Главная страница

интеграция. «Интеграция и локализация культуры». Интеграция и локализация культуры


Скачать 15.18 Kb.
НазваниеИнтеграция и локализация культуры
Анкоринтеграция
Дата24.03.2022
Размер15.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла«Интеграция и локализация культуры».docx
ТипДокументы
#414981

Эссе на тему «Интеграция и локализация культуры»

ЛОКАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ - процесс увеличения культурного многообразия человечества, т. е. понижения уровня энтропии способов человеческого существования, в противовес процессу глобализации (см.) - процессу уменьшения культурного разнообразия, т. е. росту этой энтропии.
В принципе культурная локальность, т. е. неоднородность была свойственна человеческим коллективам еще на этапе антропогенеза. Возможно, причиной этого были локальные различия в условиях жизни каждой популяции гоминидов. Во всяком случае, уже в конце эпохи нижнего палеолита (времени питекантропов) археологи выделяют несколько региональных культур каменной индустрии, а начиная с эпохи верхнего палеолита (появления homo sapiens), число подобных культур увеличивается до десятка и продолжает нарастать по ходу времени. Верхний палеолит - период расцвета наскальной живописи и ритуальной скульптуры, что позволяет установить культурные различия не только в технологиях камнеобработки.
До наших дней сохранилось несколько сот человеческих сообществ, оставшихся на верхнепалеолитическом уровне развития (только они весьма малы по численности людей и поэтому занимают ничтожный процент в мировом народонаселении), и полевое изучение их сопряжено с большими трудностями. Тем не менее, этнографы приходят к выводу, что по образу жизни, нравам и обычаям эти коллективы весьма близки, и явные культурные различия между ними связаны преимущественно с различием природных условий, в которых они живут. В этой связи вспомним, что в течение верхнего палеолита люди заселили уже всю Землю от Арктики до Южной Африки, освоили Америку и Австралию, т. е. заняли уже все природно-климатические зоны, так что причин для их культурной локализации было более чем достаточно. А с учетом того, что отдельные коллективы селились на значительном расстоянии друг от друга и веками не вступали в контакты, у нас есть все основания предположить, что практически каждый верхнепалеолитический коллектив людей был уже культурно уникален.
Если первоначальной основой локализации культурной была адаптация к природной среде обитания, то с эпохи неолита (10 тысяч лет тому назад), когда население Земли резко возросло и уплотнилось, на первое место вышла проблема взаимоотношений соседствующих коллективов, к сожалению, не всегда мирных. Однако это привело к интенсификации процессов сплочения сообществ, накопления социального опыта и, как следствие, еще более выраженной специфичности их культур. С этого времени культурная локализация по причине экологической адаптации стала уделом народов, проживающих в экстремальных природных условиях (и таких сохранилось несколько сот). Для остальных консолидация и культурная локализация стали результатом борьбы за «место под солнцем». Со временем эта тенденция только усилилась, благодаря формированию государств и этнических религий, ставших дополнительными факторами отчуждения от соседей и культурной локализации.
Но были факторы, работавшие и в обратном направлении. В первую очередь, это разделение труда и потребность в обмене. В конце первобытной и начале аграрной эпох большинство народов разделилось по специализации три группы: оседлые земледельцы-ремесленники, кочевые скотоводы-охотники и просто бродячие охотники. В варварскую и аграрную эпоху почти не было народов, у которых эти специализации сочетались. Если бродячие охотники оставались в основном на очень низком уровне развития и обеспечивали себя примитивным инструментарием самостоятельно, то скотоводы-кочевники почти не имели собственных ремесленников, не имели возможности изготовлять металлические орудия и оружие, и в этом отношении очень зависели от контактов с народами-земледельцами, у которых ремесло было на высоком уровне развития. Разумеется, более традиционным способом доставать необходимые предметы для кочевников была война и грабеж, но в силу различных обстоятельств и кочевникам время от времени приходилось вступать в торговые отношения с земледельцами, а значит и в контакты культурные. Это способствовало культурному обмену и влияниям, часто очень значительным.
Другим фактором, работавшим против культурной локализации, были политически амбиции властителей крупных держав и возникновение в I тысячелетии до н. э. идеи создания универсальных империй, включавших в свой состав десятки завоеванных народов. Нам хорошо известны примеры подобных империй, создававшихся Ассирией, затем Персией, Александром Македонским, Римом, Византией, Арабским халифатом и т. и. При этом проводилась культурная политика трех типов. Если ассирийцы и персы были индифферентны к культурному своеобразию завоеванных народов и только эксплуатировали их экономически, то эллинистические греки и римляне стремились к синтезу своих культур с культурами аборигенов, в чем достигли немалого успеха. Совсем другую политику проводили византийцы и арабы. Ведомые непримиримыми монотеистическими религиями они стремились к полной ликвидации аборигенных культур и замены их универсальным христианством или исламом. Если на совести Византии полное уничтожение ряда аборигенных культур Малой Азии и Ближнего Востока (среди которых наиболее значительной была уже эллинизированная, но во многом сохранившая свою самобытность древнеегипетская культура) в IV-V вв., то арабы в VII-VIII вв. стерли с лица Земли более ста национальных культур Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. Этот успех в XVI в. повторили испанские и португальские конкистадоры в Америке. Культурному многообразию народов Земли был нанесен существенный урон.
Тем не менее, процессы локализации культурной продолжаются по сей день. Большие культуры делятся, от них отпочковываются дочерние образования (классические примеры: разделение древнерусской культуры в XV-XVI вв. на великорусскую, украинскую и белорусскую; отпочкование от английской культуры культур США - в XVIII в., Канады - в XIX в., Австралии, Новой Зеландии и Родезии - в XX в.). Обратный пример: объединение северофранцузской, гасконской, провансальской, бретонской, лотарингской и ряда иных более мелких культур в единую французскую культуру в течение XVI-XVIII вв. Обе тенденции постоянно сосуществуют и противоборствуют друг другу. Но сохранению культурного многообразия народов Земли всерьез не угрожает ничто, кроме гибели всего человечества.


написать администратору сайта