сборник грамотность. Грамотность чтения СБОРНИК. Инструкция Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту
Скачать 0.99 Mb.
|
Ёлка в траншее Это было зимой тысяча девятьсот сорок первого года в осаждённом Ленинграде. В эти самые тяжёлые для Ленинграда дни гитлеровцы усилили бомбардировку города. Мы, мальчишки, часто ночевали в траншеях, вырытых напротив нашего дома. Порой к нам в траншею заглядывали артиллеристы. Как мы радовались каждый раз их приходу! Они-то и устроили для нас новогоднюю ёлку. Это была небольшая ёлка: высота её была не больше метра. Зато вся она была в игрушках. Висело на ёлке и несколько винтовочных гильз, а на самой макушке – ярко начищенная красноармейская бляха с пятиконечной звездой. Где достали артиллеристы ёлку, для нас так и осталось тайной. Все мы знали, что поблизости нигде ёлок не было. Мы сидели, как заворожённые, уставившись на несколько потрескивавших свечных огарков, оставшихся, вероятно, от предыдущего года. Не было вокруг нашей ёлки плясок, весёлого смеха. А вместо подарков каждому из нас зенитчики дали по куску сахара. 1.Игрушки на ёлке А) мишура и конфетти В) гильзы и бляха С) мишки и лошадки D) куклы и огарки Е) конфеты и пятиконечная звезда 2.Информация, противоречащая тексту А) Ёлка была невысокая, но вся в игрушках В) Новогоднюю ёлку для ребят организовали артиллеристы С) Событие, описанное в тексте, происходило в военное время D) Дети веселились и водили хороводы вокруг ёлки Е) Ребята не знали, где артиллеристы взяли ёлку. Рекомендации для туристов 1. Вы приехали в другую страну. В вашем номере отеля оказался соотечественник, и вы можете, соблюдая личную безопасность, договориться A) о ночном купании B) об экскурсии C) о месте хранения денег D) о хранении своего багажа о частном такси E) о частном такси 2. Утверждения, соответствующие тексту 1. Вы должны знать об особенностях другой страны. 2. В чужую страну лучше всего прибывать ночью 3. Необходимо иметь при себе ноутбук, мобильный телефон. 4. В море лучше всего купаться в ночное время 5. Иметь информацию о лучших отелях страны. А) 4, 5 В) 1, 4 С) 2, 3 D) 3, 4 Е) 1, 2 3. Согласно источнику, при укачивании необходимо иметь с собой A) бонин B) страховочный документ C) бинт D целлофановый пакет E) фестал 4. Утверждения, соответствующие тексту 1. Во время прогулки иметь при себе страховочный документ, ваучер и ключ от номера отеля. 2. Договориться с родственниками о времени вашего возвращения. 3. Не пользоваться частным такси. 4. Необходимо сделать профилактические прививки. 5. Иметь при себе информацию о посольстве или консульстве. A) 1, 4 B) 1, 3 C) 3, 4 D) 3, 5 E) 2, 3 Учитесь говорить и писать (1)Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (2)Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а "плюется словами". Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе. (3)И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. (4)Если вам приходится часто публично выступать, – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, – то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли. Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. (5)Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, – надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: "Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде". 1.Пословица, соответствующая абзацу (3) А) Языком мастер, а делом левша. В) Язык до Киева доведёт. С) Язык без костей. D) Язык мой – враг мой. Е) Краткость – сестра таланта. 2. Из абзаца (2) мы узнаём, что А) для народа самым важным является язык. В) выступление должно быть вам интересно. С) человек обладает выразительным языком. D) надо стремиться быть интеллигентным человеком. Е) грубый человек старается показать себя умнее других. 3.Обилие отрицательных эмоциональных компонентов в речи характеризует человека как 1. смелого 2. робкого 3. умного 4. трусливого 5. коммуникативного А) 1, 3 В) 2, 4 С) 1, 5 D) 3, 4 Е) 3, 5 4. Последовательность событий в тексте 1. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. 2. Публичное выступление должно быть подчинено одной мысли. 3. Чтобы хорошо писать, нужна постоянная тренировка. 4. Человек должен всю жизнь следить за своей речью. 5. Говорить нужно правильно, точно и экономно. А) 4, 1, 5, 3, 2 В) 4, 1, 5, 2, 3 С) 5, 4, 3, 1, 2 D) 5, 4, 1, 3, 2 Е) 4, 1, 3, 5, 2 5. Ваше выступление, согласно тексту, должно быть 1. интересным и нравоучительным 2. длинным и ярким 3. коротким и понятным 4. с одной главной мыслью и интересным 5. интересным, ярким, поучительным А) 1, 4 В) 3, 4 С) 1, 5 D) 2, 3 Е) 1, 3 6. При знакомстве с новым человеком, согласно тексту, необходимо обратить внимание на А) внешний вид В) манеру поведения С) его речь D) его походку Е) профессию Об отношении к музыке из кн. «Постскриптум» (Астафьев) (1)Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня — скорее всего как раз непохожестью — раздражавший. (2) «Ха! Орет как жеребец!» — сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком. (3)...Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению. (4) Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах. Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем. (5)Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас. (6) Но жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей — Великая Надежда Обухова, — стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее. (7)Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. 