Бурдье, П. Разложение религиозного начала. / П. Бурдье. – М., 1994. – С. 321.

  6. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. / М. Вебер. – М.: Юрист, 2003.– С. 178.

  7. Вебер, М. Социология религии. Избранное. Образ общества. / М. Вебер. – М.: Юрист, 1994. – С. 488.

  8. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий. Образ общества. / М. Вебер. – М., 1994. – С. 310.

  9. Гараджа, В. И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. / В.И. Гараджа. – М.: Наука, 1995. – С.223.

  10. Гараджа, В.И., Руткевич, Е.Д. Хрестоматия по социологии религии. / В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 378.

  11. Гидденс, Э. Социология. Пер. с англ.; науч.реф. Е. В. Грунт; науч.ред. Л. Н. Коган, Г. Е. Зборовский; пред. Г. Е. Зборовский. / Э. Гидденс. – Урало-сибирский региональный дом экономической и научно-технической пропаганды, Уральское отделение Советской социологической ассоциации, 1991. – С. 704.

  12. Джонстон, Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. / Б.В. Джонстон. – СОЦИС, №7, 1999.

  13. Добреньков, В. И. Модернизация идеи бога в современной религии. / В.И. Добреньков. – М.: Знание, 1978. – С. 64.

  14. Добреньков, В.И.,  Социология. Краткий курс. / В.И. Добреньков, А.И.Кравченко. – М.: Знание, 2001. – С. 624.

  15. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. / Э. Дюркгейм. –М.: Мысль, 2001. – С. 330.

  16. Зиммель, Г. Избранное. В 2 т., т. 1 / Г. Зиммель. — М.: Юрист, 1996. – С. 611.

  17. Зиммель, Г. Проблема религиозного положения. Избранное. Т. 1. / Г. Зиммель. – М., 1996. – С. 713.

  18. Зиммель, Г. Религия: социально-психологический этюд. / Г. Зиммель. – М., 1999. – С. 213.

  19. Зиммель, Г. Религия: социально-психологический этюд. / Г. Зиммель. – М., 1999. – С. 303.

  20. Кант, И. Лекции о философском учении о религии. Пер. с нем. Л. Э. Крыштоп. / И. Кант. М.: Канон, 2005.  С. 384.

  21. Конт, О. Дух позитивной философии. Т. 3. / О. Конт. – М.: Наука, 1991. – С. 256.

  22. Левада, Ю.А. Социальная природа религии. / Ю.А. Левада. М., 1995. – С. 261.

  23. Левада, Ю.А. Статьи по социологии. / Ю.А. Левада. – М., 1993. – С. 478.

  24. Малиновский, Б. Магия. Наука. Религия: Пер.с англ.Magic, Science, andReligion / Вступ. статьи Р. Редфилда и др. / Б. Малиновский  М.: Рефл-бук, 1998.  С. 22-30, 61-63. 287-288.

  25. Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 г.: К еврейскому вопросу: К критике гегелевской философии права. Введение / К. Маркс – М., 1998 г. –С. 48-54.

  26. Мертон, Р. К. Явные и латентные функции. Американская социологическая мысль. Под ред. В. И. Добренькова. / Р.К. Мертон. – М., 1996. – С. 550.

  27. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура. Пер. с англ. Е. Н. Егоровой, и др.; науч. ред. З. В. Коганова. / Р.К. Мертон, – М.: АСТ, Хранитель, 2006. – С. 873.

  28. Митрохин, Л.Н. Философские проблемы религиоведения. / Л.Н. Митрохин. – СПб: Издательство РХГА, 2008. – С. 1046.

  29. Мчедлов, М.П. Социально-политические позиции верующих в России. / М.П. Мчедлов. –http://sbiblio.com/biblio/archive/mchedlov_socpolitpozic/

  30. Осипов, Г.В. История социологии в Западной Европе и США. / Г.В. Осипов. – М.: Норма, 2001. – С. 576.

  31. Осипов, А. И. Путь разума в поисках истины. / А.И. Осипов.– М.: Издание Сретенского монастыря, 2002. – С. 287.

  32. Парсонс, Т. Социальная система. / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 1998. С. 529.

  33. Плеханов, Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры. / Г.В. Плеханов. – М.: Мысль, 1977. – С. 355.

  34. Рэдклифф-Браун, А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. Пер. с англ. / А.Р. Рэдклифф-Браун – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – С. 211-220.

  35. Синелина, Ю.Ю. Социологические исследования. О критериях определения религиозности населения. / Ю.Ю. Синелина. – М.:, 2001. – № 7.

