Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Список использованной литературы

  • INTELLEKTUELLER SPORT

  • Key words

  • Статья. Интеллектуальные виды спорта


    Скачать 34.06 Kb.
    НазваниеИнтеллектуальные виды спорта
    Дата09.09.2021
    Размер34.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСтатья.docx
    ТипДокументы
    #231001

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

    Ракова В.С.
    Аннотация. В статье описывается история возникновения интеллектуальных спортивных игр; дается характеристика интеллектуальных спортивных игр; перечисляются и описываются некоторые интеллектуальные виды спорта; рассматриваются Всемирные интеллектуальные игры; описывается киберспорт как один из современных интеллектуальных видов спорта; анализируются направления развития интеллектуальных видов спорта.

    Ключевые слова: спортизированные интеллектуальные игры,интеллектуальные виды спорта, Интеллиада, киберспорт.
    В современном информационном обществе большинство людей заняты в информационном секторе экономики, где информация является основным продуктом и товаром. Превалирующим личным свойством обработки информации при принятии решений является интеллект.

    История развития спортизированных интеллектуальных игр насчитывает тысячи лет. Однако видами спорта (со всеми составляющими спортивной социализации – общественными организациями, системой регулярных чемпионатов, организованным процессом спортивной подготовки и т. д.) некоторые из них стали в конце XIX – первой половине XX века. Нелинейное развитие интеллектуальных игр в ХХ веке позволило только четырем спортизированным интеллектуальным играм приобрести статус вида спорта в рамках международного спортивного движения [7].

    Интеллектуальные виды спорта – это те виды спорта, в которых результат спортивной деятельности определен решением конкретной задачи (правилами этого вида спорта) с преимущественным использованием интеллекта и посредством «действия в уме» (или во «внутреннем плане действия») при преобладающей роли сознания над бессознательным [7]. Особое внимание следует обратить на то, что «интеллектуальный спорт» является частью «спорта» в целом, поэтому признано, что проявление интеллекта как личностной структуры присуще различным видам спортивной деятельности, но не всегда является определяющим для достижения поставленного спортивного результата.

    Главный критерий для выделения интеллектуальных видов спорта – возможность проведения соревнований дистанционно [7].

    Сегодня процессы спортизации и дигитализации интеллектуальных игр продолжаются и часто носят дискуссионный характер, в том числе на международном уровне. Например, спортизация покера, маджонга и др.

    Рассмотрим коротко некоторые интеллектуальные виды спорта.

    Шахматы – это логическая настольная игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, которая соединяет в себе элементы искусства (включая шахматную композицию), науки и спорта. В шахматы могут играть два игрока друг против друга, а также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие игры обычно именуются консультационными. Существует также практика сеансов одновременной игры, когда против одного сильного игрока играет несколько противников, каждый на отдельной доске.

    Шашки представляют собой логическую настольную игру для двух игроков, в которой шашки перемещаются определенным образом по клеткам шашечной доски. Во время игры у каждого игрока есть шашки одного цвета: черного или белого (иногда другого цвета, один из которых считается темным, а другой – светлым). Целью игры является овладение всеми шашками противника или лишение его возможности дальнейшего хода. Есть несколько вариантов игры шашек, которые различаются правилами и размерами игрового поля.

    Го – древняя интеллектуальная игра, в которой белыми или черными камешками нужно отгородить от соперника максимальное число клеток игрового поля. До XIX века го развивалась исключительно в Восточной Азии. Сегодня го по общему количеству игроков является одной из наиболее распространенных настольных игр в мире.

    Спортивный бридж – единственная карточная игра, которая признана Международным олимпийским комитетом как вид спорта. В спортивном бридже разыгрывается определенное количество раздач, каждая из которых разыгрывается на двух или более столах разными игроками, а затем сравниваются результаты. Задача каждой пары – набрать больше очков, чем другие пары с такими же картами.

    Сянци – китайские шахматы, фигурки для игры в которых отличаются от фигур в обычных шахматах, однако принципы игры схожи.

