проекивная методика. проективвная методика рисунок животного. Инструкция Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем
Скачать 23.93 Kb.
|
2.Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»: Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности, моторики рисующей доминантной руки), зафиксированное в виде графического следа движения (рисунка). По Сеченову — всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально) «всякая мысль заканчивается движением». Если реальное движение по какой-нибудь причине не осуществляется, то в определенных группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного (на представление — мысль) движения. Так, например, образы и мысли - представления, вызывающие страх, вызывают напряжение в группах мышц ножной мускулатуры и мышц рук, что оказалось бы полезным (необходимым) в случае ответа на страх бегством, либо защитой с помощью рук (ударить, заслониться). Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притягивание к себе, наклон, выпрямление, подъем падение и т.д. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникшую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, будущим, прошедшим. Связано оно так же с действительностью и с идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с периодом прошлого и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением и планированием) и его осуществлением. Правая сторона пространства впереди и вверх связана с периодом будущего и с действительностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью, пассивностью. Правая сторона (соответственно доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий. На этих закономерностях построены такие разработанные и статистически выверенные тесты, как «Рисунок человека» (Маховер), рисунок-тест «Дерево», «Миокинетика» Мира-и-Лопеса. Соответственно тем же закономерностям можно анализировать любой свободный рисунок. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству, при толковании материала теста используются теоретические положения оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами. По характеру своему тест относится к числу проективных. Статистической проверке и стандартизации не подвергается, поэтому анализируется аналогично свободному рисунку; результат анализа может быть представлен в описательной форме. По составу данный тест — ориентировочный, как единственный метод исследования использован быть не может (требует объединения с другими методами или тестами, т.е. использования в качестве батарейного инструмента исследования). Показатели и интерпретация. Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного, вертикального листа. (Лист бумаги лучше брать белый или слегка кремовый, неглянцевый. Карандаш средней мягкости. Ручкой или фломастером рисовать нельзя). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженное) трактуется как недовольство собственным положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих; претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензии на признание. Положение рисунка в нижней части листа — обратный показатель: неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. Центральная часть фигуры — голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо — устойчивая тенденция к действительности. Почти все, что планируется, обдумывается, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться — если даже не доводится до конца. Испытуемый активно переходит к реализации своих установок. Голова, повернутая влево — тенденция к рефлексии, к размышлению, «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется, или хотя бы начинает реализовываться. Нередко нерешительность, боязнь активных действий. (Вариант — отсутствие тенденции к действию или боязнь активных действий следует решать дополнительно). На голове расположены детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза. Уши — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе (дополнительно по другим показателям и их сочетанию следует решить, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания дополнительной оценки или только дает на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции: радость, гордость, обида, огорчение и др., не изменяя своего поведения). Приоткрытый рот — в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ — чувственность, иногда и то и другое вместе. Открытый рот — без прорисовки губ и языка, особенно зачерненный, трактуется как облегченность возникновения страхов, опасений, недоверия. Рот с зубами — вертикальная агрессия, в большинстве случаев защитная («огрызается», «задирается», «грубит» в ответ на обращение к нему отрицательного содержания и окраски; в ответ на обсуждение или порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (в случае боязливости, тревожности). Глаза — это символ присущего человеку переживания страха. Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры в поведении; для мужчин — женственные черты характера; с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы также — заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой испытуемого одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный размер головы (по отношению с фигурой в целом) говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало в себе и окружающих. На голове также бывают расположены дополнительные детали: · рога — защита, агрессия (определить по сочетанию с другими признаками агрессии: когтями, щетиной, иглами и др.; характер этой агрессии спонтанная или защитно-ответная); · перья — тенденция к самоукрашению, самооправданию, к демонстративности; · грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола, иногда — ориентировка на свою сексуальную роль. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размеру всей фигуры, по форме — основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения; опора на существенные признаки и значимую информацию; поверхностность суждения, легкомыслие в выводах и необоснованность суждения, иногда — импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии «ног»). Обратить внимание на характер соединения «ног» (лап) с туловищем, корпусом: соединены точно, тщательно, небрежно, слабо, не соединены вообще — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы «ног», лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решения, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность, иногда (соответственно необычности формы) — даже творческое начало (в норме) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнемфигуры (могут быть функциональными и могут быть украшающими). 