  36. Смелзер, Н. Социология. Гл. 9. / Н. Смелзер. – М., 1994. – С. 667.

  37. Соловьев, В.С. Россия и Вселенская церковь. / В.С. Соловьёв. – М.: «Фабула» (репринт с издания А. И. Мамонтова), 1991. С. 448.

  38. Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии. / П.А. Сорокин. –М.:, Наука, 1994. – С. 560.

  39. Трёльч, Э. Церковь и секта. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. /Сост. Гараджа В. И.Руткевич Е. Д. / Э. Трёльч – М. :Аспект Пресс, 1996. – С. 120-122.

  40. Угринович, Д. М. Англо-американская социология религии (основные направления и профиль). Вопросы научного атеизма. / Д.М. Угринович. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1987. –Вып. 27.

  41. Угринович, Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. / Д.М. Угринович. – М.: Мысль, 1985. – С. 273.

  42. Фейербах, Л. Собрание сочинений. Т. 8 Лекции о сущности религии / Л. Фейербах. – М., 2000. – С. 807.

  43. Франк, С.Л. Сочинения. / С.Л. Франк. – М.: Наука, 1990. – С. 553.

  44. Хабермас, Ю. Вера и знание. Будущее человеческой природы. / Ю. Хабермас – М., 2002. С. 117-131.

  45. Шмеман, А. Русское православие. Исторический путь православия. Гл. 7. / А. Шмеман. – М., 1993. – С. 410.

  46. Штерин, М. Взаимоотношения между церковью и государством и религиозное законодательство в России в 90-е годы. Старые церкви и новые верующие. Под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. / М. Штерин. – М., 2000. – С. 208.

  47. Юнг, К. Г. Психология и религия. Архетип и символ. / К. Юнг. – М.: Психология, 1991. – С. 202.



1 Бергер, П. Еретический императив. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. / Бергер, П. – М., 1996. – С. 339-364.

1 Конт, О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении). Перевод с французского И.  А. Шапиро. / Конт, О. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.  С. 225.

1 Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. / Э. Дюркгейм. – М.: Мысль, 2001. С. 5-16.


1 Парсонс, Т. Общий oбзop / Американская социология. / Т. Парсонс, – М.: 1972. – С. 364.

1 Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура. Пер. с англ. Е. Н. Егоровой, и др.; науч. ред. З. В. Коганова. / Мертон, Р.К. – М.: АСТ, Хранитель, 2006. – 216-223.

1 Луман, Н. Функции религии. Франкфурт. / Н. Луман – М.: 1977. – С. 22-30.

1 Бергер, П. Еретический императив. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. / П. Бергер. – М., 1996. – С. 6-19.

1 Бурдье, П. Разложение религиозного / Бурдье, П. – Начала. М., 1994. – С. 147-155.


1 Гидденс, Э. Социология. Пер. с англ.; науч.реф. Е. В. Грунт; науч.ред. Л. Н. Коган, Г. Е. Зборовский; пред. Г. Е. Зборовский. / Э. Гидденс. – Урало-сибирский региональный дом экономической и научно-технической пропаганды, Уральское отделение Советской социологической ассоциации, 1991. – С. 20-31.

1 Гараджа, В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. / Гараджа, В.И. – М.: Наука, 1995. – С. 59.

1 Кант, И. Лекции о философском учении о религии. Пер. с нем. Л. Э. Крыштоп. / Кант, И. М.: Канон, 2005.  С. 124-125, 210-225, 351.

1 Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. / Вебер, М. – М., 2003. – С. 67-80.

1 Спенсер, Г. «Философия и религия. Природа и реальность религии» / Спенсер, Г. –М.:, Наука, 2003. – С. 9.

1 Зиммель, Г. Религия: социально-психологический этюд. – М., 1999. – С. 32-51

1 Трёльч, Э. Церковь и секта. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. /Сост. Гараджа В. И.Руткевич Е. Д. / Э. Трёльч – М. :Аспект Пресс, 1996. – С. 120-122.

1 Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии. / Сорокин, П.А. – М.:, Наука, 1994. – С. 122-140, 235-251.

1 Хабермас, Ю. Вера и знание. Будущее человеческой природы. / Ю. Хабермас - М., 2002. С. 117-131.

2 Гараджа, В.И., Руткевич, Е.Д. Хрестоматия по социологии религии. / Гараджа, В.И., Руткевич, Е.Д. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 127.

1 Вебер, М. Социология религии. Избранное. Образ общества. / Вебер, М. – М.: Юрист, 1994. – С. 110-135.

1   2


написать администратору сайта