    Интеллектуальные виды спорта («интеллектуальный спорт») имеют развитую инфраструктуру; их считают не только альтернативой азартным играм, но и хорошим тренажером для ума. В последнее время отмечается тенденция к видовому расширению интеллектуального спорта. Она обусловлена спортизацией других настольных (логических) игр, среди которых нарды, покер и разные этнокультурные виды, которые имеют локальное распространение (русские шашки).

    В настоящее время, после того, как в 2007 году в России прошел «Форум интеллектуального спорта», кроме внутривидовых официальных соревнований каждый год проводятся Всемирные интеллектуальные игры.

    Всемирные интеллектуальные игры (интеллиады) – комплексные соревнования в интеллектуальных видах спорта, которые проводятся Международной ассоциацией интеллектуального спорта (IMSA). Как и Олимпиады, Интеллиады проводятся раз в 4 года. Первые Всемирные интеллектуальные игры прошли в Пекине, в период с 3 октября по 18 октября 2008 года. Вторые игры прошли в Лилле с 9 по 23 августа 2012 года. Третьи игры провели в декабре 2017 года в Китае [5].

    Основными игровыми видами на Интеллиадах являются виды, представленные федерациями-членами IMSA – шахматы, шашки, го и бридж, также в программу включаются дополнительные виды. Так, на I Интеллиаде в Пекине к четырем основным видам были добавлены соревнования по сянци, или китайским шахматам, а в программу II Интеллиады предполагалось включить покер. В программу третьих игр включен маджонг.

    В результате подписания в 2010 году соглашения Международной ассоциацией интеллектуального спорта (IMSA) с Международным конвентом «Спорт-Аккорд» наряду с Всемирными интеллектуальными играми с 2011 года стали проводиться ежегодные Всемирные интеллектуальные игры «Спорт-Аккорд» (SportAccord World Mind Games) с меньшим количеством видов и участников. Первые игры под этим названием состоялись в Пекине с 8 декабря по 16 декабря 2011 года [4].

    В России государственное признание, внесение во Всероссийский реестр видов спорта, имеют те интеллектуальные виды спорта, которые входят в программу Всемирных интеллектуальных игр.

    Рассмотрим также коротко киберспорт как один из видов интеллектуальных видов спорта. Киберспорт (также известный как компьютерный спорт или электронный спорт) – командное или индивидуальное соревнование на основе видеоигр. В России признан официальным видом спорта.

    Киберспорт берет свое начало с 1997 года, когда была основана CPL, сделавшая первый турнир в дисциплине Quake. Но первой игрой с возможностью кооперативной схватки была Doom 2 [3].

    Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официальным видом спорта.

    В киберспорте в разных дисциплинах различное количество игроков в команде: оно может варьироваться от 1 до 15. Идеальный состав команд составляют: профессиональный игрок, игроки; капитан; тренер.

    Киберспорт был признан как один из видов спорта, так как в его дисциплинах есть давно устоявшиеся правила, используются интеллектуальные способности участников, проводятся обязательные подготовки и, наконец, межличностные отношения также являются устоявшимся фактом. Популярность киберспорта все больше растет и сегодня он уже обходит некоторые из традиционных видов спорта. Соревнования по CS:GO, Dota 2, League of Legends, Overwatch, Hearthstone и другим киберспортивным дисциплинам собирают возле мониторов миллионы болельщиков [1].

    В интеллектуальном спорте, в том числе киберспорте, необходимы те же качества, что и в традиционном спорте: профессионализм, целеустремленность, инициативность, стрессоустойчивость, дисциплинированность, решительность, смелость, настойчивость и воля к победе. Характерной особенностью киберспорта является его безразличие к физическим данным участников соревнований – люди с ОВЗ играют наравне с остальными, не испытывая при этом никакого дискомфорта.

    В настоящее время научная и проектная деятельность по развитию интеллектуальных видов спорта ведется по таким основным направлениям [5]:

    • участие в разработке программных документов общественных организаций, развивающих интеллектуальные виды спорта (в том числе федеральных стандартов спортивной подготовки);

    • распространение опыта создания инклюзивных сред по интеллектуальным видам спорта для лиц с ОВЗ;

    • создание программного и методического обеспечения удаленной поддержки занимающихся интеллектуальными видами спорта в сельской местности;

    • тиражирование и внедрение разработанных педагогических технологий в субъектах РФ и странах ближнего зарубежья;

    • подготовка, повышение квалификации и переподготовка тренеров и педагогов допобразования по интеллектуальным видам спорта.