1. Реакция слушателей на исполнение музыкантов А) без интереса сидели до конца В) с упоением благодарили за концерт С) внимательно вслушивались в мелодию D) не дослушав, агрессивно уходили Е) аплодировали с овациями 2. Певица, над которой посмеялся герой текста А) Клавдия Шульженко В) Тамара Миансарова С) Гелена Великанова D) Надежда Обухова Е) Майя Кристалинская 3. Постаревший автор не может допустить А) отсутствия галстука В) прийти без цветов С) приёма пищи во время концерта D) опозданий на концерт Е) любых звуков во время концерта 4. Информация, соответствующая тексту А) зрители были благодарны музыкантам В) в преклонном возрасте герой на концертах содрогался от любого мешающего звука С) в детском доме мальчик внимательно слушал певицу из репродуктора D) на концерте в Ессентуках слушали Брамса, Чайковского, Шостаковича Е) герой не обращал внимания на звуки хлопанья спинок деревянных стульев на концерте 5. Автор в Ессентуках посетил А) симфонический концерт В) цирковое представление С) джазовый концерт D) вокальный концерт Е) оперу 6. Автор композиции, с которой начался концерт А) Обухова В) Оффенбах С) Штраус D) Брамс Е) Бах 7. Абзац, из которого мы узнаём об ошибке автора, совершённой в детстве А) 7 В) 5 С) 2 D) 4 Е) 3 8. Ощущения, которые испытывал автор перед дирижёршей и оркестрантами А) молча, съёжившись, хотел извиниться за публику В) ему было неудобно сидеть на старых венских стульях С) ему было неудобно вспоминать детский проступок D) агрессия и возмущение Е) дискомфорт от услышанной музыки Интересно Мое знакомство с фауной этого города началось необычным образом. Утром, на второй день нашего пребывания в Ванкувере, я решил поснимать прямо с причала панорамы города. Поставил кинокамеру на штатив, навел объектив на противоположную набережную, где возвышались ряды небоскребов, включил камеру и повел панораму с этих гигантов на набережную, где бежали красивые автомобили. С набережной, не выключая камеры, перевел панораму на берег залива и неожиданно увидел через объектив какие-то небольшие комочки, похожие на уток. Я наехал объективом на более крупный план и не поверил своим глазам: на песке возле воды сидела довольно крупная стая канадских гусей. Я легко узнал их, потому как не раз гонялся за ними с кинокамерой у нас на Чукотке, куда канадские гуси изредка прилетают. Крупно тогда мне так и не удалось снять эту осторожную птицу. Дикие канадские гуси в Ванкувере?! Эти прирожденные стайеры, способные покрывать в полете огромные дистанции! Как они оказались в шумном городе? Для меня это было загадкой. Немного подумав, я решил, что, очевидно, в стае много молодых птиц, и стая, пролетев слишком большое расстояние и устав, вынуждена была сесть для отдыха в черте города. Случай сам шел мне в руки. Не мешкая, я снял камеру со штатива и, прихватив легкий нагрудный штатив, побежал по мосту на противоположный берег. Минут через двадцать я уже был на набережной вблизи дикого пляжа, где по-прежнему спокойно сидели гуси. Прячась за выброшенные морем коряги и редкие кустики, я подобрался к ним совсем близко. Помня, как трудно давалась мне подобная съемка на нашем Севере, я старался двигаться очень осторожно, не поднимая высоко головы и почти не дыша. Наконец переполз к последней, разделявшей нас коряге. От меня до птиц оставалось всего 8-10 метров. Гуси словно не хотели меня замечать. Они гуляли по песку, чистили свои перья клювами, иногда щипали травку, а некоторые, как мне показалось, двигались в мою сторону. Я так увлекся съемкой, что не сразу почувствовал, что меня кто-то дергает за штанину. Оглянулся и застыл от удивления. Несколько крупных гусей незаметно обошли меня сзади и сейчас разглядывали с явным интересом. А один, самый нахальный, дергал за штанину. Он либо проверял прочность моих фирменных джинсов, либо надеялся таким образом выпросить подачку. Я ничего не мог понять: передо мной явно были дикие гуси. Но почему они не испытывают здесь страха перед человеком? Дождавшись, когда стая поднялась и полетела над заливом, я снял на прощанье птиц в полете и пошел вдоль набережной в сторону Стенли-парка. Я шел мимо зеленых лужаек и стоянок легковых машин, удивляясь тому, что видел: через каждые двести-триста метров встречал одну за другой стаи гусей, свободно разгуливающих на лужайках, спортивных площадках, возле припаркованных автомашин и не обращавших внимания на снующих мимо пешеходов. Помню, мальчишки-школьники гонялись за ними. Гуси убегали от них, не желая улетать. Им явно здесь нравилось...
Тишина А за дубами – Диканька с её великолепным дворцом, окружённым парком, сливающимся с дубовыми лесами. Я целый день провёл в этом лесу, октябрьский солнечный день. Тишина поразительная. Если только смотреть на солнце – переливается в воздухе прозрачная, блестящая паутина между тонкой порослью, да если прислушаться – зашелестит на миг упавший с дерева дубовый лист. Ни звука, ни движения. Только лапчатый кленовый лист, прозрачно-жёлтый на солнце, стоит боком к стеблю и правильным движением качается в стороны, как маятник: то вправо, то влево. Да ещё тишина нарушилась двумя красавицами – дикими козами, которые быстро пронеслись мимо меня и скрылись в лесной балке... И конца-краю нет этому лесу.
|