1. Крылья, дополнительные «ноги», щупальца, детали панциря — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым утеснением окружающих; либо любознательность, «соучастие» в как можно большем количестве «мероприятий» окружающих, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий — соответственно значению детали — символа (крылья или щупальца и т.д.). 2. Перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветов — демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность; например: лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев. Хвосты выражают отношение к собственным действиям или решениям, размышлениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты влево или вправо. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена в направлении хвостов: · вверх — уверенно, положительно, бодро; · падающим движением вниз - недовольство собой, подавленность, сожаление, сомнение по собственному поводу, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные хвосты, особенно длинные и т.д. · вправо — по поводу своих действий или поведения; · влево — по поводу мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности. Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей и т.п.), прорисовки или затемнения линии контура - это защита от окружающих: · агрессивная - если она выполнена в острых углах; · страх, тревога - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; · опасения, подозрительность - если поставлены «щиты», «заслоны», линия удвоена и т.д. Направленность такой защиты - соответственно пространственному положению: · верхний контур — против вышестоящих лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту — родителей, учителей, начальников; · нижний контур фигуры — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих, подчиненных, младших, боязнь осуждения; · боковые контуры — недифференцированная опасность и готовность к защите и самозащите любого порядка и в различных ситуациях; то же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе «животного»: o справа — больше в процессе реальной деятельности; o слева — защита своих мнений, убеждений, вкусов. Общая энергия. Оценивается общее количество изображаемых деталей, либо только необходимое количество, чтобы дать представление о продуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей; просто примитивный контур или же щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкций — дополнительных деталей). Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо необходимых), тем выше энергия. И наоборот — экономия энергии, астеничностъ, органика, хроническое соматическое заболевание. То же самое подтверждается характером линии — слабая, паутинообразная линия — «возит карандашом по бумаге», не нажимая на нее. Обратный же характер линии — жирная, с нажимом — не является полярным; это не энергия и тревожность; особенно обратить внимание на резко продавленные контурные линии, видимые даже с обратной стороны листа (судорожный высокий тонус рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить также внимание на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога). Оценка характера линии — дубляж, небрежность, неаккуратность соединения, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотип линий и т.п. — расценивается так же, как при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных (подобие льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, белки, кошки). Это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своем «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой). В данном случае рисуемые животные — представители самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку. Начиная с постановки животного в положение прямохождения, кончая одеванием животного в человеческую одежду (юбку, штаны), включая похожесть морды на лицо, говорит об эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности очеловечивания животного. Механизм сходен и параллелен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и других фольклорных формах. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения, Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессивности: режущие, острые клювы, зубы. Следует обратить внимание на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекообразной фигуре и др. — это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса. Фигура крута (особенно ничем не заполненная) символизирует тенденцию к замкнутости, сокрытию своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки, как правило, дают ограниченные данные для анализа. Резко и необычно обращает на себя внимание вмонтирование механических частей в живую ткань животных (постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник, прикрепленный к голове винт, вмонтированные в глаза электролампы, в тело и конечности — рукоятки, клавиши, антенны). Это наблюдается главным образом у больных шизофренией и глубоких шизоидов (редко). Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового, существующего животного (лошади, собаки), к которому всего лишь приделана также «готовая» деталь, чтобы нарисованное животное стало «несуществующим» (кошка с крыльями, собака с перьями, собака с ластами и т.д.). Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из целых «заготовок». Название может содержать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, бегемот, мухожер). Другой вариант названия — смыслообразование с «книжно-научным», иногда латинским суффиксом (ратолетиус, натеолярия, парголорий): · первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; · второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления (лиошака, грятектор, лалио), знаменующие легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических звеньев в суждении над рациональным. Наблюдается иронически-юмористические названия (риночурочка, де-вошпор, пузыреид) при соответственно ироническо-снисходительном отношении к окружающим. Инфальные названия имеют обычно повторяющиеся слоги (трутру, лю-люка, кус-кус). Склонность к фантазированию, чаще защитного характера, выражается непомерно длинными названия (аберосинотиклирон, гулобарниклетам-нежиния). |