    Таким образом, в связи с информатизацией общества интеллектуальные виды спорта приобретают все большую популярность. Особую роль в их стремительном развитии играют современные средства коммуникации. Благодаря компьютеризации населения не только изменяются теоретические основы данных видов спорта, но и преобразовываются формы проведения соревнований, видоизменяется тренировочный процесс. Эти социальные явления выдвигают в приоритетный ряд исследования, изучающие специфику развития интеллектуальных видов спорта на современном этапе и их воздействие на процесс формирования личности.

    Список использованной литературы

    1. Буянова А.В., Козилина В. Киберспорт: История становления, современное состояние и перспективы развития // Социально-политические науки. 2017. №5.

    2. Горбунов А.Ю. Анализ интеллектуальных видов спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012. №4 (25).

    3. Зотин В.В., Хакимов А.О. Спектр влияния шахмат на мышление и мозг///сб.тр.9-й Всеросс. научно-практ. конф.."Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций". - Екатеринбург,2019. - С.324-328

    4. Зотин В.В.,Мельничук А.А.,Арнст Н.В. Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта//сб.тр. науч.практ.конф."Инновационные технологии в подготовке спортсменов" . - Москва,2014. - С.21-24

    5. Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (в формате интернетконференции) 16–20 декабря 2014 г. – М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015. – 87 с.

    6. Кушнарева И.А., Стричко А. В. Киберспорт // Новая наука: стратегии и векторы развития. ‒ 2016. ‒ № 6‒ 2. ‒ С. 94-96.

    7. Скаржинская Е.Н. Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта: дис. кандидат. педагогических наук: 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. – Малаховка. – 2005. – 59 с.


    Ракова Виктория Сергеевна, студент 3 курса направления подготовки «Управление персоналом», СибГУ им. М.Ф.Решетнева г.Красноярск, vika-dobro2015@yandex.ru



    INTELLEKTUELLER SPORT

    Rakova Victoria Sergeevna, 3rd year student of the training course "personnel Management", sibsu named After M. F. Reshetnev Krasnoyarsk, vika-dobro2015@yandex.ru

    Annotation. The article describes the history of the emergence of intellectual sports games; the characteristic of intellectual sports games is given; some intellectual sports are listed and described; World Mind Games are considered; describes esports as one of the modern intellectual sports; the directions of development of intellectual sports are analyzed.

    Key words: sports-oriented intellectual games, intellectual sports, Intellectuals, e-sports.

    Bibliography

    1. Buyanova A.V., Kozilina V. Cybersport: History of formation, current state and development prospects // Socio-political sciences. 2017. N 5.

    2. Gorbunov A.Yu. Analysis of intellectual sports // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. 2012. N 4 (25).

    3. Zotin V. V., Khakimov A. O. Spectrum of chess influence on thinking and brain/ / SB. Tr. 9th all-Russian scientific and practical conference "Problems of quality of physical culture and health-saving activity of educational organizations". - Yekaterinburg, 2019. - P. 324-328

    4. Zotin V. V.,Melnichuk A. A.,Arnst N. V. Innovative technologies in the pedagogy of physical culture and sports / / SB. Tr. nauch. prakt. konf. "Innovative technologies in the training of athletes". - Moscow, 2014. - P. 21-24

    5. Computer sports (e-sports): problems and prospects: Proceedings of the III All-Russian scientific and practical conference (in the format of the Internet conference) December 16–20, 2014. – Moscow: FSBEI HPE "RSUFKSMiT", 2015. – 87 p.

    6. Kushnareva I.A., Strichko A.V. Cybersport // New science: strategies and vectors of development. – 2016. – N 6‒ 2. – P. 94-96.

    7. Skarzhinskaya E.N. Organizational and pedagogical aspects of the development of creative abilities by intellectual sports: dis. candidate. Pedagogical Sciences: 13.00.04 – Theory and methods of physical education, sports training, health-improving and adaptive physical culture. – Malakhovka. – 2005. – 59 p.


    написать администратору сайта