авторское право. Интеллектуальная собственность в Италии
Скачать 37.49 Kb.
|
Министерство образования и науки Кыргызской Республики Министерство науки и высшего образования Российской Федерации КЫРГЫЗСКО-РОССИЙИСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Экономики и управления на предприятии» ДОКЛАД по дисциплине «Организация инновационной деятельности предприятия (организации)» на тему: «Интеллектуальная собственность в Италии» Выполнила: Коломейцева Я.В. Группа: ЭП-1-19 Проверил(а): доцент Есенкулова И.А. БИШКЕК 2022 История авторского права Италии Авторское право Италии развивалось под влиянием норм Франции и Германии. Первые законодательные акты, регулирующие права авторов, появились в Италии в эпоху Французской революции в конце XVIII века. Все их развитие происходило в соответствии с концепцией права континентальной Европы. Еще в XIX веке в Италии уже существовали нормы, предусматривающие исключительные права авторов — в основном, издателей. Они охранялись либо пожизненно, либо в течение 40 лет после смерти автора. Наследники автора по закону 1865 года по истечении срока охраны права могли претендовать на получение в дальнейшем выплат в размере 5% с чистой выручки на издание. Италия стала одной из первых стран, которая присоединилась к Бернской конвенции — в 1887 году). В то время как Ватикан стал членом этого международного соглашения только в 1935 году. Авторское право Италии несколько раз существенно реформировалось. Так, например, до 1996 года в стране предусматривался платный режим пользования произведениями общественного достояния. В настоящее время управление авторскими правами осуществляется через статьи Гражданского кодекса, а также специального Закона об охране авторского права и смежных прав, принятого в 1941 году. Последние изменения в него вносились в 2016 году. Закон состоит из более чем 200 статей, объединенных в восемь разделов. Особенности закона об авторском праве Италии Итальянское авторское право предусматривает возможность, при которой исключительными правами на произведения могут обладать области, коммуны или государство в целом. Причем речь идет не о произведениях, перешедших в сферу национального достояния, а об объектах, изначально созданных на средства государства, областей или коммун. Срок действия такого права составляет двадцать лет с даты публикации (обнародования). Также есть особенности возникновения прав на служебные произведения. Законодательство Италии регулирует только права на компьютерные программы, базы данных и промышленные рисунки, созданные в рамках трудовых отношений. По остальным объектам авторского права в этой части нормы права вообще отсутствуют. Особенностью авторского права Италии является достаточно подробное описание, детализация и регулирование смежных прав. Например, указываются такие смежные права, как: право на критические издания научных произведений общественного достояния — охраняется 20 лет с даты публикации, право на личные письма и мемуары, право на портреты лиц, изображения которых нельзя публиковать без их согласия, права на эскизы театральных сцен — охраняются 5 лет с даты представления, права на названия, заголовки и оформление статей и новостей — охраняются два года с момента прекращения публикации и другие. Еще одной особенностью авторского права Италии является то, что в законе содержится норма, которая предусматривает возможность отчуждения принадлежащих автору прав в интересах государства (ст. 112 закона). Срок защиты авторских прав в общем случае равен 70 годам с момента смерти автора. Понятие произведения Италия определяет объекты авторского права аналогично многим странам, являющимся членами международных договоров в данной области. Закон провозглашает, что охране подлежат: произведения литературы, музыки, театрального искусства, изобразительного искусства, архитектуры, кинематографии, хореографии и пантомимы, фотографии, компьютерные программы и базы данных, промышленные рисунки, имеющие творческую направленность и художественную ценность. Произведения охраняются независимо от формы выражения и способа донесения. Право Италии считает существенным в произведении творческое выражение автора и его оригинальность. Для Италии характерно наличие минимальных требований к уровню новизны и оригинальности авторского произведения. Защита авторских прав распространяется также на коллективные произведения и на объекты, преобразованные другими авторами, — сборники, перевод произведений, адаптации, аранжировки и т.д. Личные и имущественные права автора Италия — страна, где в сфере авторского права зафиксирован дуалистический подход к правам авторов. Признается разделение на имущественные (экономические) и личные неимущественные (моральные) права. В отличие от других стран (Германия, Австрия, например), в Италии действие моральных прав не прекращается с прекращением экономических. Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и охраняются бессрочно. Суть авторского права отражается в использовании своих прав создателями произведений: моральные права принадлежат автору, а после его смерти защита авторства осуществляется его наследниками. Имущественные права предполагают возможность использования своего произведения любым способом, а также в любой форме и объеме с получением дохода. Законом установлено, что даже после уступки своих прав автор вправе требовать прекращения любого искажения, изменения своего произведения или действий, посягающих на репутацию и честь автора. Имущественные права отчуждаются через сделки (лицензионные договоры) и включают в себя: право на воспроизведение, переработку, исполнение, распространение произведения, право на его прокат или перевод. Моральные права автора вечны, непередаваемы и неотчуждаемы. Автор, даже после передачи имущественных прав, сохраняет право требовать признания своего авторства и противодействовать ухудшению (порче) произведения или любым действиям, которые могут нанести ущерб её чести или репутации (ст. 20, 22). Кстати, в Италии допускается заключение лицензионного договора в устной форме. Регистрация авторских прав в Италии не обязательна, произведение становится объектом охраны с момента его сотворения. Как и во многих других европейских странах, для обладания доказательствами авторства и даты создания произведения, авторы используют метод депонирования. Регистрация возможна по желанию автора, и процедуры зависят от типа произведения. Большинство произведений регистрируются в Министерстве культурного наследия и деятельности, кинематографические произведения и компьютерные программы регистрируются в Итальянском обществе авторов и издателей (SIAE). SIAE является государственным органом, который отвечает за лицензии, разрешения, взимание роялти. Он ведает публичными показами в кинотеатрах, регулирует распространение аудио-музыкальных и фото-произведений, осуществляет управление правами авторов и, в целом, играет ключевую роль в отношениях в сфере авторских прав. В Италии на объектах охраны авторскими правами зачастую встречается наклеенный стикер SIAE. Он указывает, что экземпляр подлинный, находится под охраной, а его автор вправе получать вознаграждение. Стоимость такого стикера 0,3 евро за экземпляр. Знак представляет собой голограмму с именем автора или правообладателя. Содержит идентификационный номер и конечный пункт сделки с произведением. Особенности защиты авторских прав в Италии Развитая правовая система Италии предполагает защиту авторских прав разными способами — гражданско-правовыми и уголовными. Применяются также меры пресечения нарушений, такие как уничтожение неправомерно изготовленных копий, изъятие оборудования и средств незаконного копирования и воспроизведения, временный судебный запрет на использование произведения до разрешения споров в отношении него. В рамках гражданского судопроизводства авторы вправе потребовать возмещения ущерба, восстановления моральных прав. Уголовные наказания содержатся непосредственно в самом законе об авторских правах, а не в уголовном кодексе. Нарушение авторских прав наказывается высокими штрафами либо тюремным заключением на срок до одного года. Сроки относительно невысокие по сравнению с наказаниями других стран за аналогичные нарушения. Корыстные мотивы являются отягчающим обстоятельством и, разумеется, наказываются строже. Продолжительность экономических прав для большинства работ в итальянском законе составляет 70 лет от смерти автора (ст. 28). Там, где есть несколько авторов, и для кинематографических произведений, имущественные права истекают через 70 лет после смерти последнего автора (ст. 26, 32). Для работ, на которые существуют экономические права, принадлежащие государственным органам и некоммерческим организациям культуры, продолжительность экономических прав составляет 20 лет с момента первой публикации (ст. 29). Экономические права Эксклюзивные экономические права в законе об авторском праве трактуются широко. Статья 12 не ограничивает свободу использования экономических прав, но приводит примеры. Автор имеет исключительное право на публикацию работы, на использование произведения в том или ином виде (в оригинале или производной форме в пределах лимитов, установленных законом), и в частности определённые исключительные права, такие, как воспроизведение в любой форме или виде на любом процессе (ст. 13), публичное исполнение (ст. 15), и сообщение по проводам, радио или Интернету (ст. 16). Что касается компьютерных программ, баз данных, промышленных образцов, созданных работником в ходе служебных обязанностей, работодатель имеет исключительное право осуществлять экономические права. Точно так же, когда фотография сделана в ходе исполнения служебных обязанностей, экономические права на неё принадлежат работодателю, или человеку, который заказал портрет (ст. 88). На определенные категории произведений распространяются специальные права на использование. Для музыкально-драматических произведений, прибыль распределяется между авторами в пропорции к условной стоимости вклада. Например, в случае опер, автор музыки получают 3/4 от общей суммы, в то время как автор лирики получают 1/4 (ст. 34). В фильме авторы сценария и музыки, вместе с художественным руководителем, считаются соавторами. В то время как права на использование всей работы принадлежат производителю, некоторые виды использования требует согласия соавторов (ст. 44-46). Телерадиовещание может транслировать произведения в общественных местах без согласия автора, но только если работа не исполняется в первый раз. Автор будет в любом случае получать вознаграждение за эти передачи (ст. 52, 56, 57). Заключение Италия – типичный представитель страны с континентальной правовой системой, но имеющей в то же время свои особенности, в частности, в сфере авторского права. Страна с богатым наследием интеллектуальной собственности и политикой сохранения и поддержки творчества уделяет внимание регулированию этих правоотношений и успешно реагирует на вызовы современности. |